Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Появление алкоголизма на Руси

Содержание

 

Введение

Глава 1 История появления алкоголя на Руси

1.1 Появление алкоголизма на Руси

1.2 История винопития на Руси

Глава 2 Предпосылки появления алкоголизма на Руси

2.1 Предпосылки политического характера

2.2 Мифы, способствующие распространению алкоголизма в России

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Актуальность. Истории возникновения русской водки посвящено такое огромное количество книг, статей и других публикаций, что повторяться, наверное, смысла не имеет. Впервые виноградный спирт был завезен в Россию в 1386 году генуэзскими купцами. Организованная ими демонстрация «aqua vita» на бояр и придворных, равно как и на проживающих в Москве иностранных докторов, впечатления не произвела. Следующий доподлинно известный факт знакомства России с этим заморским напитком приходится на 1429 год, когда генуэзские купцы преподнесли «aqua vita» русскому государю Василию III Темному в качестве: средства от хворобы. Однако это «лекарство» было признано вредным и его запретили к ввозу в Московское государство.

Цель исследования – провести анализ социально-экономических проявлений алкоголизма на Руси.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть историю появления алкоголизма на Руси;

2. Проанализировать социально-экономические предпосылки появления алкоголизма на Руси.

Объект исследования – основополагающие характеристики появления алкоголизма на Руси. Предмет исследования - определение особенностей проявления алкоголизма на Руси.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Рогова В.А., Титова Ю.П. и других.

 


Глава 1 История появления алкоголя на Руси

Появление алкоголизма на Руси

Точная дата появления винокурен на Руси неизвестна, но наиболее вероятным можно считать период с 1448-1478 годов. Где-то в этот промежуток времени создается российское винокурение и изобретается технология выгонки хлебного спирта.

Известно, что в 1478 году хлебное вино было уже настолько популярно, что была введена казенная монополия на его производство.

При Петре I, в 1716 году, вводится свобода винокурения в России, все винокурни облагаются пошлиной.

В 1762 году Екатерина II дарует привилегию винокурения дворянству, регулируя размеры производства в соответствии с рангами и титулами. Нормальное сосуществование двух систем – «домашней, дворянской» и казенной - приводит к улучшению качества «хлебного вина». В это время оно достигает небывалой высоты в «домашних» винокурнях, оставаясь среднего качества в казенных.

Такая ситуация привела к тому, что к концу XVIII века практически вся водка была «домашнего» производства. Чуть ли ни каждый помещик имел свой неповторимый сорт водки, применяя различные ароматизаторы и способы очистки. Вот некоторые из названий таких водок: анисовая, хренная, цикорная, ноготковая, калиновая - и так до бесконечности. В начале XIX века во время отечественной войны водка вместе с русскими войсками попала во Францию, где и была по достоинству оценена местной аристократией.

Впервые в Париже ее стали подавать в ресторане «Вери», который арендовало правительство для офицеров русской армии в 1914 году.

В 1819 году из-за огромных злоупотреблений, воровства и ухудшения качества водки правительство Александра I сменило систему откупов на жесткую государственную водочную монополию. Государство полностью контролировало производство и оптовую продажу. Однако новый государь - Николай I - в 1826 году частично восстанавливает откупную систему и через два года полностью отменяет государственную монополию[1].

Эти указы привели государственную казну к большим убыткам и плохо сказались на духовном и физическом здоровье подданных. Полностью отказались от откупной системы только в 1863 году, заменив ее акцизной. В это время основывается огромное количество частных компаний по производству и торговле водкой, вскоре их число перевалило за 5000. Наиболее крупные и известные из них: Бекман, А.В. Долгов и К, А.Ф. Штриттер, Петр Смирнов, В.Е. Петров, Вдова М.А. Попова и т.д. Самой популярной была «Смирновская» водка, за поставку ее к императорскому двору Петр Арсеньевич Смирнов даже был награжден орденом.

Акцизная система оказалась настолько эффективной, что существенно повлияла на стоимость спирта и водки, снизив их цену. Правда, при этом произошло снижение доходов казны, а постепенно и ухудшение качества водки. Появились сорта дешевой «плохой» водки, невозможно было контролировать рецептуру изготовления отдельных фирм производителей - это привело к небывалому массовому алкоголизму. Правительство, проводя реформы акцизной системы, пробовало исправить ситуацию. В частности, кабак заменили трактиром и корчмой, где посетителям продавали не только водку, но и еду. Еще одним важным решением было разрешение продажи водки на вынос порциями меньше ведра. Но эти меры не оказали серьезного влияния на общее положение дел.

