Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Производственные ресурсы России

Содержание

 

Содержание_____________________________________________ 2

Введение_______________________________________________ 3

Глава 1. Российский промышленный рынок___________________ 5

Производственные ресурсы России________________________ 9

Родственные и поддерживающие отрасли__________________ 11

Глава 2. Способы ведения конкурентной борьбы______________ 12

Заключение____________________________________________ 21

Список литературы_____________________________________ 23

 

 

Введение

Вопрос о промышленном рынке России является очень сложным. В нашей экономике наблюдались некие скачки: за время реформ промышленность испытала падение производства, подверглась воздействию внутренних и мировых финансовых кризисов, затем некий подъем, который, хотя и с колебаниями, продолжается и сегодня. Из-за такого непостоянства невозможно точно оценить ситуацию на российском промышленном рынке.

В данной курсовой работе рассматривается российский промышленный рынок, его конкурентоспособность; а также рассказывается о способах конкурентной борьбы на данном рынке, в том числе и о промышленном шпионаже.

В первой части курсовой работы на основе данных периодической литературы (журналов «ЭКО», «Наука и промышленность России») рассказывается о роли промышленности; промышленной политике, ее цели, о стратегиях, которые применяет Россия в данной политике; и самое главное, на мой взгляд, – о конкурентоспособности российского промышленного рынка.

Многие экономисты рассматривают организацию промышленного рынка как науку, основанную на разработке и развитии главного элемента господствующего течения экономической мысли – теории фирмы. Она содержит анализ различных рыночных структур и их воздействие на экономическое благосостояние.

Однако, ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции. Конкуренция между производителями - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс.

В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

Вторая часть работы посвящена методам и способам конкурентной борьбы, таким как, например, добросовестной и недобросовестной конкуренции. Наиболее подробно рассматривается такой метод недобросовестной конкуренции (характерной для промышленного рынка), как экономический (промышленный) шпионаж.

 

Глава 1. Российский промышленный рынок

Промышленность является основой экономики развитых стран. Что же касается промышленного рынка России, то за время реформ промышленность нашей страны испытала небывалое падение производства, подверглась воздействию внутренних и мировых финансовых кризисов[1]. После кризиса 1998 года начался подъем, который, хотя и с колебаниями, продолжается, однако, в сентябре 2001 года уровень промышленного производства составил только 70,2% уровня января 1993 года. Продолжение устойчивого роста зависит не только от объемов и темпов инвестиций в создание производств новейшей продукции, но и от состояния рынков потребления, причем не только внутренних, но и мировых, учитывая постепенное включение нашей экономики в мировую систему.

Рассмотрим промышленную политику России. Цель данной промышленной политики[2] – обеспечить подъем нашей промышленности за счет повышения эффективности и конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках. Но хотя с момента начала реформы прошло немало времени, эта задача далека от решения.

Зарубежный опыт показывает, что стратегии решения данной задачи зависят от конкретных экономических особенностей страны. Страны, добившиеся успехов в подъеме промышленности, применяли три типа стратегии развития.

· Использование природных ресурсов (страны Персидского залива, Венесуэла, отчасти Индонезия, которые имеют богатые запасы нефти). Суть стратегии — в освоении и экспорте природных ресурсов с привлечением иностранных инвестиций: использование полученных доходов для повышения благосостояния населения и развития отраслей, ориентированных на внутренний рынок. Как правило, эта стратегия применялась небольшими государствами, способными длительное время жить за счет экспорта добываемого сырья и топлива.

· «Преследования» (Япония в послевоенный период, Южная Корея, другие страны ЮВА, а также Китай). Суть стратегии в том, что промышленность, опираясь на дешевую рабочую силу, осваивает производство конкурентоспособной продукции развитых стран, вытесняя затем эти страны с рынков более дешевыми изделиями. Закрепившись на рынках, компании «преследующих» стран переходят к более качественным и оригинальным изделиям.

· Достижение «передовых рубежей» (США, индустриальные страны Европы, Япония). Суть в том, чтобы, опираясь на достижения научно-технического прогресса, создавать новые продукты и технологии, формировать спрос на них и новые рынки. Пример наиболее успешного применения этой стратегии — компьютерные и информационные технологии США.

Однако Россия не может выбрать только одну из этих стратегий в силу огромных различий между секторами экономики и должна комбинировать — выбирать разные стратегии для разных групп производств и отраслей.

Стратегию передовых рубежей — в производстве некоторых видов вооружений, в авиакосмической и атомной промышленности, а также в уникальных наукоемких производствах. В добывающей промышленности (нефть, газ, алмазы, цветные металлы) использовать стратегию использования природных ресурсов для развития обрабатывающих и высокотехнологичных производств. Стратегия «преследования» подходит для большинства отраслей промышленности, отставших от передового уровня производства, прежде всего с целью сохранения позиций на внутреннем рынке.

Итак, главный вопрос, касающийся российской промышленной отрасли - это ее конкурентоспособность.

Российская промышленность вступила в процесс преобразований в виде чрезвычайно монополизированного комплекса. Борьба с монополизмом была одной из основных идей реформы, но анализ данных за 1993-1995 гг. показывает, что степень монополизации не только снижается, но и увеличивается, несмотря на уменьшение количества предприятий-монополистов[3].

