Развитие науки управления в России
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Наиболее плодотворным в развитии отечественной управленческой мысли были 20-е годы прошлого века, когда в период НЭПа допускалась не только определенная свобода предпринимательства, но и научной мысли в ряде областей, не связанных непосредственно с проблемами политики или идеологии. В 1920 г. было принято решение организовать рабоче-крестьянскую инспекцию, которой вменялось в обязанность всемерно вовлекать широкие массы трудящихся в государственное управление. 30 июля 1920 г. Президиум ВЦСПС принял постановление о создании института труда при ВЦСПС, а 21 мая 1921 г. - о создании Центрального института труда (ЦИТ). Наука управления в период становления Советской России выступала как научная организация труда. Прерванные Первой мировой и Гражданской войнами, отечественные исследования в области управления производством и научной организации труда были возобновлены в начале 1920-х годов. Первым их результатом стала формулировка «основных законов научной организации производства и НОТ», во многом сохраняющих свое значение до сегодняшнего дня. Как считают современные исследователи, в это время четко обозначились две основные группы концепций управления: организационно-технические и социальные. К первой группе можно отнести концепции организационного управления А.А. Богданова (Малиновского), физиологического оптимума О.А. Ерманского, узкой базы А.К. Гастева, производственную трактовку Е.Ф. Розмирович. Ко второй - концепцию организационной деятельности П.М. Керженцева, социально-трудовую концепцию управления производством Н.А. Витке и теорию административной емкости Ф.Р. Дунаевского. Одним из наиболее ярких представителей отечественной научной мысли с области управления был основатель Центрального института труда (ЦИТ) Алексей Капитонович Гастев, создавший собственную научную школу. Гастев с большим уважением относился к идеям западных основоположников научного менеджмента, справедливо полагая, что успешное развитие отечественной организационно-управленческой мысли невозможно без учета теоретических достижений и практического опыта, накопленного в развитых странах. Однако в отличие от идей Тейлора, в теории Гастева центральное место занимал человеческий фактор. Впервые в мировой организационно-управленческой литературе Гастев и его сторонники обосновали решающую роль человека в производственных процессах, указав, что от него зависит наибольшая доля успеха всего дела.
Российскими учеными также был сформулирован социальный подход к анализу проблем менеджмента. Наиболее видным его представителем был Н.А. Витке, взгляды которого разделяли такие ученые, как Я.С. Улицкий, В.В. Добрынин, С.Д. Стрельбицкий и др. Эти авторы высказали идеи, во многом аналогичные сформулированным позже положениям американской доктрины «человеческих отношений». Еще в 1925 г. Н.А. Витке утверждал, что «Современный администратор - это, прежде всего социальный техник или инженер - в зависимости от его положения в организационной системе, - строитель людских отношений». «Сами по себе, - рассуждал Витке, - ни самая точная распланировка производственного процесса, ни самая идеальная регламентация служебных функций, ни самая механизированная регулировка... не способны создать эффективную организацию. Против воли людей или даже при отсутствии этой воли не сложить социально-трудового автоматизма... не создать социально-трудовой организации: аппарат будет безжизненным». К сожалению, в собственной стране идеи Н.А. Витке встретили непонимание и жесточайшую критику.
В конце 1920-х - начале 1930-х гг. в нашей стране состоялся окончательный переход от рыночной системы хозяйствования к командно-административной. Наука управления все чаще стала квалифицироваться как исключительно «буржуазная выдумка». Были закрыты многие институты и лаборатории НОТ, прекращены творческие дискуссии по проблемам управления. Основная ставка стала делаться на «сильного» руководителя, единолично управляющего вверенным ему участком и неукоснительно выполняющего директивы Центра. В 1927 г. была открыта Промышленная академия, задачей которой являлась подготовка руководящих кадров промышленности. Практика партийного управления наукой выражалась в жестком и повседневном контроле за деятельностью интеллигенции и периодически проводимых кампаниях «по борьбе против искажений». Политико-воспитательная функция считалась главной в работе управленцев. При этом партийная принадлежность партии были главным мерилом качеств советского руководителя. Большую роль играли нематериальные стимулы к труду. Энтузиазм, сформированный средствами массовой информации, должен был отвлечь от экономических проблем и перекрыть просчеты руководителей. Излишняя политизация экономических процессов не позволяла получить от них должную отдачу. Взлёт отечественной науки управления в 1920-е гг. сменился падением в 1930-1950-е гг. Прежнее разнообразие методологических подходов к анализу организационно-управленческой проблематики стремительно таяло. С отходом от принципов НЭПа и упрочением административно-командной системы научная организация управления становилась всё более ненужной и вскоре была отвергнута административной системой как буржуазная выдумка. К счастью, к началу 1960-х гг. кризис отечественной управленческой мысли был преодолен. Рост масштабов производства и числа хозяйственных связей усложнил процессы управления и потребовал новых подходов к организации управленческих систем. Причины резкого возрастания внимания к вопросам управления связаны, прежде всего, с количественным и качественным усложнением народного хозяйства, основу которого составляла многоотраслевая индустрия. Начинается новый управленческий бум. Оживляются и быстро совершенствуются подходы 1920-х гг.: организационно-кибернетический, технический, праксеологический, функциональный и другие.
