Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой
Развивающиеся страны являются чистыми импортёрами капитала и должниками, за исключением 9 стран-экспортеров нефти, которые являются чистыми кредиторами. Превышение внутренних инвестиций над сбережениями, дефициты по государственным бюджетам и международным текущим расчетам, долговые платежи по внутренним и внешним обязательствам - являются главными причинами нехватки ресурсов и привлечения иностранных средств в развивающиеся страны. До начала 1990-х гг. в притоке иностранного капитала в развивающиеся преобладали официальные ресурсы, которые поступали от иностранных государств и международных организаций. Их доля в общем притоке чистых долгосрочных финансовых ресурсов в 1983-1988 г.г. составила 75,6%. В 1992-2000 г.г. приток официальных ресурсов снизился до 22,0% от общей суммы поступившего долгосрочного капитала в размере 1,2 трлн. долл. Однако для многих государств развивающегося мира официальные ресурсы остаются основным источником финансирования. Приток частного капитала в развивающиеся страны до начала 1970-х гг. был незначительным. В 1973-1989 гг. чистый приток частного капитала в развивающиеся страны составил 16,6 млрд. долл. в год. В 1992-1997 г.г. он поднялся до 131,5 млрд. долл. в год; в 1998-1999 гг. - снизился до 47,2 млрд. долл. в год. Всего за 1989-2000 гг. совокупный приток частных ресурсов в развивающиеся страны приблизился к 1,7 трлн. долл.
Главным регионом приложения частных иностранных средств в развивающемся мире в 1990-х г.г. была Азия, доля которой составила 40%; доля Латинской Америки соответственно равнялась 30%. В 90-х г.г. значительно увеличился приток частных ресурсов в Африку; за 1990-1999 г.г его совокупная сумма равнялась 78 млрд. долл., треть которой пришлась на прямые инвестиции. Чистый приток иностранного капитала в страны с переходной экономикой за 1992-2000 г.г. составил 188,6 млрд. долл., в том числе официальных ресурсов, включая списание долгов, - 19,1 млрд. долл.; частных - 169,5 млрд. долл., из них прямые иностранные инвестиции - 121,2 млрд. долл. Приток официальных ресурсов в страны с переходной экономикой в 1983-1988 г.г. составил 6,0 млрд. долл.; в 1991-1997 г.г. эти страны получили 7,8 млрд. долл. безвозмездной помощи, включая списание долгов. Общая сумма обязательств по кредитам и займам МВФ за 1991-1999 гг. равнялась 22,9 млрд. долл., в том числе стран Цетральной и Восточной Европы - 1,6 млрд. долл., России - 15,9 млрд. долл. Удельный вес России в мировых зарубежных инвестициях ничтожно мал. Основной формой вложения иностранного капитала долго оставались доли участия в совместных предприятиях, занятых посредничеством, услугами, рекламой и расположенных в основном в Москве и Санкт-Петербурге. В 1996-1998 гг. нерезиденты активно работали на высокодоходном российском фондовом рынке, скупая корпоративные и государственные ценные бумаги. В 1997 г. чистый приток иностранных портфельных инвестиций составил 45,8 млрд. долл. С 1998 г. в связи с валютно-финансовым кризисом в Азии, а затем и России начался отток частных средств с российского рынка. Приток негосударственного капитала в Россию за 1996-2000 г. составил 59,4 млрд. долл.; отток за те же годы равнялся 134,1 млрд. долл., отрицательный баланс - 74,7 млрд. долл. С декабря 1996 г. федеральное правительство РФ начало размещать свои обязательства на международном рынке ссудных капиталов, по апрель 1998 г. оно мобилизовало на этом рынке более 7,5 млрд. долл.. С 1997 г. этот рынок начали осваивать субъекты федерации и частные компании. В связи с кризисом 1998 г. доступ российских заемщиков на международные рынки капитала прекратился, но с 2001 г. он стал восстанавливаться.
В Россию иностранные ресурсы привлекаются главным образом на основе многосторонних договоренностей с ведущими развитыми странами и международными финансовыми организациями. Система международного содействия российским рыночным реформам и преодолению долговых трудностей начала формироваться с 1992 г., когда Россия вступила в Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк. В требованиях к России со стороны МВФ подчеркивается важность осуществления стабилизационных и структурных мероприятий. Выполнение согласованных с МВФ требований регулярно отслеживается и является непременным условием дальнейшего кредитования. Всемирный банк является ведущим внешним источником финансирования государственных инвестиций в России.
Банк предоставляет реабилитационные займы, а иногда и безвозвратные ссуды на проведение макроэкономической стабилизации, либерализацию цен, приватизацию, развитие отдельных отраслей и социальной сферы. Основные направления сотрудничества с банком - это структурные преобразования в социальной сфере, в угольной промышленности, развитие небанковских финансовых учреждений, поддержка российских предприятий в постприватизационный период, развитие инфраструктуры. Россия - член Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) с 25% долей в его портфеле. С 1996 г. ЕБРР выдает кредиты, совершает портфельные инвестиции, предоставляет долговые гарантии, оказывает консалтинговые услуги. Средства ЕБРР направляются исключительно на ускорение перехода к открытой рыночной экономике и развитие частной предпринимательской инициативы. Для коммерческого финансирования со стороны ЕБРР приоритетными в России стали топливно-энергетический комплекс, телекоммуникации, банковская система. ЕБРР финансирует не более 35% стоимости проекта, а остальные 65% дают другие кредиторы, с которыми банк заключает соглашения. После августа 1998 г. отношения России с МВФ и другими кредитными организациями значительно осложнились. Кредиты международных организаций были обусловлены жесткими требованиями в отношении профицита первичного бюджета, реструктуризации банковского сектора, отказа от кредитной эмиссии как способа покрытия государственных расходов, увеличения налоговых поступлений. Ситуация изменилась к лучшему в 2000г., когда Россия, получив огромные доходы от внешней торговли, значительно пополнила инвалютные резервы и временно отказалась от кредитов МВФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|