Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации воспитателям по эффективному воспитанию эмоциональной отзывчивости у детей трех лет

 

Эмоциональное развитие детей раннего возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. (Л.С. Выготский).

Эмоции в жизни ребенка:

· выполняют регулирующую и охранную функции (например, препятствуют осуществлению какой-либо деятельности из чувства страха или отвращения);

· способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей;

· побуждают к определенным поступкам, окрашивают поведение в целом;

· помогают приспособиться к ситуации;

· сопровождают общение (выбор партнера, привязанности и т.д.) и все виды деятельности;

· являются показателем общего состояния ребенка, его физического и психического самочувствия.

Предлагаем вниманию педагогов методические рекомендации по эффективному воспитанию эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста.

Эти методические рекомендации не связаны строгими временными рамками, свободны в выборе – участвовать или не участвовать в данном мероприятии, игре, занятии и т.д. Совместная деятельность педагога и ребенка, как правило, проходит в непринужденной, свободной атмосфере. Установка на игру, занимательные формы общения создают благоприятный фон для контактов, управления эмоциональной экспрессией, продуктивной творческой самореализации.

Педагогическую деятельность воспитателя по эффективному воспитанию эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста важно строить с учетом следующих педагогических положений:

1. Опора на возрастные возможности раннего детства.

Практическому воплощению этого принципа способствует учет интересов детей, определяемых их возрастом (сказки, игры, занимательные задания, экспрессивное самовыражение).

2. Системность организации психики ребенка.

Развитие эмоциональной отзывчивости возможно путем воздействия на другие психические процессы (ощущения, мышление, воображение и др.) и их регуляции. Так, в раннем возрасте прослеживается тесная связь между эмоциональной и сенсорной сферами. Развитие зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, вкусового, вестибулярного анализаторов способствует эмоциональным проявлениям малыша.

3. Поэтапность педагогической работы.

В основе этой рекомендации лежит принцип поэтапности (от простого к сложному), игры и занятия обусловлены постепенностью освоения, отработкой какого-либо умения, навыка. Что позволяет подвести ребенка к положительному результату, поощряя его самостоятельность и активность.

4. Присутствие наглядных средств.

При проведении игр и занятий с детьми раннего возраста важен принцип наглядности, так как основной формой мышления трехлетнего ребенка становится наглядно-действенная. Это принцип заключается в том, что на занятиях с малышами педагог использует различные наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т.п.), создавая с их помощью развернутую картину действий и их результата. Это важно, так как на начальных этапах обучения пояснения взрослого даются сжато и поэтому должны подкрепляться показом наглядного дидактического материала, использование которого всецело зависит от хода развертывающейся поисковой деятельности ребенка, его поведения.

5. Игра – ведущий вид деятельности.

Признавая важную роль каждого вида деятельности, все же особо хотелось бы подчеркнуть значение игры. Известно, что она естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельности способна осуществлять позитивные изменения в сенсорной, эмоциональной, волевой и других сферах личности, формировать новые формы поведения. Игра создает благоприятную обстановку для эмоциональных проявлений, творческой самореализации. В процессе ролевых перевоплощений, выполнения игровых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций, адекватного оформления экспрессивных действий.

6. Принцип вариативности.

Это принцип должен осуществляться при повторении программного материала на других играх и занятиях, что способствует формированию умения самостоятельно переносить усвоенные знания в новую ситуацию и применять их практически.

7. Желание самого ребенка.

Занятия, игры и упражнения будут полезны только при желании ребенка заниматься ими. Поэтому не надо заставлять его приходить на занятия, лучше пропустить одно из них, чем вызвать неудовольствие ребенка.

8. Эмоциональная оценка взрослым.

Взрослый со своей любовью, заботой и вниманием непосредственно участвует в жизни ребенка. Именно взрослый обеспечивает ребенку развивающее общение, передавая социальный опыт и знания об окружающем мире. В общении со взрослым происходит не только усвоение культурных норм и способов деятельности, но и становление новых смыслов и мотивов ребенка. Взрослый ответственен за создание эмоциональной окружающей среды ребенка.

Вся деятельность педагога направленная на воспитание, развитие и формирование эмоциональной отзывчивости у детей трех лет должна строиться с учетом вышеперечисленных педагогических положений.

Так как, существенную роль в развитии эмоциональной сферы ребенка играют целенаправленные игры и занятия, то предлагаем примерные конспекты занятий по развитию эмоциональной отзывчивости у детей трехлетнего возраста (см. Приложение).

На этих занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом взрослых. В результате расширяется круг понимаемых эмоций, дети становятся способными к более глубокому пониманию себя, у них чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей раннего детства. При всей кажущейся простоте, развитие и формирование эмоциональной отзывчивости – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Развитие эмоциональной отзывчивости – педагогически обусловленный процесс, неразрывно связанный с личностным развитием детей, процессом их социализации, творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных предписаний и запретов как условием и основным результатом произвольного управления эмоциями экспрессивного самовыражения.

