Овладение знаковой функцией сознания как основа развития игры.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПСИХОЛОГИЯ. CТРЕКАЛОВСКАЯ История возникновения игры в ходе исторического развития общества. Соц природа игры. На ранних этапах развития человеческого опыта, дети вместе со взрослыми вовлекались в трудовую деятельность (обрабатывали землю, рыболовство, охота). Причины этого: не было резкой грани между взрослыми и детьми; дети рано становились самостоятельными. С усложнением орудия труда, взрослые стали создавать для детей уменьшенные копии орудия труда. На этом этапе возникают игры-упражнения, для подготовки детей к трудовой деятельности. Затем появляется игрушка- спец предмет предназначенный для ребенка. Играя с игрушками появляеться ролевая игра. Следуя из вышесказоного можно сделать вывод: в отношении общества игра- это дитя труда, а в отношении отдельного ребенка труд дитя игры. Соц природа игры Детская игра- уникальное явление, и достаточно загадочное для психологов. Рассмотрим сначала происхождение игры с точки зрения психоанализа. В основе игры по Фрейду как и в основе снов невротика, лежит тенденция к навящивому повторению травмированиющего воздействия. Согласно Фрейду ребенок с рождения подвергается всевозможным травмирующим воздействиям: рождение, отнятие от груди, травма неверности любимой матери, всевозможные травмы строгости и наказания. Все эти травмы взрослые наносят ребенку, препятствуя удовлетворению детской сексуальности. Детство чрезвычайно тяжелый и опасный период, чреватый невротическими отклонениями. Игра по Фрейду то терапевтическое средство против возможных неврозов. Повторяя в игре свои невротические переживания, ребенок овладевает ими и изживает их. Отсюда, содержанием игры является не окружающий мир, а сексуальные влечения ребенка. Детская игра является одним из механизма выхода запрещенных влечении.
Жан Пиаже – швейцарский психолог. Путь развития ребенка, представляет следующим образом, сначала ребенок живет в своем собственном аттическом мире грез и желании, затем под давлением мира взрослых возникают 2 мира: игры и реальности. Наибольшее значение для ребенка имеет мир игры. Игра принадлежит миру грез, неудовлетворенных в реальности желании. Под давлением мира реальности происходит вытеснение мира игры. Таким образом ребенок живет одновременно в двух мирах. Борьба этих двух миров есть выражение врожденной ассоциальности ребенка. Мир игры по мнению Пиаже, есть остатки еще не вытесненными взрослыми изначально собственного мира ребенка т.е. межу миром ребенка и миром взрослых постоянная борьба. Взрослые, вытесняют подавляют собственный мир ребенка, который по возможности сопротивляется этому и способом такого сопротивления является уход в свой мир игры. Отечественные психологи говорят о том, что мир маленького ребенка – это мама, близкие люди, которые удовлетворяют психологические и биологические потребности ребенка. Взрослый необходим ребенку, он живет не в мире грез, а в обществе людей и обстановке человеческих предметов, они и составляют главное содержимое мира ребенка. Игра – это не уход от мира взрослых, а способ вхождения в него., это выражения связи ребенка с обществом. В ролевой игре выражается стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно в силу сложности орудия труда. эльконин показал, что в более примитивных обществах, где дети могут очень рано принимать участие в трудовой деятельности взрослых, отсутствуют объективные условия для возникновения сюжетно ролевой игры. Эльконин сделал вывод: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в общественном иотношении. Детская игра социальна по своему происхождению т.к. игры являються окружающей действительностью. Ее возникновение связано не с действием внутренних вроженных инстинктов, а в полнее с определенными условиями жизни ребенка в обществе, соц средой.
