Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности устройства автомобилей - самосвалов




 

Самосвалы от других специализированных машин отличаются наличием саморазгружающегося кузова (платформы). Если придерживаться определенной систематизации, то по типу используемого шасси все они могут быть разделены на одиночные автомобили-самосвалы и на самосвальные прицепы или полуприцепы, которые в сцепке с автомобилем-тягачом образуют самосвальные автопоезда. В зависимости от проходимости самосвалы делятся на дорожные, повышенной проходимости и внедорожные. Разгрузка их кузовов может осуществляться назад, на боковые стороны, на три стороны, с предварительным подъемом вверх, а также через люк в днище и бункер.

Самосвалы перевозят сыпучие (навалочные) грузы, главным образом землю, песок, гравий или щебень, жидкие строительные растворы, такие как бетон, известь, гипс и мыльная щелочь, а также различные промышленные грузы, например силикатный кирпич, цемент или керамзит. По экономическим соображениям самосвалы создают на шасси серийных грузовых автомобилей, что не приводит к существенному изменению сложившегося крупномасштабного производства. Однако более высокий технический уровень достигается при использовании для них специальных шасси. По совокупности свойств, определяющих основные эксплуатационные качества, наиболее массовые самосвалы, выпускаемые промышленностью, с некоторой условноcтью можно разделить на сколько основных групп.

 

Рис. 5. Группы самосвалов малой грузоподъемности   (СЛАЙД №9)

Самосвалы малой грузоподъемности (0,5-4 т) с разгрузкой кузова назад, на боковые стороны или на три стороны предназначены для работы без прицепа (рис. 5). По конструкции они являются модификациями малотоннажных дорожных автомобилей общетранспортного назначения с колесной формулой 4x2. Незначительные габаритные размеры и большие углы поворота управляемых колес машин данного типа обусловили их применение на городских стройках с ограниченными объемами земляных работ либо там, где стесненные условия строительной площадки не позволяют проехать и разгрузиться более крупным самосвалам. Такие автомобили достаточно активно используют и при ремонте дорожных покрытий.

 

 

Рис. 6. Группы самосвалов средней грузоподъемности   (СЛАЙД № 10)

Самосвалы средней грузоподъемности (4-8 т) с задней разгрузкой кузова рассчитаны на работу без прицепа (рис. 6). Весовые параметры этих грузовиков позволяют эксплуатировать их на дорогах любой категории, в том числе на грунтовых. Основные перевозимые грузы - грунт, песок, глина, щебень, гравий, асфальт, бетон, строительные растворы и всевозможный строительный мусор. Их транспортные свойства (плотность, структура, сыпучесть, текучесть) определяют исполнение платформы. В этом cмысле главный параметр - ее полезный объем, который выбирают исходя из плотности основных строительных грузов. Важное требование к конструкции кузова - обеспечение герметичности, которая должна исключить потери при перевозках легкосыпучих и полужидких грузов. Вот почему на самосвалах данной группы широко устанавливают платформы с задней разгрузкой и соответственно одним открывающимся задним бортом. Эти машины не рассчитаны на буксировку прицепов, поскольку в большинстве случаев стесненные строительные площадки не оставляют автопоездам свободы для маневрирования.

Рис. 7. Группы самосвалов повышенной грузоподъемности   (СЛАЙД № 10)

Самосвалы повышенной грузоподъемности (8-10 т) с колесной формулой 4x2 и 6x4 предназначены для постоянной работы с прицепом-самосвалом, то есть в составе автопоезда (рис. 7). Допустимые осевые нагрузки позволяют им передвигаться по всем видам дорог общей сети, но из-за неудовлетворительной проходимости (малая сцепная масса при буксировке прицепа) их используют преимущественно для массовых перевозок инертных грузов по установившимся маршрутам на строительные объекты с причалов, железнодорожных баз или из карьеров, причем в основном в крупных городах. Перевозки осуществляются по относительно хорошим дорогам, без крутых как правило, разгружается на три стороны, а прицеп -на две боковые или тоже на три. Объем кузова каждого из них составляет от 5,5 до 7 м3, полная масса автопоезда - до 35 т. Для устойчивой работы мощность двигателя тягача, отнесенная к полной массе автопоезда, должна быть не менее 8 л.с./т.

