Построение концептуальной модели предметной области
Заключительная фаза анализа предметной области состоит в проектировании ее информационной структуры или концептуальной модели. Концептуальная модель включает описания объектов и их взаимосвязей, выявляемых в результате анализа данных. Концептуальная модель применяется для структурирования предметной области с учетом информационных интересов пользователей системы. Она является представлением точки зрения пользователя на предметную область и должна быть стабильной т.е. неизменной. Хотя возможно ее наращивание и включение дополнительных данных. Одной из распространенных моделей концептуальной схемы является модель “сущность – связь”, основными компонентами которой являются сущности и связи. Под сущностью понимается основное содержание объекта, о котором собирают информацию. Экземпляр сущности – конкретный объект. Например: Сущность (объект) – студент. Экземпляр сущности – Демидов А.В. Сущность (объект) – факультет. Экземпляр сущности – факультет механики. Сущность принято определять атрибутами – поименованными характеристиками. Например: Сущность – студент. Атрибуты этой сущности (или этого объекта): ФИО, год рождения, № зачетной книжки, пол, № учебной группы и т.д.. Связи определяют отношения между сущностями. При построении концептуальной модели используют графические диаграммы. При этом обозначают: сущности – прямоугольниками, атрибуты – овалами, связи – ромбами. Выберем для заданной БД следующие сущности: ФАКУЛЬТЕТ, ГРУППА, СТУДЕНТ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, РЕЗУЛЬТАТЫ СЕССИИ. Зададим каждую сущность набором атрибутов: ФАКУЛЬТЕТ (Название, № факультета, декан, № телефона, количество студентов).
СТУДЕНТ(ФИО, пол, год рождения, № группы, № зачетной книжки). ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (ФИО, должность, ученая степень, кафедра, № телефона, предмет обучения, адрес). ГРУППА (№ группы, название факультета, № курса, направление) РЕЗУЛЬТАТЫ СЕССИИ (ФИО, ПРЕДМЕТЫ, ОЦЕНКИ) и т.д. Как правило в каждом наборе атрибутов, характеризующих сущность, нужно выбрать ключевые атрибуты, то есть атрибуты, которые делают эту сущность уникальной. При задании атрибутов - ключевые подчеркивались. Далее определяются связи между сущностями: Связи между сущностями Название связи Студент, факультет учится Преподаватель, факультет работает Преподаватель, предмет обучения преподает Факультет, группа имеет И т.д.. После выбора сущностей, задания атрибутов и анализа связей следует проектирование информационной (концептуальной) схемы БД. Рассмотрим некоторые ограничения в рассматриваемом задании: 1. Значение атрибута “ ФИО “ ограничено двадцатью (20)символами. 2. Значение атрибута “ № телефона “ задается целым положительным числом. 3. Один студент может учится только на одном факультете. 4. Один преподаватель работает только на одной кафедре. 5. Одному студенту может соответствовать только одна группа. И т.д..
Концептуальная схема БД “ИНСТИТУТ”
РЕЗУЛЬТАТЫ СЕССИИ
Логическое проектирование Логическое проектирование - необходимый этап при создании БД. Основной задачей логического проектирования является разработка логической схемы, ориентированной на выбранную систему управления базами данных (СУБД). Этап логического проектирования в отличие от концептуального проектирования полностью ориентирован на инструментальные средства компьютера и состоит из следующих этапов:
1. Выбор конкретной СУБД. 2. Отображение концептуальной схемы на логическую схему. 3. Выбор ключей. 4. Описание языка запросов. Существующие СУБД по типам моделей делятся на реляционные, иерархические и сетевые. СУБД ориентированные на персональные компьютеры, как правило, поддерживают реляционную модель данных. При отображении концептуальной схемы на реляционную модель данных каждый прямоугольник схемы отображается в таблицу. Например, представим сущность СТУДЕНТ (ФИО, пол, год рождения, группа, № зачетной книжки, получение стипендии) в виде таблицы:
Определим ключевое поле. В его качестве вряд ли стоит выбирать фамилию, т.к. наверняка есть студенты – однофамильцы. А вот № зачетки однозначно определяет студента. Аналогично создадим таблицы и для остальных сущностей. Создание таблиц, а затем по этим таблицам создание отчетов, запросов и форм осуществляется с помощью соответствующих мастеров (отчетов, запросов и форм). При этом учитывается свойства поля (его размер, диапазон изменения, значение и другие характеристики). При составлении запросов на выборку, например запроса «Двоечники», в поле условие отбора можно создавать логические и математические формулы (в запросе двоечники – логическое выражение). Для этого, удерживая указатель мыши в строке условие отбора и в столбце, экземпляры которого необходимо отобрать, нужно нажать правую клавишу мыши и выбрать пункт создание выражения. Затем открыть необходимую таблицу и сформировать выражение, добавляя на рабочее поле поля этой таблицы и знаки логических или арифметических действий, а затем щелкнуть «ОК».
Заключение В представленной базе данных составлено 5 таблиц, 4 простых запроса, формы и отчеты. Это, конечно, далеко не все данные и не по всем студентам, преподавателям, группам и факультетам. Эта база данных может наращиваться и обновляться без конца. Здесь только малая часть базы данных «Институт». В дальнейшем, подобную базу можно использовать и для составления расписания занятий, создавая перекрестные запросы, отражающие время проведения занятий, группу, в которой оно проводится, преподавателя, который его проводит и номер аудитории.
Литература 1. Информатика: Учебник для вузов. Под ред. Проф Н.В. Макаровой. Москва, 1997. 2. Экономическая информатика: Учебник для вузов. Под ред. проф. В.В. Евдокимова. 1997.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|