Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Топливно-энергетические ресурсы

Топливно-энергетические ресурсы в области представлены относительно небольшими запасами низкокалорийных бурых углей и запасов торфа. Известно около 1700 месторождений торфа. Наибольшее практическое значение они имеют в восточной части области. Суммарная добыча торфа в области составляет приблизительно 6-7 млн. т/год. При существующих темпах добычи и структуре потребления торфа его запасы на территории области будут исчерпаны через 10-15 лет. В настоящее время торф используется на энергетические нужды и в сельском хозяйстве.

В целях более рационального потребления местного торфа целесообразно ограничить его использование в качестве энергетического топлива и расширить применение в сельском хозяйстве в качестве обогащающих добавок в животноводческие корма, в виде удобрения, подстилочного материала и т. д.

Наиболее же рациональные пути использования торфяного сырья, химико-технологическое, бальнеологическое, природоохранное, пока не нашли достаточно широкого применения. Ввиду того, что запасы торфа в области заметно истощаются, последнее направление его использования должно стать приоритетным. Сегодня в области площади торфяно-болотных комплексов, находящихся в естественном состоянии, заметно уступают площадям отработанных и находящихся в эксплуатации торфяных территорий.

В настоящее время выработанные торфяники области это старые, нерекультивированные участки, отработанные разными способами и находящиеся в зависимости от срока вывода из эксплуатации в разном состоянии. Их суммарная площадь составляет около 200 тыс. га.

Используемые рекультивируемые участки составляют 30% от площади всех выделенных из эксплуатации торфоразработок, в отдельных районах реально используются в сельском хозяйстве и лесоразведении менее 15% отработанных торфопредприятиями площадей. Такое использование земельных ресурсов торфяного фонда нельзя признать рациональным.

На выработанных торфяниках следует расширить площади лекарственных растений, ягодных культур. Традиционно выработанные торфяники используются для создания культурных лугово-пастбищных угодий. И это направление следует использовать более интенсивно.

Учитывая, что торфяники повсеместно связаны с болотами, необходимо бережно относиться к сохранению природоохранных функций последних, так как болота в значительной мере обеспечивают равновесие экологических систем. В этих целях все старые карьерные разработки, где происходит процесс заболачивания, необходимо использовать как резервные территории для расширения болотных массивов с местами обитания редких и охотничье-промысловых животных, редких для Московского региона видов растений (береза приземистая, тростянка, ужовник). Часть бывших торфоразработок должна быть вовлечена в активное рекреационное использование, как часть рекреационных комплексов (охотничье-рыболовные хозяйства, заказники, природные парки, зоны отдыха, искусственные водоемы), и в меньшей степени на развитие дачных и коллективных садов, которые усиливают нагрузку на природную среду и лишают регион возможности расширения площади естественных или близких к ним угодий.

Суммарные запасы углей Подмосковного буроугольного бассейна в пределах Московской, Тульской, Калужской и Смоленской областей составляют около 4 млрд. т. Однако, на территории Московской области угли в настоящее время не добываются.

Не обладая собственными значительными топливно-энергетическими ресурсами, Московская область в перспективе будет оставаться потребителем топлива и энергии, поставляемых из других районов страны.

Причем уровень потребления топливно-энергетических ресурсов областью будет расти.

В условиях напряженного топливно-энергетического баланса в Европейской части страны в случае возрастания темпов экономического и социального развития Московской области в ажнейшие научно-технические мероприятия должны быть направлены на широкое осуществлени е топливо- и энергосберегающей политики во всех отраслях экономики области. К числу п ервоочередных мероприятий следует отнести:

дальнейшее снижение удельных расходов топлива;

замена неэкономичных котельных и ускоренное внедрение централизованного теплоснабжения области;

повышение напряжения в передающих системах электроснабжения с 6 на 10 кВт;

применение в тепловых сетях новых теплоизоляционных материалов;

рекуперация тепла отходящих газов в металлургическом производстве.

Земельные ресурсы

На начало 2000 г. земельный фонд Московской области составил около 4580 тыс. куб. га (табл. 2.1.).

