Правовое сознание и доверие
Как бы ни были сложны и противоречивы нынешние времена, можно констатировать, что идеи демократии, правового государства, гражданского общества стали частью массового сознания. Значительное число российских граждан отказалось от прежних идеологических конструкций и органично восприняло новые ценности. Многие из них не только поддерживают рыночные и демократические реформы, но и активно содействуют укреплению рынка, демократии, формированию правового государства и институтов гражданского общества. Смена ценностных ориентиров и, как следствие, мировоззренческих представлений россиян проходит неоднозначно; в массовом сознании сохраняется сложная совокупность представлений о демократических ценностях. Остро ощущается недостаток развитого правового сознания и правовой культуры, без опоры на которые невозможно создание современного правового государства. В связи с этим исключительное значение приобретает формирование системы ценностей, в основе которой лежат права человека, безусловное уважение к закону и нормам демократии, утверждение на практике новых правовых принципов, повышение качества и уровня реальной обеспеченности прав и свобод граждан. Согласно данным опроса, проведенного в октябре 2006 г. в рамках Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ), наиболее важными демократическими ценностями для россиян являются закон, порядок и справедливые суды, опережая по степени значимости такие знаковые для демократии ценности, как свободные и честные выборы, свобода слова, независимая пресса и др. Это может свидетельствовать о том, что для многих людей наиболее серьезной проблемой представляет сегодня не недостаточность политических свобод и возможностей для выражения своих политических взглядов, а беззаконие, отсутствие в стране порядка и справедливой судебной системы.
У значительной части россиян отсутствует фундаментальное сознание того, что закон обязателен для исполнения всеми гражданами, даже если он не совершенен, не отвечает интересам некоторых членов общества или какой-либо отдельной группы лиц. Все попытки утвердить в России власть закона оказываются безуспешными. С одной стороны, за годы реформ было принято огромное количество новых законов, подзаконных актов и других нормативно-правовых документов, которые нередко противоречат друг другу и поэтому просто игнорируются населением. С другой стороны, в обществе отсутствует элементарное уважение к закону. Как справедливо замечено, “для России характерно преобладание нравов над законами, равно как и презрение к рациональности формальных правил”. [23] Многие люди, хотя и осведомлены о правовых нормах, зачастую не склонны их соблюдать. Уважение к закону еще не стало доминирующей чертой правового сознания, фактором, способствующим обеспечению стабильности, укреплению демократических основ общества. Пренебрежение нравственными началами, отсутствие регулирующего воздействия универсальных нравственных норм оборачивается для общества большими потерями. Размытость нравственно-гуманистичесих ценностей, отсутствие эффективных правовых механизмов создает атмосферу безнаказанности, вседозволенности для одних и равнодушия, апатии для других. Очевидно, что до превращения уважения к закону в традицию, неотъемлемую часть правового сознания общества, его правовой культуры еще очень далеко. Но нельзя не замечать и позитивных сдвигов в развитии правосознания граждан. Понимание россиянами важности обеспечения равенства перед законом, прав и свобод всех граждан, независимо от их социального положения, постепенно становится более глубоким и осознанным, чем в прежние годы.
Также следует заметить, что в обществе отсутствует вера в справедливое правосудие. В большей или меньшей степени доверяют судам только 23,6% опрошенных россиян. Такое отношение к судебной системе имеет под собой веские основания. Во-первых, как и прежде, очень многие вопросы в России решаются по звонку, т.е. устному распоряжению влиятельного лица. Зависимость судов от исполнительной власти стала более явной, глубокой по сравнению с советскими временами и приобрела новые формы. Сегодня чиновник может своим распоряжением отложить выполнение любого закона на какой угодно срок. И вернуть его в правовое поле не может ни одно судебное решение, а только распоряжение вышестоящего чиновника. Во-вторых, российское правосудие никак не может отрешиться от старых традиций, превращающих человека в мелкую деталь в общем механизме государства, стоящих на страже интересов государства, а не прав граждан. В-третьих, не является секретом высокая степень коррумпированности судей, что непосредственно сказывается на интересах обычных россиян в отстаивании прав и свобод. В-четвертых, огромное недовольство вызывает у населения текущая повседневная работа судов. Очень беспокоит людей необоснованное затягивание решений дел в судах, невыполнение судебных решений, высокая стоимость подачи исков и т.д. Все перечисленное сливается в мощный комплекс причин, на базе которого формируется глубокое недоверие к судам и всей судебной системе. Заключение
Правовое государство - многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Путь к правовому государству в России начался не сегодня, но оказался необычайно противоречивым и трудным. Возникнув в России, как и на Западе в период борьбы с произволом абсолютизма, идея правового государства встретила ожесточенное сопротивление и властей, и влиятельных общественных сил. Правовое государство как принцип зафиксировано во многих ныне действующих конституциях современных государств, в том числе и в Конституции Российской Федерации. Но декларирование правового государства в Российской Федерации - это, скорее всего, программа действий на длительный период времени. До истинного правового государства России предстоит пройти сложный, временами противоречивый путь эволюционного конституционно-правового развития, государственного строительства и формирования правового гражданского общества, видимо, - путь не одного поколения россиян. Причем формирование правового государства в России происходит одновременно с созданием гражданского общества, а это - большая сложность.
