Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессионализм как свойство как процесс и как состояние человека-профессионала




Анализ профессионализма подразумевает изучение всех измерений этого комплексного феномена. В качестве таких основных измерений считаем целесообразным остановиться на рассмотрении профессионализма 1) как свойства, 2) как процесса и 3) как состояния человека-профессионала. Остановимся на указанных аспектах подробнее.

1. Профессионализм, рассматриваемый как интегральное свойство (качество) – это совокупность наиболее устойчивых и постоянно проявляющихся особенностей человека-профессионала, обеспечивающих определенный качественно-количественный уровень профессиональной деятельности, характерный для данного человека. Профессионализм (как свойство) является результатом онтогенеза человека в процессе его профессионализации.

2. Профессионализм, рассматриваемый как процесс (закономерное, последовательное изменение) имеет фазы или стадии: начало (возникновение), течение (экстенсивное или интенсивное развитие, стагнацию, деградацию и др.), окончание. Процессуальный аспект изучения феномена профессионализма основывается на выделении его временных характеристик: длительности и устойчивости фаз и стадий.

Можно выделить следующие стадии развития профессионализма:

а) стадию допрофессионализма, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности не достаточна высока;

б) стадию собственно профессионализма, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; указанная стадия включает, в свою очередь, совокупность последовательно сменяемых фаз, каждая из которых характеризуется показателями, отвечающими требованиям определенным внутренних и внешних критериев;

в) стадию суперпрофессионализма или мастерства, которая соответствует приближение к «акме», т.е. вершине профессиональных достижений;

г) стадию «послепрофессионализма» (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).

Процесс становления профессионализации, как правило, характеризуется немонотонностью смены фаз и стадий [4].

3. В общем случае состояние является характеристикой любой системы, отражающей ее положение относительно координатных объектов среды [5]. Профессионализм, рассматриваемый как состояние человека-профессионала, может быть внутренне и внешне наблюдаемым. Внутренне наблюдаемое состояние профессионализма – это зафиксированное сознанием субъекта на определенный момент времени интегральное ощущение благополучия (неблагополучия), комфорта (дискомфорта) в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. Внешне наблюдаемое состояние профессионализма – это степень благополучия, определяемая по внешне читаемым признакам.

 

ВОПРОС 16

Вопрос 16 Характеристика профессионально важных качеств

Под профессионально важными качествами (ПВК) понимаются индивидуальные качества субъекта труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально важным качествам относят и способности, но они, как подчеркивает В.Д. Шадриков [Шадриков, 1996], не исчерпывают всего объема ПВК. М.А. Дмитриева в качестве профессионально значимых свойств выделяет индивидуально-психологические свойства и отношения личности [Дмитриева и др., 1979]. К индивидуально-психологическим (типологическим) свойствам относятся сенсорные, перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, коммуникативные свойства человека. Отношения личности включают отношения человека к себе, к другим людям, к труду, к своей профессии, тем или иным профессиональным задачам и т.д.

Основные характеристики нервных процессов накладывают свои отпечатки на профессиональную деятельность в любой области, однако разные профессии предъявляют свои требования к различным свойствам нервной системы.

Индивидуально-типологические свойства и стиль деятельности

Индивидуально-типологические свойства мало изменяются на протяжении профессионального пути и относятся к наиболее стабильным характеристикам. При этом одно и то же типологическое свойство может иметь как положительные, так и отрицательные (с точки зрения профессиональной успешности) проявления.

Например, слабость нервных процессов определяет низкий предел работоспособности и в то же время высокую чувствительность (сензитивность). А инертность нервных процессов проявляется в малых показателях скорости нервной системы и в прочности временных связей.

Таким образом, природная недостаточность в области одной функции компенсируется преимуществом в области другой, не менее важной. А разные типы высшей нервной деятельности необходимо рассматривать не как разные степени совершенства, а как «способы уравновешивания организма со средой» (по замечанию Б.М.Теплова).

К числу индивидуально-типологических свойств, проявляющихся во всех видах активности субъекта (деятельности, общении и др.) и, поэтому, оказывающих влияние на познавательные и эмоциональные процессы, психические состояния и свойства, принадлежит темперамент как одно из важнейших свойств индивидуальности.

