Основные нормативные документы
Введение Правила проведения операций с наличными деньгами на территории Российской Федерации определяются Центральным банком, решением Совета директоров которого за № 40 от 22 сентября 1993 г. принят документ «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации». Для более рационального оборота наличных денег, сокращения трудовых и материальных затрат, связанных с обслуживанием оборота наличных денег, основная масса платежей должна осуществляться в, безналичном порядке. Предприятия и организации всех форм собственности должны сдавать в банк для зачисления на их расчетные (текущие) счета все суммы, полученные ими наличными деньгами за проданные товары, оказанные услуги и выполненные работы и др. Предприятиям и организациям по согласованию с обслуживающими их банками устанавливается лимит кассовой наличности, т.е. предельная сумма наличных денег, которая может храниться в кассе предприятия. Цель работы - рассмотреть организацию аудита кассы и кассовых операций в организациях на примере МУПО «Столовая №8». Задачи работы: - рассмотреть нормативное обеспечение аудита кассовых операций, - выявить источники информации для проверки, - определить перечень аудиторских процедур, - изучить методику проведения аудита кассовых операций. Глава 1. Теоретические основы аудита кассовых операций на предприятиях Источники информации для проверки Состав первичных кассовых документов, с одной стороны, очень узок — это приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга. С другой стороны, кассовые операции связаны практически со всеми остальными разделами учета, например, с реализацией, расчетами с подотчетными лицами, с поставщиками и т. д. Следовательно, при проверке необходимо сопоставить кассовые документы с прочими.
Основными документами, которые необходимо изучить при проверке кассовых операций, являются: кассовая книга; отчеты кассира; приходные кассовые ордера; расходные кассовые ордера; журнал (книга) регистрации приходных кассовых ордеров; журнал (книга) регистрации расходных кассовых ордеров; журнал (книга) регистрации выданных доверенностей; журнал (книга) регистрации депонентов; журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей; оправдательные документы к кассовым документам; авансовые отчеты. Многочисленные и разнообразные операции движения денежных средств в кассе предприятия находят отражение в следующих регистрах синтетического учета и отчетности: • Главная книга; • журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 (для журнально-ордерной формы счетоводства), • иные регистры синтетического учета кассовых операций; • баланс предприятия (ф. № 1); • отчет о финансовых результатах и их использовании (ф. № 2), раздел 3 «Движение денежных средств» (в бухгалтерской отчетности до 1 июля 1996 г.); • отчет о движении денежных средств (ф. № 4) (в бухгалтерской отчетности за первое полугодие 1996 г.). Основные нормативные документы 1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 и 11. 3. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 170. 4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов от I ноября 1991 г. № 56 и рекомендованы для применения на территории управления Российской Федерации письмом Министерства экономики и Министерства финансов РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 18-5. с изменениями, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федераций от 28 декабря 1994г. № 173, от 28 июля 1995г. №81 и от
17 февраля 1997 г. № 15. 5.0 годовой бухгалтерской отчетности организации. Приказ Минфина РФ от 12 ноября 1996 г. № 97. Приложения 1,2 к приказу Минфина РФ от 12 ноября 1996 г. № 97. 6. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 49, 7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. №50. 8. Инструкция о безналичных расчетах. Утверждена Центробанком РФ от 9 июля 1992 г. № 14. 9. Инструкция о расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР. Утверждена Госбанком СССР 30 октября 1986 г. № 28 (с последующими изменениями и дополнениями). 10. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации. Инструкция Центрального банка РФ от 4 октября 1993 г. № 18. 11.0 применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. Закон Российской Федерации от 18 июня 1993 г. №5215-1. 12. О Центральном банке Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 2 декабря 1990 г. № 394-1. 13. Инструкция о порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации. Утверждена Центробанком России 16 июля 1993 г. № 16. 14. Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ. ЦБ РФ от 5 января 1998 г. № Г4-П. 15. Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечень отдельных категорий предприятий, которые могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин. Утверждено Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745. 16. О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения. Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1212.
17. Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами. Письмо ЦБ РФ от 29 сентября 1997 г № 525. 18. Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей. Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006.
