Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
№ п/п
| Разделы и темы
| Кол-во часов
|
I
| I класс (33 ч)
Музыка вокруг нас
|
|
| «И муза вечная со мной»
|
|
| Хоровод муз
|
|
| Повсюду музыка слышна
|
|
| Душа музыки — мелодия
|
|
5, 6
| Музыка осени
|
|
| Сочини мелодию
|
|
| «Азбука, азбука каждому нужна». Из русского былинного сказа
|
|
| Обобщающий урок I четверти
|
|
II
| Музыка и ты
|
|
| Край, в котором ты живешь
|
|
| Поэт, художник, композитор
|
|
| Музыка утра
|
|
| Музыка вечера
|
|
| Музыкальные портреты
|
|
| Разыграй сказку («Баба-Яга», русская народная сказка)
|
|
| «Музы не молчали»
|
|
| У каждого свой музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты
|
|
| Мамин праздник
|
|
| Музыкальные инструменты. «Чудесная лютня». По алжирской сказке. Звучащие картины
|
|
| Обобщающий урок III четверти
|
|
| Музыка в цирке
|
|
29, 30
| Дом, который звучит. Опера-сказка
|
|
| «Ничего на свете лучше нету»
|
|
| Обобщающий урок IV четверти
|
|
| Заключительный урок-концерт
|
|
I
| II класс (34 ч)
Россия — Родина моя
|
|
| Мелодия
|
|
| Здравствуй, Родина моя! Моя Россия
|
|
| Гимн России
|
|
II
| День, полный событий
|
|
| Музыкальные инструменты (фортепиано)
|
|
| Природа и музыка. Прогулка
|
|
| Танцы, танцы, танцы...
|
|
| Эти разные марши. Звучащие картины
|
|
| Расскажи сказку. Колыбельные. Мама
|
|
| Обобщающий урок I четверти
|
|
III
| «О России петь — что стремиться в храм»
|
|
| Великий колокольный звон. Звучащие картины
|
|
| Святые земли Русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский
|
|
| Молитва
|
|
| С Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике
|
|
| Обобщающий урок II четверти
|
|
IV
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
|
|
| Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню
|
|
| Музыка в народном стиле. Сочини песенку
|
|
| Проводы зимы
|
|
| Встреча весны
|
|
V
| В музыкальном театре
|
|
19, 20
| Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет
|
|
| Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера
|
|
22, 23
| Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал
|
|
VI
| В концертном зале
|
|
| Симфоническая сказка (С. Прокофьев «Петя и волк»)
|
|
| Обобщающий урок III четверти
|
|
| Картинки с выставки. Музыкальное впечатление
|
|
27, 28
| «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра
|
|
VII
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
|
|
| Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это — Бах
|
|
| Все в движении. Попутная песня
|
|
| Музыка учит людей понимать друг друга
|
|
| Два лада. Легенда. Природа и музыка
|
|
| Печаль моя светла. Первый
|
|
| Мир композитора (П. Чайковский, С. Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии?
|
|
—
| Заключительный урок-концерт
| —
|
I
| III класс (34 ч)
Россия — Родина моя
|
|
| Мелодия — душа музыки
|
|
| Природа и музыка (романс). Звучащие картины
|
|
| Виват, Россия! (кант). Наша слава — русская держава
|
|
| Кантата «Александр Невский»
|
|
| Опера «Иван Сусанин». Да будет во веки веков сильна...
|
|
II
| День, полный событий
|
|
| Утро
|
|
| Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек
|
|
| «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер
|
|
| Обобщающий урок I четверти
|
|
III
| «О России петь — что стремиться в храм»
|
|
| Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся!
|
|
| Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!
|
|
| Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир
|
|
| Обобщающий урок II четверти
|
|
IV
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
|
|
14, 15
| Настрою гусли на старинный лад... (былины). Былина о Садко и Морском царе
|
|
| Певцы русской старины (Баян. Садко). Лель мой Лель...
|
|
| Звучащие картины. Прощание с Масленицей
|
|
V
| В музыкальном театре
|
|
| Опера «Руслан и Людмила». Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра
|
|
| Опера «Орфей и Эвридика»
|
|
20, 21
| Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа... В заповедном лесу
|
|
| «Океан — море синее». Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу
|
|
| В современных ритмах (мюзиклы)
|
|
VI
| В концертном зале
|
|
| Музыкальное состязание (концерт)
|
|
| Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины
|
|
| Обобщающий урок III четверти
|
|
| Музыкальные инструменты (скрипка)
|
|
| Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная
|
|
| «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена
|
|
VII
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
|
|
| Чудо-музыка. Острый ритм — джаза звуки
|
|
| Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева
|
|
| Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский)
|
|
| Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет
|
|
| Обобщающий урок IV четверти
|
|
—
| Заключительный урок-концерт
| —
|
I
| IV класс
Россия — Родина моя
|
|
| Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...»
|
|
| Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?»
|
|
| Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь!
|
|
II
| «О России петь — что стремиться в храм»
|
|
| Святые земли Русской. Илья Муромец
|
|
III
| День, полный событий
|
|
| «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...»
|
|
| «Что за прелесть эти сказки!» Три чуда
|
|
| Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь
|
|
| «Приют, сияньем муз одетый...»
|
|
| Обобщающий урок I четверти
|
|
IV
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
|
|
| Композитор — имя ему народ. Музыкальные инструменты России
|
|
| Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка
|
|
V
| В концертном зале
|
|
| Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо
|
|
| Старый замок. Счастье в сирени живет...
|
|
| Не молкнет сердце чуткое Шопена... Танцы, танцы, танцы...
|
|
| Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра
|
|
| Обобщающий урок II четверти
|
|
VI
| День, полный событий
|
|
| Зимнее утро. Зимний вечер
|
|
VII
| В музыкальном театре
|
|
| Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим...
|
|
| Сцена в лесу
|
|
| Исходила младешенька
|
|
| Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы
|
|
| Балет «Петрушка»
|
|
| Театр музыкальной комедии
|
|
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
|
|
| Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд
|
|
| Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)
|
|
| Обобщающий урок III четверти
|
|
| «О России петь — что стремиться в храм»
|
|
| Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше
|
|
| Родной обычай старины. Светлый праздник
|
|
| Кирилл и Мефодий
|
|
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
|
|
| Народные праздники. «Троица»
|
|
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
|
|
| В интонации спрятан человек
|
|
| Музыкальный сказочник
|
|
| Рассвет на Москве-реке
|
|
| Обобщающий урок III четверти
|
|
—
| Заключительный урок-концерт
|
|