Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема занятия: Абсолютные и относительные величины.

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

 

 

ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Курс

(специалитет)

Общественное здоровье.

Экономика здравоохранения

(учебно-методический комплекс для студентов)

Пермь 2015 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА Е.А. ВАГНЕРА»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

 

 

Утверждаю:

Зав. кафедрой

общественного здоровья и

здравоохранения

профессор____________

Т.М. Лебедева

29 августа 2014 г.

Относительные величины.

Графические изображения

Методическая разработка для студентов

 

 

Курс – 4, 8 семестр

Специальность «Лечебное дело»

 

Пермь, 2014

 

Тема занятия: Абсолютные и относительные величины.

2. Значение изучения данной темы для последующего обучения в вузе и будущей практической деятельности: врачу любой специальности необходимо знать и владеть методикой расчета относительных величин для изучения показателей общественного здоровья (заболеваемость и травматизм, инвалидность, естественное движение населения), для выявления общих закономерностей различных явлений, так как эти свойства не могут быть обнаружены при анализе единичных явлений.

3. Цель практического занятия:

Студент должен знать: порядок применения относительных величин; правила их графического изображения.

Студент должен уметь: вычислять относительные величины; изображать их графически.

Студент должен владеть: методикой статистического анализа с помощью относительных величин.

Перечисленные результаты освоения образовательной программы являются основой для формирования следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

ОК-1 Способность и готовность анализировать социально- значимые проблемы и процессы.

ОК-4 Способность и готовность использовать методику расчета показателей экономической эффективности, знать рыночные механизмы хозяйствования.

ПК-2 Способность и готовность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача, использовать для их решения соответствующий математический аппарат.

ПК-3 Способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности.

ПК-4 Способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность.

ПК-10 Способность и готовность применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения на уровне различных подразделений медицинских организаций в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья.

ПК-11 Способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды и развития болезней, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам.

ПК-31 Способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.

1. Самоподготовка к занятию:

цель самоподготовки: студент должен знать содержание учебника и методической разработки кафедры по теме; уметь отвечать на контрольные вопросы, строить графические изображения с помощью линейки, циркуля, транспортира; владеть навыками работы на компьютере для подготовки к изучению данной темы;

работа с методической разработкой кафедры по теме занятия;

базисные разделы для повторения, полученные студентом на смежных дисциплинах: математические методы анализа явлений;

вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию:

1. Какие величины используются для характеристики статистической совокупности?

2. Для чего применяются относительные величины?

3. Какие относительные величины используются наиболее часто?

4. Как вычислить экстенсивный показатель?

5.Как вычислить интенсивный показатель?

6. Как вычислить показатель соотношения?

7. Для чего применяют графические изображения?

8. Какие величины используют для построения графических изображений?

9. Перечислите основные виды графических изображений.

10. Назовите основные виды диаграмм.

11. Каковы общие правила составления графических изображений?

12. Как выбирают вид графического изображения?

13. Когда применяют линейные диаграммы?

14. Как строится линейная диаграмма?

15. Когда применяются радиальные диаграммы?

16. Когда применяются секторные и внутристолбиковые диаграммы?

17. Как строятся секторные и внутристолбиковые диаграммы?

18. Дайте определение динамическому ряду.

19. Что такое уровни динамического ряда и какими величинами они выражаются?

20. Назовите показатели динамического ряда.

21. Как вычислить показатели динамического ряда?

· обучающие ситуационные задачи с эталонами ответов:

Пример 1: Определить возрастной состав больных, получивших бытовые травмы (экстенсивный показатель).

Возрастная группа Абсолютное число   % к общему числу
15-19 лет   10,0
20-29 лет   25,0
30-49 лет   43,0
50 и старше   22,0
Всего:   100,0  

Общее число больных (1500) принимаем за 100%, а число больных каждого возраста за «x»:

1500 – 100 x= 375*100 =25%

375 - x

т. е. % больных в возрасте 20 - 29 лет от общего числа будет составлять 25%.

Пример 2 (для вычисления показателя наглядности): выразить в показателях наглядности данные о бытовом травматизме в некоторых цехах завода.

 

Название цеха Число бытовых травм Показатель нагл.
электросварочный   100%
литейный   150%
инструментальный   300%

 

Если число травм в электросварочном цехе принять за 100, тогда показатель наглядности в литейном цехе равен: 40 - 100 %

60 - x %

x = (60x100) / 40=150%

ВЫВОД: число бытовых травм в литейном цехе от уровня электросварочного составляет 150% или выше на 50%.