В период «хрущевской» оттепели в Москве был организован первый институт управления, началась подготовка инженеров-экономистов как специалистов в области экономического управления. В начале 1970-х гг. возникла идея комплексного подхода к анализу проблем управления производством. Ряд учёных в этот период доказали, что теория управления призвана изучать живую управленческую деятельность, интегрирующую в себе технические, экономические и социальные стороны, выявлять присущие ей цели, закономерности, принципы. При этом в эти годы снова стал возможным доступ к западной литературе по менеджменту. Эти обстоятельства породили сильнейший «управленческий бум», продолжавшийся до 1980-х гг. Таким образом, в советский период идеи научного управления нашли свое продолжение и развитие. Были созданы научные организации и институты научной организации труда. Россия внесла свой вклад в развитие теории управления по вопросам психологии управления, инженерной психологии (взаимодействие человека и машины, утомляемость и т.п.). К середине 1980-х годов в России изменился характер производственных отношений внутри предприятий, начала падать трудовая дисциплина, слабела идейная мотивация труда. Стала доминирующей идея перехода от командно-административной системы, развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. В результате победила идея «шоковой терапии», т.е. быстрого перехода от плановой системы хозяйствования к регулируемому рынку (программа «500 дней». В советской экономике были предприняты три попытки «ускорения». Первая - «период развернутого строительства коммунистического общества», предпринятая Л. Брежневым и А. Косыгиным. Вторая - «этап развитого социализма». Третья попытка «ускорения», предпринятая М. Горбачевым, была составной частью перестройки. В сфере управления экономикой в годы горбачевской перестройки выделяются три этапа:
ускорение социально-экономического развития (1986- 1987 гг.); радикальная экономическая реформа (1988 - 1989 гг.); переход к рыночным отношениям (с 1990 г.). С начала 1990-х годов в России формируется организованная структура рыночной экономики как альтернатива вертикально-командным структурам. События августа 1991 г. ознаменовали собой завершение социалистического этапа общественного развития. Одновременно это означало окончание и очередного этапа эволюции отечественной управленческой мысли. С этого момента она вступает в современный этап своего развития, связанный с проведением радикальных рыночных реформ и построением принципиально новой системы хозяйственного управления. В октябре 1991 г. Б.Н. Ельцин выступил на Съезде народных депутатов РСФСР с обращением к депутатам и народу, в котором предложил принять меры по разгосударствлению собственности, формированию рыночной среды и образованию новых форм управления на всех уровнях. С января 1992 г. правительство перешло от плана к рыночному регулированию на основе либерализации цен. С 1992 г. в России был взят курс на замену коллективных хозяйств крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Правовой основой для свободы предпринимательства явилась Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепившая многообразие форм собственности, государственную поддержку конкуренции и охрану права частной собственности. Импульсом ускорения рыночных преобразований в России был августовский путч 1991 г. Последовавшие за ним события привели к ликвидации единой системы управления народным хозяйством СССР. Период с 1991 г. и по настоящее время - это период непосредственного осуществления перехода к рынку, становления адекватной системы управления - менеджмента. В этот период сформировались новые принципы управления: . Принципы невмешательства государства в предпринимательскую деятельность - децентрализации (государство управляло лишь общими правилами предпринимательской деятельности: лицензирование, законодательство, госзаказ и конкурс, судебные споры и др.). . Смена моноцентрической системы хозяйствования на полицентрическую. . Сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями. . Формирование и деятельность российских коммерческих организаций (союзов, ассоциаций) как самостоятельных структур. . Развитие конкуренции - состязательности хозяйствующих субъектов и др. Принципиально новым подходом к управлению на местах (в городах, районах, сельских поселениях) явилось введение местного самоуправления, организационно обособленного от органов государства.
