Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формулировка темы выпускной квалификационной работы в приказе по институту должна полностью соответствовать формулировке темы на титульном листе работы.




1.4. Подбор и изучение литературных источников, составление плана ВКР

 

Изучение литературных источников позволяет ознакомиться с современным состоянием исследуемого вопроса, с применяемыми методами исследования. При подборе литературы следует обращаться к каталогам и библиографическим справочникам библиотеки института, Омской государственной областной библиотеки им А.С. Пушкина, базового предприятия по месту прохождения практики. Изучая литературные источники, необходимо не просто конспектировать материал, а, знакомясь с точками зрения изучаемых авторов, делать собственные заключения, суждения и оценки. В результате этой работы студент получает целостное представление о внутреннем содержании темы и его основных вопросах.

При работе с литературой необходимо создавать картотеку источников, в которой указываются библиографические данные, приводится краткая аннотация работы или выписывается необходимый материал. В процессе написания ВКР собранный материал по теме позволит сформулировать определенные выводы и обосновать предложения по улучшению организации и проведения различных операций и в целом финансовой деятельности.

Материалы изученных литературных источников, а также знания, полученные в процессе обучения по специальным дисциплинам и прохождения производственной практики служат основой для составления плана ВКР. Посредством составления развернутого плана и структурно-логической схемы работы необходимо добиться понимания логики изложения материала после изучения подобранной литературы. Структурно-логическая схема работы представляет собой схематическое отражение взаимосвязей отдельных частей работы.

В процессе работы предварительный план ВКР может быть изменен в связи с уточнением направления исследования темы ВКР, либо в связи с недостаточностью объема собранного практического материала или получением новых данных, которые представляют как теоретический, так и практический интерес.

Предварительный план ВКР согласовывается с научным руководителем, дополняется календарным планом написания отдельных глав и завершения работы в целом и выдается студенту в виде задания на ВКР (Приложение В).

Следует помнить, что ВКР – самостоятельное исследование, автором которого является студент.

Он несет полную ответственность за представленную к защите ВКР, достоверность содержащихся в ней сведений, цифровых данных и обоснованность принятых решений.

1.5. Структура и содержание выпускной квалификационной работы

Объём работы (не считая приложений) не должен превышать 70 страниц компьютерного текста на бумаге формата А4.

Структуру работы: количество разделов, их название и содержание, деление на параграфы и т.п. студент устанавливает вместе с руководителем ВКР. Независимо от избранной темы рекомендуется придерживаться приведенной ниже структуры ВКР:

В содержании (Приложение Г) последовательно указываются наименования частей ВКР: введение, названия глав и параграфов, заключение, библиографический список, приложения. У каждого раздела указывается номер страницы, с которой он начинается.

Во введении (2 – 3 страницы) раскрываются:

- значение выбранной темы, оценка современного состояния решаемой проблемы, актуальность;

- объект и предмет исследования;

- цели, задачи, границы и период исследования;

- краткое описание глав;

- необходимый объем фактических материалов для соответствующих выводов и рекомендаций;

- апробация результатов работы, если последняя имела место.

Актуальность отражает важность, своевременность изучения выбранной темы, ее социально-экономическую значимость. Освещение актуальности должно быть немногословным. Студент должен показать наличие и суть проблемной ситуации, которая требует разрешения в теоретическом и практическом плане.

Уровень разработанности темы в литературе. Краткий обзор публикаций по теме показывает степень знакомства студента-выпускника со специальной литературой, позволяет в дальнейшем сделать вывод о новизне и практической значимости работы выпускника.

Студенту необходимо тщательно подходить к определению объекта и предмета исследования.

Объект – это хозяйствующий субъект, отрасль, сфера экономики и т.п.

Предмет – это то, что лежит в границах объекта и является его частью, т.е. область изучения в пределах объекта. Студент должен дать обоснованные пояснения, почему ограничен круг исследуемых вопросов, с чем связаны границы исследуемой проблемы.

