Критерии оценки творческого мышления.
В оценке творческих характеристик исследователь имеет дело прежде всего с качеством явления. Сопоставление результатов исследования группой ученых во главе с Дж.Гилфордом и параллельно и независимо провели В.Лоуэнфельд и К.Бейттел, что позволило выявить 8 существенных критериев, пригодных для дифференцирования: 1. Умение увидеть проблему. 2. Беглость, умение увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей. 3. Гибкость как умение: · понять новую точку зрения; · отказаться от усвоенной точки зрения. 4. Оригинальность, отход от шаблонов. 5. Способность к перегруппировке идей и связей. 6. Способность к абстрагированию или анализу. 7. Способность к конкретизации или синтезу. 8. Ощущение стройности организации идей. Результаты этих работ вызвали в свое время надежды, что исследователи наконец получат средства опознания творческой личности. Однако дальнейшие исследования не подтвердили их эффективности, так как способность к творчеству в целом с помощью факторного анализа исчерпывающему определению не поддается. П.Торренс (1987) провел исследования творчества с целью найти критерии проявления и способы измерения творческих особенностей. Его гипотеза основывалась на факте, что тестовое поведение не имеет аналогии в обучающем поведении и реальной жизни, поэтому тестирование может выступать в качестве модели изучения природы творчества. Изучая природу творчества посредством тестирования, Торренс ввел в разработанные им тесты следующие основные принципы: · наличие неопределенного стимула; · открытость задания; · неоднозначность ответов; · снятие жестких временных ограничений. Результаты лонгитьюдных исследований (5-7-12-22 г.) показали корреляцию между тестовым поведением и достижением в реальной жизни. В качестве критериев творческого поведения взрослых людей были выбраны:
1. Количество общественно узнаваемых творческих достижений (патенты, изобретения, книги, картины). 2. Качество творческих достижений в приложении к представлению о будущей карьере (какую карьеру вы хотите сделать). 3. Количество проявлений творческого стиля жизненных достижений, не признанных официально (организация неформальных групп, устройство своего дома). Те же критерии определялись у младших школьников в рамках школьного обучения. Торренс определяет креативность через характеристики процесса, в ходе которого ребенок становиться чувствительным к проблемам, дефициту или пробелу в знаниях, к смешению разноплановых информаций, к дисгармонии элементов окружающей среды, определяет эти проблемы, ищет их решение, выдвигает предположение и гипотезы о возможных решения, проверяет эти гипотезы. Из исследований были сделаны выводы, что дети, которые по тестам Торренса были определены как обладающие творческими способностями, в своей дальнейшей жизни действительно показали творческие достижения. На основе использования фигурных форм теста ТТСТ (тесты Торренса) были выявлены компоненты мышления, которые способствуют проявлению творческих способностей: 1. Количество ответов и их четкость. 2. Подвижность (гибкость), степень разнообразия ответов. 3. Необычность, оригинальность или редкость ответа. 4. Тщательность разработки, степень детализации ответа. 5. Абстрактность заглавия, уровень абстракции в ответах. 6. Сопротивление к закрытию незаконченных фигур или способность оставить их открытыми. 7. Эмоциональная выразительность ответов. 8. Артикулятивность при рассказе, вставка ответов в контекст, придание им окружения.
9. Движение или действие, показанные при ответе. 10. Экспрессивность заглавия, способность трансформировать из фигурального в вербальный и это сделать это эмоционально. 11. Синтез или комбинация, объединяющий вместе две или более фигуры и создание когерентного ответа. 12. Необычная визуализация, рассмотрение и помещение фигур в необычную визуальную перспективу. 13. Внутренняя визуализация, рассмотрение объектов изнутри. 14. Расширение и выход за рамки ожидаемого результата. 15. Юмор, сопоставление двух или более несовместимых элементов. 16. Богатство воображения, его разнообразие, жизненность, интенсивность. 17. Цветность воображения, захватывающая апеллирующая к чувствам, эмоциям. 18. Фантазия, нереальные фигуры, волшебство и сказочные персонажи, персонажи научной фантастики. Как мы видим, в творческий процесс вовлекаются логические и образные компоненты мышления, эмоционально - чувственная сфера. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности и должны стать базой для создания единиц обучения. Иными словами, для формирования “навыков” творческого мышления требуется упражнения соответствующими “инструментами” и в соответсвующей обстановке. Торренс выделяет пять принципов, которыми должен руководствоваться учитель, чтобы поощрять творческое мышление: 1. Внимательное отношение к необычным вопросам. 2. Уважительное отношение к необычным идеям. 3. Показать детям, что их идеи имеют ценность. 4. Предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это. 5. Предоставлять время для неоцениваемой практики или обучения. Последний принцип требует объяснения. Внешняя оценка создает угрозу и, возможно, потребность в обороне. Поэтому детям необходим какой-то промежуток времени, в течение которого они не оцениваются. Таким образом не сдерживается свобода формирования идей. Целью данных исследований является повышение осознанного управления процессом мышления и тем самым - интеллектуального компонента креативности в любой сфере деятельности.
Вывод На основе разносторонней характеристики возрастных и индивидуальных особенностей развития мышления младших школьников, сложившейся в психологии, мышление рассматривается как познавательная деятельность, направленная на усвоение учащимися знаний, выработанных человечеством в ходе общественного развития. Овладение знаниями рассматриваются как активный процесс углубления в сущность изучаемых явлений, в раскрытии их свойств, связей и отношений. Этот процесс требует овладения способами действий, аналитико-синтетическими операциями, характер которых определяется содержанием той области знаний, на усвоение которой они направлены.
Если рассматривать мышление с точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач, то можно выделить мышление творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. В ходе творческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности. Необходимо отличать создание объективно нового, т.е. того, что еще никем не было сделано, и субъективно нового, т.е. нового для данного конкретного человека. В качестве препятствий развитию творческого мышления может выступать излишняя критичность, внутренняя цензура, желание найти ответ немедленно, ригидность (стремление пользоваться старыми знаниями) и конформатизм (боязнь выделиться и стать смешным для окружающих). Формирование творческого мышления на уроках математики, через решение определенного типа задач, в форме увлекательных игр, обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, влияет на развитие ребенка, как на творческую личность. Литература:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|