Один из первых факторов, на который обращают внимание при изучении психологических особенностей той или иной профессии, является психомоторика. Во

всякую трудовую деятельность, так или иначе, включена система действий. Анализируя общее строение деятельности, А.Н. Леонтьев подчеркивал, что человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий. По А.Н. Леонтьеву, «макроструктура» деятельности состоит из следующих единиц [Леонтьев, 1977]: а) отдельные (особенные) деятельности - соотносятся с побуждающими их мотивами; б) составляющие их действия - соотносятся с осознанными целями; в) операции - соотносятся с условиями достижения конкретной цели.

Сенсорные свойства. В различных видах трудовой деятельности могут найти применение практически все виды чувствительности - от зрительной и слуховой до вкусовой и обонятельной.

В психологии используется понятие сенсорной основы деятельности (СОД), в которой выделяются: а) ведущий (или ведущие) анализатор и б) вспомогательные анализаторы. Через ведущий анализатор поступает основная информация о ходе трудового процесса. Состав СОД может быть неизменным на протяжении всего трудового процесса, но может иметь место включение или выключение того или иного анализатора при переходе от операции к операции.

Тип нервной системы конкретного человека влияет на характер чувствительности всех его анализаторов. Скорость ощущения и различения зависит от подвижности нервных процессов и их равновесия (у подвижного типа - скорость ощущения больше, у тормозного типа - дифференцировка более точная). Устойчивость уровня чувствительности зависит от того, какова сила нервных процессов, их подвижность и равновесие (более устойчивая у возбудимого типа, инертная у тормозного). Эмоциональная реактивность при воздействии раздражителей на рецепторы особенно зависит от силы нервных процессов - большая реактивность у слабого типа, наименьшая - у сильного и инертного типа.

Вследствие стабильности рассмотренных характеристик для профессий, которые предъявляют повышенные требования к таким свойствам, как скорость различения, устойчивость уровня чувствительности и т.п., реальным средством повышения эффективности труда является профессиональный отбор.

Вторая характеристика сенсорных процессов, имеющая большое значение для успешности во многих видах профессиональной деятельности, - уровень чувствительности анализаторов. Имеет место неравномерность развития разных видов чувствительности в общей сенсорной организации: у одного и того же человека может быть повышенная чувствительность в области пространственного различения или речевого слуха и, - одновременно, пониженная чувствительность цветового зрения и

музыкального слуха. Эти особенности могут быть связаны либо: а) с природным преобладанием одного из анализаторов, либо б) с ведущей ролью данного анализатора, сформированной в результате длительного профессионального опыта. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что эффективность решения сенсорных задач значительно повышается под влиянием социального опыта или специальной тренировки.

Мнемические свойства. Память - один из важнейших психических процессов. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков. В структуре память можно выделить три основных звена: 1) запоминание воспринятой информации; 2) сохранение информации; 3) извлечение того, что сохранилось. Для успешности трудовой деятельности имеют значение различные мнемические свойства: а) объем памяти; б) скорость запоминания; в) прочность сохранения усвоенного материала; г) точность и скорость воспроизведения; д) готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент.

Профессиональная память может оперировать зрительными образами, слуховыми (у радиста, музыканта), двигательными (у механика - наладчика, акробата), осязательными (у врача), обонятельными (у работников пищевой, парфюмерной промышленности). Это может быть память на лица (у администратора, проводника железнодорожного вагона, педагога), на графический и цифровой материал, наконец, содержанием профессиональной памяти могут быть художественные образы, слова, понятия, идеи. Индивидуальные различия в этом плане велики.

Профессиональный опыт хранится в долговременной памяти. Но в основном профессиональная деятельность опирается на оперативную память, которая органически включена в эту деятельность. Функции оперативной памяти подчинены задачам и целям деятельности, связаны с ее содержанием. Оперативная память использует часть информации, хранящейся в долговременной памяти; с другой стороны, она сама постоянно передает в долговременную память какую-то часть новой информации. Объем оперативной памяти равен 7±2 единицы информации. Объем отсроченного воспроизведения меньше, при этом снижается и точность воспроизводимого материала, происходит забывание.

