Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исходные данные организации

Менеджмент. Основные понятия

 

Менеджмент в практике возник с появлением общества и организаций. Зарождение менеджмента как науки произошло в конце 19 века. Ф. Тейлор обобщил практику управления предприятиями и опубликовал книгу "Принципы научного управления". С того времени практика и теория менеджмента развивалась под воздействием изменений, происходящих в мировой экономической системе. Существует большое количество определений менеджмента. Например, Питер Друкер даёт следующее понятие менеджмента: "менеджмент-это особый вид деятельности преобразующий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу". Другое определение менеджмента в современной трактовке гласит: "менеджмент-это система, обеспечивающая комплексный процесс функционирования целенаправленной хозяйственной деятельности организации, эффективного использования для этого факторов производства и финансов, которая основывается на системе принципов, функций, методов и организационной структуры управления, соответствующих условиям внешней среды". И ещё одно определение менеджмента, в котором указано основное содержание понятия управления: " менеджмент-процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулирования и достижения организационных целей".

Основное понятие в менеджменте - это организация. Организацией считается группа людей отвечающая следующим требованиям: - наличие как минимум двух людей, - наличие как минимум одной цели, - наличие членов группы, которые сознательно работают вместе над достижением общей цели.

Отсюда, организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. Цель - представление результатов деятельности. Цель организации определяет основные направления деятельности и развитие самой организации. Главная цель организации - миссия. Направление деятельности организации - стратегия. Система мер по реализации стратегии - тактика.

Основные функции управления организацией - это планирование, организация, мотивация и контроль.

План - постановка цели и порядок поэтапного достижения этой цели. В менеджменте используется понятие стратегического планирования - набора действий и решений менеджмента ведущий к выработке конкретных действий, которые помогают организации достичь желаемой цели. Планирование состоит из нескольких этапов: изучение организации и постановка задач, выработка стратегических альтернатив для организации, выбор одной альтернативы в соответствии с внешней и внутренней среды организации, построение модели этой стратегии и поэтапное планирование действий. Планирование процесс сложный и взаимосвязан с другими процессами организации. Необходимо учитывать стоимость планирования, относительно стоимости проблемы, т.к. некоторые этапы планирования могут быть достаточно дорогостоящими, например, сбор информации. Планирование помогает ответить на три основных вопроса: Каково положение организации в настоящее время? Каковы должны быть цели организации? Как организация может достичь этих целей?

Организация, как функция менеджмента - это процесс создания организационной структуры для эффективного достижения организационных целей. Структурировать необходимо такие элементы как работа, конкретные задания организации и отдельные задания работникам. Для этого организацию рассматривают как систему и принципами этой системы являются: целостность - несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её элементов, структурность - возможность описания системы через установление её структуры, взаимозависимость структуры и среды, иерархичность - представление каждого элемента подсистемы, как отдельную систему, множественность описания каждой системы. Т.о. процесс организации - это разделение предприятия на подразделения и делегирование полномочий, где полномочия - это ограниченное право использовать ресурсы организации для выполнения поставленных задач.

Мотивация - процесс побуждения людей работать ради достижения личных и организационных целей. Основным приёмом с древности была мотивация кнута и пряника, но на данный момент существует множество теорий мотиваций: мотивация исходящая из первичных и вторичных потребностей по Маслоу, теория потребностей Мак-Клелланда, двухфакторная теория Герцберга, процессуальные теории ожидания и справедливости. Мотивация работника связана с общей системой вознаграждения в организации, здесь нельзя забывать, что ценность деятельности человека и ценность человека - это разные вещи.

Контроль - процесс обеспечения достижения организационных целей. Он необходим для выявления и разрешения проблем, возникающих в процессе деятельности, пока эти проблемы не перерастут в кризис, а также для стимулирования и поддержки успешной деятельности организации. Различают предварительный, текущий и заключительный контроль. Предварительный контроль - это введение правил, процедур и линий поведения для обеспечения выполнения планов, например, подбор квалифицированных кадров, которые строго соблюдают должностные инструкции или составление бюджета организации, который не позволит исчерпать средства, не достигнув поставленных целей. Текущий контроль осуществляется в ходе проведения работ. Регулярная проверка помогает выявить отклонения от поставленных целей и принять меры по устранению этих отклонений. Заключительный контроль осуществляется после того как работа выполнена и фактические результаты сравниваются с запланированными и даёт организации возможность планирования дальнейших действий, а также измеряет результат и возможности вознаграждения сотрудников.

Коммуникации - это связующий процесс обмена информацией между сотрудниками организации. Различают внешние и внутренние коммуникации, в зависимости от среды; вертикальные и горизонтальные, в зависимости от уровней организации; восходящие и нисходящие, в зависимости от направления по уровням; формальные и неформальные, в зависимости от источника информации; и вербальные и невербальные, в зависимости от способа передачи информации. Коммуникации можно представить поэтапно: генерирование идеи, кодирование информации, выбор канала передачи, передача информации, декодирование. При коммуникационных процессах необходимо учитывать различия в восприятии и помехи, искажающие смысл информации. Обратная связь помогает определить, насколько понято сообщение.

Принятие решений - связующий процесс выбора одной из имеющихся альтернатив, необходимый для выполнения всех управленческих функций. Он проходит поэтапно: подготовка решения, принятие решения, выполнение решения и корректировка действий по результатам. Необходимо учитывать на первом этапе: необходимость принятия решений, изучение ситуации в организации, желаемые состояния организации, формирование нескольких решений, определение информации для оценки этих вариантов, оценка полезности каждого варианта решения. На втором этапе - выборе наилучшей альтернативы нужно учитывать условия выбора: определённость, риск, неопределённость и противодействия. Менеджер должен принимать решения, которые внесут наибольший вклад в достижении е организацией общих целей. Процесс принятия решений не будет завершенным до тех пор, пока обратная связь не подтвердит, что в результате выбора альтернативы проблема решена.


Исходные данные организации

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...