Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительный анализ мотивационной готовности к обучению в школе детей 6-ти и 7-летнего возраста по результатам диагностического обследования

 

После проведения методик подводились итоги и обрабатывались полученные результаты, которые представлены в гистограммах.

Методика «Две школы»

Из гистограммы видно, что в старшей группе всего 35% детей готовы к обучению в школе в мотивационном плане. А в подготовительной группе 70% детей со сформированной школьной мотивацией. Следовательно, дети подготовительной группы имеют более высокий уровень мотивационной готовности, чем дети старшей группы.

 

Методика «Исследование мотивации учения у старших дошкольников»

Выборы детей занесены в таблицы №1 и №2.


Таблица №1. Выборы детей 6-ти лет

Мотивы Ф.И. ребенка Социальный 1 Учебный 2 Игровой 3 Позиционный 4 Внешний 5 Оценочный 6
1 2 3 4 5 6 7
1. Адвянова Саша     3 2   2
2. Бедненко Рома 2   2 3    
3. Белых Саша   2 2   3  
4. Белкин Алеша   2 2     2
5. Захарова Лена   2   2   2
6. Горбань Анна   2   2   2
7. Елисеев Рома.   2 3     2
8. Кенжаева Лена   2 2     3
9. Сжабина Олеся. 3   2 2    
10. Зубцова Кристина   3     2 2
1 2 3 4 5 6 7
11. Канзычаков Стас   2 2     2
12. Кучубеев Дима   2   2   2
13. Керина Аня.     3 2    
14. Семыкин Тима   2 3 2    
15.Левкович Руслан     3 2   2
16. Лескин Паша.     2 3   2
17. Островских Артем.     2 2   3
18. Садыкова Таня   2 2   2  
19. Силищева Ксения   2 2     3
20. Прутовых Кристина. 3   2 2    
Итого: 8 23 37 28 7 29

 

Из таблицы видно, что 20 обследуемых детей сделали:

- 37 выборов на игровой мотив,

- 29 выборов на оценочный мотив,

- 28 выборов на позиционный мотив,

- 23 выбора на учебный мотив,

- 8 выборов на социальный мотив и

- 7 выборов на внешний мотив.

 

Таблица №2. Выборы детей 7-ми лет

Мотивы Ф.И. ребенка Социальный 1 Учебный 2 Игровой 3 Позиционный 4 Внешний 5 Оценочный 6
1 2 3 4 5 6 7
1. Баженов Дима   3 2     2
2. Бондарь Даша   3     2 2
             
1 2 3 4 5 6 7
3. Богданова Даша   2 2     2
4. Булаева Настя   2 2 2 2  
5. Боргояков Дима 2 3       2
6. Вуколов Сережа   2 2 2 2  
7. Иридеков Коля 2 3   2    
8. Гаврилова Кристина   2 2   2  
9. Козлов Саша 2 3       2
10. Кызласова Ксения   3 2 2   2
11. Рязанов Коля   2 2     2
12. Львов Саша 3 2 2     2
13. Пасека Лера 2 3 2     2
14. Сазанов Андрей 2 2   2   2
15. Топоева Вика   3 2 2    
16. Тюкпие- ков Андрей   2 2 2    
17. Ушаков Саша   2   2   3
18. Чупин Миша 2 3   3    
19. Шакирова Мери   2 2 2    
20. Якова Анжела   2 2 2    
Итого: 15 38 26 23 8 25

 

Для сравнения результатов, представленных в таблицах №1 и №2 мы отразили их при помощи гистограммы.


 

Для подтверждения результатов, полученных по первым двум методикам была проведена методика с воспитателями на «Ранжирование мотивов учения детей дошкольного возраста».

Воспитатель старшей группы из 20-ти детей выделил:

- 6 детей с доминирующим игровым мотивом:

Игровой мотив по своей природе неадекватен учебной деятельности. Дело в том, что в игре ребенок сам определяет, что и как он будет делать. В учебной деятельности учащийся действует в соответствии с учебной задачей, поставленной педагогом, при этом успешность его деятельности зависит от того, насколько он принял и понял задачу педагога, насколько правильно выполняет его инструкции. В обучении младших школьников достаточно широко используются игровые методы работа, но это особый вид игры – дидактическая игра, в основе которой лежат учебная задача и познавательный мотив. По своей сути дидактическая игра ближе к учебной деятельности, чем к свободной ролевой игре дошкольников.

