Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение имен двенадцати патриархов




Иуда переводится словом исповедание, которым отличаются спасающиеся исповеданием Христа, происшедшего от Иуды.

Из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч.

Рувим значит сын видения; этим означаются те, кто сердечною чистотою приобрел духовное видение.

Из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч.

Гад — искушение. Им знаменуются получившие славу за перенесение искушений, подобно Иову.

Из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч.

Асир — блаженство. Указывается на получивших Владычнее блаженство за достойную жизнь, сподобившихся стать одесную Христа и оказавшихся сынами дня и света.

Из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч.

Неффалим — молитва. Указывается на прилепляющихся к Богу непрестанною молитвою.

Из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч.

Манассия — забвение. Указывается на оставивших ради угождения Богу все, что позади их, и отеческий дом.

Из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч.

Симеон — послушание. Указывается на оправдываемых за повиновение Божественным заповедям.

Из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч.

Левий — приятый. Указывается на принятых Христом за жизнь, достойную священника. Левий стоит восьмым, ибо истинное священство открывается после восьмого дня воскресения.

Из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч.

Иссахар — награда. Указываются получающие от Бога награду за добродетельную жизнь.

Из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч.

Завулон — жилище силы или благоухание. Этим обозначаются укрепленные чрез вселение Христа на страдание и соделавшиеся, по апостолу, Его благоуханием (2 Кор. 2, 15).

Из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч.

Иосиф — приложение. Указывается на тех, которые, по слову Господа, вместе с Небесным Царством получат как бы в добавление и все необходимое в земной жизни.

Из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч.

Вениамин — сын болезни или сын дня, или сын денницы. Указывается на пополняющих число спасаемых по причине скорби сердца или на избежавших римского пленения уверовавших из иудеев, или, что вернее всего, на иудеев, спасающихся чрез веру при кончине мира. Так как и апостол говорит: дондеже исполнение языков внидет, и тако весь Израиль спасется (Рим. 11, 25-26). Но можно принять то и другое толкование. Одинаковое число спасаемых из каждого колена, я думаю, указывает на плодовитость апостольского семени, потому что число двенадцать, взятое двенадцать раз и умноженное на тысячу, дает это число спасенных, которые были учениками семени, упавшего на землю по человеколюбию и произрастившего столь многоразличный плод всемирного спасения. Но пусть будет известно, что колено Даново не упоминается с прочими потому, что из него произойдет антихрист. Вместо же него упоминается колено Левиино, издревле священническое, не входящее в число колен. Значение имен дает возможность к каждому из них приложить некоторое рассуждение, что и сделано выше. Иосиф упоминается вместо сына его Ефрема. Приведенное число считается равным по числу древних коленоначальников еврейских и поставленных вместо них, как было сказано, князьями всей земли двенадцати апостолов (Пс. 44, 17), чрез которых спасутся иудеи, рассеянные по земле.

Статья двадцатая

О бесчисленном народе из языков, носящих светлые одежды

После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!

Это те, о которых Давиду говорит: изочту их, и паче песка умножатся (Пс. 138,18), пострадавшие мученически за Христа из всякого колена и племени и в последние времена имеющие мужественно принять страдания. Одни из них уже убелили, другие убелят одежды своею кровию, пролитою за Христа, и теперь, имея в своих руках как знак победы ветви полезных, правых и чистых фиников сердечных, они торжествуют, ликуя вокруг престола Божественного покоя, и, будучи благодарными рабами, победу свою над демонами приписывают единому Подателю.

И все ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали пред престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь; благословение и слава, и премудрость, и благодарение, и честь, и сила, и крепость Богу нашему во веки веков Аминь.

Вот одна Церковь людей и ангелов! Ибо тогда людям будут сослужить ангелы, прежде казавшиеся страшными даже людям равноангельским, как мы это знаем о Данииле. Потому что, по мнению некоторых святых отцов, они видимы в свойственных им телах, или, как думают другие, не подлежат троякому измерению в длину, широту и высоту, как это свойственно телам вообще, и потому являются нам не в своем естестве, но принимая образ и вид по произволению Божию. Стояние вокруг херувимов и старцев означает высоту почести для тех, которые прославляются под числом старцев. И Богу за Его Божественное попечение о всей твари ради нас возносится благодарение всеми сущими силами.

