Важнейшие элементы учетной политики
Элементами формируемой в организации учетной политики могут быть (включают в себя как обязательные, так и рекомендуемые для отражения): Рабочий План счетов бухгалтерского учета. Методы организации учетной работы. Формы ведения бухгалтерского учета. Технология обработки информации. Формы первичных учетных документов а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, применяемые предприятием. Перечень лиц, имеющих право подписи документов. Правила и график документооборота. Регистры учета, используемые предприятием. Порядок проведения инвентаризации. Оценка оприходования имущества и обязательств. Оценка финансовых вложений. Оценка и учет товаров. Оценка незавершенного производства. Варианты приобретения и заготовления материалов. Номенклатура материально-производственных запасов, используемых организацией. Учет выпуска готовой продукции. Учет выполнения работ долгосрочного характера. Оценка выбытия (начисление амортизации) активов. Учет затрат на ремонт основных средств. Списание общехозяйственных расходов. Списание расходов обслуживающих производств и хозяйств. Ведение раздельного учета затрат Порядок списания расходов будущих периодов. Создание резервов сомнительных долгов. Создание резервов предстоящих расходов и платежей. Учет доходов будущих периодов. Учет использования прибыли. Порядок начисления дивидендов. Учет покрытия убытка. Прочая информация. Рабочий План счетов бухгалтерского учета. В соответствии с требованиям Приказов Минфина России от 31 октября 2000 года N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" и от 29 декабря 2000 года N 123н "О неприменении на территории Российской Федерации приказа Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 года N 56 "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению", при организации и ведении бухгалтерского учета с 1 января 2002 года организации вправе использовать только новый План счетов, утвержденный приказом Минфина России N 94н. В связи с этим Рабочий План счетов, применяемый в 2002 году, должен быть разработан на основе уже нового Плана счетов.
Фактически формирование Рабочего Плана счетов производится путем отбора синтетических счетов, предусмотренных новым Планом счетов, которые фактически используются при ведении учета в организации. Введение синтетических счетов, не предусмотренных Планом счетов, может осуществляться с выполнением требований пункта 4 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете, согласно которому о таких фактах должно сообщаться в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу. В противном случае это классифицируется как уклонение от выполнения правил бухгалтерского учета и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете с вытекающими из этого последствиями. Рабочий План счетов аналитического учета определяется самостоятельно организацией предприятием с учетом субсчетов, определенных Планом счетов и положений действующего законодательства. Так, например субсчета к счету 68 "Расчеты по налогам и сборам" могут быть сформированы по видам уплачиваемых организацией налогов и сборов. Методы организации учетной работы. Определяются согласно пункта 2 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете (руководитель может учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, ввести в штат должность бухгалтера, передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту, вести бухгалтерский учет лично).
Формы ведения бухгалтерского учета. В настоящее время используются следующие формы ведения учета: единая журнально-ордерная форма счетоводства для предприятий, утвержденная письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 года N 63; журнально-ордерная форма счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденная письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 года N 176; мемориально-ордерная форма счетоводства; упрощенная форма бухгалтерского учета (простая форма и форма с использованием регистров учета имущества) для субъектов малого предпринимательства, утвержденная приказом Минфина России от 21 декабря 1998 года N 64н; В основном организации используют журнально-ордерную форму учета. При этом в связи с переходом организаций с 2002 года на новый План счетов используемые формы журналов-ордеров подлежат корректировке и утверждению учетной политикой организации на 2002 год (прилагаются отдельным приложением). Технология обработки информации. Бухгалтерский учет в организациях может вестись ручным способом, ручным способом с частичным применением средств автоматизации или автоматизированным способом. Формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, применяемые организацией. В соответствии со статьей 9 Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться первичными оправдательными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Госкомстатом России. Если же организация использует формы, которые не нашли своего отражения в постановлениях Госкомстата России, их формы утверждаются учетной политикой организации. При этом такие документы должны иметь обязательные реквизиты, определенные в пункте 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете.