Когда мы говорим об игровых мотивах в структуре мотивов учения маленьких школьников, то имеем в виду мотивы, присущие ролевой («свободной») игре, правила и содержание которой определяются самим ребенком. Доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала и формировании учебной деятельности. Такие школьники делают на уроке не то, что задано, а то, что им хочется: в тетради пишут не буквы и слова, а рисуют машины, домики, цветочки и пр.; приносят из дома игрушки и играют ими на уроке; не понимают специфической функции учителя, строят свое общение с ним исключительно на эмоциональной основе; не принимают школьных правил поведения, на уроке могут ходить по классу, комментировать действия учителя и одноклассников; не понимают обязательности выполнения учебных заданий, в том числе и домашних.

- 4 ребенка с доминирующим позиционным мотивом:

Основу позиционных мотивов учения составляет интерес к новой ситуации и новой социальной роли, при этом ребенка привлекает чисто внешняя атрибутика школьной жизни. Позиционный мотив в той или иной мере присутствует у всех будущих школьников. Как правило, уже к конце первого месяца обучения в школе этот мотив угасает и существенного влияния на успешность не оказывает. Но на тех детей, у которых позиционный мотив является доминирующим, следует обратить особое внимание.

В этом случае формирование собственно мотивов учения в учебном процессе сильно затруднено, так как отсутствует необходимая для этого основа. У таких учащихся интерес к школе угасает достаточно быстро и из-за отсутствия других стимулов к учению (внешний и игровой мотив эту функцию не выполняют) формируется стойкое нежелание учиться. С этими детьми работу по формированию мотивов учения необходимо начинать задолго до поступления в школу.

- 4 ребенка с оценочным мотивом:

Оценочный мотив учения основан на свойственной детям потребности в социальном признании и одобрении взрослого. Ребенок очень чутко реагирует на настроение значимого взрослого: порицание, отвержение, отказ от общения как наказание за проступок вызывают переживание эмоционального дискомфорта, стремление наладить отношения со взрослым, заслужить его расположение. Похвала, одобрение, положительная оценка взрослого являются одним из наиболее эффективных стимулов активности ребенка.

Ориентация на оценку взрослого в учебном процессе является одним из условий формирования действий самооценки и самоконтроля. Недостаточное развитие оценочного мотива проявляется в том, что учащийся не обращает внимание на оценку и замечания педагога. Оценка (словесная или балльная) в этом случае не стимулирует учебную активность ученика.

У учащихся с доминирующей оценочной мотивацией и недостаточно развитыми познавательными и социальными мотивами могут формироваться нежелательные способы учебной деятельности: низкий уровень самостоятельности при выполнении задания, неумение оценить правильность своих действий. Эти учащиеся постоянно спрашивают у педагога правильно ли они делают, при ответе не столько думают о том, что они говорят и делают, сколько пытаются уловить эмоциональную реакцию учителя (одобрение или неодобрение). Нередко возникают конфликтные отношения с одноклассниками, учебные успехи которых выше, чем у них (одна ученица начальной школы жаловалась маме, что ненавидит свою одноклассницу, потому что у той больше пятерок, чем у нее).

- 3 ребенка с доминированием внешнего мотива:

Внешние мотивы не имеют отношения к содержанию учебной деятельности и не оказывают существенного влияния на учебную активность и успешность усвоения знаний. В случае доминирования внешних мотивов при недостаточном развитии познавательной и социальной мотивации, так же как и в предыдущем случае, велика вероятность формирования негативного отношения к школе и учению.

- 2 ребенка со сформированным учебным мотивом:

Для учащихся с доминирующим познавательным мотивом характерна высокая учебная активность, она, как правило, не ограничиваются рамками учебной задачи, стремятся узнать больше, задают много вопросов.