И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии, облеченные в белые одежды, кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин.

Явившийся побуждает блаженного своими вопросами к исследованию виденного, но он, сознавая благоразумно свое неведение, получает наставление от явившегося.

И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них.

Блаженны те, кто унаследует за временные труды вечный покой, кто за страдания со Христом будет царствовать вместе с Ним и служить Ему. Словами день и ночь указывается непрерывность этого служения. Там не будет ночи, но вечный день, освещаемый солнцем не чувственным, но духовным, Солнцем правды — Христом. Но под ночью можно разуметь и скрытые глубокие тайны; тогда под днем нужно понимать ясное и удобопонятное. Храм Божий — всякая тварь, обновляемая духом. Но вернее всего, те, кто сохранил залог Духа целым и неугашенным. Бог обещал в них жить и походить (2 Кор. 6,16).

Они не будут уже ни алкать, ни жаждать.

И правильно! У них будет хлеб небесный и вода жизни.

И не будут палить их солнце и никакой зной.

Они не будут болеть и переносить бедствий, изображаемых под видом солнца и зноя, ибо время страданий окончилось.

Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их.

Слова упасет я указывают, что пасомые Христом не будут тогда бояться нападений волков, низверженных в огонь неугасимый, но будут пастись на чистых и преобширных источниках Божественного разумения, как это указывается словом вода, под которою, кроме того, нужно понимать обильное излияние Божественного Духа. Ибо Господь говорит о верующем, что реки от чрева его истекут воды живы (Ин. 7,38). Тогда святые, питаемые обильно этою водою, по прекращении частного знания приобретут совершенное ведение и, освобожденные от тления и изменения, будут наслаждаться бесконечным веселием и радостию.

Статья двадцать первая

Снятие седьмой печати, показывающее, что ангельские силы приносят Богу, как фимиам, молитвы святых

И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. И я видел семь ангелов, которые стояли пред Богом, и дано им семь труб.

Святой Иоанн часто употребляет число семи ангелов, потому что оно соответствует этому веку, субботствованию и покою святых. Поэтому и разрешение этой седьмой печати указывает на переход от земной жизни, чему помогают семь ангелов, поражая людей, нуждающихся во вразумлении и наставлении. Безмолвие означает благочиние, благоговение и незнание ангелами времени второго пришествия. Полчаса — краткое время, когда после наказаний и кончины мира наступит Христово Царство.

И пришел иный ангел и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу

Хотя то, что видели святые — жертвенник, кадильница и прочее, и изображается здесь в вещественном виде и окрашенным в разные цвета, но все это суть невидимо и духовно. Ангел, стоя пред жертвенником и держа кадильницу с ливаном, возносит к Богу, подобно фимиаму, молитвы святых, в которых они просят, чтобы за бедствия при кончине мира были облегчены мучения нечестивых и беззаконных в будущем веке и чтобы Господь Своим пришествием наградил потрудившихся. Об этом говорится и дальше.

И дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил на золотой жертвенник, который пред престолом.

Олтарь златым, на котором находит свое утверждение всякая святая служебная сила и где приносятся жертвы мучеников, есть Сам Христос, прообразом Которого служил жертвенник, показанный Моисею на горе со скиниею (Исх. 25, 9; Евр. 8,5). Фимиами, как сказано, означают молитвы святых, благоухающие пред Богом. Пред престолам, то есть пред высочайшими силами небесными, так как в них излились пламенная любовь Божественная, чистая и бесконечная премудрость и разум. На это указывает значение имен вышних сил, приближающихся к Богу.

И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога. И взял ангел кадильницу и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю.

И изыде дым — молитвы святых, возносимые ангелом, приняты и, наполнив кадильницу огнем наказаний, обратили их на землю, как некогда видел и Иезекииль, что одним из херувимов было передано ангелам, посланным избить нечестивых жителей Иерусалима, взятое от подобного огня. Образом такого ангела является всякий священноначальник, как посредник между людьми и Богом: он от одних возносит молитвы, другим несет помилования, а согрешивших вразумлением или строгими наказаниями обращает на истинный путь.

И произошли голоса и громы, и молнии, и землетрясение. И семь ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить.

