Бухгалтерский баланс, его сущность и порядок отражения в нем хозяйственных операций
Бухгалтерский баланс — способ обобщенного отражения в стоимостной оценке состояния активов предприятия и источников их образования на определенную дату. По своей форме он представляет собой таблицу, в которой, с одной стороны (в активе), отражаются средства предприятия, а с другой (в пассиве) - источники их образования. Чтобы глубже понять содержание бухгалтерского баланса, рассмотрим основные хозяйственные операции предприятия и порядок их отражения в балансе, а также изменения, которые в нем происходят. Прежде чем начать дело, надо составить детальный бизнес-план и в первую очередь финансовую ее часть, т.е. все расходы и доходы от бизнеса. Допустим, вы решили создать акционерное предприятие открытого типа по переработке сельскохозяйственной продукции. Для этого нашли подходящее помещение, которое вы можете взять в долгосрочную аренду с правом выкупа. За его аренду вы будете платить по 500 млн руб. в месяц. Вам требуется приобрести лицензию на право заниматься этой деятельностью, стоимость которой 500 млн руб. Кроме того, необходимо оборудование, которое стоит 12 000 млн руб., и минимум материалов (примерно на 2 млрд руб.), которые можно потом будет периодически пополнять за счет полученной выручки. Взносы учредителей в уставный капитал составляют 10 млрд руб. Остальные 6 млрд руб. вы договорились взять в банке на 12 месяцев под 60 % годовых. Операция 1. Вы открываете в банке расчетный счет для своего предприятия и перечисляете средства учредителей на счет предприятия - 10 млрд руб. Данная операция показывает, что инвестировано в дело акционерного капитала на сумму 10 млрд руб. и теперь ваше предприятие, которое следует рассматривать как самостоятельную единицу, имеет 10 млрд руб. наличными в банке. Наличность отражается в активе баланса. Но теперь у предприятия есть и обязательство (пассив). Предприятие должно акционерам 10 млрд руб. Эту сумму будем называть уставным капиталом. Сумма имущества (актива) и обязательств (пассива) равны. Чтобы фирма не делала в дальнейшем, общая сумма его активов всегда будет равна общей сумме обязательств. Это правило относится ко всякому бизнесу. Именно поэтому очень важно регистрировать обе стороны каждой сделки (операции). Тогда мы будем знать не только перечень всего имущества (активов) предприятия, но и видеть, откуда появились деньги на оплату активов. Для этого используется уравнение операции - метод записи содержания каждой коммерческой сделки в виде простого математического уравнения, которое показывает нам, откуда пришли деньги или их эквивалент и на что они израсходованы.
Каждое уравнение операции должно быть сбалансировано, а проверочный баланс в любой момент должен показать, что общая сумма всех активов равна общей сумме обязательств по пассиву. Операция 2. Вы получили для своего предприятия кредит в банке на сумму 6 млрд руб. В результате этой операции увеличивается сумма денежной наличности на счете предприятия и одновременно возникает обязательство по краткосрочным кредитам банка. Мы заносим эту цифру в графу "Денежные средства" и открываем новую графу в пассиве "Краткосрочные кредиты банка". Сейчас мы знаем, что у предприятия в распоряжении 16 млрд руб. денежных средств, из них 10 млрд руб. -собственный капитал и 6 млрд - заемный капитал. В итоге мы видим, сколько денег имеется и откуда они поступили. Теперь у предприятия достаточно денег, чтобы купить станок, лицензию, материалы и т.д. Баланс после этой операции выглядит так.
Операция 3. Приобретено оборудование стоимостью 12 млрд руб. Оно должно быть показано в активе по статье "Основные средства". Одновременно нужно показать уменьшение денежных средств на счете предприятия. Данная операция не повлияла на обязательства предприятия, поэтому в пассиве никаких изменений не произошло: часть одного актива заменили на другой. Предприятие все еще имеет 16 млрд руб. активов и 16 млрд руб. обязательств. Активы сейчас состоят из стоимости оборудования (12 млрд руб.) и денежной наличности (4 млрд руб.), а пассивы - из собственного капитала (10 млрд руб.) и кредитов банка (6 млрд руб.).