Самосвалы большой грузоподъемности (10-20 т и более) предназначены для работы без прицепов.

В настоящее время предприятия, выпускающие грузовые автомобили, одновременно изготавливают автомобили-самосвалы или модификации шасси (с кабинами) для монтажа на них самосвальных установок специализированными заводами. Компоновка шасси строительных самосвалов незначительно отличается от компоновки общетранспортных грузовиков. То же самое справедливо в отношении габаритных ограничений и допускаемых нагрузок на оси. Самосвалы должны отвечать требованиям повышенной поперечной устойчивости, угол опрокидывания при поднятом груженом кузове составляет не менее 8°. Для обеспечения этого в задней подвеске применяют стабилизаторы поперечной устойчивости, а в некоторых случаях даже устройства для ее блокировки. На грузовиках с предварительным подъемом платформы эту роль часто выполняют выдвижные опоры. Конструкция кузова, его форма и размеры определяются назначением самосвала, а также типом и свойствами перевозимых грузов, их плотностью, сыпучестью, липкостью и структурой.

Для исключения выдувания груза кузова закрывают тентом. В своем большинстве самосвальные кузова выполнены сварными из листовой стали с усиленными стойками. При всех своих достоинствах: высокой механической прочности, способности выдерживать значительные ударные нагрузки и возможности противостоять интенсивному абразивному изнашиванию - стальные платформы получаются тяжелыми и подвержены коррозии. Поэтому все чаще при их изготовлении применяют алюминиевые сплавы, преимущества которых - меньший вес, а значит, увеличенная полезная нагрузка при одинаковом объеме со стальным кузовом, отсутствие коррозии, снижение уровня шума при погрузке. Кроме того, отпадает необходимость в лакокрасочном покрытии.

Выводы по вопросу

Учебный вопрос № 3

Тягово-сцепное устройство

    Тягово-сцепное устройство служит для соединения тягача с буксируемой техникой. Оно закрытого типа, двухстороннего действия, с резиновым упругим элементом. (СЛАЙД № 12)

Тягово-сцепное устройство (рис. 8) состоит из корпуса с крышкой 25, буксирного крюка 23, упругого резинового элемента 16 (буфера), гайки 24 буксирного крюка и колпака 27. Буксирный крюк 23 вставлен в массивный цилиндрический корпус 25, закрытый с одной стороны защитным колпаком 27, с другой – крышкой и закрепленный четырьмя болтами на задней поперечине 11, а на автомобиле Урал-4320 – на специальной поперечине. Крюк 23 крепится к корпусу 25 при помощи гайки 24, навинченной на передний конец крюка и зафиксированной шплинтом 26. Внутри корпуса 25 на конической части крюка 23 установлен резиновый буфер 16, смягчающий ударные нагрузки при движении по неровной дороге. Буфер упирается через нажимные кольца 15 и 17 в торцы корпуса 25 и его крышки. Поверхности соприкосновения крюка 23 с крышкой и гайки 24 с корпусом 25 смазаны и снабжены пресс-масленками 14.

 

 

       

 

Рис.8. Тягово-сцепное устройство автомобиля (СЛАЙД № 13)

1 – защитный колпак; 2 – штифт; 3 – гайка упорная; 4 – корпус; 5 – упругий элемент; 6 – кронштейн; 7 – буксирный крюк; 8 – собачка; 9 – защелка; 10 – шайбы; 11 – пресс-масленка; 12 – цепочка; 13 – шплинт; 14 – задняя поперечина рамы

Учебный вопрос № 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...