Структура земельного фонда. Большая часть земель принадлежит лесохозяйственным предприятиям 40% всего фонда, 39% земель имеют сельскохозяйственное назначение. Земли населенных пунктов составляют 11%, промышленности, транспорта, связи и других несельскохозяйственного назначения около 6%. Земли особо охраняемых территорий, природоохранного, природозаповедного и историко-культурного назначения менее 1,5%. Земли водного фонда 0,6%. Земли запаса 2,3%. На одного жителя приходится 0,21 га сельхозугодий, в том числе пашни 0,16 га и 0,28 га лесных территорий [18].

Такое соотношение категорий земель в целом можно расценить как относительно благополучное для столичного региона, за исключением совершенно неудовлетворительно низкой доли земель природоохранного, оздоровительного и рекреационного назначения 1,3%.

Земли сельскохозяйственного назначения. Из таблицы 2.2. видно, что по отдельным районам удельный вес земель сельскохозяйственного назначения колеблется от 15% в Балашихинском районе до 80% в Серебряно-Прудском.

Удельный вес земель сельскохозяйственных предприятий увеличивается от центра области к ее периферии. В пригородной зоне земли сельскохозяйственных предприятий составляют порядка 20-30% всего земельного фонда. Здесь высокий удельный вес населенных пунктов, лесов рекреационного назначения. В радиусе 50-70 км от Москвы удельный вес земель сельскохозяйственных предприятий составляет 30-40% от площади земельного фонда.

Более высокий удельный вес земель сельскохозяйственных предприятий (50-60%) на крайнем западе области и к юго-востоку от Москвы. На крайнем юге области земли сельскохозяйственных предприятий составляют более 70% площади.

Обеспечение рационального землепользования и, прежде всего, сельскохозяйственного является важной проблемой эффективного природопользования Московской области.

По землеобеспеченности Московская область относится к остро дефицитным районам страны. На одного жителя области, включая городское население, приходится всего лишь 0,32 га всей земельной площади и менее 0,09 га суммарно учтенной пашни, многолетних насаждений, приусадебных и коллективных садов и огородов.

Сельскохозяйственная освоенность земель, занятых сельскохозяйственным производством, в среднем составляет 84%, земледельческая около 59%.

Земельные ресурсы области неуклонно и в значительных размерах сокращаются. Резерв же земель для восполнения утраченных угодий в пределах сельскохозяйственных землепользований крайне ограничен.

Сельскохозяйственное освоение болот (около 12 тыс. га) целесообразно только под культурные луга в целях улучшения кормового баланса. При освоении торфяных почв следует учитывать, что они крайне бедны агрохимическими элементами (калий, фосфор, азот), а усвояемость культурными растениями составляет всего лишь 25-30%. Какое-либо значительное сельскохозяйственное освоение площадей, занятых лесами, также нереально.

Таким образом, учитывая ограниченность резервных земель, которые могут лишь обеспечить восполнение неотвратимых отводов сельскохозяйственных угодий под несельскохозяйственные нужды и почвозащитные цели, аграрная политика в Московской области должна быть направлена на решение следующих основных задач:

всемерное повышение естественного плодородия почв и производительности используемых сельскохозяйственных угодий;

предельное сокращение отводов сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд, особенно пашни и пахотнопригодных земель;

выявление земельных резервов для нового сельскохозяйственного освоения и восполнения различного рода отводов сельскохозяйственных угодий за счет оптимальной организации территории;

определение оптимальной структуры специализации сельского хозяйства с учетом растущей численности городского населения и их продовольственной потребности.

Земли населенных пунктов. На начало 2000 г. в Московской области числится около 480 тыс. га земель населенных пунктов. На этой площади размещаются 217 городов и поселков, 6 тыс. сельских населенных пунктов и более 120 дачно-строительных кооперативов.

Одной из основных проблем Московской агломерации является дефицит территориальных ресурсов, в связи с чем все перечисленные поселения агломерационного типа области должны развиваться по пути реконструкции и ограничения территориального роста.