Операция 4. Уплачено за лицензию 500 млн руб. Это одноразовый платеж, но в крупной сумме. Сразу списать эту сумму на расходы текущего месяца — значит увеличить себестоимость продукции и уменьшить сумму прибыли. Эта сумма относится на нематериальные активы и будет списываться на производство постепенно на протяжении одного года. Следовательно, в активе добавляется еще одна статья "Нематериальные активы" на сумму 500 млн руб. и одновременно уменьшаются на эту же сумму денежные средства предприятия. Опять изменения произошли только в активе, так как обязательства в связи с этим хозяйственным актом не изменились. В итоге предприятие имеет основных средств на сумму 12 млрд руб., нематериальных активов 500 млн руб. и свободных денежных средств в банке на сумму 3500 млн руб., а по пассиву - 16 000 млн руб. обязательств.
Операция 5. На оставшиеся деньги закуплены материалы на сумму 3500 млн руб. и в кредит на 2000 млн руб. В результате этой операции на предприятии появляются материалы на сумму 5500 млн руб., для чего в активе отводим еще одну строку. Одновременно покажем уменьшение денег на счете в банке на сумму 3500 млн руб. и обязательства поставщикам в пассиве на сумму 2000 млн руб. Баланс предприятия после этого выглядит следующим образом. Операция 6. Списаны израсходованные за текущий месяц материалы в затраты основного производства на сумму 5000 млн руб. В активе добавится еще одна статья, в которой показаны затраты по основному производству на сумму 5000 млн руб. и одновременно по активу уменьшены запасы материалов на эту же сумму. В итоге сумма по активу и пассиву не изменится.
Операция 7. Начислена амортизация оборудования из расчета, что оно будет служить пять лет. Следовательно, ежегодная сумма его износа составит 2400 млн руб.(12:5), а за месяц 200 млн руб. В результате этой хозяйственной операции первоначальная стоимость оборудования уменьшится на 200 млн. руб., а затраты по основному производству возрастут соответственно на эту же сумму. Одновременно можно начислить амортизацию и на нематериальные активы из расчета, что затраты на приобретение лицензии решено списать на основное производство в течение 10 месяцев. Тогда сумма месячной амортизации по нематериальным активам составит 50 млн руб. На эту сумму стоимость нематериальных активов уменьшится, а сумма затрат предприятия соответственно возрастет. В итоге баланс предприятия будет выглядеть следующим образом.
Операция 8. Начислена зарплата за выполненный объем работ - 1000 млн руб. В результате этой операции возрастут затраты основного производства (актив баланса) и в то же время увеличатся обязательства предприятия по пассиву на эту сумму. В пассиве появится статья "Задолженность по оплате труда". Одновременно нужно произвести удержания из зарплаты подоходного налога, в среднем 12 %, или 120 млн руб., и в фонд социальной защиты — 1 %, или 10 млн руб. В связи с этим задолженность по оплате труда уменьшится на 130 млн руб. и появится задолженность бюджету на эту же сумму. Операция 9. Необходимо произвести отчисления органам социального страхования - 35 % от суммы начисленной заработной платы. Это составит 350 млн руб.(1000 х 35 %:100). На эту сумму увеличиваются затраты предприятия и обязательства перед органами социального страхования. Нужно сделать отчисления от суммы начисленной зарплаты и в другие фонды: в фонд занятости - 1%, на содержание детских дошкольных учреждений - 5 %, чрезвычайный чернобыльский налог - 4 %. В результате на 100 млн руб. возрастут затраты предприятия и обязательства по расчетам с бюджетом.
Операция 10. Оприходована месячная выручка за выполненные работы на сумму 10 000 млн руб., в том числе наличными 8000 млн руб. и 2000 млн руб. в долг. Естественно, она поступает ежедневно, но для удобства мы отразим ее один раз. Денежные средства возрастут на сумму 8000 млн руб., появится дебиторская задолженность в активе 2000 млн руб., а в пассиве баланса возникает новый источник - доходы предприятия от реализации продукции.