Итак, в современной России возникли новые подходы к пониманию сущности менеджмента, основанные на обобщении, интегрировании идей всех предшествующих школ. В современных условиях актуальной задачей науки управления является теоретическая разработка и практическое внедрение рыночных методов управления, т.е. методов менеджмента. В этой связи возникает вопрос: следует нам разрабатывать свой, российский менеджмент, основанный на российской специфике, или полностью положиться на уже накопленные знания и практический опыт западных стран? Речь идет о методологических подходах (принципах) формирования российского менеджмента. Ведь в современных условиях уже сформировался ряд национальных моделей менеджмента: американский, японский, европейский. Здесь возможны три варианта: ) Концепция копирования западной теории менеджмента (т.е. России надо брать модель менеджмента в готовом виде). ) Концепция адаптации западной теории менеджмента (т.е. ее приспособление к российским условиям). ) Концепция российской теории менеджмента (основывается на приоритете российской ментальности и частичного учета мирового опыта). Итак, рассмотрим факторы, обусловливающие особенности российского менеджмента, более детально. 1. Регионально-политический аспект развития экономики России создает определенные трудности менеджменту. В России экономика развивается в больших по пространству и масштабу экономических регионах, обладающих большей экономической и политической самостоятельностью. Это затрудняет экономические связи регионов, процесс развития рыночных механизмов в различных регионах происходит неравномерно. 2. Кроме того, Россия - федеративное государство. Экономические связи сильно зависимы от политических процессов, особенностей в национальных республиках, обладающих политической самостоятельностью, возникают риски при инвестировании. . Профессионализация управления в России находится в стадии становления, следовательно и подготовка менеджеров в стадии становления. . Современное состояние экономики России характеризуется деформированной структурой. В экономике много крупных, высоко-концентрированных производств, хозяйственных комплексов, предприятий ВПК, и недостаточно развит (малый бизнес в России составляет не более 20% экономики, в развитых рыночных странах - 60-80%.) . Российский менталитет характеризуется определенной спецификой. Россияне предпочитают твердое (даже жесткое) управление. Они воспринимают сильное, даже авторитарное руководство. Менталитету россиян присущи, например, терпимость и другие характеристики. . В России сильны традиции технократического подхода к управлению, т.е. управление технологиями, а не людьми. Отсюда отсутствие экономической и социальной мотивации. . Переходный период к рыночной экономике создает трудности в использовании рыночных методов управления. Действуют новые и старые административные методы. . В России сложилась собственная организационная культура. Основу ее составляет высокий научно-интеллектуальный потенциал, однако сегодня происходит «утечка мозгов», передовых технологий и т.п. Таким образом, представители отечественной школы управления внесли свой вклад в практику управления, заложили основы теории менеджмента с позиции формирования теоретических и практических основ научной организации труда. Свобода экономической деятельности открывает новые возможности для совершенствования менеджмента организации (предприятия).
Заключение
Таким образом, менеджмент как способ и наука управления возник в определенных исторических условиях и прошел определенный путь своего развития. Развитие менеджмента осуществлялось эволюционно, путем возникновения научных школ менеджмента и их взаимодействия. В России активизация развития взглядов на управление отмечается уже с XVI в., когда шел бурный процесс ликвидации феодальной раздробленности и объединения рынков в единый национальный. С усилением центральной власти развитие управления происходило «сверху вниз», чем Россия отличается от стран Европы и США, где оно шло «снизу вверх». Дальнейшее развитие науки управления в России включает периоды: 1900-1910-е гг. - этап зарождения, 1920-е гг. - этап интенсивного развития на мировом уровне, 1930-1950-е гг. - этап затяжного кризиса и глубокого отставания, 1960-1980-е гг. - этап активного возрождения,1990-е гг. - этап «догоняющего» развития. За 70-летний период наука управления в стране неоднократно претерпевала кризисы и взлёты. Анализ основных этапов и эволюции отечественного менеджмента позволяет сделать вывод о том, что наука управления начала внедряться в России в начале 1920-х гг. В стране были созданы институты труда и управления. В ходе исследования выявлено, что в начале ХХ в. А.А. Богданов, А.К. Гастев и др. дали старт отечественной теории НОТ и экономии времени, они исследовали трудовые и управленческие операции, разработали разнообразные методы нормирования труда. Лидером науки, возглавлявшим ЦИТ, являлся А.К. Гастев, под его руководством на предприятиях внедрялись инновационные методы организации труда и производства, готовились квалифицированные работники. В неспокойные 1930-1950-е гг. с упрочнением административно-командной системы управления развитие управленческой науки стремительно угасало. На 1960-е гг. снова приходится управленческий бум. С распадом СССР и внедрением рыночных отношений отечественный менеджмент переходит на совершенно новую систему управления. Современный этап развития науки о менеджменте характеризуется активным проведением разнообразных исследований в области менеджмента. система менеджмента наука управление хозяйство
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|