Фанатизм как попытка «найти себя»
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Одна из особенностей подросткового и юношеского поколения: перестройка взаимоотношений с взрослыми, смена значимых лиц. Главное противоречие- «промежуточность» положения молодого человека в обществе- определяет многие свойства психологии формирующегося члена общества. Противоречивость чувства взрослости, эмансипация ребенка от родителей и восприятие родительского примера не так абсолютно и некритично, как в детстве, создает предпосылки для появления других авторитетов: кумиров, которых молодежь создает себе. В трудное время, когда плохое материальное и нравственное положение, молодежь абсолютизирует этих людей, мечтая о «легких» деньгах. Лидируют в этом, несомненно, девушки. Мечтательно ждущие «принца на белом коне», на которого совсем не похожи современные парни, они находят его в кумире. Уходя в сказку от жестокой реальности, такие люди теряют себя. Так появляется такое явление как фанатизм В энциклопедии можно найти такое определение фанатизма: “Фанатизм (от лат. fanaticus- исступленный)— доведенная до крайней степени приверженность к каким-либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым другим взглядам, страстная преданность чему-либо”. Сейчас в большинстве своем эта преданность доходит до крайности, причем имеют место не взгляды и убеждения, а обожествление кумира. Достаточно вспомнить смерть Курта Кобейна, лидера группы “Nirvana”. После этой трагедии фан-клуб этой группы совершил попытку массового суицида. Конечно, подобные случаи происходят не только в наши дни, просто раньше это не так афишировалось в России, но и не было таких предпосылок для «безумного» фанатизма. Фанаты зачастую теряют свою индивидуальность. Они пытаются подражать своим кумирам: одеваться, как они, говорит, как они, и т.д. Какие-либо изменения в жизни их кумиров вызывает депрессию, нередко заканчивающуюся попыткой суицида. Причем особенность такой молодежи: втянуть и других в свою группу; хотя, по идее, должно быть наоборот: ревность.
Есть также и особая группа фанатов, которая отличается историей своей жизни. Они приходят к врачу прежде всего с его жалобами на плохое настроение, безрадостную жизнь, опустошенность. Лишенные возможности свободного общения, замкнутые подростки влюбляются в человека, с которым наверняка не встретятся: в звезду экрана, телеведущего. В стремлении найти идеалы и подражать им подростки и юноши видят прежде всего идею собственного выбора и отрицание той действительности, которая поглощает всех и вся вокруг. Смотря сквозь розовые очки на мир, они оттягивают момент перехода во взрослую жизнь с ее более серьезными проблемами: вот оно, противоречие - и желание быть взрослым, и боязнь… «а сумею ли я?» Иногда таким людям нужна мощнейшая встряска, чтобы привести их в чувство. «Не случайно, первые слова Кати, после того, как она очнулась, были: “Я хочу жить!” А сколько таких, которые только в последний в момент понимают, что они не хотят жертвовать жизнью ради человека, которые об этом даже не узнает. Попытка покончить с собой не наложила отпечатка на дальнейшую Катину жизнь…».[13] Нет, это не так. Девушка научилась ценить свою жизнь, самому главному в мире, где жизнь уже давно не ценится. Парадокс … Непосредственно акцентуации… Пункт первый: НАРКОМАНИЯ Подростковый и юношеский возраст — возраст становления. Подросток еще плохо знает окружающий мир, плохо знает самого себя. Он торопится жить, он торопится войти в мир взрослых людей. Все хочется попробовать, обо всем хочется составить собственное мнение. Добавьте к этому массу новых проблем — от экономических до сексуальных, первые личные драмы и разочарования, неумение справляться с собственными чувствами и вы поймете, почему именно подросток так уязвим для наркотиков. Вот наиболее распространенные мотивы употребления наркотиков подростками:
· желание не отстать от компании, быть “как все” в своей группе сверстников; · желание пережить эмоционально приятное состояние (“кайф”); · поиск фантастических видений, галлюцинаций (“поймать глюки”); · стремление “забыться”, отключиться от неприятностей; · любопытство, желание испытать неизведанное. Кроме внутренних причин, способных подтолкнуть подростка к наркотикам, есть еще и внешние, то есть обстоятельства, в которых реально существует подросток и которые часто от него не зависят. К числу таких внешних причин относятся: · жестокое обращение с подростком в семье; · несостоятельность в учебе; · алкоголизм родителей; · эмоциональное отвержение со стороны матери; · постоянные конфликты между родителями; · бунт против чрезмерной опеки со стороны родителей. Часто бывает трудно изменить ситуацию в семье или противостоять влиянию подростковой компании, но всегда важно понять, что действительно в ваших силах, чем вы реально можете помочь своему ребенку.
