Констатирующий эксперимент
В экспериментальном исследовании принимали участие 12 детей старшей группы (возраст 5-6 лет), дата проведения исследования - апрель 2003-04 уч.год; воспитанники МДСКВ №64 «Пингвиненок» г.Нижневартовска. В результате исследования выявились следующие результаты (согласно Протокола выполнения заданий):
Протокол выполнения заданий
Хотелось бы отметить, что для удобства подсчета качества выполнения заданий при исследовании состояния словаря и грамматического строя речи были объединены результаты заданий, которые были представлены двумя-тремя пунктами, но выявляли один показатель. Так, например, задание 1а, 2 б, 3в – направлены на обследование лексической стороны речи (словаря); задания 1а, 2б, 3в, 4г – на изучение состояния грамматического оформления речи.
Следует остановиться на анализе выполнения заданий по каждому из изученных компонентов речи: лексический уровень речи - состояние словаря, грамматическое оформление речи - состояние грамматического строя речи и состояния связной речи. Таким образом,
Полученные результаты обследования позволяют отметить, что (выводы по констатирующему исследованию): 1 Уровень речевого развития детей выделенной группы не соответствует возрастным нормам (ниже возрастной нормы). Из этого следует вывод: если мы взяли за условный показатель познавательного развития детей состояние словаря (как «ядро»), а взаимообуславливание грамматического оформления речи и, как следствие, характера сформированности навыков связной речи, то и уровень познавательного развития ниже возрастной нормы. 2. Старшие дошкольники экспериментальной группы испытывают затруднения: q Лексическая сторона речи: при классификации понятий, подборе синонимов, подборе определений к заданному слову q Грамматическое оформление речи: конструировать предложения из заданных слов, склонять и спрягать существительные в необходимом роде, числе, падеже. q Связная речь: формулировать основную мысль, последовательно и точно строить рассказ и т.д. Исходя из результатов констатирующего эксперимента видно, детям-дошкольникам выделенной группы требуется коррекционная работа, направленная на развитие и совершенствование компонентов языка как способа развития познавательной активности ребенка.
Формирующий эксперимент Исходя из теоретических разработок, рассмотренных в первой части данной курсовой работы, из результатов констатирующей части исследования (дата диагностики: апрель 2003-04 УЧ. ГОДА – старшая группа), где отмечены «слабые» места детей в формировании и развитии речи (в частности, словаря, грамматического оформления речи, состояния связной речи) детей, т.е. особенностей речевого развития детей данной группы, видно, что требуется проведение коррекционно-развивающей работы в данном направлении и коррекция имеющихся результатов у данной группы детей возможна. Гипотеза: есть возможность предположить, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут качественные и количественные изменения в речевом развитии (в частности, обогащение и пополнение словаря) у выделенной группы дошкольников посредством использования системы дидактических игр как одного из способов руководства познавательной деятельностью, а также при использовании всех средств коррекционного педагогического воздействия и при обязательном построении индивидуально-дифференцированных программ образования и развития, предполагающими изучение каждого ребенка. Определено направление, задачи коррекционно-развивающей работы: 1) осуществить отбор содержания дидактических игр, 2) простроить систему их использования с целью оптимизации коррекционного педагогического воздействия на познавательное развитие ребенка-дошкольника: 1. осуществлять работу по активизации и развитию лексической стороны речи (пополнение словаря, введение в активный словарь новых лексических единиц, развивать умение классифицировать понятия, употреблять слова-синонимы, слова-антонимы, обобщающие слова осознанно и самостоятельно в повседневной жизни) 2. расширить и углубить грамматическое оформление речи (умение склонять разные части речи в роде, числе, падеже и т.д.) 3. совершенствование связной речи (составлять самостоятельные рассказы, умение воспроизводить небольшие литературные произведения, выделяя при этом основную мысль, использовать выразительные средства языка, отрабатывать плавность речи, умение использовать при пересказе и составлении рассказа сложные конструкции предложений, умение четко определять прямую и косвенную речь в произведении и т.д.)