Основными положениями Генерального плана предусматривалась стабилизация территориального развития г. Москвы и городов области. Практически городские территории развивались в соответствии с разработанными генеральными планами городов и поселков городского типа. Сравнение Схем генеральных планов городов (1998 г.) с фактическим положением дел показало, что многие города в своем развитии вышли за пределы своих административных границ. Территория городских поселений на уровне 1999 г. превысила запланированные объемы развития городских территорий почти на 10%.

Анализ распределения земель населенных пунктов по типам поселений свидетельствует о том, что наибольшая площадь 295 тыс. га (или 62%) приходится на земли сельских населенных пунктов; 25% составляет площадь земель городов областного подчинения, 13% земель городов районного подчинения и поселков и 0,5% земель дачно-строительных кооперативов.

Среди районов значительные площади земель населенных пунктов сосредоточены в Раменском (20 тыс. га), Орехово-Зуевском (18 тыс. га), Можайском (17 тыс. га) и Сергиево-Посадском (15 тыс. га) [18].

А среди городов областного подчинения наибольшие площади земель в Ступино (9 тыс. га), Дубне (7 тыс. га) и Коломне (6 тыс. га).

Современная градостроительная политика в Московской области заключается в комплексной экологоориентированной организации территории. К ее основным направлениям относятся: упорядочение территориальной структуры; экологоориентированное преобразование территории; сопряжение систем расселения с природным комплексом; модернизация региональной инфраструктуры; выделение структуроформирующих элементов градостроительной и экологической системы и приоритетов их развития; взаимоувязка трансформации земель при градостроительном развитии с перспективным функциональным зонированием; развитие рыночных инфраструктур и частного сектора экономики.

Важным элементом территориальной организации производственной и социальной сфер является формирование оптимальной политики расселения. Особенно остро это касается формирования внутрирайонных поселенческих структур сельских населенных пунктов.

Существенной особенностью сельских населенных пунктов является их непосредственная связь с землепользованием: освоением и использованием земли.

В области сложилась следующая классификация сельских населенных пунктов:

центральные усадьбы (центр производственных подразделений сельскохозяйственных предприятий, выполняющих управленческие, производственные, культурно-бытовые функции, размером от 1 до 3 тыс. чел.);

производственные и хозяйственные центры (рядовые и малые сельские населенные пункты с единичными производственными объектами и первичными учреждениями культурно-бытового обслуживания, размером от 0,2 до 1 тыс. чел.);

рядовые сельские населенные пункты (малолюдные сельские поселения размером до 0,2 тыс. чел., ранее исключавшиеся из планов социально-экономического развития и нуждающиеся в обустройстве).

Анализ развития поселенческих структур Московского региона показывает, что территориальное распределение сельского населения в области и планировочная структура поселений сформировались под влиянием природно-ресурсных, ландшафтных и демографических факторов, обусловивших неоднородность размещения на ее территории производительных сил.

Активное заселение высокоурбанизированных производственно-селитебных образований пригородной зоны и восточных районов, в которых проживает более 43% населения области, обусловлено наличием исторически сложившихся здесь благоприятных условий для земледелия и современными многофункциональными связями со столицей, низкий уровень заселенности и урбанизированности периферийных районов, особенно на севере, северо-западе, юго-западе и юго-востоке области, на долю которых приходится около 80% территории и 20% населения, определен не только природными особенностями этих районов, отличающихся высокой залесенностью и заболоченностью, но также слабой оснащенностью инженерной и социальной инфраструктур.

Процесс преобразования системы сельского расселения в условиях организации крестьянских (фермерских) хозяйств происходит по двум основным направлениям:

развитие и определенная трансформация сложившейся системы сельских поселений;

возникновение мелкогрупповой (хуторской) формы поселения, представляющей самостоятельный жилищно-хозяйственный комплекс (ЖХК), размещающийся на отдельном участке земли.

Первое направление целесообразно развивать при формировании крестьянских (фермерских) хозяйств на основе развития личных подсобных хозяйств (ЛПХ) в рамках сельскохозяйственного предприятия, сохраняющегося в прежних территориальных границах при размещении на сравнительно мелкоконтурных участках (до 25 га).

Второе направление наиболее характерно при организации крупных крестьянских хозяйств (100-150 га) или их объединений (ассоциаций, акционерных обществ и пр.) на основе реорганизации существующего сельскохозяйственного предприятия.