Пример3: Рассчитать показатели динамического ряда, если динамика средней длительности пребывания больного на койке по поводу язвенной болезни составила:

 

Год Ср. длит-ть (в днях) Абсолют. прирост (дн.,+,-) Темп роста в % Темп прироста (%,+,-) Значение одного % прироста (дн.)
    - - - -
    +3,0 111,5 +11,5 0,26
    -9 87,0 -13 0,23
    -2 105,0 -5,6 0,20
    -1 95,2 -4,8 0,25

 

Абсолютный прирост (2011 г.): 29-26= +3 (дн.)

Темп роста (2011 г.): 29x100:26=111,5%

Темп прироста (2011 г.): (+3)x 100:26=11,5%

Значение одного процента прироста (2011 г.): (–3):11,5 = 0,26 (дн.)

ВЫВОД: Средняя длительность лечения из года в год снижалась. Исключение составил 2011 год, когда показатель средней длительности лечения увеличился на 11,5% по сравнению с 2010 годом. Наибольший темп снижения показателей наблюдения в 2012 году, когда он достиг 13% по сравнению с предыдущим 2011 годом.

· тестовые задания для самоконтроля подготовки к занятию:

1. Применение абсолютных величин при проведении санитарно-статистического исследования:

А) для характеристики абсолютных размеров изучаемого явления в целом, когда абсолютные цифры показывают массовость явления;

Б) для характеристики редко встречающихся явлений и показывают и отражают суть данных явлений (их единичность);

В) для сравнения размеров различных явлений (того или иного) в двух сравниваемых группах.

2. Виды относительных величин, применяемых в статистике:

А) экстенсивные показатели;

Б) интенсивные показатели;

В) показатели соотношения;

Г) показатели наглядности;

Д) темп прироста.

3. Для оценки распространенности какого-либо явления или признака используется:

А) интенсивный показатель;

Б) мода;

В) экстенсивный показатель;

Г) показатель соотношения;

Д) средняя арифметическая величина.

4. Статистический анализ является этапом статистического исследования:

А) первым;

Б) вторым;

В) третьим;

Г) четвертым;

Д) пятым;

5. Наиболее часто встречающиеся ошибки статистического анализа в практическом здравоохранении – ошибки методики:

А) арифметически неожиданный результат проверка и перепроверка - непременное условие исследования;

Б) недостаточное число наблюдений получение недостоверных результатов;

В) неправильное определение единицы наблюдения искаженный конечный результат;

Г) использование слишком сложных таблиц, содержащих много признаков, когда теряется основная закономерность;

Д) неправильно подобранный набор статистических приемов при статистической обработке данных;

Е) качественная неоднородность сравниваемых групп;

Ж) расчет необходимого числа наблюдений.

6. Вторая группа ошибок статистического анализа – неправильная оценка показателей:

А) смешение экстенсивных и интенсивных показателей;

Б) вывод делают на искусственно отобранных группах в исследовании;

В) оценка темпа роста без учета исходного уровня;

Г) представляются общие сведения без детального анализа материала;

Д) не использование метода стандартизации при сравнительном анализе показателей различных по составу совокупностей;

Е) учет правил применения экстенсивных показателей.

7. Основные правила применения экстенсивных показателей:

А) нельзя пользоваться для установления динамики изучаемого явления во времени;

Б) нельзя пользоваться для сравнения степени распространения изучаемого явления в двух или нескольких группах населения;

В) нельзя пользоваться для сравнения изучаемого явления в одной и той же группе населения за различные промежутки времени;

Г) можно пользоваться для сравнения показателей в одно время, в одном месте;

Д) все перечисленное верно.

8. Правила выбора основания для расчета интенсивных показателей:

А) чем реже встречается явление в среде, продуцирующей его, тем больше берется основание для расчета (100000, 10000);

Б) чем чаще встречается явление в среде, тем меньше берется основание для расчета (100,1000);

В) основание для вычисления интенсивных показателей всегда берется одно и то же.

9. Третья группа ошибок статистического анализа – логические ошибки формального анализа:

А) вывод делают на основе простого сравнения цифр без учета качественной характеристики явления;

Б) вывод можно сделать по принципу: после этого – значит вследствие этого;

В) вывод сделан без учета всесторонних связей данного явления (вероятность «причинно-следственных отношений»);

Г) статистический анализ – это анализ цифр и явлений с учетом установления достоверной связи между ними.

