Задание 2. Определение ширины реки
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Ширину небольшой реки обычно измеряют шнуром, натянутым с одного берега реки на другой. Но есть и другой способ - метод шагов (рис. 1). Рис. 1. Определение ширины реки методом шагов 1. На противоположном берегу выбирается какой-либо объект А (дерево, камень и т.п.). 2. Встаньте против него (точка В), отметьте камнем или палкой эту точку и идите вдоль берега перпендикулярно линии АВ. Сделав определенное количество шагов (например, 30), отметьте рейкой точку С. 3. Пройдите еще такое же количество шагов в том же направлении и отметьте на берегу новую точку Д. 4. Теперь, двигаясь перпендикулярно линии ВД, найдите точку Е, из которой предмет А и рейка в точке С будут видны на одной прямой. Расстояние ДЕ и будет равно ширине реки (т.е. расстоянию АВ). 5. Измерьте (в метрах) длину вашего шага и умножьте ее на количество шагов, умещающихся в отрезке ДЕ. Так вы получите ширину реки в метрах. Определите ширину реки в нескольких местах.
На берегах водоема всегда можно встретить ивы. Ива белая (или ветла) и ива ломкая (или ракита) - это деревья высотой до 25 м с четко выраженным толстым стволом. Определите, какой из видов ив обитает на обследуемом участке. Для этого с помощью лупы рассмотрите листья, которые близки по форме. Лист ивы белой имеет серебристое опушение с нижней стороны, а у ракиты его нет (рис. 2). Рис. 2. Листья ивы белой и ивы ломкой По берегам водоемов также распространены заросли ольхи. Ее два вида - серая и черная. Определите по форме листьев и соцветиям, какой из видов встречается на данном участке (рис. 3).
Рис. 3. Листья и соцветия ольхи серой и черной
Наиболее часто по берегам встречаются ивы кустарниковой формы - трехтычинковая и корзиночная. Трехтычинковая ива отличается формой листа и двумя хорошо заметными "железками" на черешке листа (в виде черных точек). У ивы корзиночной узкие длинные листья с завернутыми вниз краями, а снизу густо опушенными серебристыми волосками (рис.4). Рис. 4. Листья ивы трехтичинковой и корзиночной Подсчитайте количество определенных видов деревьев и опишите их (высота дерева, диаметр ствола, имеются или нет повреждения стволов или побегов, каково состояние травяного покрова и почвенного грунта под деревьями, особенности места произрастания деревьев и расположения корней - на суше, у края воды, в воде и т. д.). Сделайте вывод о том, какую роль выполняют деревья на берегу водоема, какое воздействие человек оказывает на них и почему устанавливают водоохранную 200-метровую зону, в которой запрещена рубка деревьев. После проведения самостоятельных наблюдений учитель просит школьников подготовить отчеты и сообщения о проделанной работе и доложить в классе на обобщающем уроке при подведении итогов экскурсии. Обобщающий урок Цель: подвести итоги и обобщить результаты экскурсии и самостоятельных наблюдений по обследуемому участку водоема, подвести учащихся к выводу о необходимости принятия конкретных мер для сохранения и восстановления устойчивости водоема как экосистемы. Первый этап урока - обсуждение полученных результатов. Важно организовать выступления таким образом, чтобы, хорошо подготовленные, они были интересны и выступающему, и слушающим. Обсуждение получится серьезным, если учитель поможет разработать примерный план выступления каждого звена. Так, например, по заданию № 3 план может включать: сведения о деревьях, обитающих вблизи водоема, с демонстрацией таблицы со списком видов и результатами количественного учета, материал об особенностях произрастания тех или иных видов и факты влияния деятельности человека на состояние деревьев. Хорошо также, чтобы школьники высказали собственное мнение о роли деревьев прибрежной зоны в поддержании устойчивости экосистемы водоема и необходимости проведения специальных мер по их охране или восстановлению.
Второй этап урока - совместная разработка планов участия в природоохранной деятельности (сбор мусора по берегам, перекопка кострищ, расчистка родников и завалов, развешивание плакатов и т.п.). Они должны быть посильными, выполнимыми, но также и интересными для участников, и действительно полезными для объекта приложения сил. Список использованной литературы:
Журнал "Экология и жизнь". Статья Д.Л. Теплова, кандидат педагогических наук.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|