Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концептуальное проектирование

Введение

Для выполнения курсовой работы по дисциплине «Проектирование информационных систем» была выбрана тема «Проектирование ИС «Кинотеатр»».

Актуальность этой темы я считаю в том, что в современном мире тенденции в развитии компьютерной индустрии очень быстро развиваются. Результатом этого стало возможным появление информационных технологий в самых разнообразных сферах деятельности. Большинство компаний используют компьютерные технологии, и тем самым увеличивают свою прибыль. А также дает шанс развиться такому виду бизнеса, как продажа билетов в кинотеатры в любом месте. Билет на любой фильм, в любом кинотеатре можно будет заказать через интернет или купить в ближайшем магазине.

Цель данной курсовой работы разработка автоматизации учета занятых мест в кинотеатре, выдача билета на любой свободное место на конкретный сеанс в определенном кинотеатре, добавление и удаление сеансов, редактирование данных о фильме и кинотеатре.

В базе данных хранятся сведения о кинотеатрах: название, где расположен кинотеатр (его полный адрес), количество залов, вместимость; о фильмах: название, производство, режиссер, жанр; кроме того, должна храниться информация о цене билета, количестве свободных мест на данный сеанс. На разных сеансах в одном кинотеатре могут идти разные фильмы. Кинотеатр может внести новый фильм в репертуар или снять старый с проката.

Также может редактировать данные по поводу сеанса.


 

Описание предметной области

В качестве предметной области данного курсового проекта мною была рассмотрена база данных "Кинотеатр".

Кинотеатр, общественное здание (или часть его), оборудованное для показа фильмов. Чтобы сходить, на такой показ необходимо было приобрести билет в кассе кинотеатра. Проектирование автоматизации системы кинотеатра позволит приобрести билет в любом удобном для клиента месте (например, в интернете, терминале).

Человек, который пришел в кинотеатр или точку продажи билетов, может не знать, что сейчас идет в прокате и в каких кинотеатрах. Поэтому при помощи автоматизации системы клиентом могут быть получены следующие сведения:

· репертуар кинотеатра;

· адрес кинотеатра;

· вместимость данного кинотеатра;

· цена билетов на данный сеанс;

· жанр, производство, продолжительность и режиссер фильма.

После того как человек решился с выбором, он сообщает администратору следующие сведения:

· Название выбранного кинотеатра;

· Название выбранного зала;

· Название выбранного фильма;

· Дату и время выбранного сеанса;

· Стоимость;

· Количество мест.

После этого администратор может выдать клиенту билет с названием фильма, названием кинотеатра, датой и временем, ценой билета, количеством зарегистрированных за ним мест.

Администратор программного продукта может вносить следующие изменения:

· редактирование кинотеатров;

· добавление и удаление фильма в репертуаре,

· добавление и удаление фильма в прокате

· редактирование вместимости кинотеатра.


 

Концептуальное проектирование

Диаграмма IDEF0

Целью методики является построение функциональной схемы исследуемой системы, описывающей все необходимые процессы с точностью, достаточной для однозначного моделирования деятельности системы. В основе методологии лежат четыре основных понятия: функциональный блок, интерфейсная дуга, декомпозиция, глоссарий.

Функциональный блок (Activity Box) представляет собой некоторую конкретную функцию в рамках рассматриваемой системы. По требованиям стандарта название каждого функционального блока должно быть сформулировано в глагольном наклонении (Начислить з/п, Выдать пособия). На диаграмме функциональный блок изображается прямоугольником. Каждая из четырех сторон функционального блока имеет свое определенное значение (роль), при этом:

• верхняя сторона имеет значение "Управление" (Control);

• левая сторона имеет значение "Вход" (Input);

• правая сторона имеет значение "Выход" (Output);

• нижняя сторона имеет значение "Механизм" (Mechanism).

Интерфейсная дуга (Arrow) отображает элемент системы, который обрабатывается функциональным блоком или оказывает иное влияние на функцию, представленную данным функциональным блоком. Интерфейсные дуги часто называют потоками или стрелками.

С помощью интерфейсных дуг отображают различные объекты, в той или иной степени определяющие процессы, происходящие в системе. Такими объектами могут быть элементы реального мира (Личные данные, больничные листы) или потоки данных и информации (Начисленные налоги).

В зависимости от того, к какой из сторон функционального блока подходит данная интерфейсная дуга, она носит название "входящей", "исходящей" или "управляющей".

Декомпозиция (Decomposition) является основным понятием стандарта IDEF0. Принцип декомпозиции применяется при разбиении сложного процесса на составляющие его функции. При этом уровень детализации процесса определяется непосредственно разработчиком модели. В работе я провела декомпозицию на 5 функциональных блоков.

Декомпозиция позволяет постепенно и структурировано представлять модель системы в виде иерархической структуры отдельных диаграмм, что делает ее менее перегруженной и легко усваиваемой.