1.3. Вопросы для составления плана и программы проверки Прежде чем приступить к сплошной проверке кассовых операций, аудитор должен спланировать эту проверку,так как «сплошная» проверка не означает, что один за другим будут просмотрены все кассовые документы. Эти документы могут просматриваться неоднократно, но каждый раз аудитор выполняет совершенно определенную процедуру, направленную на выявление одного из возможных нарушений. Каждая процедура имеет свое назначение, преследует определенную цель, а ее результаты необходимо оформить в виде специальной таблицы. Составлению плана проверки предшествует оценка состояния внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе предприятия. Аудитор с помощью специально составленного вопросника определяет состояние внутреннего контроля, дает предварительную оценку соблюдения на предприятии кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые с точки зрения злоупотреблений места, планирует состав основных контрольных процедур, определяет специфические черты ведения учета на предприятии, описание которых отсутствует в имеющемся у него наборе стандартных процедур. Признаками отсутствия или недостаточности внутреннего контроля за движением денежных средств в кассе предприятия для аудитора являются. • отсутствие на предприятии налаженной системы проведения внезапных ревизий кассы с полным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе; • отсутствие на предприятии приказа руководителя, устанавливающего периодичность проверок, • наличие признаков формального проведения ревизий кассы: назначение в комиссии по проведению ревизий постоянно одних и тех же лиц, отсутствие прилагаемых к акту рабочих записей ревизионной комиссии, свидетельствующих о полистном пересчете банкнот, проведение проверок кассы на отчетные даты, когда кассир знает о них и заранее готовится, и др.;
• предоставление права подписи приходных и расходных кассовых ордеров другим лицам помимо главного бухгалтера и руководителя предприятия, не отраженное в распоряжениях руководителя предприятия; • формальное проведение ревизии кассы при смене (увольнении) кассиров; • отсутствие в штате кассира и возложение этих функций на счетного работника без письменного распоряжения руководителя предприятия; • отсутствие договоров с кассиром о полной материальной ответственности; • отсутствие у кассира навыков подготовки к ревизии кассы, свидетельствующих о том, что такая процедура является для него обычной. Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных бухгалтеров и кассиров, поэтому аудитор должен опросить каждого из ответственных лиц. Вопросник аудитора составляется таким образом, что в большинстве случаев ответ не надо вписывать, так как аудитор отмечает в вопроснике полученный ответ, номер процедуры и номер предварительного вывода. Вопросник построен по принципу блок-схемы: если нет необходимости задавать какой-либо вопрос, номер следующего вопроса указан в графе «Номер следующего вопроса». Вопросник аудитора составляется в трех экземплярах, на каждом из них проставляются должность, фамилия, имя и отчество лица, с которым будет проведена беседа. Результаты опроса ответственных лиц могут не совпадать: кассир может не знать, имеется ли на предприятии приказ о внезапных ревизиях кассы, руководитель предприятия — о необходимости заключать договор о полной материальной ответственности с кассиром. Несовпадения в ответах на поставленные аудитором вопросы могут также свидетельствовать о слабых сторонах внутреннего контроля. Ответы на вопросы могут быть типа «должен (должны) быть», т.е. отвечающий может быть не уверен в своем ответе, в этом случае ответ на поставленный вопрос аудитору приходится находить самому или опрашивать других сотрудников предприятия. По результатам опроса у аудитора складывается определенное мнение о состоянии кассовой дисциплины на предприятии. Представленный вопросник позволяет аудитору сделать ряд промежуточных выводов, совокупность которых дает право сделать основной вывод о том, что кассовая дисциплина у клиента не соблюдается, а порядок ведения кассовых операций нарушается.