Операция 11—12. Оплачены счета за электроэнергию и телефон на сумму 120 млн руб. и за аренду помещения, согласно договору, 500 млн руб. В итоге денежные средства уменьшились на 620 млн руб., а затраты возросли соответственно на эту же сумму.
Операция 13. Произведены отчисления на содержание ведомственного жилья - 1 % от выручки: 10 000 х 1%: 100 = = 100 млн руб. Это приведет к уменьшению доходов предприятия и увеличению задолженности бюджету на 100 млн руб. Операция 14. Начислен налог на добавленную стоимость в размере 20 %. Добавленная стоимость = Выручка - Материальные затраты = 10000 - 5000 = 5000 млн руб. При этом необходимо учесть сумму отчислений на содержание ведомственного жилья: На эту сумму уменьшатся доходы предприятия и увеличится задолженность бюджету. Операция 15. Сделаны отчисления в дорожный фонд - 1 % от выручки, т.е. 100 млн руб. Это также уменьшит доходы предприятия и увеличит задолженность перед бюджетом. Операция 16. Начислены проценты за кредит в размере 5 % от 6000 млн руб., что составляет 300 млн руб. Затраты предприятия увеличатся на эту сумму и одновременно обязательства перед банком по кредитам. После операций 13-16 баланс будет иметь следующий вид.
Операция 17. В конце месяца нужно подсчитать все расходы предприятия по основному производству и списать их на уменьшение доходов, куда уже списаны и другие расходы. Всего расходов за месяц по основному производству 7620 млн руб. Остаток незавершенного производства составляет 620 млн руб. Следовательно, себестоимость готовой продукции - 7000 (7620-620) млн руб. На эту сумму мы уменьшаем затраты основного производства и одновременно уменьшаем доходы по пассиву. В итоге по счету "Реализация" останется прибыль в сумме 1984 млн руб. Операция 18. Отражаем финансовые результаты от реализации продукции по дебету счета 46 и кредиту 80 "Прибыли и убытки" в сумме 1984 млн руб. Операция 19. После определения финансового результата необходимо начислить налог на недвижимость в размере 1 % отстоимости имущества 150 млн руб. и налог на прибыль 30% от суммы 1834 млн руб. Он составит 550 млн руб. (1984-150)х 30%: 100. После этой операции сумма прибыли уменьшится на 700 млн руб., а обязательства перед бюджетом соответственно увеличатся. Операция 20. Часть чистой прибыли в размере 250 млн руб. использована на выплату дивидендов учредителям предприятия, из-за чего на эту сумму уменьшаются денежные средства в активе баланса и прибыль в пассиве баланса и в итоге баланс будет выглядеть следующим образом.
Операция 21. Часть прибыли в размере 500 млн руб. направлена на расширение производства (приобретение оборудования). В результате этой операции в активе уменьшится сумма денежной наличности на 500 млн руб. и соответственно увеличится сумма основных средств, а в пассиве уменьшится прибыль на эту сумму и появится новая статья "Накопленный капитал". Остальная часть нераспределенной прибыли будет использоваться на финансирование текущих расходов предприятия. В итоге на конец первого месяца предприятие будет иметь следующий баланс. Структуру баланса на конец месяца можно представить схематически (рис. 12.4) Предприятие на конец месяца уже имеет активов на сумму 22 500 млн руб. и обязательств на такую же сумму. Актив показывает размещение средств предприятия, а пассив - откуда взялись средства для его приобретения. Собственный капитал предприятия составляет уже не 10 000 млн руб., а 11 034 млн руб. Он возрос на 1034 млн руб. в результате дохода от бизнеса. Задолженность по кредитам банка с учетом начисленных процентов составляет 6300 млн руб. и задолженность кредиторам - 5166 млн руб. В следующем месяце предприятие рассчитывается с поставщиками за полученные в кредит материалы, выплачивает заработную плату, погашает задолженность бюджету и небюджетным фондам, органам соцстраха, начисленные проценты и 1/12 часть кредитов банка, на что уходит 5966 млн руб. Остальные операции примерно такие же, как и в предыдущем месяце. В итоге баланс предприятия к концу пятого года его функционирования выглядит следующим образом (табл. 12.1). Данные из рабочего баланса перенесем в баланс стандартной формы, которая применяется в настоящее время в Республике Беларусь (табл. 12.2) и Российской Федерации (табл. 12.3), предварительно сгруппировав соответствующим образом статьи актива и пассива.
