Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Построение концептуальной модели предметной области

Заключительная фаза анализа предметной области состоит в проектировании ее информационной структуры или концептуальной модели.

Концептуальная модель включает описания объектов и их взаимосвязей, выявляемых в результате анализа данных.

Концептуальная модель применяется для структурирования предметной области с учетом информационных интересов пользователей системы. Она является представлением точки зрения пользователя на предметную область и должна быть стабильной т.е. неизменной. Хотя возможно ее наращивание и включение дополнительных данных.

Одной из распространенных моделей концептуальной схемы является модель “сущность – связь”, основными компонентами которой являются сущности и связи.

Под сущностью понимается основное содержание объекта, о котором собирают информацию. Экземпляр сущности – конкретный объект.

Например:

Сущность (объект) – студент. Экземпляр сущности – Демидов А.В.

Сущность (объект) – факультет. Экземпляр сущности – факультет механики.

Сущность принято определять атрибутами – поименованными характеристиками. Например: Сущность – студент.

Атрибуты этой сущности (или этого объекта): ФИО, год рождения,

№ зачетной книжки, пол, № учебной группы и т.д..

Связи определяют отношения между сущностями. При построении концептуальной модели используют графические диаграммы.

При этом обозначают:

сущности – прямоугольниками,

атрибуты – овалами,

связи – ромбами.

Выберем для заданной БД следующие сущности:

ФАКУЛЬТЕТ, ГРУППА, СТУДЕНТ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, РЕЗУЛЬТАТЫ СЕССИИ.

Зададим каждую сущность набором атрибутов:

ФАКУЛЬТЕТ (Название, № факультета, декан, № телефона, количество студентов).

СТУДЕНТ(ФИО, пол, год рождения, № группы, № зачетной книжки).

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (ФИО, должность, ученая степень, кафедра, № телефона, предмет обучения, адрес).

ГРУППА (№ группы, название факультета, № курса, направление)

РЕЗУЛЬТАТЫ СЕССИИ (ФИО, ПРЕДМЕТЫ, ОЦЕНКИ) и т.д.

Как правило в каждом наборе атрибутов, характеризующих сущность, нужно выбрать ключевые атрибуты, то есть атрибуты, которые делают эту сущность уникальной. При задании атрибутов - ключевые подчеркивались.

Далее определяются связи между сущностями:

Связи между сущностями Название связи

Студент, факультет учится

Преподаватель, факультет работает

Преподаватель, предмет обучения преподает

Факультет, группа имеет

И т.д..

После выбора сущностей, задания атрибутов и анализа связей следует проектирование информационной (концептуальной) схемы БД.

Рассмотрим некоторые ограничения в рассматриваемом задании:

1. Значение атрибута “ ФИО “ ограничено двадцатью (20)символами.

2. Значение атрибута “ № телефона “ задается целым положительным числом.

3. Один студент может учится только на одном факультете.

4. Один преподаватель работает только на одной кафедре.

5. Одному студенту может соответствовать только одна группа.

И т.д..

 

Концептуальная схема БД “ИНСТИТУТ”

           
   
ИНСТИТУТ

 

 
           
     
           
 

 

ДИСЦИПЛИНА (ПРЕДМЕТ)

 

 

 

       
 

       
     

 

РЕЗУЛЬТАТЫ СЕССИИ

 

Логическое проектирование

Логическое проектирование - необходимый этап при создании БД. Основной задачей логического проектирования является разработка логической схемы, ориентированной на выбранную систему управления базами данных (СУБД).

Этап логического проектирования в отличие от концептуального проектирования полностью ориентирован на инструментальные средства компьютера и состоит из следующих этапов:

1. Выбор конкретной СУБД.

2. Отображение концептуальной схемы на логическую схему.

3. Выбор ключей.

4. Описание языка запросов.

Существующие СУБД по типам моделей делятся на реляционные, иерархические и сетевые. СУБД ориентированные на персональные компьютеры, как правило, поддерживают реляционную модель данных.

При отображении концептуальной схемы на реляционную модель данных каждый прямоугольник схемы отображается в таблицу.

Например, представим сущность СТУДЕНТ (ФИО, пол, год рождения, группа, № зачетной книжки, получение стипендии) в виде таблицы:

ФИО ПОЛ Год рождения № группы № зачетки Стипендия
           
           
           

Определим ключевое поле. В его качестве вряд ли стоит выбирать фамилию, т.к. наверняка есть студенты – однофамильцы. А вот № зачетки однозначно определяет студента.

Аналогично создадим таблицы и для остальных сущностей.

Создание таблиц, а затем по этим таблицам создание отчетов, запросов и форм осуществляется с помощью соответствующих мастеров (отчетов, запросов и форм). При этом учитывается свойства поля (его размер, диапазон изменения, значение и другие характеристики).

При составлении запросов на выборку, например запроса «Двоечники», в поле условие отбора можно создавать логические и математические формулы (в запросе двоечники – логическое выражение). Для этого, удерживая указатель мыши в строке условие отбора и в столбце, экземпляры которого необходимо отобрать, нужно нажать правую клавишу мыши и выбрать пункт создание выражения. Затем открыть необходимую таблицу и сформировать выражение, добавляя на рабочее поле поля этой таблицы и знаки логических или арифметических действий, а затем щелкнуть «ОК».

 

Заключение

В представленной базе данных составлено 5 таблиц, 4 простых запроса, формы и отчеты. Это, конечно, далеко не все данные и не по всем студентам, преподавателям, группам и факультетам. Эта база данных может наращиваться и обновляться без конца. Здесь только малая часть базы данных «Институт».

В дальнейшем, подобную базу можно использовать и для составления расписания занятий, создавая перекрестные запросы, отражающие время проведения занятий, группу, в которой оно проводится, преподавателя, который его проводит и номер аудитории.

 

Литература

1. Информатика: Учебник для вузов. Под ред. Проф Н.В. Макаровой. Москва, 1997.

2. Экономическая информатика: Учебник для вузов. Под ред. проф. В.В. Евдокимова. 1997.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...