В любом случае реорганизация существующих землевладений и землепользований должна быть обоснована с точки зрения эффективности экономики и социальных условий.

В пределах административных границ любого поселения непременно имеются земли фактически не используемые или используемые чрезвычайно нерационально. Эти территории являются значительным резервом в строительстве.

На основе анализа было выявлено, что в целом по Московской области такие территории составляют около 3% площади земель населенных пунктов. Особенно велик удельный вес резервных территорий (около 8%) в городах районного подчинения. Среди районов области основные площади резервных территорий сосредоточены в населенных пунктах Орехово-Зуевского (846 га) и Можайского (509 га) районов.

Земли промышленности, транспорта и другого несельскохозяйственного назначения по государственному земельному учету занимают около 300 тыс. га. Из них промышленными объектами занято 73 тыс. га (24% от общей площади земель несельскохозяйственного назначения); земли транспорта 53 тыс. га (18%); земли связи, радиовещания, телевидения, информатики 3 тыс. га (0,9%); земли несельскохозяйственного назначения (главным образом занятые обороной) 171 тыс. га (57%). Среди районов области наибольшие площади земель промышленности приходятся на Шатурский район 12 тыс. га, Щелковский 10 тыс. га; транспорта на Орехово-Зуевский район (3 тыс. га), Подольский и Истринский районы по 27 тыс. га; связи, радиовещания, телевидения и информатики на Орехово-Зуевский (0,9 тыс. га), Талдомский (0,8 тыс. га) и Подольский (0,8 тыс. га) районы; иного несельскохозяйственного назначения на Шатурский (24 тыс. га), Солнечногорский (22 тыс. га), Наро-Фоминский (18 тыс. га) и Одинцовский (17 тыс. га).

Анализ структуры земельных угодий промышленности, транспорта и другого несельскохозяйственного назначения свидетельствует об интенсивном их использовании. Угодья прямого функционального назначения в целом по земельной категории составляют 76%, а на землях транспорта свыше 90%. Наряду с этим, значительные территориальные резервы отмечаются на землях промышленности (16%) и иного несельскохозяйственного назначения (10%).

Земли рекреационного назначения. На территории Московской области за годы Советской власти сложилось сложное рекреационное хозяйство. Хотя за годы перестройки рекреационной хозяйство понесло существенный урон, тем не менее оно в том или ином виде продолжает функционировать. Объекты рекреационного хозяйства занимают почти 17 тыс. га. В том числе: курорты, санатории, профилактории, занимающие территорию около 2,6 тыс. га, детские оздоровительные учреждения 2,6 тыс. га, дома отдыха, пансионаты 5 200 га, кемпинги, туристические базы, дома рыболовства и охотника, детские лагеря 4,6 тыс. га, зоны отдыха 675 га; парки, лесопарки, туристические тропы 1 172.

Для оптимального развития всех сторон рекреационного хозяйства необходимо, в первую очередь, расширить и сохранить рекреационный потенциал. Необходимо разгружать отдельные территории, пользующиеся популярностью у отдыхающих. Их перегрузка и несоблюдение правил охраны земель вызывает рекреационную деградацию лесов, лугов. Чтобы расширить рекреационный потенциал Московской области и повысить качественный уровень отдыха населения, необходимо проводить мероприятия по охране и восстановлению земель природоохранного и рекреационного назначения, улучшению и расширению транспортной инфраструктуры, строительству и реконструкции санаториев и т. п.

Земли лесного фонда занимают свыше 1,8 млн. га или 40% территории области. Из них покрыты лесом около 1,7 млн. га (92%). Занято дорогами, населенными пунктами 27 тыс. га. Болота и земли, находящиеся под водой, составляют 33 тыс. га. Занятые сельскохозяйственными угодьями 27 тыс. га.

На одного жителя Московского региона приходится в среднем 13 соток леса, что значительно меньше, чем в среднем по России.

Земли водного фонда занимают территорию, превышающую 25 тыс. га. В эту категорию входят земли, занятые водоемами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода, по берегам водоемов, под зоны отдыха и т. п.