С целью теоретического обоснования и опытной проверки эффективности формирования и развития эмоциональной отзывчивости у детей 3-х лет были выполнены следующие задачи: изучена и проанализирована научная психолого-педагогическая литература и проведены наблюдения поведения ребенка 3-х лет. В результате теоретического анализа были поучены следующие выводы:

1. Главной возрастной особенностью раннего возраста является ситуативность, которая заключается в зависимости поведения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации. Ситуативность связана с аффективным характером восприятия детей раннего возраста.

2. К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, что находит свое выражение в кризисе трех лет. Основными симптомами этого кризиса являются негативизм, упрямство, строптивость и своеволие ребенка, бунт против окружающих. За этими негативными симптомами стоят личностные новообразования: «система Я», личное действие, сознание «Я сам», чувство гордости за свои достижения.

3. В процессе развития ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

Проведенные наблюдения показали, что воспитание эмоциональной сферы происходит в повседневной жизни ребенка. Анализ проведенных наблюдений показал, что особое внимание должно уделяться целенаправленным играм, занятиям и упражнениям по эффективному воспитанию эмоциональной отзывчивости, которые строятся согласно определенным педагогическим требованиям: подбираются с учетом возрастных рамок, охватывают многогранность всех психических процессов ребенка, осваиваются поэтапно, подкрепляются наглядным дидактическим материалом, проводятся в игровой форме с использование различных вариантов, учитывая желание самого ребенка и тесный контакт со взрослым.

Соблюдение всех перечисленных педагогических требований к проведению занятий и игр по эмоциональной отзывчивости у детей трехлетнего возраста, дает возможность педагогу сделать процесс воспитания маленьких детей эффективным и управляемым.

Неповторимые индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей его жизни и связаны с развитием личности в целом. Поэтому, развитие эмоций и чувств у трехлетних детей является одним из важнейших фундаментом его психического и эмоционального развития.

Воспитание эмоций и чувств человека начинается с самого раннего детства. Важнейшим условием формирования положительных эмоций является забота со стороны взрослых. Ключевым моментом эмоционального развития ребенка раннего детства является то, что эмоции неустойчивы и изменчивы, являются мотивами поведения ребенка. Следовательно, взрослый отвечает за формирование эмоциональной отзывчивости у детей, за эмоциональную наполненность жизни ребенка.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение. – М. Педагогика. 1990. – 144 с.

2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. – М. Педагогика. 1984. – 432 с.

3. Галанов, А.С. психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет. Пособие для работников ДОУ и родителей. 3-е изд., испр. и доп. – М. АРКТИ. 2006. – 64 с.

4. Голубева, Л.Г. и др. Развитие и воспитание детей раннего возраста. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. Издательский центр «Академия». 2002. – 192 с.

5. Данилина, Т.А.. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ. – М. Айрис-пресс. 2004. – 160 с.

6. Ибука Масару, После трех уже поздно. – М. Знание. 1991. – 192 с.

7. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями. Методическое пособие. / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. 2-е изд. – М. Издательство «Экзамен». 2004. – 160 с.

8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М. ИКЦ «МарТ». Ростов н/Д. Издательский центр «МарТ». 2005. – 448 с.

9. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПБ. Питер. 2006. – 583 с.

10. Медико-психолого-педагогическая реабилитация детей в домах ребенка (современные аспекты). Методическое пособие. / Под ред. Е.Т. Лильина. – М. ЛО Московия. 2002. – 120 с.

11. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для работников ДОУ. 3-е изд., испр. и доп. – М. АРКТИ. 2003. – 48 с.

12. Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 3-е изд. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1997. – 688 с.

13. Общая психология: Учебник. / Под ред. Тугушева Р.Х. и Гарбера Е.И. – М. Издательство Эксмо. 2006 – 560с.

14. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е.И. Рогов. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2003. – 448 с.

15. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учеб. пособие. – М. Вузовский учебник. 2006. – 384 с.

16. Павлова Л. О современных проблемах раннего детства. // Дошкольное воспитание. 2003. № 8. стр. 9-12.

17. Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей. – М. Мозаика-Синтез. 2005. – 224 с.

18. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. Методическое пособие. – М. Мозаика-Синтез. М. ТЦ Сфера. 2003. – 168 с.

19. Печора К. Дети раннего возраста в домах ребенка. // Дошкольное воспитание. 2003. № 10. стр. 49-50.

20. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 3-е изд., испр. и доп. – М. Мозаика-Синтез. 2005. – 208 с.

21. Программа воспитания и обучения в первой младшей группе. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 3-е изд., испр. и доп. – М. Мозаика-Синтез. 2006. – 208 с.

22. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб. Питер. 2004. – 432 с.

23. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков. Учеб. для студ. пед. вузов. – М. Академия. 2004. – 456 с.

24. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. ВЛАДОС. 2003. – 368 с.

25. Харитонова Н. Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста. // 2006. № 6. стр. 3-12.

26. Харламов И.Ф. Педагогика. Учеб. Пособие. 3-е изд., перераб. и доп. – М. Юристь. 1997. – 512 с.

27. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. Учеб. Пособие для студентов небил. спец. пед. институтов. – М. Просвещение. 1978. – 287 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...