Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Овладение знаковой функцией сознания как основа развития игры.




ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПСИХОЛОГИЯ.

CТРЕКАЛОВСКАЯ

История возникновения игры в ходе исторического развития общества. Соц природа игры.

На ранних этапах развития человеческого опыта, дети вместе со взрослыми вовлекались в трудовую деятельность (обрабатывали землю, рыболовство, охота).

Причины этого: не было резкой грани между взрослыми и детьми; дети рано становились самостоятельными.

С усложнением орудия труда, взрослые стали создавать для детей уменьшенные копии орудия труда. На этом этапе возникают игры-упражнения, для подготовки детей к трудовой деятельности. Затем появляется игрушка- спец предмет предназначенный для ребенка. Играя с игрушками появляеться ролевая игра.

Следуя из вышесказоного можно сделать вывод: в отношении общества игра- это дитя труда, а в отношении отдельного ребенка труд дитя игры.

Соц природа игры

Детская игра- уникальное явление, и достаточно загадочное для психологов.

Рассмотрим сначала происхождение игры с точки зрения психоанализа.

В основе игры по Фрейду как и в основе снов невротика, лежит тенденция к навящивому повторению травмированиющего воздействия. Согласно Фрейду ребенок с рождения подвергается всевозможным травмирующим воздействиям: рождение, отнятие от груди, травма неверности любимой матери, всевозможные травмы строгости и наказания. Все эти травмы взрослые наносят ребенку, препятствуя удовлетворению детской сексуальности.

Детство чрезвычайно тяжелый и опасный период, чреватый невротическими отклонениями.

Игра по Фрейду то терапевтическое средство против возможных неврозов. Повторяя в игре свои невротические переживания, ребенок овладевает ими и изживает их. Отсюда, содержанием игры является не окружающий мир, а сексуальные влечения ребенка. Детская игра является одним из механизма выхода запрещенных влечении.

Жан Пиаже – швейцарский психолог.

Путь развития ребенка, представляет следующим образом, сначала ребенок живет в своем собственном аттическом мире грез и желании, затем под давлением мира взрослых возникают 2 мира: игры и реальности. Наибольшее значение для ребенка имеет мир игры. Игра принадлежит миру грез, неудовлетворенных в реальности желании. Под давлением мира реальности происходит вытеснение мира игры. Таким образом ребенок живет одновременно в двух мирах. Борьба этих двух миров есть выражение врожденной ассоциальности ребенка. Мир игры по мнению Пиаже, есть остатки еще не вытесненными взрослыми изначально собственного мира ребенка т.е. межу миром ребенка и миром взрослых постоянная борьба. Взрослые, вытесняют подавляют собственный мир ребенка, который по возможности сопротивляется этому и способом такого сопротивления является уход в свой мир игры.

Отечественные психологи говорят о том, что мир маленького ребенка – это мама, близкие люди, которые удовлетворяют психологические и биологические потребности ребенка. Взрослый необходим ребенку, он живет не в мире грез, а в обществе людей и обстановке человеческих предметов, они и составляют главное содержимое мира ребенка. Игра – это не уход от мира взрослых, а способ вхождения в него., это выражения связи ребенка с обществом. В ролевой игре выражается стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно в силу сложности орудия труда.

эльконин показал, что в более примитивных обществах, где дети могут очень рано принимать участие в трудовой деятельности взрослых, отсутствуют объективные условия для возникновения сюжетно ролевой игры. Эльконин сделал вывод: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в общественном иотношении. Детская игра социальна по своему происхождению т.к. игры являються окружающей действительностью. Ее возникновение связано не с действием внутренних вроженных инстинктов, а в полнее с определенными условиями жизни ребенка в обществе, соц средой.

 

 

2. понятие игры и виды игры.

Игра – один из видов активности человека и животного.

Детская игра – вид активности, заключающийся в воспроизведений детьми, действия взрослых и отношении между ними, и направлена на воссоздание познание и усвоение общественного опыта и окружающей действительности.