В системе земель этой категории абсолютное преобладание имеют площади под водой 17,8 тыс. га (70,6%), сельскохозяйственные угодья занимают 0,2 тыс. га (0,8%), площади, покрытые лесом 1,0 тыс. га (3,2%).

Значение земель водного фонда многообразно, но основное назначение водохранилищ и озер Московской области регулирование водных ресурсов для надежного обеспечения систем водоснабжения, рыбного хозяйства, отдыха населения. Комплекс гидротехнических сооружений канала им. Москвы предназначен для водоснабжения Москвы и ее пригородов, соединения столицы глубоководным судоходным путем с Волгой, обводнения рек Москвы, Яузы, Клязьмы, Учи и улучшения их экологического состояния.

Состояние нарушенных земель. Нарушение земель происходит, главным образом, при пользовании недрами и производстве земельных работ по обеспечению строительства. На начало 2000 г. общая площадь нарушенных земель составила около 50 тыс. га. Наибольший объем нарушений приходится на предприятия торфо-разработки 42 тыс. га. Из них к началу 2000 г. 13 тыс. га самозаросли и практически рекультивировались.

В ряде районов за последние годы площадь нарушенных земель увеличилась за счет увеличения добычи песчано-гравийного материала и кирпичных глин и суглинков (потребность в которых в области достаточно велика), а также неоправданно низких темпов рекультивации. Поэтому в земельном балансе фактическая площадь нарушенных земель составляет в настоящее время около 37 тыс. га.

Динамика рекультивации нарушенных земель свидетельствует о неуклонном снижении ее темпов и передачи рекультивированных земель под сельскохозяйственное и лесное использование за последние 5 лет, особенно в Люберецком, Серебряно-Прудском, Волоколамском и других районах.

На многих горнодобывающих предприятиях области отсутствуют проекты рекультивации нарушенных земель, а также финансовые средства для ее проведения. Следует также отметить слабый контроль со стороны земельных органов за ходом и качеством рекультивационных работ. Вседствие этого рекультивированные земли характеризуются низким качеством создаваемых сельскохозяйственных и лесных угодий.

За последние годы в области ежегодно снимается порядка 150 тыс. куб. м плодородного почвенного слоя (ПСП). На начало 2000 г. около одного миллиона куб. м почвенной массы заскладировано.

В целях сокращения объемов нарушения земельного покрова было бы целесообразно осуществить в области такие предложения специалистов:

для оптимизации использования земель минерально-сырьевого комплекса и их охраны и, учитывая широкий диапазон изменения удельной землеемкости добычи полезных ископаемых, разработать "Схему очередности освоения природных и антропогенных месторождений минерального сырья на период до 2010 г.";

темпы рекультивации нарушенных земель и передача их в сельскохозяйственное и лесное использование за последние 5 лет неуклонно снижались при низком качестве рекультивационных работ. В связи с этим необходимо усилить контроль за их выполнением в соответствии с проектами и земельным законодательством;

для сохранения, рационального использования ПСП и улучшения малопродуктивных угодий необходимо ввести строгий порядок утверждения запасов подлежащей снятию плодородной почвенной массы и контроль за ее использованием;

в целях практического решения проблем рекультивации земель, нарушаемых горными работами, сохранения плодородных почв при производстве строительных земляных работ и их использования для улучшения малопродуктивных угодий, в дополнение к федеральным целесообразно разработать и ввести в действие следующие региональные нормативные документы:

Положение о рекультивации нарушенных земель;

Правила осуществления государственного контроля за выполнением работ, связанных с нарушением земель и их рекультивацией в Московской области;

Нормативы и расценки на плодородный слой почвы, теряемой при производстве земляных работ в Московской области;

Инструкции по инвентаризации и качественной характеристике нарушенных и рекультивированных земель.

Качество земель и тенденции изменения. Большая часть Московской области расположена в лесной зоне. Отсюда господство почв подзолистого типа. Они формируются под еловыми, сосновыми и широколиственно-хвойными лесами, в условиях промывного режима. Встречаются два подтипа подзолистых почв: собственно подзолистые и дерново-подзолистые, которые различаются по степени оподзоленности. Наиболее распространены дерново-подзолистые почвы, испытавшие длительное хозяйственное воздействие. Поэтому разные виды этих почв теперь плохо отличаются друг от друга. Типично подзолистые почвы сравнительно редки и приурочены, преимущественно, к водоледниковым пескам.

