Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка изменений и порядка осуществления контроля и декларирования товаров по новому кодексу Таможенного союза




Введение

Целью данной курсовой работы является изучение таможенного контроля в Таможенном союзе.

С 1 июля 2010 г. на территории РФ введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, нормы которого имеют прямое действие. В его основу заложены положения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 г.). Таможенный кодекс РФ (ТК РФ) до его отмены действует в части, не противоречащей ТК ТС. Таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Таможенный союз – это форма торгово-экономической интеграции сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами (Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза.

Планировалось, что Таможенный союз пройдет в своем становлении следующие этапы:

1. Вступление в силу единого Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – «ТК ТС»). ТК ТС будет являться основным законодательным актом государств-участников союза в таможенной сфере.

2. Отмена таможенного оформления и таможенного контроля на границе России и Казахстана (планируемая дата – январь 2010 г.). Таможенное оформление и таможенный контроль будут отменены во взаимной торговле для товаров, происходящих из РФ и Казахстана. В отношении товаров, происходящих из третьих стран, таможенное оформление и контроль будут сохранены.

3. Перенос таможенного оформления и таможенного контроля на внешнюю границу таможенной территории РФ и Республики Беларусь (предположительно с июля 2010 г.). Таможенное оформление товаров, ввозимых из третьих стран, на единую таможенную территорию проводится один раз. Товары (в т.ч. и из третьих стран), выпущенные для свободного обращения в РФ или Республике Беларусь, могут свободно перемещаться по территориям данных стран без таможенного оформления и таможенного контроля.

4. Перенос таможенного оформления и таможенного контроля на внешнюю границу общей таможенной территории РФ, Республики Беларусь и Казахстана (планируется с июля 2011 г.). Российские импортеры и экспортеры столкнулись с изменениями в порядке таможенного оформления и контроля уже с 1 июля 2010 г. - со вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза.

Следует отметить, что таможенные законодательства стран-участниц Таможенного союза, в силу исторических обстоятельств, во многом схожи между собой, хотя имеются и некоторые особенности. Предварительный анализ одного из проектов ТК ТС позволяет сделать вывод о том, что данный документ внес значительное количество изменений в порядок таможенного регулирования и таможенного контроля стран-участниц.

Несомненно, Россия, Белоруссия и Казахстан накопили значительный опыт таможенного регулирования и таможенного контроля, который принимался во внимание при подготовке проекта ТК ТС. Учитывая сжатые сроки подготовки и принятия ТК ТС и сложность интеграционного процесса, можно предположить, что после вступления кодекса в силу импортеры/экспортеры, а равно и таможенные органы стран-участниц союза столкнутся с практическими трудностями при таможенном оформлении товаров. Проблемы могут быть обусловлены неясностью нового таможенного законодательства, возможными противоречиями с иными отраслями национального законодательства (например, налоговым законодательством), отсутствием практических механизмов реализации отдельных положений законодательства и т.д. Определенные сложности могут возникнуть и в результате изменения системы управления таможенными процессами. Вместо национальных таможенных органов и правительств полномочия по регулированию в таможенной сфере перейдут к Комиссии Таможенного союза.

В целом, российские импортеры и экспортеры должны проанализировать возможное влияние ТК ТС и интеграционных процессов в рамках Таможенного союза на их деятельность и подготовиться к соответствующим изменениям. Следует также изучить возможные преимущества, которые дает Таможенный союз в области таможенного регулирования и контроля. Конечно, такой подход требует времени и ресурсов, однако он позволит участникам внешнеэкономической деятельности избежать ошибок, минимизировать риски и извлечь наибольшие выгоды из новых возможностей.