В 1894-1902 годах опять была введена государственная водочная монополия и установлен государственный эталон на водку. В поддержку проведения реформ выступили ученые, государственные деятели и видные юристы. Введение монополии разрабатывалось серьезно, оно состояло из ряда последовательных этапов и реализовывалось в течение восьми лет. Основными задачами проводимых реформ были: привить русскому народу культуру потребления алкогольных напитков, ввести качественный стандарт водки, полностью изъять производство и торговлю из частных рук. Была создана специальная комиссия во главе с Д.И. Менделеевым, которая разработала технологию нового производства водки. Все водки, несоответствующие разработанному эталону, стали называться псевдорусскими. В число таких водок попали и популярная в народе «Кизлярка», производившаяся из фруктов и ягод, и водка Кеглевича из патоки и многие другие. Несмотря на недолгий срок с начала действия, реформы стали приносить свои положительные плоды: улучшилось качество производимых водок, были упорядочены время продажи и ужесточена ответственность за производство самогона. Например, торговля водкой в столицах и крупных городах разрешалась с 7 утра до 22 часов вечера.

Свои правила существовали и для сельской местности.

2 августа 1914 года было издано постановление о прекращении продажи водки на период войны. Ранее, во время русско-японской войны и первой русской революции вводились лишь частичные ограничения на водочное производство и торговлю. В декабре 1917 года новое советское правительство продлило запрет на торговлю водкой, который просуществовал до 26 августа 1923 года.

В советский период технология производства водки оставалась на высоком научно-техническом уровне. Видными учеными-химиками были внесены улучшения в ее состав, способы производства и очистки. Так А.А. Вириго ввел двойную обработку водки древесным углем; добавка к водке питьевой соды устранила вредное влияние уксусно-кислого калия, и других примесей, обнаруженных М.Г.Кучеровым в «Смирновской» водке.

 

История винопития на Руси

 

Ни для кого не является секретом, что спиртные напитки употребляют во всем мире – где-то больше, где-то меньше. В странах, производящих вино, большинство людей не отказывают себе в удовольствии выпить, да и, как известно, в России редкий праздник обходиться без застолья.

С древнейших времен люди прибегали к алкоголю, используя его в качестве возбуждающего или успокаивающего средства. Чувствующие себя несчастными искали на дне бокала облегчение своим страданиям, и пили, дабы притупить остроту чувств или временно впасть в забытье. Счастливые, напротив, стремились продлить и усилить свою радость, поделиться ею с окружающими, отметив радостный момент своей жизни в кругу близких и друзей.

И возможно потому, что и радости, и горя на Руси всегда в избытке, то ли по какой другой причине во всем мире сложилось мнение, что Россия – самая пьющая страна в мире. Однако мнение это неверно.

Доказательства этого можно почерпнуть из книги «История кабаков в России в связи с историей русского народа» историка, этнографа и публициста И.Г. Прыжова, который утверждал, что такого порока, как пьянство, у наших предков не было. Застолье с обилием спиртных напитков веселило людей и доставляло им удовольствие, и именно этот смысл вкладывал князь Владимир в часто цитируемые русскими людьми слова: «Руси есть великие питии, не может без того бытии».

Во время застолья люди решали любые проблемы, рассматривали государственные и общественные дела. И, как правило, питейный дом становился центром жизни округа. Невозможно представить, чтобы в то время кто-то из людей пил в одиночку у себя дома или в кабаке. Друзья, родственники, соседи, знакомые, а так же знакомые знакомых собирались вместе и решали в дружеской беседе различные вопросы.

Любое мирское дело обязательно начиналось с застолья с напитками, названия которых были уважительными и даже, можно сказать, поэтичными: брага хмельная, пиво бархатное, мед стоялый, квас медвяный и т.п.

В фольклорных произведениях, летописях, а так же в жизнеописаниях знатных людей довольно часто упоминаются различные хмельные напитки. Например, в сказании от Илье Муромце богатырь русский говорит, что он «по семи ведер пива выпивает, по семи пудов хлеба кушает». А в жизнеописании Василия Буслаева рассказывается, что, выбирая себе молодцев в дружину, отпробует их силу богатырскую: «Ставит чашу посреди двора, мерой чаша та – полтора ведра. Кто эту чашу зелена вина примет одной рукой и выпьет за один дух, тот в моей дружине хоробой».

Другими словами, вино, пиво, мед, квас и прочие алкогольные напитки, которые пользовались популярностью в то время, являлись непременным атрибутом молодецкой силы. Что же было основанием для такого поверья? К.С. Кропоткин в своей книге «Исторический очерк производства охмеляющих напитков» пришел к выводу, что русские люди никогда не были горькими пьяницами, но они с удовольствием пили хмельные напитки, поскольку в старину последним приписывалась сила влаги небесной, оживляющей природу, поддерживающей жизнь и стимулирующей рост всего нового, молодого.

Согласен с Кропоткиным и Г.М. Карагодин «Характер русских пиршеств можно почувствовать в эпитетах, которыми наделяли их при описании: честной пир, пированьице. Нигде не встретите подробностей мрачного характера: ни драк, ни убийств, ни прочих других безобразий пьяного разгула. В первобытных сказаниях вино – дар божий, в позднейших – орудие беса, созданное на пагубу людей. Последняя оценка появилась уже в эпоху возникновения Московского государства, когда вино и в самом деле могло быть бедствием, причиной разорения и несчастий.

