Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.5. Следы транспортных средств




3. 5. Следы транспортных средств

Транспортные средства оставляют прежде всего следы колес или гусениц и, реже, следы других частей движущегося механизма. Чаще всего следы транспортных средств исследуются при дорожно-транспортных происшествиях, но могут давать важную информацию и при расследовании пожаров.

При поджогах, например, надо устанавливать, на каком автомобиле приехали (уехали) преступники, вывозились материальные ценности с подожженного затем объекта.

При расследовании пожаров на транспортных средствах (автомобилях, в частности), если загорание произошло по ходу движения или при столкновении, бывает необходима реконструкция событий, непосредственно предшествующих загоранию. А для такой реконструкции и необходимо исследовать следы транспортного средства, оставшиеся на дороге.

 Транспортное средство может оставлять, в принципе, следующие следы:

- следы торможения;

- следы, указывающие направление движения;

- следы отображения;

- следы колеи;  

- следы протектора.

Остановимся кратко на основных из них. Следы торможения - это динамические следы - они образуются при движении машины с заторможенными колесами и представляют собой сплошную полосу с неразличимым рисунком протектора. Измеряется их полная протяженность от начала до места остановки автомобиля или до места возобновления вращения колеса. Длина таких полос и их характер (непрерывные или прерывистые) с учетом характера дорожного покрытия и погодных условий позволяют судить о скорости движения автомобиля и интенсивности торможения.

Следы протектора - это статические следы (следы качения), они образуются в момент соприкосновения определенного участка протектора со следовоспринимающей поверхностью. Рисунок протектора может быть поверхностным и объемным. И его обязательно фиксируют (путем описания, фотографирования, изготовления слепков).

В первую очередь необходимо выделить следы от передних и задних колес правой и левой сторон автомобиля. При прямолинейном движении следы задних колес наслаиваются на следы передних, поэтому особо ценны отпечатки протектора в местах разворота или поворота машины, где следы передних и задних колес разделяются и могут быть зафиксированы отдельно. Очень важны и участки, где на фоне общего рисунка протектора видны его индивидуальные особенности в виде дефектов производственного характера или повреждений, износа при эксплуатации.

Исследуя следы, оставленные автомобилем, определяют также ширину колеи, беговой части протектора, длину окружности шины, базы автомобиля (расстояние между передней и задней осями). Все это с учетом типа рисунка протектора позволяет устанавливать марку (модель) автомобиля с целью его розыска.

Для идентификационных исследований используются в основном следы протектора колес, изымаемые с места происшествия в виде слепков.

Контактные следы других частей автомобиля возникают при его наезде или столкновении с препятствием. Часто подобные следы образуются при ударе автомобилем человека и остаются на одежде и теле последнего.

Было бы излишним призывать специалистов противопожарной службы заниматься исследованием на месте пожара автомобильных следов. Но сохранять их в случае обнаружения нужно обязательно. При обнаружении следа нужно огородить это место подручными средствами и сообщить пожарному дознавателю или следователю. А те должны вызвать милицейских экспертов. В крайнем случае, в сельской местности, если до экспертов далеко, а следы в любой момент дождем смоет – надо зафиксировать их наличие в протоколе осмотра, зарисовать, сфотографировать (но только по правилам криминалистической съемки, с масштабной линейкой).

 

3. 6. Следы орудий взлома

В зависимости от характера воздействия орудия на объект взлома следы, образованные этими орудиями, могут быть разделены на три основных типа:

 - следы давления;

- следы скольжения (трения);

- следы резания.

Вдавленный след (вмятина, пробоина) возникают при давлении или ударе орудием по объекту.

Следы скольжения (трения) возникают в случаях, когда орудие взлома действует под углом к поверхности преграды.

 Следы резания делятся на простой разрез или разруб (его оставляют топор, нож, долото и т. п. ), встречный разрез (орудия типа ножниц, кусачек), разрез с отделением частиц материала преграды - стружек, опилок и т. п. (происходит при строгании, сверлении, пилении).

На любом пожаре объекта с материальными ценностями руководитель тушения пожара должен быть готов отвечать на вопрос - какие двери, оконные решетки и т. д., и каким образом, ломали его подчиненные по прибытии на место пожара, а какие уже были взломаны. Со взломанными надо быть предельно аккуратными.

Если контейнер, вагон, помещение опломбировано или опечатано:

а) вскрывать его следует только по крайней нужде - когда в помещении наблюдаются признаки горения и иным путем туда не попасть.

б) прежде, чем орудовать ломом, надо не полениться посветить на дверь фонарем и установить, на месте и цела ли пломба. Времени это займет немного, а полученная информация может оказаться крайне полезной для дальнейшего расследования.

Нужно обеспечить сохранность взломанной двери - не топтать, не захватывать руками. В отдельных ситуациях целесообразно снять дверь с петель и убрать в место, где будет обеспечена ее сохранность.

Надо обращать внимание и на следы неудавшегося взлома; они могут возникнуть, например, когда преступник сначала хотел взломать решетку на окне, но, не справившись, взломал замок на двери.

Спиленные замки не надо топтать ногами, их следует подобрать и бережно упаковать, помня о возможных отпечатках пальцев.

Не следует забывать про возможность инсценировки взлома. Вопрос о том, где произведен взлом замка - на двери, т. е. в навешенном состоянии или где-либо в другом месте, решается исследованием не только замка, но и двери, на которой остаются вмятые следы. При инсценировке распиленный где-то в другом месте замок может быть подброшен.

Фиксация обнаруженных следов орудий взлома производится:

- словесным описанием в протоколе осмотра;

- фотосъемкой;

- моделированием (слепки специальными пастами).

Следы орудий взлома способны дать ценную криминалистически значимую информацию - о личности преступника, его профессиональных навыках, возрасте, росте, комплекции, физической силе, некоторых особенностях (левша) и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...