№ урока
| Тема урока
| Метод обучения
| Средства обучения, демонстрации
| Требования к базовому уровню подготовки
| Тип урока
|
ВВЕДЕНИЕ. Основные особенности физического метода исследования (1 ч)
|
| Физика и познание мира
| ИР
|
| Знать/понимать цепочку: научный эксперимент→физическая гипотеза-модель→физическая теория→критериальный эксперимент
| ОНМ
|
МЕХАНИКА (22 ч)
|
Кинематика (7 ч)
|
| Основные понятия кинематики
| ПП
ИР
| Относительность движения. Система отсчёта.
Прямолинейное равномерное движения.
Скорость равномерного движения.
Прямолинейное и криволинейное движение.
Относительность перемещения и траектории.
Прямолинейное равноускоренное движение.
Измерение ускорения. Акселерометр.
Падение тел в воздухе и разрежённом пространстве.
Траектория движения тела, брошенного горизонтально.
Время движения тела, брошенного горизонтально.
Равномерное движение по окружности. Линейная скорость
| Знать различные виды механического движении; знать/понимать смысл физических величин: координата, скорость, ускорение, относительность движения; уметь описывать равномерное прямолинейное движение
Знать уравнение зависимости скорости и координаты от времени при прямолинейном равнопеременном движении; уметь описывать свободное падение
Знать/понимать смысл понятий: частота и период обращения, центростремительное ускорение
Уметь решать задачи на определение высоты и дальности полёта, времени движения для тел, брошенных под углом к горизонту
Знать/понимать смысл понятий: поступательное движение, вращательное движение
Уметь применять полученные знания при решении задач
| К
|
| Скорость. Равномерное прямолинейное движение
|
| Относительность механического движения. Принцип относительности в механике
|
| Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения
|
| Свободное падение тел – частный случай равноускоренного прямолинейного движения
|
| Равномерное движение материальной точки по окружности
| ПП
|
| Контрольная работа № 1
| Р, ТР
| ПКЗУ
|
Динамика и силы в природе (8 ч)
|
| Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение
| ПП
Р, ТР
| Примеры механического взаимодействия.
Сила. Измерение силы. Сложение сил.
Масса тел. Первый закон Ньютона.
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
Знакомство учащихся с силами по обобщённому плану ответа. Различие силы тяжести и веса тела. Центр тяжести. Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали. Невесомость. Закон Гука. Сравнение результатов и получение вывода о точности измерений и об использовании различных методов исследования для изучения одного и того же явления.
Силы трения покоя и скольжения. Законы сухого трения. Трение качения
| Знать/понимать смысл величин: масса, сила; знать/понимать смысл законов Ньютона, уметь применять их для объяснения механических явлений и процессов
Знать/понимать смысл понятий: инерциальная и неинерциальная система отсчёта, смысл принципа относительности Галилея; уметь различать единицы масс и сил, решать задачи
Знать/понимать смысл понятий: деформация, жёсткость; смысл закона Гука
Знать историю открытия закона всемирного тяготения; знать/понимать смысл понятий: всемирное тяготение, сила тяжести, невесомость, сила трения; смысл физических величин: постоянная всемирного тяготения, ускорение свободного падения
| К
|
| Решение задач на законы Ньютона
|
| Силы в механике.
Гравитационные силы
|
| Сила тяжести и вес
|
| Силы упругости – силы электромагнитной природы
| ИР, ПП
| К
|
| Лабораторная работа № 1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»
| ПП, Р
| ПЗУ
|
| Силы трения
| ИР, ПП
| К
|
| Зачёт № 1 по теме «Динамика. Силы в природе»
| ТР, Р
| ПКЗУ
|
Законы сохранения в механике. Статика (7 ч)
|
| Закон сохранения импульса
| ИР
ПП
ТР
Р
| Импульс силы. Импульс тела. Квазиизолированные системы. Закон сохранения импульса.
Ракета. Реактивное движение. Космические полёты. Реактивные двигатели.
Превращение одних видов движения в другие.
Преобразование потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно. Изменение механической энергии при совершении работы.
| Знать/понимать смысл величин: импульс тела, импульс силы; уметь вычислять изменение импульса тела в случае прямолинейного движения
Знать/понимать смысл закона сохранения импульса
Уметь объяснять и описывать реактивное движение и его использование
Знать/понимать смысл физических величин: механическая работа, мощность, энергия; уметь вычислять работу сил тяжести и упругости, потенциальную и кинетическую энергию тела
Знать/понимать смысл закона сохранения энергии в механике
Уметь применять полученные знания при решении задач
Знать/понимать виды равновесия и его законы
Уметь применять полученные знания при решении задач
| К
|
| Реактивное движение
| ОНМ
|
| Работа силы (механическая работа)
| К
|
| Теоремы об изменении кинетической и потенциальной энергии
| К
|
| Закон сохранения энергии в механике
|
| Зачёт № 2 по теме «Законы сохранения в механике», коррекция
|
| Равновесие твердого тела
| Р, ТР
| ПКЗУ
|
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА (16 ч)
|
Основы молекулярно-кинетической теории (10 ч)
|
| Основные положения молекулярно-кинетической теории. Тепловые явления. Характеристика молекул
| ПП
| Броуновское движение. Диффузия газов. Притяжение молекул. Свойства вещества в различных агрегатных состояниях.