Механизмами функционирования оперативной памяти являются пожизненно складывающиеся системы нервных связей, обслуживающих данную деятельность. Поэтому характеристики оперативной памяти находятся в прямой зависимости от степени сформированности таких функциональных систем. Они изменяются по мере овладения той или иной деятельностью, достигая на каком то уровне относительной стабильности при условии фиксированных способов выполнения данной деятельности. По мере

усвоения новых, более совершенных, способов деятельности происходит и новый сдвиг в характеристиках оперативной памяти.

Один из способов совершенствования профессиональной памяти заключается в формировании соответствующих мотивов и установок.

Имажитивные свойства. Индивидуальные различия в характеристиках воображения и факторы, влияющие на динамику имажитивных свойств, изучены мало. Тем не менее, на основании накопленных психологической наукой материалов, можно утверждать, что у школьников, имеющих склонность к техническому творчеству, значительно меньше ошибок при решении задач, требующих оперирования образами объектов сложной формы, чем у их сверстников, не посещающих технические кружки.

Мыслительные свойства. В психологии существует понятие общего интеллекта и двух его структур: вербального и невербального. Вербальный интеллект - интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания (так называемое «левополушарное мышление»). Невербальный интеллект связан с развитием наглядно-образного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления («правополушарное мышление»). Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики профессиональной деятельности, а также врожденных индивидуальных особенностей.

Кроме того, в психологии различают так называемый профессиональный, а также социальный интеллект. Профессиональный интеллект ориентирован на специализацию в деятельности, социальный - на решение проблем межличностных отношений, на нахождение рационального выхода из ситуации.

Аттенционные свойства. Наряду с мыслительными свойствами, большое значение для профессиональной успешности имеют так называемые аттенционные свойства. К аттенционным свойствам относят следующие характеристики внимания, которые могут быть определены путем экспериментальных исследований: избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключения.

Избирательность внимания связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к осознанной цели. За величину объема внимания принимается количество одновременно отчетливо осознаваемых объектов. Показатели переключения и устойчивости внимания характеризуют качество выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей. Распределение внимания характеризует эффективность деятельности в условиях одновременного выполнения двух и большего числа действий.

Профессионально важные свойства внимания, такие как интенсивность его концентрации, устойчивость, быстрота переключения - по-разному выступают в различных видах деятельности. Например, для профессии водителя на первый план выдвигаются характеристики распределения и переключения, для других профессий, главной целью которых является наблюдение и контроль (корректор, оператор непрерывных прокатных станов и др.), наибольшее значение приобретает устойчивость внимания.

Все характеристики внимания в той или иной мере определяются типологическими особенностями нервной системы и поэтому мало изменяются. Скорость переключения зависит от подвижности нервных процессов. С возрастом подвижность их несколько снижается и можно ожидать уменьшения скорости переключения внимания, но лишь там, где она не поддерживается профессиональным опытом.

Можно говорить о типичной для данного человека устойчивости внимания, широте распределения, скорости переключения. Однако в зависимости от условий труда, эти характеристики у одного и того же человека могут варьировать в широких пределах. Ни одно из профессионально значимых свойств не зависит в такой степени от внешних факторов, как свойства внимания. Монотония, например, сказывается на устойчивости внимания резко отрицательно, а содержательность и ответственность задачи повышают устойчивость внимания. Утомление в первую очередь сказывается именно на внимании, проявляясь в ухудшении его характеристик.

Никакие специальные тренировки в процессе профессионального обучения не могут дать резкого улучшения индивидуальных характеристик внимания, т.к. лежащие в их основе особенности нервных процессов изменяются чрезвычайно медленно. Поэтому характеристики внимания, как и мыслительные свойства можно рассматривать как достаточно устойчивые диагностические индикаторы.

ПВК — это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и коррелируют хотя бы с одним ее основным результативным параметром (качеством, производительностью, надежностью). В функции профессионально-важных могут выступать не только собственно психические, но и внепсихичес-кие свойства субъекта — соматические, биологические, морфологические, конституциональные, типологические, нейродинамичес-кие и др. Например, элементарная «физическая сила и выносливость» — ярко выраженное ПВК многих видов деятельности. Для более полного раскрытия специфики и особенностей ПВК целесообразно остановиться на их основных классификациях.