Отдельные правила применения первичных учетных документов определены постановлением Госкомстата РФ от 24 марта 1999 года N 20. Правила использования документов строгой отчетности при расчетах с населением раскрыты в письме Минфина России от 23 августа 2001 года N 16-00-24/70 "О документах строгой отчетности при осуществлении денежных расчетов с населением". Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов. В соответствии с пунктом 3 Закона о бухгалтерском учете перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Такое решение может оформляться как по занимаемым должностям, так и по конкретным лицам. Список лиц отражается непосредственно в учетной политике или прикладывается отдельным приложением к ней. Правила и график документооборота. Правила документооборота в организации регулируются принимаемым графиком документооборота, составляемым в виде схемы или перечня работ, выполняемых структурными подразделениями или конкретными работниками-исполнителями с отражением взаимосвязи и сроков формирования и исполнения документов и их дальнейшим хранением. При разработке графика документооборота организации могут использовать "Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете", утвержденное приказом Минфина СССР от 29 июля 1983 года N 105 (в частности, примерный график документооборота приведен в приложении к Положению). Принятый в организации график документооборота прикладывается в качестве отдельного приложения к учетной политике. Регистры учета, используемые организацией. В соответствии со статьей 10 Закона о бухгалтерском учете регистры учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. В связи с тем, что до настоящего времени новые регистры учеты, используемые при журнально-ордерной форме учета, Минфином России не определены, организации вправе скорректировать ранее применявшиеся регистры, что зафиксировать в своей учетной политике на новый 2002 год.
Порядок проведения инвентаризации. Принимаемый и закрепляемый в учетной политике организацией порядок проведения инвентаризации не может противоречить основным принципам ее организации и проведения, закрепленными Законом о бухгалтерском учете, Положением по ведению бухгалтерского учета, а также Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденным приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года N 49. Оценка оприходованных имущества и обязательств. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона о бухгалтерском учете оценка имущества и обязательств организаций производится в обязательном порядке для их отражения в бухгалтерском учете и отчетности. Оценка имущества производится путем: приобретенного за плату - суммирования фактически произведенных затрат на покупку; полученного безвозмездно - по рыночной стоимости на дату оприходования; произведенного на самом предприятии - по стоимости изготовления (фактических затрат, связанных с производством объекта имущества). Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций может производится до целых рублей. Специальные правила оценки устанавливаются действующим законодательством по товарообменным операциям, а также по хозяйственным операциям, по которым стоимость активов устанавливается в сумме, выраженной в иностранной валюте, а их оплата производится в рублях. Правила оценки активов организации регулируются также соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету (например, ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 3/2000, ПБУ 10/99). Оценка финансовых вложений. Финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора. При этом по долговым ценным бумагам в соответствии с пунктом 44 Положения по ведению бухгалтерского учета и пунктом 3.4. "Порядка отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами", утвержденного приказом Минфина России от 15 января 1997 года N 2, разрешается разницу между суммой фактических затрат на приобретение и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно по мере начисления причитающегося по ним дохода относить на финансовые результаты. В связи с вышеизложенным, учетной политикой должно быть определено, списывает организация соответствующую разницу равномерно по мере обращения долговых ценных бумаг, или единовременно при предъявлении этих бумаг к оплате (ином их выбытии).
Оценка и учет товаров. В соответствии с пунктом 13 ПБУ 5/01 товары, приобретенные организацией для продажи, должны оцениваться по стоимости их приобретения в порядке, определенном для других материально-производственных запасов. Вместе с этим, действующее законодательством устанавливает и отдельные особенности оценки товаров. Так, организации, осуществляющие розничную торговлю, могут производить оценку приобретаемых товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок) (т.е. с использованием счета 42 "Торговая наценка"). В связи с этим решение выбора предприятий розничной торговли заключается в использовании счета 42 или нет, что должно быть отражено в учетной политике. В учетной политике торговых организаций отражается также порядок учета транспортных расходов. По общим правилам оценки такие расходы должны относиться на увеличение стоимости товаров, в том числе через использование счетов 15 и 16. Пунктом же 13 ПБУ 5/01 торговым организациям предоставлено право отражать затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, в составе расходов на продажу (счет 43 "Расходы на продажу"). Соответствующий порядок также должен быть зафиксирован в учетной политике. В случае, если в 2001 году все издержки обращения не признавались торговыми организациями в стоимости реализованных товаров, а с 2002 года они принимают решение о включении таких расходов в стоимость товаров, согласно пункту 27 "Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности", утвержденных приказом Минфина России от 28 июня 2000 года N 60н, допускается равномерно включать эти суммы в себестоимость проданных товаров в течение определенного периода времени (например, квартал, полугодие). Исходя из этого в учетной политике в этом случае должны найти место само принятое решение, а также период списания расходов. Оценка незавершенного производства. Правила оценки определены