Пункт второй: СУИЦИД Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры, потеря любимого человека из ближайшего окружения или высокомерно отвергнутая любовь, наркомания, уязвленное чувство собственного достоинства, отождествление себя с авторитетным человеком, совершившим самоубийство.
Пункт третий: ПРАВОНАРУШЕНИЯ Правонарушения в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, скверновловии, дрчливости, мелком воровстве. Подросткам и юношам присуща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. · Корыстные правонарушения носят незавершенный детский характер, т.к. совершаются из-за озорства и любопытства. · Насильственные правонарушения вызваны потребностями самоутверждения, стадным чувством ложно понятого долга перед компанией.
Пункт четвертый: НЕФОРМАЛИТЕТ Причины возникновения: потребности в суверенитете личности, в самовыражении, в признании права на собственный выбор, путь и решение. Отношения в семье, стиль воспитания, который выбирают взрослые, во многом определяют то, насколько гармоничной будет личность подростка, насколько успешно он будет справляться с жизненными проблемами и искушениями.
Противоречия развития молодежи. Основные выводы:
· Противоречие между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом времени, экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей. · Недооценка жизни приводит к возникновению пессимистических настроений. Возраст бескорыстных жертв, но и разнообразных злоупотреблений. · Юности свойственна некая природная дисгармония. Желания и стремления развиваются ранее, чем воля и сила характера. · Абстрактные идеалы и жизненные планы. · Трудность социальной и психологической адаптации к условиям нынешней жизни (без опеки родителей) и желание побыстрее освободиться от этой опеки. · Стремление найти «свои» идеалы как нечто отличное и противоположное ценностям старшего поколения. · Эгоцентризм и «чувство стадности» «в одном флаконе», плюс сознание своей собственной исключительности. · Желание самим сделать свой выбор, но ответственность за него не нести.
ЛИТЕРАТУРА
Шубкин В.Н. Социологические опыты. М.: Мысль, 1970. Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь (социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства). М.: Мысль, 1985. Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование. М.: Наука, 1977. Лиханов А. Положение детей в России // Независимая газета, 1996. 21 ноября. А.В.Петровский «Популярные беседы о психологии»// Москва// «Педагогика»//1977 год статья Д.Л.Константиновского, Ф.А.Хохлушкиной «Формирование социального поведения молодежи в сфере образования» Еженедельный информационный выпуск № 40 (252) 15-21 октября 1999г. «Архангельская молодежь создает свой парламент».
Л.Яковлев, статья «Притязания молодежи, ожидания общества» Жарков С.М. Статья «Проблемы подготовки молодежи к труду и выбору профессии. Прим: 4 последних статьи взяты из сети «Интернет»
[1] Жарков С.М., кандидат педагогических наук, профессор БиГПИ. Статья «Проблемы подготовки молодежи к труду и выбору профессии», г. Бийск. [2] См. сноску №3 [3] Еженедельный информационный выпуск № 40 (252) 15-21 октября 1999г. «Архангельская молодежь создает свой парламент». [4] Л.Яковлев, кандидат исторических наук. Из статьи «Притязания молодежи, ожидания общества» [5] На основе статьи Д.Л.Константиновского, Ф.А.Хохлушкиной «Формирование социального поведения молодежи в сфере образования» [6] Шубкин В.Н. Социологические опыты. М.: Мысль, 1970 [7] см. сноску №7 [8] А.В.Петровский «Популярные беседы о психологии»/ Москва/ «Педагогика»/1977 год [9] А.В.Петровский «Популярные беседы о психологии»// Москва// «Педагогика»//1977 год [10] П.Д.Павленок «Основы социальной работы»//учебник [11] А.В.Петровский «Популярные беседы о психологии»// Москва// «Педагогика»//1977 год [12] По А.Е.Личко [13] Центр дистанционного образования “Эйдос”. Цитата из работы участников проекта “ФЕНОМЕН-98” Прокопавичюте Виктории и Лившиц Елены, г.Самара, Россия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|