И быша гласи и громи. Все это указывает на ужасы, которые будут пред кончиною, подобно тому как на горе Синайской они были символами присутствия Божия, устрашая всех, а благоразумных приводя к обращению. Для этого же служат и ангелы, исцеляющие, как сострадательные врачи — подражатели Христа, греховные недуги болящих, или, вернее, облегчающие ленивым будущее наказание прижиганиями и сечениями в виде бедствий, если только они перенесут их с благодарностью. А нас, запечатленных честным и драгоценным именем Христа, желающих прославления святых и молящихся об освобождении чрез настоящие муки от будущих мучений, да не предаст, наказуя, Человеколюбец Господь смерти греховной (Пс. 117, 18), но да ослабит злые дни вечных мучений, когда бездна покроет начальника греха и его темное и преисподнее место геенны, чтобы мы, водворенные со святыми в жилище радости, были вечно с Самим Христом, Спасителем и Богом, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Пресвятым Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

ОТДЕЛ VIII

Статья двадцать вторая

О семи ангелах и о том, что, когда вострубил из них первый, на землю пали град, огонь и кровь

Первый ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.

По мнению некоторых, здесь указывается на геенне-кие мучения грешников, часто изображаемые под образом страданий чувственных. Но мы думаем, что в будущем веке будет мучиться не только третья часть изо всего множества людей, но гораздо более (ибо сказано: широкий путь вводяй в пагубу (Мф. 7,13), и здесь этими словами указывается на язвы, которые будут при кончине. Град означает, что эти наказания будут посланы с неба по праведному суду. Огонь с кровью — разорение городов, происходящее всегда от рук воюющих, пожары и междоусобия, во время которых, как видимо, будет избито не менее третьей части всех живущих на земле тварей: в войнах гибнут не только люди, но и земные произведения (деревья и трава— Ред.)! Наше мнение о вышесказанном находит себе подтверждение и у блаженного Иоиля, который говорит, что прежде наступления великого дня судного на землю будут посланы кровь и огонь и курение дыма (Нот. 2, 30-31).

Статья двадцать третья

О втором ангеле и о погибели живущих в море

Второй ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью. И умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.

По мнению некоторых, этим свидетельствуется, что море по воскресении будет гореть очистительным огнем со всеми, живущими в нем. Если указание на третью часть и здесь тоже является несообразным, потому что, как было упомянуто, мучимых будет больше, чем спасаемых, то это несоответствие можно устранить, отнеся эти слова к настоящей жизни, которая образно называется морем. В таком случае и будет подтверждена гибель третьей части всех живущих, ибо по неисследимым судам Божиим одни скоро получают наказание, а другие по долготерпению Его приводятся к покаянию и обращению. Под горою, я думаю, нужно разуметь диавола, который, яростью распаляемый на нас и блюдомый на геенну, во время попущения своего разбросает по морю и погубит третью часть островов, кораблей и их обитателей, как некогда сделал с Иовом, ибо по суду правосудия Божия он есть враг наш и мститель, так как кто кому повинится и покорится, тот тому и поработает (2 Пет. 2,19). Наконец, нет ничего странного и несообразного с разумом в том случае, если душевная смерть постигает тех, которые в море хулят Святую Троицу делами жизни своей и словами.

Статья двадцать четвертая

О третьем ангеле и о горечи речных вод

Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.

Горечь, обозначаемая полынью, как утверждают некоторые, означает скорбь, поражающую грешников, мучимых в геенне; по обширности своей она правдоподобно и правильно названа водами. Но мы думаем, что этим указывается и на скорби последних дней. Звезда или означает, что все это идет с неба, или указывает на диавола, как о нем говорит пророк Исаия: како спаде с небесе денница восходящая заутра (Ис. 14,12). Так как диавол, напояя людей чрез удовольствия горьким развращением, по попущению Божию наводит и скорби, хотя не на всех, но по долготерпению Божию на третью часть, для того, чтобы неверие в загробное воздаяние не привело нетерпеливых к душевной смерти. На оставшихся же в живых пред кончиной сбудется все горькое, видимое наступление чего Господь раскрыл для нашего вразумления. И если мы не хотим быть осужденными Им, то должны сами осудить себя, ибо, по словам божественного апостола, аще 6о быхам себе рассуждали, не быхом осуждены были (1 Кор. И, 31). И, как осужденные, мы должны быть наказаны Господом и принять с благодарностию наводимые на нас скорби, подобно тому как мы видим, что рассудительные больные с терпением переносят прижигания и операции, надеясь на выздоровление. Поэтому и мы, являясь душевно здоровыми и не давая из своей среды пищи геенне огненной, да не осудимся с миром, но воцаримся на веки со Христом, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, величие и великолепие, с Безначальным Отцем и Всесвятым Духом ныне и присно, и в нескончаемые веки веков. Аминь.