Игровая деятельность - ведущий вид деятельности дошкольников, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действия и отношения взрослых.

Игровая деятельность делится на творческие их создают сами дети. Это сюж-ролевые – где дети воспроизводят отношения взрослых, беря на себя их роли, это строительные, отличается от сюж-ролевой результатом в виде постройки, сдесь ребенок созидатель, знакомиться с прфесией строителя, но строительная игра может перейти и в сюж-ролевую(например дети построили больницу, а потом играют в нее.).к творческим относятся так же игры драматизации, где основой для сюжета служат литературные произведения.(сказки стихи и т.д.

Вторая группа игр, игры с правилами, их разрабатывают взрослые для детей с определенной целью. Это подвижные игры, в них может быть роль, атрибуты.. В них присутствуют игр действия. Эти игры могут быть как сюжетными так и бессюжетными.

И обязательны правила, без них цель игры теряется. правила определяются до начала игры.

К играм справилами относяться и дидактические игры –обучающие, развивают ЗУНы.

Структура дидактической игры:

1. дид задача-это те зуны, которые воспитатель формирует у детей в игре.

2.дид задача переходит в игровую. Дид задача скрыта от ребенка, он играет, но в процессе игры учиться.

3.правила. соблюдение их непременное условие игры.

4. присутствует результат

5. игровые действия

6. дидактический материал: предметные картинки, предметы, модели

7. могут быть роли – дополнительный структурный элемент

8. сюжет – дополнительный структурный элемент.

Дид игра – являеться видом и формой взаимоорганизаций действия взрослого с ребенком. Если в сюж-ролевой игре он осваивает деятельность человека, то в дидактической он осваивает способы умственной деятельности.

овладение знаковой функцией сознания как основа развития игры.

В дошкольном возрасте игра становиться ведущим видом деятельности т.к. игра качественные изменения психики ребенка. Часто взрослые говорят о том, что ребенок играет когда он манипулирует предметом или выполняет то или иное действие, показанное ему взрослым(игра с погремушкой до 1 года), родители не правы. Настоящее игровое действие происходит тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом другой. Игровое действие носит символический (знаковый, условный) характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживаеться формирующаяся знаковая функция сознания ребенка.

Особенности проявления в игре знаковой функции сознания.

1. игровые заместители предметов(берет палочку, но она у него ложка). Сначала подбирает предметы, которые позволяют совершить действия с ними так, как с замещаемым предметом. Затем ребенок дает название избранному предмету заместителю и приписывает ему определенные свойства, учитывая особенности самого предмета заместителя. При выборе предмета заместителя дошкольник исходит из реальных отношении к предмету.

2. игровые действия носят условный характер.

3.результат в игре условный.(кукла наелась).

4. дети создают воображаемые ситуации.

Таким образом овладение знаковой функцией сознания(действия с заместителями) основа развития игры.

 

  1. структура игры, характеристика структурных компонентов.

Выделил Эльконин

1. роль – центр игры, самый главный элемент. Это способ поведения ребенка в игре, который должен соответствовать принятым в обществе нормам, правилам. Бывают главные и второстепенные.

2. ролевое поведение регулируется правилами и нормами.

3. игровые действия – носят разный характер, как условный так и реальный или заменяеться словом.

4. игровые предметы – игрушки, атрибуты и предметы заместители.

5. сюжет – та сфера действительности, которая моделируется детьми в игре. Могут быть бытовыми, профессиональные, социальные(игра в некий праздник).

6. содержание – то что выделено и воспризведено детьми в качестве главного элемента действительности между взрослыми в их трудовой и общественной деятельности. Сюжет может быть один, а содержание разным.

7. ролевые отношения- определяют выбор и распределение ролей. При выборе партнера дети оценивают нравственные качества сверстников их умения, так же по симпатии.

8. реальные отношения – наступают тогда, когда ребенок выходит из роли. Могу противоречить игровым, чем старше ребенок, тем чаще этот конфликт, разрешается в пользу реальных отношении.

Вывод – все структурные компоненты взаимосвязаны друг с другом и их объединяет главный компонент - роль.