Значительные площади занимают болотно-подзолистые почвы, которые формируются в условиях временного застоя поверхностных или неглубокого залегания грунтовых вод. Среди них встречаются подзолистые глееватые и подзолисто-глеевые, дерново-подзолистые глееватые и дерново-подзолисто-глеевые почвы.

В регионе зарегистрировано около 60 тыс. стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферу, из которых только каждый шестой оснащен установками очистки газа. Общая сумма выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников загрязнения составляет порядка 400 тыс. т.

Наиболее интенсивно загрязнены почвы в Центральном промышленном ядре (г. Москва), где отмечено накопление широкого спектра токсичных элементов ртути, кадмия, свинца, цинка, меди, никеля, вольфрама, ванадия и др. Напряженная экологическая обстановка, обусловленная наличием крупных промышленных узлов (Дзержинско-Лыткаринский, Электростальско-Ногинский, Электроугли и др.) характерна для 5 крупных и нескольких локальных зон, в совокупности занимающих около 20% площади области.

Земли лесного фонда имеют большое экологическое значение и выполняют санитарно-гигиенические, оздоровительные и рекреационные функции, по качественному состоянию оцениваются как наименее загрязненные.

Леса области на основной площади характеризуются высокой продуктивностью, но во многих местах по окраинам леса и вдоль дорог захламлены бытовыми отходами, несанкционированными свалками.

Качество земель сельскохозяйственного назначения по ряду показателей не соответствует благоприятной оценке. В составе сельских угодий имеются значительные площади почв пониженного плодородия, деградированных и загрязненных. Такое состояние обусловлено высокой техногенной нагрузкой на земле.

Создание и поддержание благоприятного качественного состояния сельскохозяйственных угодий в области является сложной задачей, требующей для решения больших материальных затрат. Это связано с недостаточно благоприятными природными условиями: преобладанием в почвенном покрове дерново-подзолистых, в том числе дерново-подзолистых переувлажненных, почв пониженного естественного плодородия, малогумусных, кислых, с низкой емкостью поглощения, со слабой противоэрозионной устойчивостью. Наиболее плодородных почв (черноземы, серые лесные, аллювиальные) в почвенном покрове сельскохозяйственных угодий области только 24%. Кроме того 8% общей площади сельхозугодий занимают малопригодные для земледелия почвы.

В составе почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения находится значительная площадь переувлаженных и заболоченных почв 36%. В составе кормовых угодий их значительно больше 63% от площади сенокосов и 45,3% от площади пастбищ.

Переувлажненные почвы по своим свойствам неблагоприятны для использования под пашню наблюдается снижение урожаев большинства сельскохозяйственных культур и деградация самих земель. Особенно остро стоит вопрос о ресурсосберегающем использовании пойменных и торфяных почв. В настоящее время многие пойменные земли в области уже утратили свое природное плодородие.

Растительность

Важнейшим природным ресурсом Московской области является растительность. Естественный растительный покров здесь, как уже говорилось ранее, достаточно разнообразен. Он представлен лугами (заливными и суходольными), кустарниковыми зарослями в поймах рек, растительными сообществами болот и побережий водоемов, водными растениями, но основное пространство территории Московской области занимают леса.

Все леса области отнесены к I группе лесов, которые регулируют экологическое состояние окружающей среды, выполняют защитные, водоохранные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, являются местом массового отдыха жителей г. Москвы и области.

Более 700 тыс. га лесов отнесены к запретным категориям, где запрещены рубки главного пользования и проводятся только санитарные рубки.