ОТДЕЛ IV

Статья двадцать пятая

О четвертом ангеле и затмении светил

Четвертый ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны, и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была, так как и ночи.

Мы думаем, что это похоже на сказанное о луне и солнце у Иоиля (2, 10) и что должно предполагаться по Владычному определению о кончине. Повторяем, что третья часть светил и звезд указывает на третью часть продолжительности дня и ночи. Отсюда же мы видим, что бедствия, которые тогда наведет Бог, не будут неослабными. Ибо Он, попуская помрачиться только третьей части времени, в остальную, большую часть продолжает таинственно звать к покаянию. Да и можно ли перенести полную, нерастворенную чашу гнева Божия?

И видел я и слышал одного ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех ангелов, которые будут трубить!

Слова горе, горе, горе живущим на земли указывают на сострадание и человеколюбие божественных ангелов, которые, подражая Богу, сожалеют о наказуемых грешниках, а всего более о тех, которые не исправляются наказаниями. К этим, в особенности, и относится горе, потому что, живя на земле, они исполнены мыслями о земном и вместо излитого на нас мира (состав благовонных веществ — Ред.) дышат прахом. Тем же, у кого жительство на небе, бедствия и страдания служат лишь причиною к получению в награду неувядаемых венцов.

Статья двадцать шестая

О пятом ангеле, мысленных акридах и о различном биде их

Пятый ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладезя бездны. Она отворила кладезь бездны, и вышел дым из кладезя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладезя. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев. И мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека.

По словам некоторых, под звездою, спавшею с неба на землю и на Иосафатову долину, предназначенную для суда, нужно разуметь ангела Божия, посланного для наказания; студеней, бездны означает геенну; дым, из него исходящий, указывает на то, что мучимые не будут видеть солнца и воздуха; прузи — черви, о которых говорит пророк: червь их не скончается (Ис. 66, 24). Не вредить травы земныя, но человека точию, потому что вся тварь освободится от тления, в рабстве у которого она находится ради нас. Но да муку приимут пять месящей — означает, что грешники будут мучимы жестоко и тяжко лишь некоторое определенное время, а потом легче, но вечно. Звезда, я думаю, есть ангел Божий. Он по Божию попущению выпустит из бездны осужденных злых демонов, которых Христос, воплотившись, связал, чтобы они, сделавши свое пред кончиною, подверглись потом бесконечным мукам. Дым — мрак, предшествующий злым делам, производимым по их наущению, после которых они получают власть мучить людей. Помрачение солнца и воздуха означает душевное ослепление людей, наслаждающихся их светом, или разжженную страданиями любовь, ибо для находящихся в скорби и свет кажется тьмою. Что мысленные прузи (саранча— Ред.) уязвляют людей подобно скорпионам, это указывает на скрытую в конце злых дел душевную смерть, которой подлежат все неотмеченные на лицах Божественною печатью и не просвещенные чрез Святого Духа светом Животворящего Креста, чтобы их свет, по слову Владыки, светился пред человеки (Мф. 5,16) во славу Божественного имени. Пять месяцев мучений, как мы думаем, указывают им на их непродолжительность, так как, по словам Господа, аще не быша прекратилися дни оны, не бы убо спаслася всяко, плоть (Мф. 24, 22), или некоторое пятеричное время сообразно пяти внешним чувствам, чрез которые грех действует в человеке, или вообще определенное время, известное только Богу.

В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них.

И взыщут человецы смерти. Это указывает на мучительность страданий, ибо призывать смерть свойственно находящимся в скорбях. А что она не приходит при всем их желании, то этим свидетельствуется, что она зависит от воли Божией, которая считает удобным чрез горечь посылаемых людям бедствий сделать для них ненавистным самую причину этих бедствий — грех.

