Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современное развитие регионализма в науке




 

Многие исследователи отмечают, что изначально сторонники идеи регионализма исходили из того, что источником развития структур местной власти должны стать имеющиеся культурные и исторические традиции регионов, на базе которых возможно усиление роли периферии в политике европейских государств. Западная цивилизация, находясь на постиндустриальной и индустриальной стадии своего развития, не нуждалась в целостной концепции регионального деления общества, основанной на признании множественности организационно территориальных принципов его строения. Со временем была осознана ценность региональных укладов общественной жизни, а усложнившаяся структура общества потребовала не столько иерархии социальных и политических отношений, сколько согласования и координации разноуровневых интересов в рамках отдельных государств [9, с. 10].

Современные российские исследователи обращают внимание на то, что практически до начала 90-х гг. XX в. регионализм в России рассматривался как «революционное» течение западной мысли, выдвигающее альтернативные проекты мироустройства и тем самым бросающее вызов традиционному политическому истеблишменту. В содержательном отношении термин «регионализм» может быть представлен в разных «измерениях». Регионализм можно рассматривать как естественный, органический принцип территориальной организации социальных, политических, экономических и культурных аспектов жизнедеятельности человеческих сообществ. В этом смысле регионализм анализируется в таких категориях, как социальная сплоченность этнических, расовых и языковых групп, проживающих совместно; как экономическая взаимодополняемость тех хозяйствующих субъектов, которые работают в рамках данной территории; как совместимость общих ценностей, связанных с культурой, религией, историческими традициями; как политическая солидарность и т.д. [7, с. 5]

Часто регионализм нацелен на практическое использование тех возможностей, которые вытекают из естественного территориального деления современных обществ, а значит создает условия для рационального распределения компетенции власти и производственных ресурсов среди различных групп населения. Поэтому можно сказать, что регионализм внутренне присущ всем типам современных обществ, независимо от их размеров, уровня развития, особенностей политических и государственных структур и т.д. Другими словами, регионализм неизменно присутствует во внутреннем обустройстве общественных отношений и не всегда принимает облик какой-то конкретной линии поведения государства. Политический курс правительств, часто обозначаемый термином «регионализм», - это не более чем отражение (адекватное или искаженное) тех изначально существующих возможностей и потребностей, которые вытекают из самого принципа пространственно территориального распределения людских и материальных ресурсов. Если эти возможности и потребности игнорируются на официальном уровне, то регионализм будет продолжать существовать в подавленной (пассивной) форме и проявляться в различных привычках, обычаях, типах менталитета, публичной активности, культурных особенностях и т.д. Будучи поощряемым, регионализм приводит к появлению и сознательному поддержанию различных центров регионального притяжения и в политическом смысле может привести к децентрализации власти [2, с. 7].

Регионализм может быть общим наименованием различного рода интеллектуальных течений и доктрин, нацеленных на рациональное использование естественных пространственных различий, существующих внутри современных обществ. В данном контексте он может выражаться двояко: с одной стороны, это так называемая пассивная регионализация, определяемая общей идентичностью, культурой, историей, географией; с другой стороны, часто имеет место целенаправленная и активная деятельность по созданию региональных политических институтов под воздействием как правительств, так и субнациональных управленческо-административных единиц. В плане же направленности самого «вектора регионализма» имеет смысл провести различие между двумя пони маниями этого термина. В современной России оба типа регионализма одновременно и конкурируют, и взаимно дополняют друг друга. Во-первых, регионализм может предполагать вариант объединения соседних территорий по экономическим, культурным или политическим соображениям. Это «интегративный», или «ассоциативный», регионализм (например, объединение субъектов РФ в федеральные округа) [5, с. 50].

Регионализм может носить и наднациональный характер (региональный интеграционизм) и являться составной частью общемировой тенденции создания наднациональных политических институтов, интеграции национальных рынков и стирания торговых барьеров (например, стремление к региональной интеграции на постсоветском пространстве). На Западе расширение функций многонациональных и межправительственных органов аргументируется необходимостью образования инстанций, способных поддержать работоспособный и мирный социально политический и экономический порядок. В СНГ региональный интеграционизм представляет собой внутренне разнородную политическую линию, вбирающую в себя различные представления о том, как должны выглядеть региональные структуры власти и безопасности на постсоветском пространстве [8, с. 67].

Необходимо отметить, что существенный перелом произошел в последние десятилетия, когда в связи с обозначившимися перспективами глубокой европейской интеграции заметно возросла роль регионов в политической и социально экономической жизни Европейского союза. И российские, и европейские исследователи отмечают, что провозглашаемая регионализмом дисперсия власти не противоречит ее концентрации в рамках общеевропейских институтов.

Регионализм сам по себе не предполагает экономической и политической изоляции, а его концепции широко распространены среди приверженцев идей единой Европы, критически относящихся к традиционному государству нации. Именно поэтому большинство сторонников современного европейского регионализма полагают, что по мере углубления интеграции основной объем власти и сопутствующий ей авторитет будут постепенно перемещаться в регионы. Известно, что уже существует примерная иерархия регионального устройства общества, где низовой уровень составляют коммуны, затем следуют ассоциации коммун, затем субрегионы и, наконец, регионы, обладающие политической властью.

Уровень региона соответствует крупным историческим областям, как, например, Бургундия во Франции, Бавария в Германии или Андалузия в Испании [7, с. 8].

Необходимо подчеркнуть, что в исследованиях по регионализму последних лет все больше внимания уделяется двум новым формам регионализма, которые все более определенно заявляют о себе в современном мире: это политический (закрытый) и новый (открытый) регионализм. Под политическим регионализмом понимается географическая группа смежных национальных государств, которые обладают рядом общих черт, высоким уровнем взаимодействия и институционализированной кооперации, осуществляемой посредством формальной многосторонней структуры.

Сегодня политический регионализм наиболее полно проявился в создании и развитии Европейского союза, но такая модель за пределами Европы не получила распространения. Здесь развивается так называемый новый регионализм - более открытая форма регионализма, что особенно характерно для Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) и Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР) являются яркими представителями нового направления регионализации. Таким образом, регионализм не выступает в наши дни единым идейным течением; большинство исследователей видят в нем скорее целостную мировоззренческую и концептуальную систему, требующую междисциплинарного подхода для решения политических проблем, которые вытекают из регионального деления современных обществ [8, с. 70].

В своих многообразных проявлениях регионализм формирует общие предпосылки для постановки вопроса о независимом или относительно самостоятельном от центральной власти «пространстве решений», которым, безусловно, должно обладать региональное сообщество.

 

 


Заключение

 

Подводя итоги нашей работы, мы можем сделать следующие выводы:

Термин регионализм в современном географическом и социально-гуманитарном дискурсе используется в различных значениях. Например, под регионализмом часто понимается:

•   подход к проблемам социума с позиций интересов и потребностей регионов, их учет в экономике, политике, управлении, отказ от чрезмерного централизма и унификации;

•   взаимодействие между государствами (некоего макрорегиона) или между отдельными частями (например, административно-территориальными единицами) той или иной страны, образующих соответствующие региональные группировки; их региональное сотрудничество, укрепление связей между ними;

•   политические движения в рамках разных региональных сообществ, направленные, в частности: а) на обретение некоего институционального статуса (борьба за политическую или культурную автономию, за самоуправление провинций, этнических или территориальных групп людей); б) на расширение уже существующих прав региональных сообществ.

Современный регионализм - следствие усилий, направленных на увеличение безопасности, стабильности и устойчивости мультигосударственной международной системы.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...