Вопрос о появлении на Руси пьянства в прямом смысле этого слова подробно рассматривал Д.Н. Бородин. Согласно его исследованиям, до XII века включительно в России не было алкоголизма. Разрушение созданных предшествующими поколениями русичей бытовых, нравственных и правовых основ Бородин связывает с татаромонгольским нашествием (кстати, слово «кабак» заимствованно русскими у татар). Когда татары покинули захваченные территории русских земель, пышный рассвет Юго-Западной Руси сменился застоем и ее былое могущество постепенно перешло на север страны. Окрепли Владимир, Суздаль, Новгород, Псков и позднее Москва[2].

Быстрый рассвет нашей нынешней столицы в народных преданиях связывался с преступлениями и кровью. Знаменитый филолог и искусствовед Ф.И. Буслаев писал, что «Москва всегда пользовалась антинациональными средствами для своего возвышения, опиралась на хитрость, ловкость князей... Московские князья не брезговали никакими средствами для пополнения казны и эксплуатировали народную слабость к вину, возникшую в период татарского ига, для установления постоянных доходов. Продажа водки переходит в руки правительства, и с этих пор пьянство народное начало постоянно прогрессировать».

Однако «пьянство народное прогрессировало» не только в России, подобные явления были характерны и для других стран. После того как в XIII веке был открыт способ получения чистого этилового спирта, запой принял массовый и интернациональный характер, прокатившись огромной волной по всем цивилизованным и не особо цивилизованным странам.

Приблизительно в XV веке кустарное производство спиртных напитков сменилось промышленным и употребление народом крепких напитков резко возросло. Другими словами, капиталистический способ производства алкогольной продукции активизировал повсеместное распространение пьянства во многих странах мира.

В трудах Г.М. Карагодина по этому поводу можно прочитать следующее: «В Германии XVI век получил красноречивое название – пьяное столетие. Мартин Лютер писал о том, что вся Германия затуманена пьянством. От потребления на севере Германии пива, а на юге – виноградного вина стон стоял по всей стране. То же следует и сказать об Англии. Не лучше складывалось положение дел в Западной Европе и в последующие столетия».

Однако постепенно практически во всех цивилизованных государствах были выработаны законодательные нормы, которые не позволяли правительству и частным производителям обогащаться за счет естественного стремления людей к увеселительным мероприятиям. И в результате гуманной, целенаправленной и вполне рациональной алкогольной политики в большинстве развитых стран был выработан моральный кодекс, осуждающий не винопотребление вообще, а только пьянство.

Совсем иная ситуация сложилась в России, которая, как известно, всегда шла своим путем – преимущественно путем непродуманных запретов и ограничений. Кстати, в Средневековье Россия вступила трезвой, поскольку в те времена у нас в стране горячительные напитки изготовлялись (в очень небольшом количестве) в казенных заведениях, а богатые люди, имевшие разрешение на винокурение, варили их дома для себя, а не для продажи.

Производить спирт и водку в коммерческих целях в России стали только в конце XVI века, а пьянство как социальное явление возникло у нас с появлением напитков крепостью 30-40°.

Первые кабаки появились на Руси в царствование Ивана Грозного, который открыл в Москве питейный дом для опричников. Потом уже с легкой руки опричников запила вся Москва, и торговля водкой со временем стала одним из основных источников дохода государственной казны.

После введения в России откупной системы стало ухудшаться качество производимых спиртных напитков. Но русские люди хоть и ругались, но продолжали пить, сразу же придумав «новому пойлу» истинно народные названия: «пожиже воды», «мутная жижа», «сиволдай», французская 14-го класса», «царская мадера», «чем тебя я огорчил», «подвздошная», рот дерет, а хмель не берет».

Но все же культурно пировали на Руси только богатые люди, а простой народ мог употреблять мог употреблять крепкие алкогольные напитки только по престольным праздникам, на свадьбах, похоронах, то есть несколько раз в году. Разумеется, каждый раз, когда наступал праздник и у крестьян была возможность выпить, они напивались, употребляя огромное количество крепких спиртных напитков, и сильно пьянели. Видимо, отсюда появилось неправильное представление о беспробудном пьянстве на Руси.

До сих пор считается, что у русских прирожденное пристрастие к неумеренному потреблению алкоголя. Однако то, что простой народ напивался на праздниках, было вызвано вовсе не генной предрасположенностью людей к алкоголизму, а происходило исключительно от их бескультурья, плохого качества напитков, а также тяжелейших бытовых условий и примитивного уровня государственного устройства[3].

В настоящее время большинство наших соотечественников уверены, что нигде так много не пьют, как в России. Но, как уже говорилось, они глубоко ошибаются – Россия еще не достигла мировых рекордов по употреблению алкоголя.

Известный борец за трезвый образ жизни Ф.Г. Углов в своей книге «Правда и ложь от алкоголе» писал: «Есть статистические данные, фиксирующиеся с 1750 года, согласно которым среднее потребление алкоголя на душу населения в России всегда было самым низким среди крупных стран мира».

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...