По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее, как лица человеческие. И волосы у ней, как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов. На ней были брони, как бы брони железные.

По причине сказанного выше и дальнейшего, некоторые разумеют под саранчою карающих Божиих ангелов, в каждом изречении изображаемых иносказательно или для устрашения, или по быстроте, и наказанию, которому подвергаются в геенне заслужившие его. Но я думаю, что правдоподобнее под этими пругами разуметь злых демонов, готовых вступить с нами в брань и носящих на голове златовидные венцы как знаки победы, которыми увенчаемся и мы, если покоримся им, как чрез удовольствие достигшие худой победы. Женские волосы указывают на бесовское сладострастие и возбуждение на блудодеяние; львиные зубы — на их убийственность и ядовитость; железные брони — на их жестокосердие.

А шум от крыльев ее, как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну. У ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была — вредить людям пять месяцев. Царем над собою имела она ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион (Губитель). Одно горе прошло; вот, идут за сим еще два горя.

Шум от мысленных прутов сравнивается со стуком военных колесниц, как мы думаем, по причине их высоты и быстроты, ибо, по словам божественного Давида, они борют нас с высоты. Хвосты же их — ошибы, уподобленные скорпионовым, означают следствия грехов, приводящих к духовной смерти, ибо грех содеян рождает смерть (Иак. 1, 15). Он же приводит на людей и пятимесячную скорбь, ограниченную этим временем или по своей краткости в сравнении с вечною жизнью, или сообразно пяти чувствам, как говорилось выше. Под царем разумеется диавол, губящий тех, кто ему покоряется.

Чтобы мы вели с диаволом непримиримую борьбу, посланник угрожает нам, возвещая, что после этого на нас грядут еще два горя.

Статья двадцать седьмая

О шестом ангеле и об ангелах, разрешенных при Евфрате

Шестой ангел вострубил, и я слышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего перед Богом, говоривший шестому ангелу, имевшему трубу: освободи четырех ангелов, связанных при великой реке Евфрат. И освобождены были четыре ангела, приготовленные на час и день, и месяц, и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей. Число конного войска было две тмы тем; и я слышал число его.

По мнению некоторых, четыре ангела суть Михаил, Гавриил, Уриил и Рафаил, связанные веселием созерцания Божества и разрешенные с другими ангелами в день судный для осуждения нечестивых, третья часть которых будет истреблена. Но я думаю, что это лукавые демоны, связанные в пришествие Христово, которые по повелению Божию, исходящему от пренебесного жертвенника, имевшего свой образ в скинии Моисеевой, разрешаются теперь божественном ангелом для возмущения народов не только против верных, но и друг против друга, чтобы чрез это одни оказались верными, испытанными и достойными высшей награды, подобно зрелой пшенице — небесных обителей и житниц, а другие — нечестивые, грешники нераскаянные, справедливо наказанные здесь, получили бы на Страшном суде еще более жестокое осуждение, как негодные плевелы. Связаны были при Евфрате — и в этом нет ничего странного, ибо по произволению Божию одни были осуждены до времени в бездну, другие в свиней, а иные в другие места, чтобы по совершенном окончании брани против людей подвергнуться вечным мукам. Может быть и то, что упоминание Евфрата служит указанием на происхождение антихриста из тех стран. Нельзя также сомневаться относительно множества бесов, о которых и святые говорят, что ими переполнен воздух. О том же, что значит третья часть избиенных, мы говорили ранее.

Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней, как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей. Ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям и имели головы, и ими они вредили.

Я думаю, что кони указывают на женонеистовых и скотоподобных людей или на покоренных демонами и находящихся в их власти; всадники — на управляющих ими, потому что они обыкновенно не только пользуются взаимными услугами, но злыми людьми как орудиями в наветах на сродных людей. Огненные, гиацинтовые и серные браки, как я полагаю, указывают на воздушное существо и опустошающую деятельность лукавых духов, на убийственное зверство которых указывается львиными головами. Исходящий из уст с дымом и серою огонь, который истребит третью часть людей, означает или грехи, пожирающие сердечные плоды ядом внушений и соблазнов, или опустошения городов и кровопролития, производимые варварами по Божию попущению, от чего, как мы знаем, погибла третья часть людей. Правильно сказано, что ушибы (хвосты.— Ред.) их подобны змеям, имеющим головы, ибо конец бесовских наущений — ядоносный грех и смерть души.

Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем.

И прочий от человек, иже не вреждени быша. Это вполне согласуется со сказанным раньше, так как, сказав, что этими тремя язвами будет истреблена третья часть людей, он добавляет далее, что тому же подвергнутся и все те, кто, удостоившись пощады, сего не претерпели, но остались нераскаянными, не отказавшись от идолослужения, убийств, блуда, воровства и чародеяний. Итак, отсюда видно, что грех распространится по всему миру, так как среди народов, не познавших истины, господствуют и неистовствуют самые разнообразные заблуждения: одни из них поклоняются идолам, другие — твари вместо Творца, а иные, исповедуя Бога на словах, в делах своих удаляются от Него и, имея примеры благочестия, не следуют им, а служат мамоне своим сребролюбием, которое апостол порицает, говоря: лихоимание есть идолослужение (Кая. 3, 5). Да не услышим же мы, свидетельствующие о чистоте и искренности веры в Бога своими делами, того страшного голоса, который говорит: аминь глаголю вам, не вем вас (Мф. 25,12), и далее: отступите от Мене еси делателие неправды (Лк. 13,27), но да услышим блаженный и вожделенный ГОЛОС: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф. 25,34) по благодати, щедротам и человеколюбию Христа, Бога нашего, добровольно претерпевшего Крест нас ради; Ему со Отцем и Животворящим Духом слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

ОТДЕЛ Х

Статья двадцать восьмая

Об облеченном в облако и радугу ангеле, предвозвещающем о кончине

И видел я другого ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над главою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные.

Здесь разумеется святой ангел; на это указывают облако, радуга и его свет, подобный солнечному, потому что ими указывается на небесное достоинство ангельского существа, разнообразие его добродетелей, его светлость и ведение. Столпы огненные указывают на страх и наказания, наводимые ангелом на нечестивых, разбойничающих на суше и на море. Для обозначения всеобщности этого наказания ангел и поставил правую ногу на море, а левую на землю.

В руке у него была книжка раскрытая; и поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю. И воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими.

Книжка, как небольшая и написанная очень мелко, я думаю, заключает в себе имена и дела тех самых лукавых, которые разбойничают или иным образом бесчинствуют на земле и убивают на море, в наказание которых ангел поставил свои ноги и там, и здесь.

Голос ангела, подобный рыканью льва, указывает на страшные и нестерпимые наказания его, о чем свидетельствует Даниил, который не мог безболезненно видеть ангела не только не угрожающего, но кроткого и тихого (Дан. 10, 8-10).

Семь громов, как мы думаем, указывают или на семь гласов одного грозного ангела, или на семь других ангелов, предвозвещающих будущее, так как эти ангелы считаются повторяющими слова первого. Они получают от него, по благопорядку ангельскому, указанному блаженным Дионисием, не только повеление, но и время для пророчествования.

И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать, но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего.

Запечатление (содержание в памяти.— Ред.) того, что говорили семь громов, указывает на то, что теперь неизвестно, но потом будет открыто на опыте течением вещей. Божественный голос научил апостола запечатлеть эти голоса только в уме своем, а окончательное познание их и раскрытие отнес к последним временам. Так некогда был предупрежден и Даниил, что запечатлены и скрыты подобные же слова.

И ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу, и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет.

Ангел клятся Живущим. Бог, поелику не может никем высшим клясться, клянется Самим Собою (Евр. 6, 13), но ангелы, как сотворенные, уверяют наше неверие сказанному ими клятвою именем Создателя. Ангел клянется, что времени, уже не будет в будущем веке, когда и в самом деле не будет того времени, которое исчисляется по солнцу, но будет жизнь вечная, недоступная временному исчислению, или же это указывает, что после шести гласов ангела пройдет не много времени до исполнения. Поэтому и говорит дальше:

Но в те дни, когда возгласит седьмой ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим, пророкам.