Решение стратегических задач рационального природопользования невозможно без бережного отношения к растительному покрову важнейшему компоненту подавляющего большинства наземных экосистем (99% органического вещества создается на Земле зелеными растениями), а основная часть территории Московской области (самой густонаселенной, самой промышленной, самой урбанизированной) покрыта зеленой растительностью: более чем на 40% лесной, на 10% луговой и на 30% (пашня) засеваемой сельскохозяйственными культурами. Среди растительности (не только естественной в лесах и на лугах, но и культурной в садах, на огородах и сельскохозяйственных полях) обитают разнообразные животные. Одни из них вредят растениям, другие обеспечивают их размножение (опыляют цветки, разносят семена), способствуют усвоению необходимых веществ и воды, третьи участвуют в разложении мертвой органики... Вместе с растениями и микроорганизмами они образуют неразрывное сообщество организмов биоценоз. И чем это сообщество разнообразней, тем сложнее взаимосвязи слагающих его организмов и тем устойчивее оно само. Наиболее ценен для человека сложный лесной биоценоз.

Разнообразен видовой состав лесов Московской области: с севера на юг сменяют друг друга темнохвойные еловые и хвойно-мелколиственные, елово-березовые и сосновые, хвойно-широколиственные и липово-дубовые леса. Высокими эстетическими качествами обладают липово-кленово-еловые, дубово-березово-еловые, липовые, еловые леса. В динамике природного состава лесов области за последние 20 лет наблюдается устойчивая тенденция к росту доли насаждений с преобладанием хвойных пород, удельный вес которых в настоящее время составляет 49%, мягколиственные породы 49% и твердолиственные (дуб) 2%. В результате активной лесохозяйственной деятельности площадь осинников сократилась в 2 раза, а площадь еловых лесов увеличилась в 1,4 раза.

За последние 35 лет земли, покрытые лесом, претерпели существенные изменения, сократились объемы санитарных вырубок и восстановительных работ: во многих местах леса захламлены бытовыми отходами, несанкционированными свалками, особенно на окраинах лесных массивов, вблизи городов и населенных пунктов, по обочинам дорог.

Основными антропогенными факторами в условиях Московской области, влияющими на состояние лесов, являются: строительство, рекреация, импактное загрязнение вредными выбросами, избыточное увлажнение и заболочивание земель.

Зоны воздействия садово-огородных товариществ и дачных кооперативов включают в себя от 7 до 42% площади лесхозов. Рекреационные нагрузки со стороны членов садово-огородных товариществ и дачных кооперативов прослеживаются в радиусе 1 км. Однако, реальное воздействие на лесную среду наблюдается на расстоянии 50-100 м от границ участков и составляет около 2-5% площади указанной зоны [18].

В последние годы все заметнее возрастает воздействие на состояние лесов автотранспорта.

Практически вдоль всех центральных автомагистралей области, в районах примыкания к ним лесов, наблюдается ослабление и частичное усыхание до 5-15%, как лиственных, так и хвойных пород. Уровень дехромации и дефолиации березы и сосны достигает 40%.

Не отвечает современных требованиям устойчивого развития лесное хозяйство столичного региона. Оно по-прежнему ведется традиционными способами, при которых первое место отводится заготовке древесины в промышленных целях. При этом существующие технические и экономические условия вступают в противоречие с многофакторным значением лесов, приводят к нарушению экосистем, снижению производительности лесов, средообразующих и защитных функций лесных насаждений. Недостаточная оснащенность лесных предприятий специальными техническими средствами, людскими и материальными ресурсами не способствует рационализации использования всего комплекса лесных ресурсов. Потребность региона в лесоматериалах за счет местных ресурсов удовлетворяется только наполовину.

Общая площадь лесного фонда области составляет 2075 тыс. га. Лесистость области составляет сейчас 42%. Ощущается острый дефицит спелых насаждений с преобладанием хвойных (0,5%), недостаток приспевающих (3,7%), значительное накопление спелых и перестойных осинников. Крупные лесные массивы сохранились только в западных и восточных районах Подмосковья. Средний возраст лесных насаждений в области 59 лет.