10.При сравнении интенсивных показателей, полученных на неоднородных по своему составу совокупностях, необходимо применять:

а) оценку показателей соотношения:

б) определение относительной величины;

в) стандартизацию.

11.Методы, используемые для сравнения интенсивных показателей, полученных на однородных по своему составу совокупностях:

а) оценка показателей соотношения;

б) определение относительной величины;

в) стандартизация;

г) оценку достоверности результатов;

д) все перечисленное верно.

12. Для наглядности изображения экстенсивных показателей используют диаграмму:

а) секторную;

б) секторную и внутристолбиковую;

в) радиальную;

г) линейную;

д) столбиковую.

13. Основное достоинство средних величин:

а) объективность;

б) типичность;

в) абстрактность;

г) конкретность;

д) все перечисленное верно.

14. Врач использует в своей работе следующие статистические методы и приемы:

а) графический;

б) социологический;

в) расчет интенсивных величин;

г) анализ средних величин;

д) все перечисленное верно.

15. Для оценки обеспечения населения врачами используются:

а) показатель интенсивности;

б) показатель экстенсивности;

в) показатель соотношения;

г) средняя арифметическая величина;

д) любой относительный показатель.

16. Из приведенных ниже формул для вычисления простой средней арифметической величины применяется:

а) М = М1 + А

б) М = Σ V p

n

в) М = Σ V

n

17. Из приведенных ниже формул для определения достоверности средней величины при большом числе наблюдений используются:

а) m = ±σ

√n-1

б) m = ±σ

√n

 

в) m = ± √ p q

n

г) m = ± √ p q

n-1

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

 

1. А,Б

2. А,Б,В,Г

3. А

4. Г, Д

5. А,Б,В,Г,Д,Е

6. А,Б,В,Г,Д

7. Д

8. А,Б

9. А,Б,В

10. В

11. Г

12. Б

13. Б

14. Д

15. В.

16. В.

17. Б.

· рекомендованная литература: обязательная, дополнительная, блок информации, разработанный на кафедре:

ОСНОВНАЯ

1. Медик В.А., Лисицин В.И., Токмачев М.С. Общественное здоровье и здравоохранение: руководство к практическим занятиям: учеб. пособие / В.А. Медик, В.И.Лисицин, Токмачев М.С. - М.: ГОЭТАР - Медиа, 2012. -400 с.

2. Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения: учебник: в 2 томах / Под ред. Кучеренко В.З. - М.: ГОЭТАР - Медиа 2013. – Т.1._ 688 с.

3. Лисицын Ю.П., Улумбекова Г.Э. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Лисицын Ю.П., Улумбекова Г.Э. – 3-е изд., М.: ГОЭТАР – Медиа, 2011. – 544 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по курсу дисциплины общественное здоровье и здравоохранение Березинская З.П., Окунева Г.Ю., Говязина Т.Н. и др.– 2004, Пермь.

· блок информации, разработанный на кафедре:

При проведении статистического исследования, статистическая сводка заканчивается получением таблиц, числа в которых отражают абсолютные размеры изучаемого явления и составляющих его частей.

Абсолютные величины интересны сами по себе, характеризуя, например, численность населения, число рождений, число врачей, число больничных коек, случаи инфекции.

Таким образом, абсолютные цифры употребляются:

Для характеристики абсолютных размеров явления в целом, абсолютные цифры показывают массовость явлений.

Для характеристики редко встречающихся явлений, показывают единичность явлений.

Абсолютные числа мало пригодны для сравнения друг с другом. Сравнивая размеры двух явлений (рождаемость, смертность, заболеваемость и т. п.), либо изучая изменение этих явлений во времени, необходимо абсолютные числа привести как бы к одному знаменателю, т.е. отнести к одному и тому же количеству населения.

Возникает необходимость расчета относительных величин.

В санитарной статистике применяют следующие виды относительных величин:

1) Экстенсивные

2) Интенсивные

3) Соотношения

4) Наглядности

Экстенсивный показатель – показатель структуры, характеризует состав явления, соотношение размеров частей и целого. Эти показатели иногда называют долей, удельным весом. К экстенсивному показателю относятся показатели распределения врачей по специальностям, структура больных по возрасту, полу, формам болезни, коек по профилю.

 

Формула расчета:

ЭП = часть явления x100%

Явление в целом

Правила пользования ЭП: при помощи экстенсивных показателей можно судить о сравнительной распространенности явления лишь тогда, когда речь идет об одной группе населения и в один и тот же промежуток времени.