Во введении обязательно формулируются цель выпускной квалификационной работы и задачи, которые необходимо решить для достижения цели. Обычно определяются одна цель выпускной квалификационной работы и 4 – 6 задач, для перечисления которых пользуются словами «изучить», «рассмотреть», «описать», «установить», «выяснить», «выявить», «обосновать» и т.п.).

К методам исследования относятся наблюдение, сравнение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, моделирование, индукция и дедукция, исторический метод, библиографический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, специальные методы (статистические, экономический анализ и. т.д.). Во введении описываются только те методы, которые реально были использованы при написании выпускной квалификационной работы.

Основная часть работы состоит, как правило, из трех логически связанных и соподчиненных глав (разделов), каждая из которых подразделяется на несколько частей (подразделов, «параграфов»). При рассмотрении содержания выпускной квалификационной работы следует учитывать, что возможны различные подходы к ее выполнению. Если тема обширна, то в работе могут быть отражены только некоторые из наиболее существенных ее сторон, но они должны быть раскрыты полностью. Возможен и другой подход: изложение охватывает все аспекты, раскрывающие тему, главное внимание уделяется при этом их взаимосвязи и сравнительному анализу.

Содержанием первой главы являются, как правило, те­оретические вопросы по теме выпускной квалификационной работы, написан­ные с использованием литературных источников.

Большое значение имеет правильная трактовка понятий и их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми либо приводиться со ссылкой на автора. Точно так же общепринятыми должны быть и формулы, исключение составляют впервые вводимые те или иные научные понятия, расчеты.

В теоретической части могут быть рассмотрены:

понятие и сущность изучаемого явления, процесса;

краткий исторический обзор (эволюция) взглядов на проблему, сравнительный анализ исследований в России и за рубежом;

тенденции развития тех или иных явлений, процессов;

экономические законы, которые определяют решение проблемы, социальные, организационные, политические предпосылки, которые влияют на ее решение.

Теоретическая часть может занимать примерно 30% объема работы.

Первая глава обычно выполняется студентом до нача­ла преддипломной практики.

Глава вторая — аналитическая, включает методические подходы и совокупность расчетно-аналитических действий для решения поставленных задач.

Назначением главы является анализ состояния и динамики исследуемого процесса, явления. В ней рассматриваются показатели, характеризующие прямо и косвенно исследуемые процессы, явления, выявляются и классифицируются факторы, влияющие на показатели развития.

В п.2.1 дается краткая экономическая характеристика субъекта:

- организационно – правовая структура;

- оценка деятельности экономического субъекта по количественным и качественным показателям за отчетный год и в динамике показателей за 3 года (Приложение Д);

- структура финансовой службы экономического субъекта (состав, должностные обязанности сотрудников и т.п.).

В этом разделе по необходимости используются экономико-математические методы и информационные технологии обработки данных, составляются аналитические таблицы, графики, схемы и т.д. Таким образом, студент должен продемонстрировать умение использовать для решения поставленных в работе задач методы изученных им наук (математики, информатики, статистики, эконометрики, экономической теории и т.п.).

В п.п. 2.2 – 2,3 определяются задачи и требования к решению вопроса, формулируются предложения по перспективе развития предмета исследования. Раскрываются конкретные методы решения проблемы. Выполняются практические расчеты, дается оценка эффективности предлагаемых мероприятий (рекомендаций).

Третья глава - рекомендательная. Содержание главы посвящается разработке выводов и пред­ложений, вытекающих из анализа финансово-хозяйствен­ной деятельности субъекта исследования. В ней предлагаются спосо­бы решения проблемы, определяются пути укрепления финансового положения субъекта исследования, снижения затрат повышения уровня рентабельности. Как правило, данный пункт является результатом выполненного исследования.

При любой подаче материала в выпускной квалификационной работе должно быть экономическое обоснование принимаемых решений. Каждое решение (предложение) должно быть обосновано с позиции финансово-экономической целесообразности и перспектив использования рекомендаций.