Установление межпредметных связей с химией: относительная атомная масса, молярная масса вещества, масса молекулы (атома), количество вещества, число молекул, постоянная Авогадро.
Зависимость давления газа от числа частиц и их средних кинетических энергий.
Определение постоянной Больцмана. Газовый термометр.
Прибор для демонстрации газовых законов. Зависимость между объёмом, давлением и температурой для данной массы газа.
Изотермический процесс. Изобарный процесс. Изохорный процесс.
| Знать/понимать смысл понятий: вещество, атом, молекула; основные положения МКТ, уметь объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества
Знать/понимать смысл величин: молярная масса, количество вещества, постоянная Авогадро; уметь решать задачи на данную тему
Знать основные характеристики движения и взаимодействия молекул
Уметь описывать основные черты модели «идеальный газ»; уметь объяснять давление, создаваемое газом. Знать основное уравнение МКТ
Знать/понимать смысл понятия «абсолютная температура»; смысл постоянной Больцмана; уметь вычислять среднюю кинетическую энергию молекул при известной температуре
Знать уравнение состояния идеального газа; уметь решать задачи с применением уравнения Менделеева-Клапейрона
Знать/понимать смысл законов Бойля-Мариотта, Гей-Люссака и Шарля
Уметь применять полученные знания при решении задач
| ОНМ
|
| Броуновское движение. Агрегатное состояние вещества
| ИР, ПП
|
| Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа
|
| Решение задач на основное уравнение МКТ
| ТР, Р
| ПКЗУ
|
| Температура
| ИР, ПП
| ОНМ
|
| Решение задач с температурой газа
| ТР, Р
| ПКЗУ
|
| Скорость молекул. Уравнение состояния идеального газа
| ИР, ПП
| К
|
| Газовые законы
|
| Решение задач на газовые законы
| ТР, Р
| ПКЗУ
|
| Графическое представление газовых законов
| Р, ТР
|
Взаимные превращения жидкостей и газов. (1 ч)
|
| Насыщенный пар. Влажность воздуха
| ИР
| Переход ненасыщенных паров в насыщенные при уменьшении объёма. Кипение воды при пониженном давлении. Влажность воздуха (принцип устройства и работы гигрометра).
Свойства поверхности жидкости. Изучение свойств поверхности жидкости с помощью мыльных плёнок. Капиллярные явления.
Сравнение кристаллических и аморфных тел. Рост кристаллов. Пластическая деформация твёрдого тела
| Знать/понимать смысл понятия «реальный газ»; смысл величин: относительная влажность, парциальное давление; уметь решать задачи на данную тему
Знать/понимать различие строения и свойств кристаллических и аморфных тел
Уметь применять полученные знания при решении задач
| ОНМ
|
Термодинамика (5 ч)
|
| Внутренняя энергия. Работа
| ПП
ИР
| Представление термодинамики как физической теории с выделением её оснований. Ядра и выводов-следствий.
Применение первого закона термодинамики к различным изопроцессам в газе.
Статистический смысл второго закона термодинамики. Вероятностное толкование равновесного состояния системы.
