Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перспективы развития малого бизнеса в России

 

Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития.

Прежде всего следует оградить малый бизнес от бюрократии. сделать как можно проще процедуру регистрации, сократить числе контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Следует искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает, извращает конкуренцию.

Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей б первую очередь в таких видах деятельности, как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская на наш взгляд, следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федерального и региональных бюджетов, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования.

Для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса необходимо широкое использование лизинга и франчайзинга. Если франчайзинговая система завоевывает у нас в стране все больше позиций, то лизинг находится лишь в зачаточном состоянии. Дальнейшему развитию этих форм деятельности среди предприятий малого бизнеса должны содействовать крупные предприятия.

Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса, развитию банковской системы, различных фондов поддержки малого бизнеса. Малые предприятия должны иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой другой проблеме.

Большая работа предстоит в области подготовки и повышения квалификации предпринимателей. В сфере малого бизнеса работают около 8 млн. человек, или почти 12% всего занятого в стране населения, и численность эта из года в год будет возрастать. В малый бизнес приходят все больше молодых, энергичных людей. Между тем по данным социологических опросов свыше 70% молодых предпринимателей считают, что им необходимо приобрести специальные знания в области малого бизнеса. Особенно актуальна задача профессиональной подготовки руководителей таких предприятий. На сегодняшний день в стране функционирует около 900 тыс. предприятий малого бизнеса. По некоторым оценкам только от 20 до 30% из них имеют руководителей, обладающих специальным профессиональным образованием. Следовательно, примерно на 700 тыс. предприятий руководители действуют по наитию, с учетом своих способностей и опыта. Это сдерживает дальнейшее развитие и повышение эффективности малого бизнеса.

Работники предприятий этой сферы нередко не знают и не используют свои права. Весной и осенью 2002 г. Центром экономических и финансовых исследований и разработок было проведено масштабное целевое обследование административных барьеров[18]. Было установлено, что среднее число проверок всех видов на одном предприятии с 2001 по 2002 г. сократилось на 26%. Вместе с тем многие предприятия по-прежнему, несмотря на ряд принятых за последнее время законов о дебюрократизации, сталкиваются с многочисленными плановыми проверками, которые проводит одно и то же ведомство. Однако в законодательстве ясно сказано, что плановые проверки одним и тем же госорганом проводятся раз в два года.

С 2001 по 2002 г. на 42% уменьшилось число заявлений на выдачу новых лицензий, что несомненно упростило жизнь мелкого и среднего предпринимателя. Вместе с тем 80% всех выданных лицензий обошлись предпринимателям дороже, чем плата, установленная новым законом, а 77% всех лицензий и разрешений, находящихся у руководителей фирм, выданы на срок меньше предписанных законом пяти лет.

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ местные власти не имеют права вводить какие бы то ни было разрешительные документы, кроме перечисленных в этом законе лицензий. Однако распространенной практикой остаются, например, разрешения на торговлю или на какой-то другой вид деятельности, от пожарной инспекции до санэпиднадзора.

Большинство респондентов второго проведенного опроса ответили, что конкуренция в настоящее время является для них более серьезной проблемой, чем государственное регулирование. Впервые с начала перехода России к рыночной экономике предприниматели назвали конкуренцию наиболее важной проблемой. Такое внимание к конкуренции свидетельствует о том, что российская экономика становится по-настоящему рыночной, предпринимателей больше волнует поведение конкурентов, чем поведение чиновников. К поведению чиновников они в определенной степени приспособились, а приспосабливаться к конкуренции, учитывать этот фактор им придется постоянно.

По прогнозным оценкам экономического сценария, разработанного Минэкономразвития до 2009 г., эффект от реализации комплекса мер по стимулированию малого бизнеса и конкуренции в виде прироста ВВП составит: в 2007 г. — 0—0,09, а в 2008—2009 гг. - 0—0,01' процентных пункта.

В числе различных мер по повышению темпов экономического роста в стране до 2009 г. меры по стимулированию малого бизнеса и конкуренции стоят на последнем восьмом месте, что свидетельствует о чрезвычайно неуважительном отношении к этим двигателям экономики в нашей стране (табл. 17.5).

 


Таблица 17.5. Прогнозные оценки эффекта от повышения темпов экономического роста, процентных пунктов

Мера

Эффект от внедрения (прирост ВВП)

2007 2008-2009
Реализация национальных проектов 0,12-0,16 0,017-0,26
Национальный проект в области образования и медицины 0,05 0,03-0,06
Формирование рынка доступного жилья Национальные проекты в АПК 0,03-0,05 0,04-0,1
Формирование эффективных институтов развития (инвестфонд, Российский банк развития, венчурный инновационный фонд) 0,04-0,06 0,1-0,17
Создание условий для привлечения иностранных инвестиций, ОЭЗ 0-0,05 0-0,1
Комплекс мер по развитию нефтегазового сектора - 0-0,15
Реализация целевых параметров инвестпрограмм 0,1-0,2 0,18-0,32
Внедрение налоговых новаций (по налогу на прибыль, НИОКр, ускоренная амортизация, возмещение НДС при экспорте) 0,1 0,1-0,15
Активизация социальных факторов роста (повышение оплаты труда бюджетников) 0-0,02 0-0,04
Комплекс мер по стимулированию малого бизнеса и конкуренции 0-0,07 0-0,01
Итого: 03-07 055-1,3

 

Таким образом, у малого бизнеса в России есть резервы для дальнейшего развития. По нашим ориентировочным расчетам, в ближайшие годы число малых предприятий в России может увеличиться до 1,4—1,5 млн единиц. Выпускаемая ими продукция может быть оценена в 2,8—3,2 трлн руб. (в 2004 г. 2229,6 млрд руб.). Таким образом, занимая примерно 14—15% в составе ВВП страны (вместо 10,7% в 2002 г.), предприятия малого бизнеса могут занять подобающее им место в экономике России.