Подобный вывод может стать основанием для следующих действий: • если по результатам опроса сотрудников проверяемого предприятия и данным экспресс-анализа отчетности кассовые операции составляют небольшой удельный вес в общем числе хозяйственных операций, то аудитор может планировать проверку кассовых операций в обычном порядке для оценки материальности статьи «Касса» в отчетности предприятия; • если удельный вес кассовых операций велик, например, реализация продукции предприятия ведется через кассу, то это может послужить основанием аудитору для отказа от выражения своего мнения о достоверности отчетности предприятия. В общем случае по результатам опроса у аудитора оказывается сформированным план проведения проверки кассовых операций и намечен состав процедур. По результатам опроса ответственных работников проверяемого предприятия по вопроснику аудитор может сделать следующие выводы: 1. В нарушение п. 13 Порядка ведения кассовых операций в РФ кассовые ордера подписываются параллельно с главным бухгалтером лицами, полномочия которых не подтверждены письменным распоряжением (приказом) руководителя предприятия. 2. В нарушение п. 14 Порядка ведения кассовых операций в РФ расходные кассовые ордера подписываются параллельно с руководителем предприятия лицами, полномочия которых не подтверждены письменным распоряжением (приказом) руководителя предприятия. 3. В нарушение п. 21 Порядка ведения кассовых операций в РФ в бухгалтерии предприятия не ведется Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов. 4. В нарушение п. 37 Порядка ведения кассовых операций в РФ на предприятии не установлены приказом (распоряжением) руководителя предприятия сроки внезапной ревизии кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. 5. В нарушение п. 37 Порядка ведения кассовых операций в РФ на предприятии при смене кассира не была проведена ревизия кассы. 6. В нарушение п. 37 Порядка ведения кассовых операций в РФ приказом руководителя предприятия не назначена специальная комиссия для проведения ревизии кассы. 7. В нарушение п. 37 Порядка ведения кассовых операций в РФ и приказа руководителя предприятия № __ от _______ на предприятии внезапные ревизии кассы не проводились. 8. В нарушение п. 32 Порядка ведения кассовых операций в РФ договор о полной материальной ответственности с кассиром не был заключен. 9. В нарушение ст. 1 Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» № 5215—1 от 18.06.93 предприятие производит расчеты с населением за готовую продукцию, материалы и прочее без использования контрольно-кассовых машин. 10. В нарушение ст. 2 Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» № 5215—1 от 18.06.93 предприятие не зарегистрировало в налоговой службе используемые при расчетах с населением контрольно-кассовые машины. 11. В нарушение Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденного Приказом ГНС РФ № ВГ-3-14/36 от 22.06.95 предприятие не имеет договоров с центром технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин. 12. В нарушение пп. 22, 23 Порядка ведения кассовых операций в РФ на предприятии не ведется кассовая книга. Очевидно, что одна такая запись превышает значение всех предыдущих и последующих. Но такой вывод вполне может быть сделан и тогда, когда кассовая книга представляет собой разрозненные листы, листы не пронумерованы, книга не прошнурована и не опечатана печатью предприятия. 13. В нарушение п. 6 Инструкции МФ СССР № 17 от 14.01.67 «О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности». Для регистрации и учета выданных доверенностей журнал выданных доверенностей не ведется. 14. Внутренний контроль за правильностью и своевременностью расчетов с персоналом по выплате заработной платы и социально-трудовых льгот ослаблен отсутствием на предприятии журнала регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей, передаваемых из отдела труда и заработной платы в кассу предприятия для оплаты. 15. Внутренний контроль за расходованием и целевым использованием денежных средств из кассы предприятия ослаблен отсутствием на предприятии установленного приказом руководителя предприятия круга лиц, которым могут быть выданы деньги на хозяйственные нужды. 16. В нарушение п. 11 Порядка ведения кассовых операций в РФ при выдаче денег на хозяйственные нужды срок, на который они выданы, не устанавливается. Такое положение снижает возможность контроля за расходованием средств. 17. В нарушение п. 18 Порядка ведения кассовых операций в РФ кассир при закрытии платежных (расчетно-платежных) ведомостей реестр депонированных сумм не составляет. 18. Внутренний контроль за выплатой депонированных сумм ослаблен отсутствием на предприятии журнала учета депонентов. 19. Внутренний контроль за выдачей депонированных сумм ослаблен тем, что обязанность ведения книги регистрации депонентов (картотеки депонентов) возложена на кассира, а не на счетного работника.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|