Так, прежде всего, разделяют четыре основные группы индивидуальных качеств, образующие собой структуру профессиональной пригодности. Это, во-первых, абсолютные ПВК — свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом, или нормативно заданном, «среднем» уровне. Во-вторых, это — относительные ПВК, определяющие собой возможность достижения субъектом высоких («наднормативных») количественных и качественных показателей выполнения деятельности («ПВК мастерства»). В-третьих, в роли важных субъектных детерминант деятельности и, следовательно, в роли ПВК в последнее время рассматривается адекватная мо?пивационная готовность к реализации той или иной деятельности. Доказано, что она может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот!). Наконец, в-четвертых, выделяют так называемые анти-ПВК — свойства, наличие которых выступает профессиональным противопоказанием к той или иной деятельности.

Далее, любая деятельность характеризуется определенными основными результативными параметрами — прежде всего качеством и производительностью. В психологических исследованиях доказано, что для их обеспечения необходимы различные индивидуальные качества субъекта. ПВК этих параметров частично перекрываются, однако чаще не совпадают полностью друг с другом, а иногда и вступают в антагонистические отношения. В последнем случае одно и то же ПВК является таковым в плане обеспечения качества деятельности и анти-ПВК — в плане обеспечения производительности.

Одним из важных итогов исследования ПВК явилось установление того, что любая деятельность реализуется на базе определенной системы ПВК. Это означает, что каждая деятельность требует определенной совокупности ПВК; последняя, однако, является не рядоположенной, «механической» суммой качеств, а их закономерно организованной системой. Между отдельными ПВК устанавливаются функциональные взаимосвязи компенсаторного и содейственного типов; сама же система ПВК выступает как некоторый симптомокомплекс субъектных свойств, специфичный той или иной деятельности. Он не задан в готовом виде, а формируется у субъекта в ходе освоения им деятельности. При этом обычно значимо возрастает степень интегрированности таких систем ПВК. Те ПВК, которые характеризуются наибольшей связью с параметрами деятельности (корреляцией с ними), называются ведущими. А ПВК, которые имеют наибольшее число внутрисистемных связей с другими качествами, т.е. характеризуются наибольшим «структурным весом» и, следовательно, занимают центральное место во всей системе качеств, называются базовыми. Они могут не коррелировать значимо с параметрами

деятельности; однако они не менее, а часто более важны для ее реализации. Их можно обнаружить посредством специального метода анализа — метода нахождения матриц интеркорреляций ПВК.

Не все ПВК связаны с параметрами деятельности простой — линейной — зависимостью, т.е. зависимостью типа «чем выше уровень ПВК, тем эффективнее деятельность». Ряд ПВК связан с параметрами деятельности нелинейной зависимостью типа оптимума: эти параметры принимают наибольшие значения не на максимальных, а на некоторых средних — оптимальных — уровнях развития ПВК. Например, управленческая деятельность наиболее эффективна при некотором хотя и достаточно высоком, но все же не максимальном уровне развития рефлексивности как ПВК данной деятельности.

Наряду с этим разделяются так называемые ПВК освоения деятельности и ПВК исполнения. Первые наиболее важны для эффективного, т.е. качественного и быстрого, овладения субъектом деятельности; вторые — для ее заданном уровне как таковой. Эти две группы ПВК также частично совпадают, а частично различаются.

Для широкого круга деятельностей актуальной является дифференциация ПВК на те, которые выступают таковыми в нормальных условиях ее выполнения, и те, которые необходимы в усложненных, а часто и в экстремальных условиях ее реализации.

Наконец, доказано, что для многих видов профессиональной деятельности необходимо различать те индивидуальные качества, которые «отвечают» за ее собственно исполнительскую часть, и те, которые необходимы для восприятия — приема профессионально-значимой информации. В этом отношении принято говорить о ПВК исполнения и информационных ПВК.

Таким образом, можно видеть, что общая структура ПВК как главных субъектных детерминант деятельности оказывается достаточно сложной и внутренне дифференцированной. Она включает ряд основных категорий ПВК, наличие которых и является основным условием эффективной реализации профессиональной деятельности.