 


Заключение

Малый бизнес в России пока отстает от бизнеса промышленно развитых стран, но в нашей стране имеются большие резервы для его дальнейшего роста.

Осуществляемая в настоящее время в России система государственной поддержки развития малого предпринимательства недостаточно эффективна, ее необходимо развивать и совершенствовать.

В ряде промышленно развитых стран накоплен положительный опыт государственной поддержки малого бизнеса. Для успешного развития отечественного малого бизнеса необходимо использовать все полезное и приемлемое из опыта этих стран.

В развитии малого бизнеса России имеется множество проблем. Решение этих проблем может быть найдено только на путях всесторонней государственной и общественной поддержки.

У малого бизнеса в России имеются широкие перспективы дальнейшего развития и повышения эффективности деятельности малых предприятий. Осуществить их — наша задача.

 


Список используемой литературы

1. Блинов А. Условия регулирования малого бизнеса // Экономист. 1999. №2. С.75

2. Борисов С. Коррупционные издержки увеличиваются с каждым годом в геометрической прогрессии // Коммерсант. 2005. 28 сентября. С. 20

3. Васильева Е.Н. Проблемы малого предпринимательства // Механизмы развития малого предпринимательства в России: аналитический сборник. М.: Академия менеджмента и рынка. 2002. С. 30

4. Власов В.С. Проблемы развития малого предпринимательства в России. М., С. 45

5. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992

6. Замулин О. Оттепель // Эксперт. 2003. №13. С 52

7. Заславская О. Плата за лояльность // Известия. 2005. 13 декабря. С 21

8. История боязни // Деньги. 2005 №39. С. 26

9. Конституция РФ

10. Малые предприятия. М.: Ось-89, 1996. С. 4-17

11. Малое предпринимательство в России. 2005: Стат.сб. М.: Росстат. 2005. С.15

12. Малый бизнес в России – состояние, проблемы и перспективы: Аналитический обзор. М., 1996. С. 14

13. Рассчитано по: Россия в цифрах 2004: Крат. Стат. Сб. М.: Росстат. 2004. С 357

14. Российский статистический ежегодник. 2005. Стат. Сб. М.: Росстан. 2005

15. Рубе В.А. Институциональные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах и в России: Учеб. пособие. М.: ИНФРАМ-М, 2004. С 51

16. Рунов А.В. Механизмы развития… М., С. 116

17. Смирнов К. Участковый приходит дважды // Коммерсант. Деньги. 2003. №9 (424). С.26

18. Эксперт. 2003. 17 февраля. №6. С.6


[1] Конституция РФ.

[2] Блинов А. Условия регулирования малого бизнеса // Экономист. 1999. №2. С. 75

[3] Малое предпринимательство в России. 2005:: Стат. Сб. М.: Росстат, 2005. С. 15

[4] Малый бизнес России – состояние, проблемы и перспективы: Аналитический обзор. М., 1996. С. 14

[5] Смирнов К. Участковый приходит дважды // Коммерсант. Деньги. 2003. №19 (424). С. 26

[6] Васильева Е.Н. Проблемы малого предпринимательства // Механизмы развития малого предпринимательства в России: аналитический сборник. М.: Академия менеджмента и рынка, 2002. С.30

[7] Эксперт. 2003. 17 февраля. №6. С.6.

[8] Власов В.С. проблемы развития малого предпринимательства в России. М., С. 45

[9] Рунов А.В. Механизмы развития… М., С. 116.

[10]Российский статистический ежегодник. 2002. Стат. сб. М.: Росстан. 2005.

[11] Рассчитано по: Россия в цифрах. 2004: Крат. стат. сб. М.: Росстат. 2004. С. 357; Малое предпринимательство в России: Стат. сб. М.: Госкомстат России. 2004. С. 73.

[12] Заславская О. Плата за лояльность // Известия. 2005. 13 дек. С. 21.

[13] Борисов С. Коррупционные издержки увеличиваются с каждым годом в геометрической прогрессии // Коммерсант. 2005. 28 сентября. С.20.

[14] История боязни // Деньги.2005 № 39. С. 26.

[15] Рубе В.А. институциональные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах и в Росссиии: Учеб. Пособие. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 51.

[16] Малые предприятия. М.: Ось-89,1996. С. 4-17.

[17] Российский статистический ежегодник. 2005. Стаб. СП. М.: Росстан,2005

[18] Замулин О. Оттепель// Эксперт. 2003. №13.С.52.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...