До сих пор бытует мнение, что леса на Руси не меряны, не считаны и расти должны сами по себе. Однако это не так. Начиная с Ярослава Мудрого наши правители проявляли заботу о лесе. Так, в 1700 г. Петр I передал управление лесами как "особо ценного государственного имущества" Морскому приказу. Тогда же была создана государственная лесная служба. Петр повелел заботиться о сохранении лесов "во всех местах, где возможно насаждать и возвращать" их. В инструкции 1722 г. о порядке рубки и охраны лесов впервые были установлены водоохранные зоны. Категорически запрещалась рубка лесов по берегам рек и вокруг городов. Пригородные леса предназначались для гуляния горожан. В 1803 г. в России открылся Лесной институт. Традиции сбережения лесов вокруг Москвы необходимо сохранять и развивать. Леса Московской области нельзя рассматривать как обычную сырьевую базу. Они должны, в первую очередь, выполнять свою водоохранную, почвозащитную, рекреационную и климатосмягчающую роль. Оптимальная величина для территорий, имеющих такое громадное рекреационное значение, должна быть не менее 45-50%. Санитарное состояние лесов не вполне удовлетворительное. В связи с болезнями и вредителями в лесах Подмосковья отпад в хвойных и дубовых насаждениях превышает естественный отпад на 10%. Требуется усиление борьбы с болезнями и вредителями, а также комплекс мероприятий по защите от пожаров.

Расчетная лесосека осваивается не полностью. Средний ежегодный недоруб, в основном мелколиственной древесины, составляет около 300 тыс. куб. м, почти 200 тыс. этой же древесины остается не реализованной при рубках ухода. 270 тыс. куб. м древесины в год перерабатывается в низкоценные технологические дрова. Выход полезной древесной продукции в 2-3 раза меньше, чем в зарубежных странах.

Основной проблемой использования лесных ресурсов является отсутствие четкого комплексного природо-функционального и планировочного зонирования с выделением локализованных рекреационных зон и ресурсов. Функциональное зонирование центральной части области с выделением охраняемых лесных массивов, наиболее ценных рекреационных ресурсов и водоохранных зон, в том числе и источников водоснабжения, определения в них характера и объема реконструктивных рубок, предусматривающих создание древостоев, наиболее устойчивых к рекреационным нагрузкам, с высокими санитарно-эстетическими, поглотительными и защитными свойствами, наиболее приоритетная задача ведения лесного хозяйства.

Предприятия лесного хозяйства недостаточно укомплектованы современной техникой и кадрами охраны и контроля за санитарным состоянием лесов.

В целях рационального использования лесных ресурсов было бы целесообразно:

прекратить рубку ценных хвойных лесов в силу их особого рекреационного, водоохранного, почво- и ветрозащитного значения, а также в целях сохранения непрерывного обеспечения ценной древесиной на особо важные хозяйственные нужды;

расширить эксплуатацию мягколиственных древостоев с обеспечением лесокультурных работ по восстановлению лесов ценными хвойными породами;

повысить эффективность лесовосстановления и общую продуктивность лесов, широко внедрить на лесных площадях создание ягодников, питомников лекарственных трав и т. д.

Природный комплекс "Лесопарковый защитный пояс" (ЛПЗП) объединяет территории, уникальные по своему ландшафтно-географическому и биологическому своеобразию, экологической и культурной ценности и представляет собой единственный природно-хозяйственный комплекс площадью 260 тыс. га, из которых 47% застроено, 35% являются лесными территориями, около 15% сельскохозяйственные угодья, 3% водоемы. Крупнейшие природно-ландшафтные комплексы образуют: Москворецкая система, система рек Клязьмы, Яузы и Пехорки, Лосиный остров, Битца, Горки Ленинские. На территории ЛПЗП расположены семь районов Московской области Мытищинский, Ленинский, Красногорский, Химкинский, и большая часть Люберецкого, Одинцовского и Балашихинского районов. Ширина ЛПЗП колеблется в пределах от 10 до 15 км, а ее границы имеют не полную геодезическую привязку.

Территории особой природной, ландшафтной и экологической значимости охватывают 77 тыс. га, однако правовой статус особо охраняемых природных территорий имеют только Национальный парк "Лосиный Остров" и Государственный исторический заповедник "Горки Ленинские", территория которых составляет (вместе с охранными зонами) 7,9 тыс. га. До настоящего времени не утверждены положения и границы природно-ландшафтных комплексов "Верхняя Москва-река", "Клязьма", "Лермонтовские места", "Пехорка", "Нижняя Москва-река", что привод<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...