2. понятие игры и виды игры. Игра – один из видов активности человека и животного. Детская игра – вид активности, заключающийся в воспроизведений детьми, действия взрослых и отношении между ними, и направлена на воссоздание познание и усвоение общественного опыта и окружающей действительности. Игровая деятельность - ведущий вид деятельности дошкольников, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действия и отношения взрослых. Игровая деятельность делится на творческие их создают сами дети. Это сюж-ролевые – где дети воспроизводят отношения взрослых, беря на себя их роли, это строительные, отличается от сюж-ролевой результатом в виде постройки, сдесь ребенок созидатель, знакомиться с прфесией строителя, но строительная игра может перейти и в сюж-ролевую(например дети построили больницу, а потом играют в нее.).к творческим относятся так же игры драматизации, где основой для сюжета служат литературные произведения.(сказки стихи и т.д. Вторая группа игр, игры с правилами, их разрабатывают взрослые для детей с определенной целью. Это подвижные игры, в них может быть роль, атрибуты.. В них присутствуют игр действия. Эти игры могут быть как сюжетными так и бессюжетными. И обязательны правила, без них цель игры теряется. правила определяются до начала игры. К играм справилами относяться и дидактические игры –обучающие, развивают ЗУНы. Структура дидактической игры: 1. дид задача-это те зуны, которые воспитатель формирует у детей в игре. 2.дид задача переходит в игровую. Дид задача скрыта от ребенка, он играет, но в процессе игры учиться. 3.правила. соблюдение их непременное условие игры. 4. присутствует результат 5. игровые действия 6. дидактический материал: предметные картинки, предметы, модели
7. могут быть роли – дополнительный структурный элемент 8. сюжет – дополнительный структурный элемент. Дид игра – являеться видом и формой взаимоорганизаций действия взрослого с ребенком. Если в сюж-ролевой игре он осваивает деятельность человека, то в дидактической он осваивает способы умственной деятельности. овладение знаковой функцией сознания как основа развития игры. В дошкольном возрасте игра становиться ведущим видом деятельности т.к. игра качественные изменения психики ребенка. Часто взрослые говорят о том, что ребенок играет когда он манипулирует предметом или выполняет то или иное действие, показанное ему взрослым(игра с погремушкой до 1 года), родители не правы. Настоящее игровое действие происходит тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом другой. Игровое действие носит символический (знаковый, условный) характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживаеться формирующаяся знаковая функция сознания ребенка. Особенности проявления в игре знаковой функции сознания. 1. игровые заместители предметов(берет палочку, но она у него ложка). Сначала подбирает предметы, которые позволяют совершить действия с ними так, как с замещаемым предметом. Затем ребенок дает название избранному предмету заместителю и приписывает ему определенные свойства, учитывая особенности самого предмета заместителя. При выборе предмета заместителя дошкольник исходит из реальных отношении к предмету. 2. игровые действия носят условный характер. 3.результат в игре условный.(кукла наелась). 4. дети создают воображаемые ситуации. Таким образом овладение знаковой функцией сознания(действия с заместителями) основа развития игры.
Выделил Эльконин 1. роль – центр игры, самый главный элемент. Это способ поведения ребенка в игре, который должен соответствовать принятым в обществе нормам, правилам. Бывают главные и второстепенные. 2. ролевое поведение регулируется правилами и нормами.
3. игровые действия – носят разный характер, как условный так и реальный или заменяеться словом. 4. игровые предметы – игрушки, атрибуты и предметы заместители. 5. сюжет – та сфера действительности, которая моделируется детьми в игре. Могут быть бытовыми, профессиональные, социальные(игра в некий праздник). 6. содержание – то что выделено и воспризведено детьми в качестве главного элемента действительности между взрослыми в их трудовой и общественной деятельности. Сюжет может быть один, а содержание разным. 7. ролевые отношения- определяют выбор и распределение ролей. При выборе партнера дети оценивают нравственные качества сверстников их умения, так же по симпатии. 8. реальные отношения – наступают тогда, когда ребенок выходит из роли. Могу противоречить игровым, чем старше ребенок, тем чаще этот конфликт, разрешается в пользу реальных отношении. Вывод – все структурные компоненты взаимосвязаны друг с другом и их объединяет главный компонент - роль.