пунктом 64 Положения по ведению бухгалтерского учета. Номенклатура материально-производственных запасов, используемых организацией. С 2002 года в соответствии с пунктом 3 ПБУ 5/01 единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования, единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п. Принятая организацией номенклатура в разрезе наименований, номенклатурных номеров и групп прикладывается отдельным приложением к разрабатываемой учетной политике. Варианты приобретения и заготовления материалов. В зависимости от принятого организацией варианта учета (что закрепляется в учетной политике), поступление материалов может быть отражено с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материалов" и 16 "Отклонение в стоимости материалов" или без использования их, что регулируется Инструкцией по применению Плана счетов. При этом с использованием счетов 15 и 16 может быть организован учет таких расходов связанных с материально-производственными запасами, как суммовые разницы, затраты по заготовке и доставке материалов (расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата; транспортные расходы по доставке мат риалов до места их использования, если они не включены в цену на запасы, установленную договором; расходы по оплате процентов за пользование заемными средствами и т.п.). Учет выпуска готовой продукции. Под готовой продукцией в соответствии с пунктом 2 ПБУ 5/01 понимается часть материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (в частности - конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики, которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством). Бухгалтерский учет выпуска готовой продукции может быть организован с использованием счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" (чем обеспечивается учет продукции по нормативной себестоимости) или без его использования. Соответствующий выбор закрепляется в учетной политике. Учет выполнения работ долгосрочного характера. В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов организации, выполняющие работы долгосрочного характера (строительные, научные, проектные, геологические и т.п.) могут осуществлять их учет с использованием счета 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам" или без использования счета 46. Соответствующий выбор отражается в учетной политике. Оценка выбытия активов (порядок начисления амортизации). Действующее законодательство содержит ряд вариантов списания с учета активов предприятия (основных средств, материалов, товаров, нематериальных активов). Используемый организацией в каждом конкретном случае выбор фиксируется в учетной политике. В рамках объектов основных средств организации вправе выбирать между следующими способами начисления амортизации: линейным; способом уменьшаемого остатка; способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ); Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. По объектам нематериальных активов в соответствии с пунктом 14 ПБУ 14/2000 амортизация начисляется одним из следующих способов: - линейным; - способом уменьшаемого остатка; - способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Применение одного из способов по группе однородных нематериальных активов производится в течение всего их срока полезного использования, который определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету, исходя из ожидаемого срока использования объекта (действия патентов, свидетельств и т.п.), но не более срока деятельности организации). По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на двадцать лет (но не более срока деятельности организации). В соответствии с пунктом 16 ПБУ 5/01 оценка материалов, отпущенных в производство и ином их выбытии производится одним из следующих методов: - по себестоимости каждой единицы; - по средней себестоимости; - по себестоимости первых по времени приобретения материалов (метод ФИФО); по себестоимости последних по времени приобретения материалов (метод ЛИФО). Учет затрат на ремонт основных средств. В соответствии с действующим законодательством каждая организация вправе воспользоваться целым рядом вариантов списания затрат, связанных с ремонтом основных средств: с отнесением расходов на ремонт непосредственно на счета учета затрат; с отнесением расходов на ремонт на расходы будущих периодов (счет 97 "Расходы будущих периодов") с последующим списанием расходов на счета учета затрат в течение отчетного года или в течение периода, определенного организацией, в рамках осуществления ремонтных работ; с образованием резервов предстоящих расходов на ремонт основных средств или ремонтного фонда (счет 96 "Резервы предстоящих расходов"); Списание общехозяйственных расходов. В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов расходы, учтенные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", списываются согласно одному из двух вариантов: - в дебет счетов учета затрат (20, 23 (если вспомогательные производства производили изделия и работы и оказывали услуги на сторону), 29 (если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону)); - непосредственно на счета учета продаж (счет 90 "Продажи") как условно-постоянные расходы в порядке, определенном организацией; В связи с этим учетной политикой должны устанавливаться варианты списания общехозяйственных расходов, а также порядок их распределения между отдельными объектами калькулирования. Распределение косвенных затрат между объектами калькулирования может производится согласно следующих методов, принятых организацией в учетной политике: · пропорционально сумме прямых затрат; · пропорционально размеру основной заработной платы; · пропорционально сумме прямых материальных затрат; · согласно любому другому методу, принятому организацией, но не противоречащему действующему законодательству; При списании расходов вспомогательных производств и хозяйств следует учитывать, что они должны списываться в том числе и на расходы обслуживающих производств и хозяйств (см. Методические рекомендации по порядку проведения проверок правильности учета организациями для целей налогообложения расходов, связанных с содержанием объектов непроизводственной