Сущность экономической эффективности мероприятий заключается в определении соотношения полезного эффекта (результата) и затрат на их достижение. В процессе обоснования ожидаемых затрат выявляются потенциальные составляющие эффекта и рассчитывается экономия затрат получаемая при реализации каждой из этих составляющих.

В Заключении синтезируется суть работы, подводятся итоги решения поставленных в ней задач, обобщаются полученные результаты. Оценивается полнота решения поставленных задач. Обозначаются границы применения результатов, намечаются направления развития темы и пути продолжения исследования (в т.ч. в будущей деятельности автора). Заключение должно содержать все новое и существенное, что составляет итог исследования и выносится на защиту. Заключение может занимать 3-5 страниц.

Список использованных источников включает источники нормативной и научной информации, является составной частью выпускной работы и показывает степень изученности проблемы.

Подбор и изучение литературы для выполнения выпускной квалификационной работы является одним из важных этапов работы студента. Работа не может считаться научной, если она не снабжена справочно-библиографическим аппаратом: списком используемых источников по теме исследования и ссылками на цитируемые и упоминаемые в тексте документы.

Знакомиться с литературой целесообразно в следующей последовательности: нормативные акты (законы, подзаконные акты), научные издания (монографии, периодические издания), статистические данные.

При подборе нормативно-правовых актов можно использовать возможности тематического поиска документов в справочно-правовых информационных системах «Гарант», «Консультант+» и др.

Сбор и обработка информации - наиболее ответственные и сложные этапы выполнения выпускной работы. Статистическая и другая информация собирается с учетом задач, которые поставлены в работе. Основными ее источниками являются:

- специальная литература – монографии и публикации в специализированных периодических изданиях («Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Бухгалтерский учет», «Финансы и кредит», «Человек и труд», «Эксперт», «Карьера», «Проблемы теории и практики управления», «Коммерсантъ», «Экономика и жизнь» и т.д.). Они могут подбираться студентом самостоятельно, а также быть рекомендованы научным руководителем. Эти материалы (вместе с учебными пособиями) служат основой подготовки теоретической части выпускной работы и должны составлять не менее 75% общего количества используемых источников;

- учебные пособия. Студент должен использовать те учебные пособия, которые указаны в списках литературы по программам конкретных дисциплин. Наличие данных источников в списке литературы является обязательным;

- статистические данные (из официальных источников) и эмпирические материалы из авторитетных источников, финансовые данные о работе конкретных отечественных (и зарубежных) предприятий.

При подборе материалов студент должен обращать внимание на то, что в них могут содержаться несовпадающие, а иногда и противоположные точки зрения по одному и тому же вопросу. В этом случае он обязан отразить в работе свое мнение о том, какая из точек зрения представляется наиболее правильной, и обосновать этот вывод.

В Приложения выносятся материалы, которые облегчают восприятие основной части, не перегружая ее. Рекомендуется выносить в приложение таблицы, графики и прочий иллюстративный материал, которые занимают более ½ листа (формат А4).

Приложения к выпускной квалификационной работе включают справочные и аналитические материалы, которые по тем или иным причинам (например, из-за большого объема) нецелесообразно приводить в основной части работы. Сюда относятся:

- дополнительные материалы,

- иллюстрации вспомогательного характера,

- анкеты,

- методики,

- документы (части документов), содержащие фактические данные о работе конкретных предприятий, которые иллюстрируют основное содержание работы (например, бухгалтерский баланс, формы статистической отчетности и т.п.),

- материалы, содержащие первичную информацию для анализа,

- таблицы статистических данных и т.д.

Законченные главы выпускной работы в установленные графиком сроки сдаются научному руководителю на проверку. В соответствии с полученными замечаниями студент поправляет работу и приступает к оформлению окончательного ее варианта с соблюдением установленных правил и стандартов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...