Игровая деятельность проходит длительный путь развития, первые элементы игры появляются в младенческом возрасте. 1 этап развития называется ознакомительным. Мотив, побуждение задается взрослым с помощью игрушки. Действие с игрушкой носят мунипулятивный характер. Дети 2-3 месяца следят за приближающимся или отдоляющимся от них взрослым, фиксируют взгляд на ярко окрашенном предмете. Ребенок хаотично двигает руками, наталкивается на предметы, на которых сосредоточен взгляд, в следующии раз ребенок направляет свое действие, это развивает зрительно двигательную координацию, ребенок захватывает предмет. Первые его действия хватательные, после у них развиваються поворотные и цепные движения(похлапывание по предмету, размахивает ими перекладывает из руки в руку, постукивает предметы друг о друга). Эти движения нужны чтобы рассмотреть редмет, изучить его свойства. И эти действия являються основными первых месяцев жизни ребенка по изучению предмета. На ознокомительном этапе игры, познаются физические свойства предмета(цвет, форма, звук). Ребенка больше привлекают новые или полузнакомые предметы, а к хорошо знакомым пропадает интерес. Взрослым нужно предлагать новые игрушки ребенку и показывать действия с ней. Если разнообразить игрушки по форме, упругости, звучанию, то у ребенка на основе ориентировачных действии, формируются предметно спецефические действия. Большое значение имеет общение со взрослым. Первый сюжет игры в жизнь ребенка входит с помошью мамы(ладушки, коза – рогатая). Они в стихотворной форме, сначала она сама все проговаривает и рассказывает, в следующии раз стимулирует ребенка, покажи как сорока кашу варила. А в 8-10 мес ребенок становиться участником игры. Игра и средство общения с ребенком превращаются в совместную игровую деятельность взрослого и ребенка.
Вывод на первом этапе ознакомительном ребенок познает свойства предмета, учится действовать с ними, и создает предпосылки для перехода игровой деятельности на новый этап. Развитие игры в раннем возрасте. При правильной организации воспитательной работы первого полугодия, второго года жизни, дети начинают переходить от действии основанных на свойствах предметов и игрушек к отражению, практических, смысловых связей между ними т.е. обыгрывать доступных пониманию ребенка, сюжетов из его жизни. 2 этап сюжетно отобразительная игра. Особенности: - стремление многократно повторить одно и тоже игровое действие.(кашу сварит раз 10 может). Во второй половине второго года жизни расширяется сфера взаимодействия малыша с окружающим. Нарастает потребность ребенка в совместной со взрослым деятельности. Пристально наблюдая мир взрослых, малыш выделяет их действия. Опыт, приобретенный в действиях с игрушками и в повседневной жизни, дает ребенку возможность отображать действия людей с предметами в соответствии с назначением, принятым в обществе (например, процесс кормления, лечения). Теперь действия направляются не на получение результата, а на выполнение понятной по прошлому опыту условной цели. То есть действие становится условным, а его результат - не реальным, а воображаемым. Ребенок переходит к сюжетно-отобразительному этапу развития игры. На третьем году жизни малыш начинает стремиться к реализации игровой цели, поэтому указанные действия приобретают определенное значение: кормит куклу, чтобы накормить ее обедом. Действия постепенно обобщаются, становятся условными: ребенок подносит ложку несколько раз к кукле и, считая, что обед закончен, переходит к другому игровому действию. Малыш постоянно сравнивает свои действия с действиями взрослого. Подчеркнем, что возникновение игровых целей возможно в том случае, если у ребенка сложился образ взрослого и его действий. В сюжетно-отобразительной игре дети передают не только отдельные действия, но и элементы поведения взрослых в реальной жизни. В играх появляется «роль в действии». Ребенок выполняет функцию мамы-парикмахера, не называя себя в соответствии с этой функцией. И на вопрос взрослого: «Ты кто?» отвечает: «Я Юля (Лена, Андрюша)». В таких играх действия с сюжетно-образными игрушками на первых порах очень похожи на реальные практические действия с предметами и постепенно становятся обобщенными, превращаясь в условные. Тогда ребенок начинает действовать с воображаемыми предметами: кормит куклу несуществующей конфетой. Развитие игровых действий обусловлено развитием предметных. Освоение предметных действий приводит к их обобщению и включению в другие ситуации. Переходу предметных действий малыша в игровые способствует взрослый, когда показывает игровые или побуждает ребенка выполнить их: «Покорми мишку. Покачай лялю». Позднее дети сами превращают предметные действия в игровые. Развитие сюжета игр исследовали Н.