Последним из понятий IDEF0 является глоссарий (Glossary). Для каждого из элементов IDEF0 — диаграмм, функциональных блоков, интерфейсных дуг — существующий стандарт подразумевает создание и поддержание набора соответствующих определений, ключевых слов, повествовательных изложений и т.д., которые характеризуют объект, отображенный данным элементом. Этот набор называется глоссарием и является описанием сущности данного элемента. Глоссарий гармонично дополняет наглядный графический язык, снабжая диаграммы необходимой дополнительной информацией.

Построение модели IDEF0 информационной системы начинается с описания функционирования предприятия (системы) в целом в виде контекстной диаграммы. На рисунке 1 представлена контекстная диаграмма информационной системы «Кинотеатр».

Рис. 1. Контекстная диаграмма ИС «Кинотеатр»

Основная работа диаграммы:

· Обработать заказ – процесс описывающий взаимосвязь между клиентом, системой и администратором.

Основные стрелки входа:

· Запрос – устное выражение клиента о желании посмотреть фильм.

· Деньги – в случаи если на данный сеанс остались свободные места, менеджер возьмет у клиента деньги.

Основные стрелки механизма:

· Информация о фильме – информация, пришедшая от поставщика фильмов.

· Афиша – распоряжение от директоров кинотеатров говорящие о том в какое время, и какое кино проводить.

Основные стрелки управления:

· Покупатель – непосредственно клиент.

· Менеджер/кассир – администратор системы, отвечающий за внесение и редактирование данных в системе.

Основные стрелки выхода:

· Билет – непосредственно напечатанный бланк, позволяющий клиенту пойти на сеанс в выбранный им кинотеатр.

· Информация об отсутствие свободных мест – устное выражение от администратора, информирующее клиента об отсутствие сводных мест.

После описания системы в целом проводится разбиение ее на крупные фрагменты. Этот процесс называется функциональной декомпозицией, а диаграммы, которые описывают каждый фрагмент и взаимодействие фрагментов, называются диаграммами декомпозиции. Затем проводится декомпозиция каждого большого фрагмента системы на более мелкие и так далее, до достижения нужного уровня подробности описания. Обычно на диаграмме представляется от трех до шести функциональных блоков.

После дальнейшего разбиения контекстной диаграммы получаем три диаграммы декомпозиции рисунке 2.

Рис. 2. Три диаграммы декомпозиции работы «Обработка заказа»

Процесс обработки заказа состоит из трех основных работ:

· Изучение информации о фильме – процесс выполняется клиентом. Сюда входит изучение полной информации о фильме.

· Изучение афиши – процесс также выполняется клиентом. Вначале клиент смотрит, какой кинотеатр располагается к нему ближе. Затем на основании данных полученных о фильме раннее, он выбирает удобное для себя время.

· Оформление билета – процесс выполняется администратором. После получения данных и клиенте, менеджер либо оформляет ему билет, либо сообщает об отсутствии свободных мест.

Стрелки, описывающие связь внутри диаграммы декомпозиций:

· Запрос – устное выражение клиента о желании посмотреть фильм. Исходя из данных о фильмах, хранящихся в базе данных, клиент выбирает подходящие для него.

· Деньги – в случаи если на данный сеанс остались свободные места, менеджер возьмет у клиента деньги.

· Информация о фильме – информация, пришедшая от поставщика фильмов.

· Информация о конкретном фильме – после того как клиент выбрал для себя ряд преимущественных фильмов, он переход с этими мыслями к поиску интересующего его сеанса.

· Афиша – распоряжение от директоров кинотеатров говорящие о том в какое время, и какое кино проводить.

· Запрос о выбранном сеансе – после того как клиент решил для себя «чего он хочет», он высказывает свои пожелания менеджеру.

· Покупатель – непосредственно клиент.

· Менеджер/кассир – администратор системы, отвечающий за внесение и редактирование данных в системе.

· Билет – непосредственно напечатанный бланк, позволяющий клиенту пойти на сеанс в выбранный им кинотеатр.

· Информация об отсутствие свободных мест – устное выражение от администратора, информирующее клиента об отсутствие сводных мест.

Затем работа по оформлению билета делиться на четыре этапа. Процесс декомпозиция данной работы показан на рисунке 3.

Рис.3. Декомпозиция работы «Оформление билета»

После того как к менеджеру поступил запрос от клиента с информацией о выбранном сеансе, администратор приступает к поэтапному оформления билета.

Описание основных элементов входящие в этот тип работ:

· Выбор кинотеатра – менеджер производит выбор нужного ему кинотеатра из списка предложенных.

· Данные о выбранном кинотеатре – система обрабатывает эти данные и выдает ему список залов находящихся в этом кинотеатре.

· Выбор зала – администратор выбирает зал, исходя из желания клиента.

· Данные о выбранном зале – система на основе этих данных отбирает нужные сеансы и выдает список.

· Выбор сеанса – администратор выбирает нужный ему сеанс.

· Общие данные о сеансе – система отправляет эти данные на формирование.

· Формирование билета – процесс обработки информации о сеансе.