Оценка изменений и порядка осуществления контроля и декларирования товаров по новому кодексу Таможенного союза

 

Таможенный кодекс таможенного союза охватывает множество вопросов. В настоящее время имеется некоторая несогласованность в работе таможенных служб стран - членов Таможенного союза. Это связано с тем, что в ТК ТС, вступившем в силу с 1 июля 2010 г., даются ссылки на национальное законодательство, а, например, документ о таможенном регулировании в РФ находится на стадии законопроекта. По этой причине федеральная таможенная служба РФ выпустила специальные разъясняющие письма по вопросам применения ТК ТС:

1. В указанном Письме обращено внимание на то, что ТК РФ подлежит применению с учетом изменившихся основных терминов и их определений в соответствии с ТК ТС, например, термин "таможенная процедура" ТК ТС введен вместо терминов "таможенная процедура" и "таможенный режим" ТК РФ (исключение: временное хранение товаров в ТК ТС не является таможенной процедурой). Вместо термина "таможенное оформление" по товарам, в отношении которых до 1 июля 2010 г. были установлены ставки вывозных таможенных пошлин, в ТК ТС употребляется термин "совершение таможенных операций" и др. Кроме того, в Письме перечислены статьи ТК РФ, которые в настоящее время не применяются.

2. В письме подробно изложен порядок действий при помещении товаров под таможенную процедуру и таможенный контроль товаров в условиях функционирования Таможенного союза, то есть порядок определения таможенной стоимости, декларирования товаров, уплаты таможенных платежей и др.

3. В данном письме отмечено: положения Приказа ФТС России от 18.12.2006 N 1327 "Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации)" применяются в части, не противоречащей нормам ТК ТС. Дополнительно приведен Порядок подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза.

Отметим, что вместе с ТК ТС 1 июля 2010 г. вступил в силу ряд других документов.

1. Соглашение о порядке декларирования таможенной стоимости товарови о порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25.01.2008.

2. Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров от 25.01.2008 и Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе.

3. Соглашение по ветеринарно-санитарным мерамот 11.12.2009. Добавим, что в целях реализации указанного Соглашения Решением Комиссии ТС от 18.06.2010 N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе" утверждены, в частности, следующие документы:

- Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю;

- Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе ТС и на таможенной территории ТС;

- Положение о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору);

- Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю;

- Единые формы ветеринарных сертификатов.

4. Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25.01.2008.

К сведению. В конце июня перед вводом в действие ТК ТС и ряда международных соглашений во всех структурных подразделениях ФТС были созданы ситуационно-консультационные центры и горячие телефонные линии, работающие в круглосуточном режиме. Как отмечает ФТС, наибольшее количество звонков поступает на следующие темы:

- таможенное оформление вывоза в Казахстан и Белоруссию товаров российского происхождения либо товаров, выпущенных в свободное обращение в России;

- перемещение товаров в международном почтовом отправлении;

- ввоз товаров физическими лицами для личных нужд, в том числе правил ввоза легковых автомобилей в Россию с территории государств Таможенного союза;

- уплата таможенных пошлин и налогов;

- ограничения при ввозе товаров физическими лицами для личного пользования;

- перемещение товаров между странами - участницами Таможенного союза;

- условия подачи предварительных деклараций.

Работа горячей линии продлилась до конца сентября 2010 г. в рабочее время таможенных органов.

Что же изменилось с вступлением в силу ТК ТС?

Прежде всего отметим, что переходными положениями указанного документа в отношении таможенных агентов в Республике Беларусь, таможенных брокеров в Республике Казахстан и таможенных брокеров в РФ, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли, созданных до вступления в силу ТК ТС, установлено, что они вправе осуществлять деятельность в сфере таможенного дела в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанного Кодекса (п. 1 ст. 367 ТК ТС). Декларация на товары подается таможенному органу государства - члена Таможенного союза, в соответствии, с законодательством которого создано, зарегистрировано либо на территории которого постоянно проживает лицо, являющееся декларантом товаров (принцип президентства), до вступления в силу международного договора государств - членов Таможенного союза (п. 1 ст. 368 ТК ТС).

Важными новшествами в сфере таможенного регулирования являются: введение понятия "единая таможенная территория Таможенного союза"; создание единых условий транзита на всей территории таможенного союза; отмена таможенного оформления и таможенного контроля за товарами, происходящими с территории государств - участников Таможенного союза, и выпущенными иностранными товарами для свободного потребления на единой таможенной территории стран - участников Таможенного союза.