 

  1. возникновение предпосылок ролевой игры в младенческом и раннем возрасте.

Игровая деятельность проходит длительный путь развития, первые элементы игры появляются в младенческом возрасте.

1 этап развития называется ознакомительным.

Мотив, побуждение задается взрослым с помощью игрушки. Действие с игрушкой носят мунипулятивный характер.

Дети 2-3 месяца следят за приближающимся или отдоляющимся от них взрослым, фиксируют взгляд на ярко окрашенном предмете. Ребенок хаотично двигает руками, наталкивается на предметы, на которых сосредоточен взгляд, в следующии раз ребенок направляет свое действие, это развивает зрительно двигательную координацию, ребенок захватывает предмет. Первые его действия хватательные, после у них развиваються поворотные и цепные движения(похлапывание по предмету, размахивает ими перекладывает из руки в руку, постукивает предметы друг о друга).

Эти движения нужны чтобы рассмотреть редмет, изучить его свойства. И эти действия являються основными первых месяцев жизни ребенка по изучению предмета. На ознокомительном этапе игры, познаются физические свойства предмета(цвет, форма, звук). Ребенка больше привлекают новые или полузнакомые предметы, а к хорошо знакомым пропадает интерес. Взрослым нужно предлагать новые игрушки ребенку и показывать действия с ней. Если разнообразить игрушки по форме, упругости, звучанию, то у ребенка на основе ориентировачных действии, формируются предметно спецефические действия. Большое значение имеет общение со взрослым. Первый сюжет игры в жизнь ребенка входит с помошью мамы(ладушки, коза – рогатая). Они в стихотворной форме, сначала она сама все проговаривает и рассказывает, в следующии раз стимулирует ребенка, покажи как сорока кашу варила. А в 8-10 мес ребенок становиться участником игры. Игра и средство общения с ребенком превращаются в совместную игровую деятельность взрослого и ребенка.

Вывод на первом этапе ознакомительном ребенок познает свойства предмета, учится действовать с ними, и создает предпосылки для перехода игровой деятельности на новый этап.

Развитие игры в раннем возрасте.

При правильной организации воспитательной работы первого полугодия, второго года жизни, дети начинают переходить от действии основанных на свойствах предметов и игрушек к отражению, практических, смысловых связей между ними т.е. обыгрывать доступных пониманию ребенка, сюжетов из его жизни.

2 этап сюжетно отобразительная игра. Особенности: - стремление многократно повторить одно и тоже игровое действие.(кашу сварит раз 10 может).

Во второй половине второго года жизни расширяется сфера взаимодействия малыша с

окружающим. Нарастает потребность ребенка в совместной со взрослым деятельности.

Пристально наблюдая мир взрослых, малыш выделяет их действия. Опыт, приобретенный

в действиях с игрушками и в повседневной жизни, дает ребенку возможность отображать

действия людей с предметами в соответствии с назначением, принятым в обществе

(например, процесс кормления, лечения). Теперь действия направляются не на получение

результата, а на выполнение понятной по прошлому опыту условной цели. То есть

действие становится условным, а его результат - не реальным, а воображаемым. Ребенок

переходит к сюжетно-отобразительному этапу развития игры.

На третьем году жизни малыш начинает стремиться к реализации игровой цели, поэтому

указанные действия приобретают определенное значение: кормит куклу, чтобы накормить

ее обедом. Действия постепенно обобщаются, становятся условными: ребенок подносит

ложку несколько раз к кукле и, считая, что обед закончен, переходит к другому игровому

действию. Малыш постоянно сравнивает свои действия с действиями взрослого.

Подчеркнем, что возникновение игровых целей возможно в том случае, если у ребенка

сложился образ взрослого и его действий.

В сюжетно-отобразительной игре дети передают не только отдельные действия, но и

элементы поведения взрослых в реальной жизни. В играх появляется «роль в действии».