Это, я думаю, означает, что все предсказанное святыми пророками исполнится после шести веков в седьмой, означаемый седьмою трубою. Исполнение этого называется благовестием по причине уготованного за ним покоя для святых.

Статья двадцать девятая

О том, как евангелист получил от ангела книжку

И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки ангела, стоящего на море и на земле.

Иной высший ангел повелевает здесь евангелисту под видом книжки принять разумение открытого в видении.

И я пошел к ангелу и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед.

Сладко для тебя, говорит ангел, познание будущего, но вместе и горько для чрева, то есть сердца, где вмещается словесная пища, из-за сострадания к тем, которым должно претерпеть наказания, ниспосланные по Божественному определению. Это же можно понимать и иначе: так как евангелист не знал худых дел книги, заключающей в себе деяния нечестивых, ему и показывается, что грех при начале услаждает, а по совершении приносит за собою горечь отмщения и воздаяния.

И взял я книжку из руки ангела и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем.

И егда снедох ю, горька бяше во чреве моем. Книга сладка вначале по причине радостного содержания, но горька в конце от язв, как и грех при вкушении сладок, а по совершении горек воздаянием за него. Святые же по своей сострадательности, по слову апостола, радуются с радующимися и плачут с плачущими (Рим. 12,15).

И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках, и царях многих.

Этим указывается, что все предсказанное исполнится не сразу после видения Божественного Откровения, но через Евангелие, и блаженному надлежит предсказывать читающим это откровение о будущем до кончины мира; или же это обозначает, что он не вкусит смерти, а при кончине явится снова препятствовать обольщению антихристом.

И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать снятый город сорок два месяца.

Трость указывает на то, что все явившееся на небе, хотя и считается у нас неодушевленным, разумно, а именно: жертвенник, престол и нечто другое, ибо слова востани и измери церковь Божию говорит данная ему трость, что указывает на измерение храма Божия ангельским разумением. Если же кто скажет, что слова эти он слышал от ангела, давшего трость, то тому нужно ответить, что трость означает меру познания и разума, соответствующую принимающему, чего удостоятся все отличенные за добрые дела у Бога и Его ангелов, ибо возка Бог сущая своя, говорит слово Божие (2 Тим. 2,19). Нужно знать, что некоторые под храмом Божиим понимали Ветхий Завет, а под внешним двором — Новый, неизмеримый по обилию спасающихся; под сорока же двумя месяцами — краткость времени до второго пришествия, в которое будут содержать тайны Нового Завета. А мы думаем, что храм Бога Живого есть Церковь, в которой приносятся нами словесные жертвы. Внешний двор — общество неверующих и иудеев, недостойных ангельского измерения за свое нечестие: позна Бог сущия своя, но Он, Всеведущий, беззаконных не знает. То же, что святый город — новый Иерусалим, или Вселенская Церковь будет попираться язычниками в течение сорока двух месяцев, как думаю я, обозначает, что в пришествие антихриста верных и твердых будут притеснять и гнать три с половиною года.

Статья тридцатая

Об Енохе и Илии

И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли.

Многие учители думали, что эти два свидетеля, Енох и Илия, при кончине мира получат от Бога время для пророчествования в три с половиною года, означенных тысяча двумястами шестьюдесятью днями. Облечение во вретище означает, что тогда все живущие и отвращаемые от антихристовой прелести будут достойны плача и сетования. Под видом двух маслин и двух светильников указал на них и пророк Захария (4,2-3, 11-14), так как пища для умного света состоит в елее добрых дел.

И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их; и имеют власть над водами, превращать их в кровь и поражать землю всякою язвою, когда только захотят.

И иже восхощет обидети их. О, пречудная Благодать Божия! Ибо она предлагает для раны равносильное врачество. Антихрист по действию диавола своими ложными знамениями и чудесами будет славнейшим из всех волхвов и обольстителей; также и Бог вооружит этих святых Своих силою истинных знамений и чудес, чтобы они светом и истиною отвергли мрак и ложь и обратили обольщенных на путь правды словом вразумления или наказанием: бездождием, огнем, изменениями стихий и подобным, а самого обольстителя обличили, не претерпев от него зла до окончания своей проповеди.

И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними и победит их, и убьет их. И трупы их оставит на улице великого города, который духовно наз<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...