Если при этом недостаточно развит социальный мотив учения, то возможны спады активности, темп и продуктивность учения в этом случае имеют неровный, прерывистый характер: ученик внимателен и активен только тогда, когда учебный материал для него незнаком и интересен; если учитель рассказывает о том, с чем он уже знаком, или (и) ему это не интересно, то он отвлекается, может заниматься посторонними делами, разговаривать с соседом по парте. При выполнении домашних заданий такие школьники быстро и легко выполняют то, что им интересно и нравится, другие задания выполняют с большим трудом или не делают вовсе. Как правило, эти учащиеся не любят упражнений, основанных на многократном повторении заданного образца, требующих усидчивости добросовестности (написание букв, например), усвоение материала на основе механического запоминания вызывает большие трудности (заучивание таблицы сложения и умножения). Чаще всего такие учащиеся в начальной школе учатся на среднем уровне или ниже среднего, у них могут быть пробелы в знания. Про них учителя говорят: «Умный, но ленивый». В средних классах эти ученики нередко учатся лучше, чем в начальной школе.

Познавательный мотив является одним из базовых в развитии мотивационной сферы ребенка, он начинает формироваться достаточно рано, в первые месяцы жизни. Развитие познавательного мотива зависит от целого ряда факторов биологического (нормальное развитие ЦНС) и социального характера (стиль семейного воспитания, характер общения с родителями, обучение и воспитание в дошкольном учреждении и др.). Один из основных путей развития познавательной активности ребенка – расширение и обогащение его опыта (в дошкольном возрасте – прежде всего опыта чувственного, эмоционального, практического), развитие интересов. В этом отношении очень эффективны экскурсии, поездки, разнообразные формы детского экспериментирования.

- 1 ребенок с доминирующим социальным мотивом:

Для учащихся с доминирующим социальным мотивом характерно ответственное отношение к учебе. Они сосредоточены на уроке, внимательно слушают педагога, старательно выполняют задания, обращаются за помощью, если что-то не поняли или не получается. Их не нужно заставлять выполнять домашние задания, они, как правило, выполняют их в полном объеме, переживают, если что-то не успевают сделать или получается не так, как «задавала учительница». Эти дети учатся ровно, без провалов, успешно усваивают учебный материал, занимают лидирующее положение в классе, пользуются уважением одноклассников.

При недостаточном развитии мышления, памяти, мелкой моторики и др., даже при ответственном отношении к учебе, возникают трудности в усвоении материала. В этом случае велика вероятность появления таких негативных особенностей личности, как заниженная самооценка, неуверенность в себе, раздражительность; повышается уровень тревожности, интерес к школе падает, ребенок быстро устает, возникают конфликты с одноклассниками и в семье, и, как следствие этого, снижается успеваемость. Если такому ученику вовремя не оказать помощь, то уже во втором, третьем, классах он может стать слабоуспевающим.

У учащихся с доминирующим социальным мотивом, но недостаточно развитой познавательной мотивацией характерно сочетание добросовестного выполнения заданий и отсутствие стремления к самостоятельному добыванию знаний, они, как правило, не выходят за рамки заданий, не ищут новых способов решения учебных задач, главное для этих учеников – точное следование инструкциям учителя, скрупулезное воспроизведение предложенных им образцов. Существует много способов формирования у учащихся осознанного отношения к учебе (социальных мотивов учения), в каждом конкретном случае выбор того или другого способа воспитательного воздействия определяется индивидуальными особенностями ребенка, программой начального обучения, традициями семейного воспитания и др. Учитывая то, что социальные мотивы учения формируются в старшем дошкольном возрасте на основе потребности быть взрослым, выполнять взрослые виды деятельности и воспроизводить взрослые образцы поведения, необходимо предоставить маленькому школьнику возможность реализовать эту потребность именно в учебной деятельности.

Воспитатель подготовительной группы из 20 детей выделил 11 детей со сформированной «внутренней позицией школьника», 5 детей с доминирующим оценочным мотивом, 2 ребенка с доминированием позиционного мотива, 1-го ребенка с доминирующим внешним мотивом, 1 ребенка с игровым и 1-го ребенка с социальным доминирующим мотивом.

Ответы воспитателей также представлены в гистограмме:

 

 

Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что такая характеристика мотивов позволит воспитателю строить педагогический процесс с учетом выделенных особенностей мотивационной готовности детей 6-ти и 7-летнего возраста.


Заключение

 

В первой главе нашей дипломной работы мы рассмотрели основные подходы к понятию психологической готовности и к ее структуре. Над этой проблемой работали такие ученые как Л.И. Божович., Д.Б. Эльконин, Е.Е.Кравцова, Н.Г. Салмина.

