Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этика психологического исследования

Связь научно-практической деятельности и нравственности — одно из условий существования и выживания современной цивилизации. С 80-х гг. XX в. в сфере исследований человека начинается настоящий «этический бум». Хельсинкская декларация, исправленная и дополненная в 1989 г., гласит, что психологическое исследование человека, как и биомедицинское, подчиняется двум главным этическим принципам — свободной воли и защиты испытуемых от негативных последствий.

Основной моральный принцип современной этической модели — биоэтики — принцип «уважения прав и достоинства личности». Вопрос об отношениях врача и пациента, психолога и клиента определяется новыми типами взаимоотношений — информационным, совещательным, интерпретационным, являющимися, по сути, формой защиты прав и достоинства человека.

На первый план вместо патерналистской модели защиты и сохранения жизни выходит принцип благополучия клиента, который реализуется доктриной информированного согласия — самоопределение клиента зависит от степени его информированности. Специалист обязан снабдить клиента всей интересующей его информацией, в том числе той, о которой, в силу своей некомпетентности, он может не подозревать. Клиент оставляет за собой право принимать решения, связанные с его состоянием и получением профессиональной помощи. Специалист дает разъяснения относительно прогнозов изменения состояния, включая перспективу отказа от помощи, а клиент, зная свои цели и ценности, определяет вариант, который больше всего соответствует его интересам и планам на будущее.

Решения клиента носят добровольный характер и соответствуют его собственным ценностям. В этом и состоит нравственный стержень взаимоотношений врач — пациент в биоэтике — принцип уважения личности. Однако необходимость уважать самоопределение пациента (клиента) в любом случае не означает, что нужно слепо идти у него на поводу. Предпосылка для самоопределения — это осознание возможности выбора и понимание достоинств и недостатков каждого из вариантов решения. Именно поэтому информирование и консультирование клиента выходят на первый план.

 

 

5

 

 

6. Сенсорная адаптация, синестезия, сенсибилизация.

Сенсорная адаптация - изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Как правило, адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей или при их отсутствии чувствительность увеличивается.Такое изменение чувствительности требует времени. Так, для того чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Слух адаптируется к окружающему фону через 15 с. Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов. А. Р. Лурия выделяет две стороны сенсибилизации. Первая носит длительный, постоянный характер и зависит от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому возраст человека отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20–30 годам, затем снижается. Вторая сторона носит временный характер и зависит как от физиологических, так и от психологических воздействий на состояние человекаВзаимодействие ощущений также обнаруживается в явлении, называемом синестезиейвозникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов.Например: высокие звуки чаще всего расцениваются людьми как «светлые», а низкие – как «темные».

7. Наименьшая сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения. Нижнему порогу ощущений противостоит верхний порог. Наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом ощущения. Верхний порог ограничивает чувствительность с большей стороны, причем до определенного предела, выше которого возникает болевое ощущение или не происходит изменений в интенсивности ощущений.

Пороги ощущений индивидуальны для каждого человека и изменяются на протяжении его жизни. Ощущения, кроме величины абсолютного порога, также характеризуются порогом к различению, который называется дифференциальным порогом. Дифференциальный порог - наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается. Дифференциальный порог ощущений для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора он представляет собой постоянную величину. Закон Бугера - Вебера гласит: дифференциальный порог ощущения для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора представляет собой постоянную величину. Сама же постоянная величина получила название константы Вебера.Значение константы Вебера для различных органов чувств приведены в таблице:

Ощущения Значение константы
Изменение высоты звука 0,003
Изменение яркости света 0,017
Изменение давления на поверхности кожи 0,140
Изменение веса предмета 0,020
Изменение громкости звука 0,100

Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) и дифференциальные пороги различения (относительная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Наряду с этим различаются оперативные пороги ощущений - величина сигнала, при которой точность и скорость его различения достигает максимума. Эта величина на порядок больше, чем величина порога различения, и применяется в различных практических расчетах. Патологическое изменение порогов чувствительности включает понижение порогов чувствительности - гиперестезии, повышение - гипостезии, полную утрату - анестезии и извращение - сенестопатии.психотических состояниях (острый галлюциноз, параноид и др.), начальных проявлениях непароксизмальных помрачнениях сознания (делирий, онейроид, аменция).Гипостезия - понижение восприимчивости к внешним раздражениям, когда окружающий мир, отдельные предметы и свойства теряют яркость, красочность, сочность, отчетливость индивидуальность. Встречается при оглушенности, депрессивных состояниях, истерических синдромах, алкогольном и наркотическом опьянениях.Гипералгезия - повышение болевой чувствительности, наблюдается при различных патологических состояниях, в частности, при депрессиях, особенно маскированных ("алгическая меланхолия" (Петрилович, 1970)).Анестезия проявляется анатомическим и функциональным повреждением анализатора, начиная с рецепторного отдела и кончая корковым представительством, что клинически сопровождается потерей чувствительности кожи, потере вкуса, обоняния, слепоте, глухоте. В неврологии выделяют зрительную агнозию (неузнавание зрительных образов, букв, слов), слуховую (неузнавание предметов при ощупывании), аутотопоагнозии (неузнавание частей своего тела), анозогнозии (непризнание болезни, повреждения), агнозию лица. При истерических невротических синдромах наблюдают психическую амблиопию (слепота), психическую аносмию (нечувствительность к запахам), психическую агейзию (утрату чувства вкуса), психическую глухоту, психическую тактильную и болевую анестезию (аналгезии).

8. Синестезия

Синестезия (от греч. synáisthesis — чувство, одновременное ощущение, антоним понятию «анестезия» — отсутствие каких-либо ощущений) — особенность человеческого восприятия, характеризующаяся тем, что ответная реакция органов чувств на раздражитель сопровождается другими, дополнительными ощущениями или образами. Один из примеров проявления синестезии — звуковые ассоциации при восприятии какого-либо цвета. Это явление встречается не так уж и редко, вот только зачастую одна и та же тональность у разных людей может вызывать совершенно разные цветовые представления.

По характеру появляющихся дополнительных ощущений выделяют следующие виды синестезии:

· зрительная (фотизмы);

· слуховая (фонизмы);

· вкусовая;

· осязательная и прочее

Синестезия может возникать как избирательно, т.е. только на определенные впечатления, так и распространяться почти на все ощущения органов чувств. Наиболее актуальным исследование этого феномена стало на рубеже ХIХ и ХХ столетий. В то время этим феноменом заинтересовались не только психологи и медики, но и люди искусства. Тогда явление синестезии заставило музыканта А.Скрябина задуматься о «синтетическом искусстве», где каждой музыкальной тональности соответствовал бы какой-либо определенный цвет (симфоническая поэма «Прометей», 1910). В то же время французскими символистами (Артюр Рембо, Поль Верлен, Шарль Бодлер) были созданы знаменитые сонеты, посвященные звукам и цветам. К «синестетикам» можно отнести многих писателей, поэтов и художников, хотя на первый взгляд они кажутся очень разными: В.Кандинского и Л.Толстого, М.Цветаеву и М. Горького, В.Набокова и К.Бальмонта, Б.Пастернака и А.Вознесенского.

«Синестетические» ассоциации иногда могут быть очень непредсказуемыми и фантастическими, а иногда даже «сверхъестественными». Так люди, на первый взгляд ничем не отличающиеся от остальных, порой категорично утверждают, что у отдельных слов, букв и чисел есть свои врожденные цвета, причем зачастую даже многие годы не способны изменить у них это мнение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...