Ребенок выполняет функцию мамы-парикмахера, не называя себя в соответствии с этой функцией. И на вопрос взрослого: «Ты кто?» отвечает: «Я Юля (Лена, Андрюша)». В

таких играх действия с сюжетно-образными игрушками на первых порах очень похожи на

реальные практические действия с предметами и постепенно становятся обобщенными,

превращаясь в условные. Тогда ребенок начинает действовать с воображаемыми

предметами: кормит куклу несуществующей конфетой.

Развитие игровых действий обусловлено развитием предметных. Освоение предметных

действий приводит к их обобщению и включению в другие ситуации. Переходу

предметных действий малыша в игровые способствует взрослый, когда показывает

игровые или побуждает ребенка выполнить их: «Покорми мишку. Покачай лялю».

Позднее дети сами превращают предметные действия в игровые.

Развитие сюжета игр исследовали Н.Михайленко, Н.Пан-тина. Сначала сюжеты

описывают действия одного персонажа с определенными предметами в одной или

последовательно сменяющихся ситуациях. Персонажи, предметы и действия с ними

жестко фиксированы и повторяются как бы по одному образцу. Например, девочка варит

обед, кормит мишку. Затем сюжеты включают несколько персонажей с набором

определенных связей. Связь персонажей задана посредством их включения в общую

ситуацию роли через последовательный обмен действиями. Здесь возможны три варианта

действий. Первый предполагает два фиксированных персонажа, один из которых - объект

действия другого, например парикмахер и клиент. Второй состоит из самостоятельных

действий, включенных в общую ситуацию, например машинист и пассажиры. В третьем

персонажи обмениваются действиями: покупатель выбирает товар, а продавец

взвешивает. К концу третьего года жизни наблюдаются сюжеты, в которых наряду с

набором действий заданы и некоторые отношения между персонажами. Например,

отношения руководства и подчинения в игре «детский сад», когда воспитатель ведет

занятие, а дети слушают. Или сочетание руководства и подчинения с равноправным

обменом действиями, когда в этой же игре на смену воспитателю приходит музыкальный

руководитель, затем детей забирают родители.

На третьем году жизни развиваются взаимоотношения детей в игре. Сначала они

возникают по внеигровому поводу -места или игрушки, привлекающей ребенка. Потом у

детей, продолжающих играть в одиночку, формируется умение играть с игрушками,

проявляется интерес к деятельности сверстников и подражание их действиям.

Взаимоотношения также возникают по внеигровым поводам. Ребенок жалуется, если кто-

то из детей мешает ему играть или отнимает игрушку. Малыш протестует против

вмешательства в его игру другого ребенка. Он может отнять нужную ему для игры

игрушку, не уступить ее, поделиться радостью обладания ею, своими небольшими

достижениями в игре (красиво нарядил куклу).

Следующий этап развития взаимоотношений в игре связан со становлением собственно

игрового взаимодействия детей на основе общего места игры, выполняемого

одновременно действия (один строит, другой подает кирпичики). Дети присоединяются к

играющему рядом сверстнику, радуются совместным усилиям, понимают, когда кто-то из

детей не выполняет общего действия, высказывают жалобы-претензии к его качеству. В

конце третьего года жизни возникает взаимодействие с ровесниками по поводу ролевого

действия, качества его выполнения, достигнутого результата.

Таким образом, складываются предпосылки сюжетно-ролевой игры, которая будет

интенсивно развиваться в дошкольном детстве. Перечислим эти предпосылки: - ребенок вовлекает в игру предметы, замещающие реальные, и называет эти предметы-

заместители в соответствии с их игровым значением;

- усложняется организация действий, приобретая характер цепочки, отражающей логику

жизненных связей;

- действия обобщаются и отделяются от предмета;

- ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослых и в соответствии с

этим называть себя именем взрослого;

- происходит эмансипация от взрослого, при которой взрослый выступает как образец

действий, когда ребенок стремится действовать самостоятельно, но как взрослый.

Подчеркнем особенности развития игровой деятельности в раннем возрасте:

- формируются первые игровые умения;

- складывается способность ставить и решать игровые задачи;

- начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместных играх;

- формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...