Михайленко, Н.Пан-тина. Сначала сюжеты описывают действия одного персонажа с определенными предметами в одной или последовательно сменяющихся ситуациях. Персонажи, предметы и действия с ними жестко фиксированы и повторяются как бы по одному образцу. Например, девочка варит обед, кормит мишку. Затем сюжеты включают несколько персонажей с набором определенных связей. Связь персонажей задана посредством их включения в общую ситуацию роли через последовательный обмен действиями. Здесь возможны три варианта действий. Первый предполагает два фиксированных персонажа, один из которых - объект действия другого, например парикмахер и клиент. Второй состоит из самостоятельных действий, включенных в общую ситуацию, например машинист и пассажиры. В третьем персонажи обмениваются действиями: покупатель выбирает товар, а продавец взвешивает. К концу третьего года жизни наблюдаются сюжеты, в которых наряду с набором действий заданы и некоторые отношения между персонажами. Например, отношения руководства и подчинения в игре «детский сад», когда воспитатель ведет занятие, а дети слушают. Или сочетание руководства и подчинения с равноправным обменом действиями, когда в этой же игре на смену воспитателю приходит музыкальный руководитель, затем детей забирают родители. На третьем году жизни развиваются взаимоотношения детей в игре. Сначала они возникают по внеигровому поводу -места или игрушки, привлекающей ребенка. Потом у детей, продолжающих играть в одиночку, формируется умение играть с игрушками, проявляется интерес к деятельности сверстников и подражание их действиям. Взаимоотношения также возникают по внеигровым поводам. Ребенок жалуется, если кто- то из детей мешает ему играть или отнимает игрушку. Малыш протестует против вмешательства в его игру другого ребенка. Он может отнять нужную ему для игры игрушку, не уступить ее, поделиться радостью обладания ею, своими небольшими достижениями в игре (красиво нарядил куклу). Следующий этап развития взаимоотношений в игре связан со становлением собственно игрового взаимодействия детей на основе общего места игры, выполняемого одновременно действия (один строит, другой подает кирпичики). Дети присоединяются к играющему рядом сверстнику, радуются совместным усилиям, понимают, когда кто-то из детей не выполняет общего действия, высказывают жалобы-претензии к его качеству. В конце третьего года жизни возникает взаимодействие с ровесниками по поводу ролевого действия, качества его выполнения, достигнутого результата. Таким образом, складываются предпосылки сюжетно-ролевой игры, которая будет интенсивно развиваться в дошкольном детстве. Перечислим эти предпосылки: - ребенок вовлекает в игру предметы, замещающие реальные, и называет эти предметы- заместители в соответствии с их игровым значением; - усложняется организация действий, приобретая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей; - действия обобщаются и отделяются от предмета; - ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослых и в соответствии с этим называть себя именем взрослого; - происходит эмансипация от взрослого, при которой взрослый выступает как образец действий, когда ребенок стремится действовать самостоятельно, но как взрослый. Подчеркнем особенности развития игровой деятельности в раннем возрасте: - формируются первые игровые умения; - складывается способность ставить и решать игровые задачи; - начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместных играх; - формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|