Хотелось бы заметить, что представленные в данной работе и в Приложении дидактические игры – это лишь небольшая часть системы использования дидактических как одного из способов руководства познавательной деятельностью дошкольников. В целях решения задач, поставленных в данной части (формирующий эксперимент) практического исследования необходимо простроить систему использования дидактических игр, которая бы предполагала развитие и формирование необходимых компонентов речи являющихся в настоящей курсовой работе одной из немаловажных сторон в познавательном развитии детей дошкольного возраста. Все дидактические игры направлены на развитие мышления и речи детей, они формируют разные стороны этого процесса. От объекта к слову и от слова к объекту – два взаимосвязанных подхода, которые использовались при разработке системы игр. Первая группа игр — это игры, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Проводятся они по типу игр-загадок («Отгадай-ка», «Магазин», «Где находится Петя?», «Радио», «Да — нет», «Похож — непохож», «Что за птица?» и др). В этой группе игр следует особенно сказать об играх, направленных на умение составлять связный, интересный, последовательный рассказ о том или ином предмете, учитывая всю совокупность его признаков, на умение сравнивать, классифицировать, обобщать и это все проявляется в логической четкости, доказательности речи, что способствует не только активизации словаря детей, но расширяет ознакомление ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами. Вторая группа — игры, воспитывающие умение группировать, обобщать предметы по определенным признакам. («Назови три предмета», «Нужно — не нужно», «Кому что нужно?», «А если бы...», «Охотник» и др.).
Третья группа — игры, требующие от детей умения отличать реальные явления от нереальных, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения, понимать юмор («Кто больше заметит и объяснит небылиц?», «Придумай небылицы сам», «Придумай перевертыши», «Бывает — не бывает»). Четвертая группа — игры, воспитывающие умение владеть собой, внимание, находчивость, сообразительность («Фанты», «Где мы были, мы не скажем», «Семья», «Наоборот», «И я», Методика проведения игр предусматривает требования: 1.Сделать игры занимательными, избежать сухости, сохранить в игре то, что ее отличало бы от занятий (бесед, рассказов) и дидактических упражнений. Занимательность должна заключаться в правилах, побуждающих ребенка думать. Кроме того, широко используются такие игровые элементы, как сговор, жеребьевка, считалочка, разыгрывание фантов, соревнование. Разыгрывание фантов, которым заканчивается большинство игр, интересно само по себе и требует от детей находчивости, умения владеть собой, перевоплощаться («Превратись в дедушку», «Стань пчелой», «Сядь на пол и встань без помощи рук» и т. п.). 2..Создать условия для умственной и двигательной активности всех играющих детей. Правила игры не должны строиться так, чтобы играли двое, а остальные ждали своей очереди. Активны должны быть все: одни загадывают, другие отгадывают; одни называют предметы, другие их отсчитывают; одни придумывают рассказы-небылицы, другие слушают их и затем разоблачают и т. д. Дидактические игры могут проводиться как во время занятий (как целое занятие или часть его), так и в часы игр. Если воспитатель хочет закрепить или уточнить те или иные знания, полученные на занятиях, он проводит игру на материале этих занятий. Первая группа игр. «Где был Летя?» а) Эта игра является усложненным вариантом игры «Отгадай-ка». Правила ее требуют от детей умения описать не предмет, а обстановку, процесс, например труд людей. Таким образом, знания детей, которые они здесь используют, должны быть не только более обширными, но и более обобщенными; от детей требуются наблюдательность, сообразительность. Воспитатель рассказывает: «В детский сад пришел новый мальчик Петя. Вышел он из комнаты и заблудился. Ходит по детскому саду и заглядывает в разные двери. Расскажите, что он увидел в нашем детском саду, что делали взрослые, дети, а мы отгадаем, в какую же комнату заглянул Петя». Дети описывают кухню («Петя заглянул в дверь и увидел огромную плиту, на ней стояли большие-пребольшие кастрюли, две тети в белых фартуках и косынках варили обед, жарили котлеты»), мед.комнату, групповые, зал и т. д. Так они учатся составлять небольшие рассказы, в которых описывается обстановка и труд взрослых. Усложняя игру, воспитатель в другой раз, используя эту же ситуацию, ставит иную задачу: «Когда новый мальчик Петя приехал в наш город, ему захотелось увидеть, что в нем есть интересного, красивого, какие улицы, парки, дома. Расскажите, куда бы мог пойти Петя и что бы он мог увидеть, а мы отгадаем, куда же попал Петя».Дети рассказывают о различных объектах строительства, парках, улицах, учреждениях. Чтобы выявить знания детей, можно предложить им рассказать о городах нашей Родины, о том, что бы мог увидеть Петя, например, поехав с папой в отпуск.
б) Дается следующая тема: Петя отправился путешествовать в дальние страны. Дети активно используют свои знания о жарких и холодных странах, о Северном Ледовитом океане. Воспитатель уточняет знания и представления детей. Показывает иллюстрации, диафильмы. И дети часто сами решают, кто ответил правильно, кто нет. А главное, у них формируется интерес к приобретению новых знаний.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|