Экстенсивные показатели изображаются в виде секторной или внутристолбиковой диаграммы.

Секторная диаграмма – окружность, принятая за 100%. 1% соответствует 3,6 0 окружности. При помощи транспортира на окружности откладываем отрезки соответствующие величине показателя. Точки окружности соединяют с центром круга. Полученные секторы закрашивают в различные цвета.

Внутристолбиковая диаграмма – ширину и высоту столбика берем произвольно. Высоту принимаем за 100% и в соответствующих масштабных единицах пересчитываем экстенсивные показатели.

Интенсивный показатель – показатель частоты, распространенности характеризует частоту явлений в среде, которая продуцирует данное явление. Обычно в социально-гигиенических исследованиях средой является население. Явление представляет собой как бы продукт “среды”.

Например, больные – среда, а умершие из их числа – явление, женщины детородного возраста среда, а родившиеся у них дети - явление.

К относительным показателям относятся показатели заболеваемости, демографические показатели.

Формула расчета:

ИП = явление х основание,

Среда

где основание – единица с нулями: 100,1000,10000,100000 и т.д.

При перемене основания величина коэффициента изменяется в соответствующее число раз. В санитарной статистике при вычислении размеров рождаемости, смертности, естественного прироста, общей заболеваемости и т. п. за основание обычно принимают 1000 человек населения.

Вычисление размеров смертности или заболеваемости в отношении какой-либо болезни чаще всего производится на 10000 или 100000 населения.

Расчет показателей заболеваемости с временной утратой трудоспособности производится на 100 работающих; показателей летальности - на 100 прошедших больных.

Интенсивные показатели применяются для:

  • определения уровня частоты распространенности того или иного явления;
  • сравнения различных совокупностей по степени частоты того или иного явления. (Например, для сравнения уровней рождаемости в разных странах, в разных районах и т.д.);
  • выявления в динамике изменений степени частоты явлений в наблюдаемой совокупности (например, сдвигов заболеваемости населения).

Интенсивные коэффициенты могут быть общими и специальными. Общие коэффициенты характеризуют явления в целом, например, общие коэффициенты рождаемости, смертности, заболеваемости, вычисленные по всему населению города, района. Эти коэффициенты дают первоначальную ориентировку, позволяют оценить динамику явления или процесса в самом общем виде.

Для более точного углубленного и дифференцированного анализа явлений необходимо пользоваться специальными коэффициентами, особенностью которых является уточнение группировки. Например, при вычислении специальных коэффициентов рождаемости (плодовитости) за основание берется не все население, а только женщины в возрасте от 15 до 49 лет.

Графически интенсивные показатели могут быть представлены в виде 4-х основных типов диаграмм: столбиковой, линейной, картограммы, картодиаграммы.

Столбиковая диаграмма применяется для иллюстрации однородных, не связанных между собой интенсивных показателей.

Линейная диаграмма используется для иллюстрации частоты явления в динамике. На систему координат наносят в виде точек (ряда величин) на ось абсцисс(x) – равные промежутки времени, на ось ординат (y) показатели (рождаемости, смертности и т. д.).

Если на одной диаграмме изображено несколько явлений, то линии используют разного цвета.

Радиальная диаграмма используется при необходимости изобразить графически динамику явления за замкнутый цикл времени (сутки, неделю, месяц, квартал, год). Этот вид диаграммы чаще всего используется в эпидемиологической практике при анализе инфекционной заболеваемости. В качестве оси – окружность, разделенная на одинаковое число частей соответственно отрезкам времени цикла, осью ординат служит радиус окружности или его продолжение.

Картограмма – особая географическая карта, на которой отдельные территории заштрихованы с различной интенсивностью соответственно уровню интенсивного показателя. Берется географическая карта с административными границами (района, области, республики). Каждой группе показателя даем условную штриховку (цвет).

Картодиаграмма – сочетание географической карты с диаграммой (столбиковой). Столбики различной величины наносят на карту (на определенную территорию).

Показатели соотношения

Характеризуют численное соотношение двух, не связанных между собой разнородных совокупностей, сопоставленных только логически по их содержанию.

По методике вычисления коэффициенты соотношения сходны с интенсивными коэффициентами, хотя они различны по существу. Примером коэффициента соотношения может служить обеспеченность населения больничными койками, лекарствами, врачами, средним медицинским персоналом. Показатели соотношения исчисляются обычно на 10000 населения.

Формула расчета:

ПС = явление * 10000

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...