Изменения коснулись и порядка декларирования товаров. В настоящее время форма и порядок заполнения декларации на товары определяются Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, то есть они будут едиными на всей территории Таможенного союза. Указанным Решением предусмотрено, что форма декларации на товары и Инструкция о порядке заполнения декларации на товары вступают в силу с 1 января 2011 г. До начала их действия применяются предусмотренные законодательством государств - членов Таможенного союза формы (бланки) таможенных деклараций и порядок их заполнения.

Таким образом, с 1 июля 2010 г. по 31 декабря 2010 г. в РФ применяются действующие в настоящее время формы бланков "Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТД1)", "Добавочный лист к грузовой таможенной декларации/Транзитной декларации (ТД2)", "Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТД3)", "Добавочный лист к Грузовой таможенной декларации/Транзитной декларации (ТД4)"

В случае установления или выявления недостаточности и (или) несоответствия сведений, заявленных в таможенной декларации (ТД), сведениям, подлежащим указанию в ТД, декларант может внести в нее изменения (ст. 191 ТК ТС). Причем сделать это можно даже после выпуска товаров. Случаи и порядок внесения изменений определяются решением Комиссии Таможенного союза.

ТК ТС предусматривает новые формы таможенного контроля по сравнению с формами, установленными ТК РФ, а именно: учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка системы учета товаров и отчетности. Вместо формы таможенного контроля "таможенная ревизия" введена форма "таможенная проверка" (ст. 110 ТК ТС). Кроме того, ТК ТС содержит статьи о порядке задержания товаров и документов на них при проведении таможенного контроля. В ТК РФ аналогичных норм не было. В частности, в случаях, установленных ст. ст. 152, 170, 185, 192, 208, 231, 234, 305 и 354 ТК ТС, должностные лица таможенных органов задерживают товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений. Задержанные товары и документы на них хранятся таможенными органами в течение одного месяца, а скоропортящиеся продукты - в течение 24 часов. Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу за пределы такой территории, и документы на них хранятся таможенными органами в течение трех суток. Последующие процедуры с задержанными товарами описаны в гл. 21 ТК ТС.

Введена статья "Отказ в выпуске товаров" (ст. 201 ТК ТС), в соответствии с которой при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных п. 1 ст. 195 ТК ТС, а также в случаях, указанных в п. 6 ст. 193 и в п. 2 ст. 201 ТК ТС, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров может отказать в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.

Увеличен срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Так, согласно п. 3 ст. 211 ТК ТС в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, срок уплаты устанавливается - до выпуска товаров в соответствии с указанной процедурой. При этом срок временного хранения товаров не изменился и, как прежде, составляет два месяца. Добавим, что по письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган может продлить указанный срок, но не более чем до четырех месяцев. Таким образом, срок уплаты таможенных пошлин, налогов с принятием ТК ТС значительно увеличился: с 15 дней до 4-х месяцев (п. п. 1, 2 ст. 170 ТК ТС). К сроку временного хранения в п. 1 ст. 185 ТК ТС приравнен и срок подачи таможенной декларации.

После выпуска товаров таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений. В ранее действующей норме этот срок был равен одному году (ст. 361 ТК РФ). В соответствии с вновь принятым документом таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Более того, законодательством государств - членов Таможенного союза может быть установлен срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров до пяти лет.

Некоторые сроки сокращены. Это можно назвать положительным моментом, так как изменения внесены с целью уменьшения времени таможенного оформления. Например, срок выпуска товаров сократился на один рабочий день. ТК РФ срок выпуска предусмотрен не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления документов, необходимых для таможенного оформления и предъявления товаров (п. 1 ст. 152 ТК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 196 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено ТК ТС. Хотя для проведения или завершения форм таможенного контроля с письменного разрешения начальника таможенного органа этот срок может быть увеличен до десяти рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации (п. 4 ст. 196 ТК ТС).

В рамках данной главы не рассматривались вопросы, касающиеся налоговых последствий внешнеэкономической деятельности организаций. Однако заметим: в целях информирования налогоплательщиков с документами, относящимися к деятельности ТС, на интернет-сайте ФНС в рубрике "ФНС России" создана подрубрика "Таможенный союз", в которой в разделе "Международные договоры" размещены международные договоры и иные нормативные акты по реализации основных положений Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...