Далее работа по формированию билета делится на два процесса. Декомпозиция данной работы представлена на рисунке 4.

Рис. 4. Декомпозиция работы «Формирование билета»

После получения системой данных о выбранном сеансе, она проводит работу по «Сверке наличия свободных мест». В случаи отсутствия таковых, программа выводит сообщение об этом. Если же свободные места есть, то менеджер берет деньги с клиента и система автоматически выполняет запрос по внесение этих мест в число занятых. После этого менеджер может распечатать и выдать билет клиенту.

 

Методология DFD

DFD - методология построения модели, рассматриваемой системы в виде диаграммы потоков данных, обеспечивающей правильное описание выходов. Она является основным средством моделирования функциональных требований к проектируемой системе. Требования предоставляются в виде иерархии процессов связанных потоками данных.

Потоки данных – это элементы, использующиеся для моделирования передачи информации (или физических компонент) из одной части системы в другую. Их можно использовать как дополнение к модели IDEF0 для более наглядного отображения текущих операций в системе.

Процесс (работа) – это элемент, который преобразует входные потоки в выходные в соответствии с действием, задаваемым именем процесса.

Основные потоки данных, характеризующие созданные мною диаграммы, в методологии DFD, означают, то что означают стрелки в методологии IDEF0, в том случаи если их название совпадает.

Контекстная диаграмма для данной методологии представлена на рисунке 5.

Рис.5. Контекстная диаграмма методологии DFD

Затем, так же как и в методологии IDEF0, происходит декомпозиция основного процесса «Обработка заказа» рисунок 6.

Рис.6. Декомпозиция основного процесса «Обработка заказа» в методологии DFD

Из данной диаграммы видно, что менеджер, он же и администратор, является частью системы, то есть помогает при ее функционировании.

Процесс «Изучение информации о фильме», также как и процесс «Изучение афиши», берет данные из хранилища «Реестр информации о фильмах» и «Реестр информации о сеансах» соответственно.

Хранилище (накопитель) данных позволяет на указанных участках определять данные, которые будут сохраняться в памяти между процессами. Информация, которую оно содержит, может использоваться в любое время после ее получения.

Один из основных процессов «Оформление билета» берет информацию о количестве свободных мест из хранилища данных «Реестр свободных мест». Также данный вид процесса вносит в него данные о количестве зарегистрированных мест.

Декомпозиция процессов «Оформление билета» и «Формирование билета», а так же процессы, проходящие в них, аналогичны работам с такими же названиями в методологии IDEF0.

IDEF3 – методология моделирования, использующая графическое описание информационных потоков, взаимоотношений между процессами обработки информации и объектов, являющихся частью этих процессов. Отличается от остальных методологий тем, что в ней четко можно понять последовательность проведения процессов.

Рис.7. Декомпозиция основного процесса «Обработка заказа» в методологии IDF3

Декомпозиция процесса «Обработка заказа», изображенная на рисунке 7, показывает то, что клиент, при обращении с запросом к системе, может не изучить информацию о фильме. Клиент, при желании, может сразу приступить к изучению афиши, так как он возможно ранее слышал информацию о прокатных фильмах.

Рис.8. Декомпозиция процесса «Формирование билета»

Декомпозиция процесса «Формирование билета», в данной методологии, изображенный на рисунке 8, показывает нам, что после сверки системой наличия свободных мест, могут быть два пути отклика системы: первый – клиенту сообщается об отсутствие свободных мест, второй – с клиента берутся денежные средства и система печатает ему билет.

 


Заключение

Спроектирована автоматизированная информационная система для продажи билетов в кинотеатрах.

В данной курсовой работе были разобраны следующие разделы:

· постановка задачи (описаны требования к информационной системе в целом, к функциям и к видам обеспечения, дается постановка задачи);

· функционально-ориентированное проектирование информационной системы представлено построением контекстной диаграммы, диаграмм декомпозиции IDEF0 и диаграммы потоков данных DFD.

На основании изученных данных была разработана система для более удобного взаимодействия пользователя с базой данных, ее использование позволяет автоматизировать процесс покупки билетов, просмотра сведений о сеансах, свободных местах. Предоставляется возможность записи, изменения, удаления и поиска информации в БД по различным параметрам.


Список литературы

1. Качанова Л.С.,т Гальчич М.А. Основы моделирования информационных систем: Учебное пособие. – М.:ООО «УМЦ «Триада», 2010.-127 с.

2. Смирнова Г.Н., Сорокин А.А., Тельнов Ю.Ф. Проектирование экономических информационных систем. / Г.Н. Смирнова, А.А. Сорокин, Ю.Ф. Тельнов. − М.: Финансы и статистика, 2002.

3. Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Проектирование информационных систем. Интернет-университет информационных технологий. / В.И. Грекул, Г.Н. Денищенко, Н.Л. Коровкина // ИНТУИТ.ру. − 2008.

4. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. / А.М. Вендеров. – М.: Финансы и статистика, 2000.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...