Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обучение детей средней группы количественному счёту

Тема: Обучение дошкольников количественному счёту

План

1. Обучение детей средней группы количественному счёту и отсчёту предметов.

2. Обучение детей отсчёту предметов

3. Обучение детей старшей группы количественному счёту

 

Обучение детей средней группы количественному счёту

Обучение счёту можно начинать в младшем или среднем возрасте (в зависимости от программы детского сада) лишь после того, когда дети научатся сравнивать множества путём поэлементного соотношения друг с другом с помощью приёмов наложения и приложения.

Обучение счёту в младшей группе обычно ведётся в пределах 5. Основная цель: не только научить детей называть числительные по порядку, но и главное – показать, как образуются последующие и предыдущие числа. Т.е. детей необходимо научить понимать итог счёта, уметь отвечать на вопрос «Сколько?».

Обучение счёту обязательно ведётся в игровой форме на основе сравнения двух множеств: либо равных между собой, либо отличных между собой на единицу. Данная работа проходит в игровой форме со знакомыми игрушками и персонажами. Например, в гости к детям пришла белочка, и ребята захотели угостить её орешком. Предметы ставятся чётко друг под другом. С понятием 1 дети уже знакомы и легко отвечают на вопрос: «Сколько белочек, сколько орешков?» Видят, что их одинаково. Можно предложить сравнить предметы по количеству: «Что можно сказать о количестве белочек и орешков?» (по одному).

 
 

После чего в одно из множеств добавляется ещё предмет – ещё одна белочка пришла. (Треугольник – белочка, круг – орешек). «Сколько же стало белочек? Их можно посчитать». На первых порах считает воспитатель. Она предлагает считать предметы слева направо правой рукой или удобной рукой, так, чтобы все дети видели, а в конце назвать общее количество предметов. «Одна, две. Всего две белочки». Дети часто не понимают итога счёта и на вопрос «Сколько?» ответить не могут, вновь начинают пересчитывать. Понять итог счёта помогает круговой жест, т.е. обведение всех предметов. Этот жест используется до тех пор, пока дети не научатся понимать итог счёта. Важно сравнить предметы по количеству: «Что больше – две белочки или 1 орешек, а что меньше?». Постепенно переходим к сравнению чисел: «Какое число больше 2 или 1?». Уточняем, как получилось 2 белочки: была одна белочка, прискакала ещё одна. Уточняем, что число состоит из единиц: один да один получилось два.

Далее ко второму множеству тоже добавляем предмет: и эту белочку тоже угостим

 
 

орешком. Предлагаем посчитать количество орешков, назвать итог. Сравниваем предметы по количеству. «Что можно сказать о количестве белочек и орешков» (дети уже знают, что поровну, одинаково, орешков столько, столько белочек). Повторяем, как получилось 2 орешка.

Необходимо показать образование не только последующих, но и предыдущих чисел. Для этого из какого либо множества убирается 1 предмет. Например, 1 орешек белочка съела. Одинаково ли белочек или орешков? Что больше: белочек или орешков? Какое число больше: 2 или 1? Было 2 орешка, как же получился 1? Уточняем, что 2 без 1 получился один орешек.

Образование следующих чисел (3, 4…) происходит аналогично. Образование каждого числа показываем не менее чем на 2-х видах наглядного материала.

При обучении детей счёту могут наблюдаться следующие ошибки:

1. начинают счёт со слова «раз»;

2. пропускают числа или меняют их местами;

3. не понимают итога счёта;

4. не правильно согласовывают числительные и существительные в роде, числе, падеже (5 куклов…);

5. путают род числительных (3 ёлочки – один, два, три, а надо – одна, две, три), особенно если 2 множества разного рода (ёжики и яблоки);

6. называют после каждого числительного предмет;

7. иногда числительные не совпадают с пересчитанными предметами (чаще всего это происходит из-за замедленной речи детей – действие опережает речь, устраняется индивидуально);

8. путают количественные числительные с порядковыми.

В начале обучения счёту некоторые дети не могут посчитать предметы, пока их не переложат с места на место (как бы фиксируют эти предметы). С такими детьми ведётся индивидуальная работа. Сначала приучают их дотрагиваться до предмета, затем указывать на предмет, далее глазами сначала близко от предмета, затем на расстоянии.

В начале обучения не каждый ребёнок может посчитать предметы про себя. Они называют числительные вслух, что мешает в процессе самостоятельной работы детей. Постепенно приучаем считать тихим голосом, чтобы не мешать другим, потом шёпотом, затем про себя.

Для закрепления знаний о счёте можно проводить различные игры и упражнения: лото, домино, «Найди себе пару», «Найди свой домик», «Наведи порядок», «Расставь правильно». Обычно во всех играх используются числовые карточки.

В игре «Найди пару» детям раздают карточки и они ищут себе соответствующую пару. В целях усложнения можно предлагать карточки, где фигуры разного цвета, размера, формы. Также фигуры могут быть расположены по разному.

Игра «Найди свой домик».

1 вариант: воспитатель расставляет по группе игрушки в разном количестве. Каждому ребёнку раздаётся по числовой карточке. Дети находят своё домик.

2 вариант: игрушки располагаются аналогично, а карточки уже стоят в домиках, но они перепутаны. Дети должны навести порядок в домиках и объяснить.

3 вариант: Воспитатель раздаёт детям по карточке, в зале на полу стоят домики с числовыми фигурами. Дети под бубен выполняют ритмичные движения, а на сигнал бегут в свой домик, объясняют.

Можно считать звуки, движения («Поставь столько матрёшек, сколько раз я хлопну в ладоши»). В повседневной деятельности можно считать ступеньки, вынесенные игрушки на прогулку, лепестки у цветка и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...