12.4. Группировка статей в бухгалтерском балансе и их содержание Группировка статей актива и пассива баланса. Содержание каждого раздела бухгалтерского баланса. Средства предприятия в активе баланса Беларуси группируются по трем разделам. 1. Долгосрочные активы (основные средства, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное капитальное строительство, расчеты с арендаторами и др.). 2. Нематериальные активы (купленные патенты, лицензии, права на товарные знаки, на пользование землей, полезными ископаемыми, брокерские места, цена фирмы, гудвил, ноу-хау, программное обеспечение и прочие активы, не имеющие материально-вещественной основы). 3. Текущие активы (производственные запасы, затраты по незавершенному производству, готовая продукция, товары, расчеты с дебиторами, денежные средства и прочие активы). Источники средств предприятия, которые отражаются в пассиве баланса, также подразделяются на три группы. 1. Источники собственных средств (уставный капитал, фонды и резервы, нераспределенная прибыль и т.д.). 2. Долгосрочные финансовые обязательства (долгосрочные кредиты банка, облигации, займы). 3.Краткосрочные финансовые обязательства (краткосрочные кредиты банков, задолженность коммерческим кредиторам, по оплате труда, бюджету и небюджетным фондам, органам социального страхования и т.д.). В результате баланс рассматриваемого предприятия будет иметь следующий вид (табл. 12.2).
Несколько иная структура баланса в Российской Федерации (табл. 12.3). В первом разделе "Внеоборотные активы" отражаются основные средства и нематериальные активы по остаточной стоимости, в том числе стоимость земельных участков и объектов природопользования, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения и прочие внеоборотные активы. В отличие от белорусского варианта здесь не отражаются расчеты по арендованным средствам и не приводятся справочные данные о первоначальной стоимости и сумме износа основных средств и нематериальных активов. Второй раздел "Оборотные активы" почти полностью соответствует третьему разделу актива баланса РБ. В нем отражаются запасы и затраты, все виды дебиторской задолженности с разбивкой по срокам ожидаемого погашения (в течение 12 месяцев и более 12 месяцев после отчетной даты), краткосрочные финансовые вложения и остаток денежных средств. Однако структура построения этого раздела более удобна, так как средства отражаются в порядке возрастающей ликвидности, что не требует перегруппировки баланса при определении показателей ликвидности. В третьем разделе "Убытки" показываются непокрытые убытки прошлого и отчетного года, что, на наш взгляд, не совсем рационально. Убытки - это "проеденный" капитал. Отражение их в активе баланса завышает реальную сумму активов, имеющуюся в распоряжении предприятия, что вызывает необходимость корректировки валюты баланса при его анализе. Правильнее, на наш взгляд, поступают в Беларуси, отражая убытки в первом разделе пассива баланса. Разделы пассива баланса РФ незначительно отличаются по содержанию и структуре от аналогичных разделов баланса РБ. Различие состоит только в том, что в РФ долгосрочные финансовые обязательства разбиваются на группы по срочности их погашения. Резервы предстоящих расходов и платежей, а также фонды потребления из состава собственных источников перенесены в раздел краткосрочных финансовых обязательств как временно свободные источники, используемые в обороте предприятия. Эти изменения следует оценить положительно, так как в итоге повышается аналитичность бухгалтерского баланса.
Как видим, различия в содержании и структуре актива и пассива балансов РФ и РБ незначительны. Оба варианта позволяют получить основную информацию, необходимую для внешнего анализа финансового состояния предприятия. Внутренний анализ, как уже отмечалось, требует расшифровки многих показателей баланса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|