сферы, доведенные письмом МНС России от 7 февраля 2001 года N ВГ-6-02/115). Списание расходов обслуживающих производств и хозяйств. Учтенные в течение отчетного периода расходы по содержанию обслуживающих производств и хозяйств (счет 29) подлежат списанию по следующим направлениям: на счета учета материальных ценностей и готовых изделий, выпущенных обслуживающими производствами и хозяйствами; на счета учета затрат подразделений-потребителей работ и услуг, выполненных обслуживающими производствами и хозяйствами; на счета учета продаж при продаже продукции (работ, услуг) сторонним организациям и лицам; Списание расходов производится в порядке, определенном Инструкцией по применению Плана счетов с учетом "Методических рекомендаций по порядку проведения проверок правильности учета организациями для целей налогообложения расходов, связанных с содержанием объектов непроизводственной сферы", доведенных письмом МНС России от 7 февраля 2001 года N ВГ-6-02/115 в долях, определяемых на основании принятой организацией учетной политикой. Ведение раздельного учета затрат и хозяйственных операций. В силу требований налогового законодательства, в отдельных случаях организации обязаны обеспечить раздельный учет затрат и хозяйственных операций. В частности, в соответствии с пунктом 4 статьи 149 главы 21 НК РФ, если организациями осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), организация обязана вести раздельный учет таких операций. Порядок ведения такого раздельного учета согласно пункту 42 "Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового Кодекса Российской Федерации", утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2000 года N БГ-3-03/447, должен быть закреплен налоговой учетной политикой организации. Порядок списания расходов будущих периодов определен пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета. Оценочные резервы. В соответствии с действующим законодательством организации вправе создавать резервы для оценки отдельных статей баланса, подлежащих учету по счетам 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей", 59 "Резервы под обеспечение вложений в ценные бумаги" и 63 "Резервы по сомнительным долгам". Исходя из этого, учетной политикой организации должно закрепляться создание того или иного резерва, и их предназначение. В бухгалтерском учете создание и использование резерва под снижение стоимости материальных ценностей оформляется следующими записями: дебет счета 91”Прочие доходы и расходы” кредит счета 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей" - создание резерва перед составлением бухгалтерского баланса на разницу между балансовой стоимостью материалов и стоимостью их возможной продажи (резерв создается по испорченным и морально устаревшим материалам, а также по материалам, на которые рыночные цены снижаются); Дт счета 14 Кт счета 91 - в начале периода, следующего за отчетным, в котором создавался резерв, зарезервированная сумма восстанавливается; Создание резервов предстоящих расходов и платежей. Учетной политикой организации определяется перечень создаваемых резервов предстоящих расходов, их назначение, порядок производства отчислений. Перечень резервов определяется с учетом пункта 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и Инструкции по применению Плана счетов. Списание доходов будущих периодов. Согласно положений Методических рекомендаций по бухгалтерской отчетности, Инструкции по применению Плана счетов и ПБУ 13/2000 в составе доходов будущих периодов подлежат отражению стоимость безвозмездно полученных активов, а также суммы государственной помощи. Учетной политикой определяются суммы, отражаемые в составе доходов будущих периодов, а также порядок их списания на соответствующие счета учета. Учет использования прибыли организации. В соответствии с новым Планом счетов и Инструкцией по его применению суммы нераспределенной прибыли, зачисленные на счет 84, в течение года использованию не подлежат, и определяют собой неизменный в течение года фонд средств. Только по результатам следующего года суммы нераспределенной прибыли могут быть направлены на покрытие образовавшегося убытка или выплату дивидендов. Не предусмотрено новым порядком также и создание каких-либо фондов специального назначения (фонд социальной сферы, фонд потребления и т.п.). Порядок начисления дивидендов. Учетной политикой организации определяются категории получателей, очередность начисления по видам дивидендов (привилегированные, обычные), а также источники покрытия затрат (чистая прибыль отчетного года; средства резервного капитала). Учет покрытия убытка. В рамках учетной политики организации должны быть определены источники покрытия убытка, который может быть образован по результатам деятельности за год. Такими источниками согласно пункту 51 Методических указаний по отчетности и Инструкции по применению Плана счетов могут быть: § средства резервного капитала (дебет счета 82 "Резервный капитал" кредит счета 84); § средства добавочного капитала (за исключением сумм прироста стоимости имущества по переоценке) (дебет счета 83 "Добавочный капитал" кредит счета 84); § целевые взносы учредителей (дебет счета 75 “расчеты с учредителями” кредит счета 84 “нераспределенная прибыль”); § средства нераспределенной прибыли прошлых лет - запись оформляется между открываемыми для целей контроля за покрытием убытка к счету 84 субсчетами; за счет доведения величины уставного капитала до величины чистых активов (дебет счета 80 "Уставный капитал" кредит счета 84); Если соответствующих источников для покрытия убытка не хватает, принимается решение об оставлении на бухгалтерском балансе непокрытого убытка (имея в виду списание его в будущие отчетные периоды). Именно порядок, а также и последовательность списания вышеперечисленных источников в погашение убытка, определяются учетной политикой организации. В учетной политике организации отражается и другая информация, касающаяся заемных средств (пункт 32 ПБУ 15/01); нематериальных активов (пункт 31 ПБУ 14/2000), отчетных сегментов (ПБУ 12/2000); доходов (пункт 17 ПБУ 9/99) и расходов (пункт 20 ПБУ 10/99).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|