Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материальная и духовная культура Приенисейского края XVII века




Введение

 

Становление человеческого общества проходило в тесной связи с развитием социальных структур, без которых невозможно существование культуры.

Культура - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.

В широком значении, культура есть преобразовательная деятельность человека и общества по созданию и сохранению материальных и духовных ценностей, а также результат этой деятельности. В этом смысле культура - это все, что не является природой, т.е. то, что создано и создается обществом и человеком.

В узком значении культура ассоциируется сдеятельностью, связанной с искусством - его производством, распространением и сохранением. В этом смысле под культурой часто понимают художественное творчество музыкантов, писателей, актеров, живописцев; организацию выставок и режиссуру спектаклей; музейную и библиотечную деятельность и т.д.

Красноярский край - это край богатых культурных традиций. Национальный состав Красноярского края разнообразен, что стало результатом сложных этнокультурных, демографических и политических процессов. За прошедшие века по территории края прокатились волны нескольких великих миграций человечества. До прихода русских здесь обитали немногочисленные тюркские, самодийские, тунгусские и енисейские племена, обладавшие самобытной древней культурой и особым образом жизни.

Культура русского населения развивалась как своеобразная часть общерусской культуры. Выходцы из всех районов страны стремились возродить на новом месте свой привычный хозяйственно-бытовой уклад жизни. Сибирские условия и время отобрали самое полезное и нужное. Ведущим стал северно-русский тип культуры. Заметно повлияли на культуру работа и жизнь бок о бок с коренным населением, смешанные браки. Поэтому и культура Красноярского края отличается своей самобытностью и оригинальностью.

Цель настоящей работы: дать краткую характеристику развития культуры Красноярского края.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемых источников.


История развития культуры Красноярского края

 

Материальная и духовная культура Приенисейского края XVII века

 

Исторически сформированное культурное пространство Красноярского края имеет специфические черты, обусловленные уникальностью природно-географических условий, культурой, бытом и укладом многонационального населения края, и начинается еще со времен Приенисейского края.

В течение десятков веков освоение пространств Красноярского края происходило через смену общественных строев, различных культур и государственных образований. Общий ход исторического процесса коренных народов, обитавших в Приенисейском крае, был резко изменен событиями XVI-XVIII вв., связанными с началом освоения края русскими, поэтому культура жителей края имел свои особенности. Так, русские ставили рубленные одним топором избы на высоких жилых или хозяйственных подклетах. Устроенные в верхних венцах сруба небольшие слюдяные оконца, подклет и высокая крутая крыша придавали избе сходство с небольшим укреплением. В приполярных районах края жилые и хозяйственные постройки располагались в одну линию под одной крышей. Кроме таких жилых зимовьев, ставились и небольшие отъезжие зимовья с очагами из дикого камня. Жилой дом с хозяйственными постройками, окруженными высоким забором, составляли двор. Его обитателями чаще всего была большая неразделенная семья с женатыми сыновьями и братьями хозяина. Такой коллектив в 10-25 человек легче справлялся с трудностями первичного освоения края - поднимать целину, расчищать лес под пашню, заниматься различными промыслами и ремеслами, нести повинности казне. Села и деревни нашего края были малодворными. Только вокруг порубежного Красноярска располагались крупные укрепленные селения в несколько десятков дворов (например, Есаулово, Частоостровское и др.). Материальная культура народов края также имела свои особенности: чаще, чем в европейской России, они носили меховую одежду, шапки, обувь, рукавицы, хлопчатобумажные и шелковые рубахи, платки, сарафаны. Больше ели рыбы, дичи, меньше пользовались глиняной посудой.

Жители края обладали развитым практическим кругозором. Сибиряки как часть русского народа формировались из вольных переселенцев и землепроходцев. В большинстве своем это были люди предприимчивые, смелые, энергичные, любознательные, поэтому грамотность в крае была выше общероссийского уровня. Немало этих грамотных людей обучали детей на дому. На енисейском рынке пользовались спросом бумага, богослужебные и «учительные» книги. Читалась и местная сибирская литература. Есть известия, что в Енисейске и Туруханске велись летописи.

Любили на берегах Енисея и песни, особенно исторические о взятиии Казани, о Ермаке, о Степане Разине. Очень популярны были «потешные действа» народных певцов и актеров-скоморохов. Красноярцы также увлекались шахматами, лыжным катанием с гор, «шаром и мечем и бабками и городками и шахардою и свайкою», борьбой, конными скачками. Зимой, особенно в святочные праздники и на масленицу, любимым развлечением было катание на коровьих шкурах или на деревянных катках со специальных ледяных горок и просто с крутых берегов рек.

Казаки и промышленники прекрасно знали - географию, растительный и животный мир края и соседних крупных районов, племенной состав, язык и обычаи сибирских народов. Составленные землепроходцами сказки и чертежи «незнаемых» ранее мест содержат ценнейшие сведения по истории Сибири XVII в. На счету у русских первожителей много выдающихся географических открытий. Так, Хабаров, Атласов, Поярков, Москвитин и многие другие знаменитые землепроходцы были енисейскими казаками. О Приенисейском крае XVII в., его прекрасной природе и людях, их обычаях и культуре писали многие выдающиеся ученые и первые писатели того времени. Так, Спафарий писал боярину А. Матвееву об Енисейском уезде в 1675 г.: «Енисейская страна вельми хороша, будто Волоская земля. А река Енисей будто Дунай, самая веселая и великая. И дал бог изобилие всякое, хлеба много и детев и иное всякое довольство и многолюдство».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...