Конституционная модель российского правового государства в полном объеме все еще не осуществлена на практике. Поэтому первоочередной задачей является доведение до конца процесса формирования всех конституционных институтов, конструкций и процедур, принятие всех предусмотренных Конституцией федеральных конституционных и федеральных законов, словом, довершение конституционной модели российской государственности - правовой системы на всех уровнях. Формирование правового государства и особенно его механизма следует начинать с последовательного проведения в жизнь принципа разделения властей, каким бы трудным и противоречивым этот путь ни оказался. Разделение властей одновременно и предпосылка правового государства, и функционирование его механизма, и необходимый атрибут их дальнейшего развития. В противном случае при отступлении от этого принципа можно навсегда похоронить идею правового государства, возвратиться уже к хорошо нам известным тоталитарным и авторитарным формам правления, снова свернуть с магистрального пути правового развития человечества. Углубление экономических и политических реформ по-новому ставит вопрос об идентификации России в современном мире, актуализирует потребность в выборе адекватных социальных ориентиров, утверждении подлинных демократических ценностей. Значительное место при этом занимают задачи повышения качества и уровня правовой обеспеченности свобод граждан. Важнейшими предпосылками и условиями развития правового сознания являются гражданское согласие, социальный мир, активное сотрудничество всех социальных групп и слоев, доверие между людьми.
В целом, процесс формирования правового государства в России, как говорится, пошел. На каждом из этапов развития гражданского общества он отражает соответствующий уровень культуры и реальную правовую действительность. Наша страна выстрадала идею правовой государственности в многочисленных бедствиях, конфликтах, войнах и революциях. Для России правовое государство - это единственная альтернатива государственному волюнтаризму и тоталитаризму, альтернатива диктатуре. Список литературы 1. Конституция Российской Федерации 1993 г. (принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г) 2. Лазарев В.В. Теория государства и права. Учебник для вузов-2-е изд. исп. и доп. М.: Спарк, 2000 г. 3. Григонис Э.П. Теория государства и права. Курс лекций. СПб.: Питер, 2002 г. 4. Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов.4-е изд., стер. М.: ЗАО Юстицинформ, 2005 г. 5. Ромашов Р.А. Теория государства и права. СПб.: Питер, 2006 г. 6. Нерсесянц В.С. Теория права и государства. М.: Норма, 2007 г. 7. Енгибарян Р.В., Красилов Ю.К. Теория государства и права. Учебное пособие - 2-изд., пересмотр и доп. М.: Норма, 2007 г. 8. Баранов П.П., Соколов А.Н. Теория государства и права. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, РЮИ МВД России, 2007 г. 9. Василенко А.И., Максимов М.В., Чистяков Н.М. Теория государства и права. Учебное пособие. М.: Книжный мир, 2007 г. 10. Козырева П.М. Правовое сознание и доверие. // Политические исследования. 2008 г. - № 4 (106). - С.86-101
[1] Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993. С. 40 [2] Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории государства и права. М., 1980. С. 135 [3] Материалы XIX конференции КПСС 28 июня-1 июля 1988 г. М., 1988. С. 122 [4] Мальцев Г.В. Социалистическое правовое государство: концепция, пути реализации. М., 1990. С. 117 [5] Конституции буржуазных государств. М., 1982. С. 276 [6] Пайпс. Р. Указ. соч. С. 407 [7] Сурилов А.В. Советское правовое государство и юридическая наука («круглый стол», выступление)//Советское государство и право. 1989. № 3. С. 60 [8] Боер В.М., Григонис Э.П., Янгол Н.Г. Правовое государство: проблемы организации и функционирования государственного механизма Российской Федерации. СПб., 1997. С.41 [9] В соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона «О конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. [10] В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации
[11] В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации [12] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.5. С.203 [13] Трайнин И. Разделение властей//Советское строительство. 1937. № 7-8. С. 41-43; Барнашов А.М. Единство как свойство государственной власти и его воплощение в государственном строительстве в СССР: Дис. …к.ю.н. Томск, 1974. С. 36; Абашмадзе В.В. Учение о разделении государственной власти и его критика. Тбилиси, 1972. С. 7 и др. [14] Скуратов Ю.И. Разделение властей или распределение функций. М., 1992. С. 62-63 [15] Марченко М.Н. Современные интерпретации теории разделения властей на Западе//Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1994. № 4. С. 14-25; Котелевская И.В. Современный парламент// Государство и право. 1997. № 3. С. 5-13 и др. [16] Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств.- М., 1996. С. 21 [17] Спиридонов Л.И. Указ. соч. С. 81 [18] Спиридонов Л.И. Указ. соч. С. 80 [19] Герасимов А. П. 53 вопроса о Конституции Российской Федерации. СПб., 1994. С. 14-15 [20] ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации [21] ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации [22] ч. 1 ст. 14 Конституции Российской Федерации [23] Зон Х. Ван. 2007. Культ власти.- Мир России, т. XVI, №4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|