Проанализировав данные источники, мы пришли к выводу, что психологическая готовность – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения учебной программы в условиях коллектива сверстников.

Структура психологической готовности включает в себя готовность основных психических сфер ребенка: волевой, умственной, социальной, а также мотивационной.

Опираясь на работы Л.И. Божович, в которых основным критерием психологической готовности выступает новообразование «внутренняя позиция школьника» т.е. наиболее важным представляется мотивационный план, наибольшее предпочтение мы отдали изучению мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания мотивационной готовности и объяснении побудительных мотивов в поведении, самыми общими, основными являются мотивы мотивации и мотивов.

Слово мотивация используется современной психологией в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности мотивы, цели, намерения, стремления), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Таким образом, мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начала, направленность и активность. Что же касается мотива, то в психологии сложилось следующее его определение: мотив – это то, что отражаясь в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности. Это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

Рассмотрение проблемы мотивационной готовности к обучению в школе позволило предположить, что мотивационная готовность детей 6 и 7 лет имеет качественные отличия, которые позволяют большинству детей 7 лет быть готовыми к включению в учебную деятельность в отличие от детей 6-летнего возраста, у которых преобладают игровые мотивы.

Для подтверждения или опровержения этих данные было проведено экспериментальное исследование. Цель данного исследования –выявить особенности и сравнить уровни мотивационной готовности к обучению детей шести и семилетнего возраста.

Для диагностики мотивационной готовности был использован комплекс методик: это методика Л.А. Венгера «Две школы», методика М.Р. Гинзбурга «Исследование мотивации учения у старших дошкольников» и методика с воспитателями на «Ранжирование мотивов учения у детей дошкольного возраста».

Результаты, полученные в нашем исследовании подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что в 7 лет процент детей готовых к школьному обучению (в мотивационном плане) выше, чем в 6 лет.

 


Библиография

 

1. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личность. // Теоретические проблемы психологии личности. – М., 1974.

2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей. – 34-е издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998 – 240 с.

3. Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе. – Тула: Арктоус, - 1997. – 100 с.: ил. – (Библиотека «Поможем детям учиться»).

4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. / Под ред. Фельдштейна. – М., 1995.

5. Венгер Л.А., Вегнер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. Восросы психологии учебной деятельности младших школьников. / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. – М., 1992.

6. Глоссер У. Школа без неудачников. – М., 1991.

7. Готовность к школе. / Под ред. И.В. Дубровиной – М.: Наука, 1995 – 119 с.

8. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.

9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М,: Логос, 1999 – 382 с.

10. Ильина М.Н. Подготовка к школе. – М.: Дельта, 1998 – 222 с.

11. Коломенский Я.Л, Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста – М.: Просвещение, 1998.

12. Кувашова Н.Г., Нестерова Е.В. Методика подготовки детей к школе. – Волгоград: Издательство «Учитель», 1999 – 40 с.

13. Леонтьев А.А. Лекция как общение. – М., 1974.

14. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М., 1976.

15. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М., 1986.

16. Непомнящая Н.И. Становление личности 6-7 лет / Научно-исследовательский институт общей психологии: Академия педагогических наук. – М.: Педагогика, 1992.

17. Нортова-Бочавер С.К., Мухартова Е.А. Скоро в школу. – М.: Глобус, 1995 – 128 с.

18. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е издание, доработанное. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996 – 352 с.

19. Определение готовности к школьному обучению. Учебная деятельность школьников. / Сост. Л.И. Земцева, Е.Ю. Суикова. – М., 1988.

20. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка к к школе. – Минск, 1982.

21. Подготовка детей к школе в семье. / Под ред. Т.А. Марковой, Ф.А. Сохина. – М., 1976.

22. Психическое развитие младших школьников. Экспериментальное психологическое исследование. / Под ред. В.В. Давыдова – М., 1992.

23. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие – М.: Владос, 1996 – 539 с.

24. Руководство практического психолога: готовность к школе: развивающие программы. / Под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998 – 128 с.

25. Тетрадь для подготовки в школу: Советы школьного психолога. – Пермь, 1994.

26. Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии. -–1983 - №4.

27. Формирование интереса к учению у дошкольников. / Под ред. А.К. Марковой. – М., 1986.

28. Шадриков В.Д., Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность детей к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Владос, 2001 – 256 с.

29. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М., 1969

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...