| Знать/понимать смысл величины «внутренняя» энергия; формулу для вычисления внутренней энергии; смысл понятий: количество теплоты, работа; уметь вычислять работу газа при изобарном расширении/сжатии. Знать/понимать смысл первого закона термодинамики; уметь решать задачи с вычислением количества теплоты, работы и изменения внутренней энергии газа
Знать/понимать формулировку первого закона термодинамики для изопроцессов. Знать/понимать смысл второго закона термодинамики. Знать/понимать устройство и принцип действия теплового двигателя, формулу для вычисления КПД. Уметь решать задачи с применением изученного материала
| ОНМ
|
| Количество теплоты. Первый закон (начало) термодинамики
| К
|
| Второй закон термодинамики. КПД
|
| Решение задач
| Р, ТР
Р, ТР
|
| Контрольная работа № 2
| ПКЗУ
|
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (17 ч)
|
Электростатика (6 ч)
|
| Электрический заряд. Закон Кулона
| ИР
| Электризация тел. Притяжение наэлектризованным телом ненаэлектризованных тел. Взаимодействие наэлектризованных тел. Устройство и принцип действия электрометра. Делимость электричества. Два рода электрических зарядов. Одновременная электризация обоих соприкасающихся тел. Сравнение закона Кулона с законом всемирного тяготения. Справедливость закона Кулона. Характеристика поля по обобщённому плану. Проявления электростатического поля. Определение результирующего вектора напряжённости. Проводники и диэлектрики. Распределение зарядов на проводнике. Полная передача заряда проводником. Явление электростатической индукции. Распределение зарядов на поверхности проводника. Экранизующее действие проводников. Поляризация диэлектриков. Особенности проводников и диэлектриков в сравнении. Особенности энергетических характеристик электростатического и гравитационного полей. Измерение разности потенциалов. Измерение электроёмкости. Электроёмкость плоскости конденсатора. Устройство конденсатора переменной ёмкости. Энергия заряженного конденсатора.
| Знать/понимать смысл физических величин: электрический заряд, элементарный электрический заряд; знать смысл закона сохранения заряда
Знать/понимать смысл закона Кулона, уметь вычислять силу кулоновского взаимодействия
Знать/понимать смысл величины «напряжённость», уметь вычислять напряжённость поля точечного заряда и бесконечной заряженной плоскости
Уметь приводить примеры практического применения проводников и диэлектриков
Знать/понимать основные энергетические характеристики, смысл понятия «эквипотенциальная поверхность»; уметь объяснять и описывать связь напряжённости и разности потенциалов. Знать/понимать смысл величины «электрическая ёмкость»
| К
|
| Электрическое поле. Напряженность
| ПП
|
| Потенциальная энергия заряженного тела. Потенциал электростатического поля
|
| Решение задач
| Р, ТР
|
| Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора
|
| Контрольная работа № 3
| ПКЗУ
|
Постоянный электрический ток (6 ч)
|
| Электрический ток. Сила тока
| ПП, Р, ТР
| Характеристика и сравнение полей с помощью обобщённого плана ответа. Электрическое поле в цепи постоянного тока. Одновременное существование в цепи постоянного тока как электрического поля, так и магнитного поля.
Решение разнообразных задач.
Построение эквивалентных схем электрических цепей.
Работа в исследовательском режиме.
Использование формул для расчёта энергетических характеристик тока и законов соединения проводников.
Электродвижущая сила и внутреннее сопротивление источника тока.
Закон Ома для полной цепи.
| Знать условия существования электрического тока; знать/понимать смысл величин: сила тока, сопротивление, напряжение, ЭДС; смысл закона Ома
Уметь собирать электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников
Знать и уметь применять при решении задач формул для вычисления работы и мощности электрического тока
Знать/понимать смысл величины «электродвижущая сила»; знать формулировку и формулу закона Ома для полной цепи
Уметь решать задачи с применением закона Ома для участка цепи и полной цепи
| ЗИ
|
| Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Соединения проводников
| Р, ТР
| ПЗУ
|
| Лабораторная работа №2 «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников»
| ПП, Р
|
| Работа и мощность постоянного тока
| ПП, ИР
| К
|
| Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи
|
| Контрольная работа № 4
| Р
| ПЗУ
|
Электрический ток в различных средах (5 ч)
|
| Электрический ток в металлах
| ПП
| Характеристика закономерностей протекания тока в среде.
Зависимость сопротивления полупроводника от температуры. Зависимость сопротивления полупроводника от освещённости.
Явление термоэлектронной эмиссии. Односторонняя проводимость диода. Вольт-амперная характеристика диода.
Электропроводность дистиллированной воды. Электропроводность раствора серной кислоты. Электролиз раствора сульфата меди.
| Знать/понимать и уметь объяснять основные положения электронной теории проводимости металлов. Знать/понимать, как зависит сопротивление металлического проводника от температуры
Знать/понимать понятия: собственная и примесная проводимость, уметь объяснять и описывать два вида проводимость металлов, электронно-дырочный переход, назначение принцип действия транзистора
Знать/понимать понятие электролиза; смысл и формулировку закона Фарадея
Знать/понимать понятие «плазма», уметь объяснять и описывать существование электрического тока в газах, применение плазмы. Уметь решать задачи с применением изученного материала
| К
|
| Электрический ток в полупроводниках
|
| Электрический ток в вакууме. Плазма
|
| Электрический ток в жидкостях и газах
|
| Контрольная работа № 5
| Р
|
|
|
|
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (1 ч)
|
| Повторение всех пройденных тем за год
| Р, ТР
| Сборники познавательных и развивающих заданий
|
| ПКЗУ
|
| | | | | | |