Как известно, монополизация рынка позволяет завышать цены и добиваться повышенных уровней прибыльности продаж. Объективной же основой монополизации рынков отечественными производителями является чрезвычайно высокая степень концентрации производства в основном на крупных предприятиях.

Конечно, процесс неоднозначен. Так, в условиях концентрированного монополизированного производства в ряде отраслей это ведет к формированию олигопольных рынков, когда практически весь объем поставок обеспечивается лишь несколькими фирмами. Это прежде всего относится к некоторым видам химической продукции (полиэтилены, каучуки, масла технические, этиловая жидкость, некоторые соли и т. д.), многим видам машин и оборудования, сталей, рельсов, труб.

Иная ситуация сложилась в отраслях с низкой степенью монополизации и концентрации производства, например в промышленности стройматериалов. Однако в этой отрасли действует иной фактор - транспортный, также ограничивающий конкуренцию. Это обусловливает ориентацию потребителей преимущественно на местных производителей данных видов продукции, делая их более конкурентоспособными практически независимо от качественных параметров.

Однако чем выше степень переработки сырья и требования к его качеству, тем менее важен транспортный фактор. Об этом свидетельствует довольно жесткая, несмотря на очевидную дороговизну их перевозки, конкуренция импортных строительных и отделочных материалов категории «люкс» с продукцией местных предприятий. На российском рынке «евроремонта» импортные строительные и отделочные материалы доминируют.

К отраслям с традиционно низкой степенью конкуренции относятся сырьевой и топливно-энергетический комплексы, где господствуют естественные монополии. Это обусловливает, в частности, сохранившееся и сегодня государственное регулирование цен на электроэнергию.

Заметим, что в последнее время монополия энергетиков разрушается: предприятия приобретают автономные энергетические установки (котельные) зарубежного производства, которые обеспечивают получение более дешевого электричества и тепла, чем при подключении к централизованным сетям.

В военно-промышленном комплексе логика дублирования военных производств создала конкуренцию между изготовителями ряда видов вооружений (самолеты, танки и др.)[4]. Однако этот опыт мало помог оборонным предприятиям, когда они попытались выйти на рынки гражданской продукции. Конкуренция была не в пользу предприятий ВПК - сказывались как незнание ими рынка гражданской продукции (в то время это были в основном товары народного потребления), так и ее высокая себестоимость. Сейчас началось более успешное освоение предприятиями ВПК рынка высокотехнологичной гражданской продукции, на котором они часто выигрывают конкуренцию у гражданских производителей из-за лучшего качества продукции.

Таким образом, можно утверждать, что и по сей день на рынках многих товаров в России конкуренция либо отсутствует, либо только начинает развертываться. Появляются, правда, сегменты рынка, в которых конкуренция уже достаточно сильна – как между отечественными, так и между отечественными и зарубежными производителями, а в ряде случаев – только между зарубежными фирмами (например, российские рынки аудио- и видеотехники, рынок мониторов для компьютеров и др.).

А к чему же приводит конкуренция в конкретных условиях российского рынка? Обострение конкуренции в России происходит, с одной стороны, в условиях чрезвычайно низкого спроса, а с другой — при практически полном отсутствии у предприятий инвестиционных ресурсов. Такая ситуация в большинстве случаев приводит не к совершенствованию производства, а к «вышибанию» слабейших с рынка, к полной потере ими сбыта. Именно это произошло со многими российскими товарами народного потребления, особенно с продукцией легкой промышленности и бытовой электроники.

В такой ситуации у государства есть только два варианта политики: либо смириться с неизбежностью гибели целых секторов промышленности и перспективой огромной безработицы, либо идти на меры протекционистской защиты отечественных товаров, сознательно ограничивая конкуренцию со стороны более сильных западных производителей до тех пор, пока оздоровление макроэкономической ситуации не начнет, наконец, приносить плоды на микроэкономическом уровне[5].

 

Производственные ресурсы России

Наличие большого запаса полезных ископаемых, земельных площадей, водных ресурсов, безусловно, повышает конкурентоспособность российской промышленной среды. Однако эти преимущества находятся на грани исчерпания из-за того, что дешевизна быстро тает[6].

Рассмотрим энергетические ресурсы. В последнее время темпы роста капиталоемкости нефте- и газодобычи, а также производства угля значительно опережали рост производства в этих отраслях. В результате разрыв между внутренними и мировыми ценами на топливно-энергетические ресурсы сократился, а по некоторым видам продукции внутренние цены превысили мировые.

Это заметно снижает конкурентные преимущества российской промышленной продукции. Технология добычи полезных ископаемых в России часто такова, что многие виды сырья оказываются низкокачественными, бедными, загрязненными.

Надо отметить, что транспортный фактор существенно увеличивает стоимость сырья.

Новые месторождения, как правило, находятся в малонаселенных районах Сибири, что требует дополнительных затрат на инфраструктуру транспортной составляющей в цене сырья. Все это удорожает конечную продукцию и ведет к снижению ее конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынках.

Труд. Пока разница между почасовой оплатой рабочих в промышленности США и России составляет 15 раз. Но эта дешевизна оборачивается медленным расширением внутренних рынков из-за низкого платежеспособного спроса. Поскольку сейчас наша промышленность больше 85% своей продукции производит для внутреннего потребителя, негативное влияние этого фактора трудно переоценить.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...