 

ВОПРОС 17

 

В современном российском обществе значительно возросли требования к педагогу, к его профессиональным умениям и личностным качествам. Но при этом уровень профессиональной компетентности воспитателей, учителей, уровень сформированности у них таких качеств как способность к эмпатии, педагогический такт, креативность, коммуникативные навыки не в полной мере удовлетворяет запросы потребителей образовательных услуг. Проблема в том, что процесс профессиональной подготовки будущего специалиста требует доработки, т.к. не обеспечивает достаточной готовности (мотивационно-потребностной, когнитивной, контативной, эмоционально-волевой) будущих специалистов к успешной профессиональной деятельности в современных условиях. Также следует отметить, что профессия педагога связана с постоянной работой над собой, над своим самосовершенствованием и развитием как человека и профессионала, поэтому необходимо учиться, повышать свое педагогическое мастерство и компетентность на протяжении всей профессиональной деятельности, т.е. осуществлять непрерывное образование. Однако не все педагоги понимают это и уделяют внимание своему дальнейшему профессиональному и личностному развитию.

Вопросу о том, каким должен быть современный педагог посвящено огромное количество статей, книг, очерков. Все мнения разносторонни и интересны по-своему. Но главное - педагог - не только профессия, суть которой транслировать для подрастающего поколения знания и опыт, а высокая миссия сотворения личности, утверждение человека в человеке. Учитывая руководящую роль педагога в этой деятельности, общество всегда предъявляет к нему высокие требования. Эти требования носят объективный характер. Они включают требования к личности, к эрудиции педагога, к тем качествам, которые определяют его отношение к детям и педагогической деятельности в соответствии с моральными нормами современного общества:

* высокая ответственность гражданина и социальная активность;

* любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

* подлинная интеллектуальность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

* высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

* потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

* физическое и психологическое здоровье, профессиональная работоспособность.

В профессиограмме педагога ведущее место занимает направленность его личности. Это комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, профессиональное

самосознание. Профессиональная направленность характеризует определенное отношение к обществу, природе, окружающим людям, духовные потребности и интересы педагога, отношение к педагогическому труду, стиль педагогического общения. Педагогическое призвание, в отличие от педагогического интереса, означает склонность к педагогической деятельности, т. е. желание и непосредственное занятие ею. Наличие педагогического призвания можно выявить только в ходе педагогической деятельности, оно формируется в процессе накопления творческого и практического опыта. К профессиональной направленности относятся также педагогический долг и ответственность, самоотверженность. Взаимоотношения педагога с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга, составляют сущность педагогического такта. Тактика поведения состоит в том, чтобы выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, и определяется личностными качествами педагога.

Личностные качества педагога проявляются через педагогические умения: гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские, прогностические и специальные умения.

К гностическим умениям относят группу умений, с помощью которых педагог изучает ребенка, его возрастные, индивидуальные особенности, личностные качества, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия, коллектив в целом, воспитательные возможности семьи. Изучение ребенка – основа понимания педагогом его внутреннего мира. Педагогу важно развивать у себя эмпатию, умение “влезть в шкурку ребенка”, как говорила Н.К. Крупская. Она дает педагогу возможность объяснить причины поведения, увидеть пути совершенствования воспитания и обучения.

Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования целостного педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Для этого требуется модифицировать общие цели и задачи воспитания применительно к конкретной группе детей и к каждому ребенку с учетом особенностей его развития. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев, праздников и тому подобное.

Организаторские умения включают в себя мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные умения. Мобилизационные умения – привлечение внимания детей и развитие у них устойчивых интересов к учению, труду и другим видам деятельности, формирование потребности в знаниях. Информационные умения – изложение учебной, познавательной информации, а также формирование у детей навыков ее самостоятельного поиска. Развивающие умения – определение “зоны ближайшего развития” детей, создание условий для развития у детей познавательных процессов, чувств и воли; стимулирование

познавательной самостоятельности и творческого мышления; развитие индивидуальных особенностей; осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.

Ориентационные умения направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников, привитие устойчивого интереса к учебной, познавательной деятельности; организация совместной творческой деятельности для развития социально значимых качеств личности.

Состав прогностических умений можно представить как выдвижение педагогических целей и задач, отбор способов достижения, предвидение результатов, возможных отклонений и нежелательных явлений, определение этапов педагогического процесса, педагогическое прогнозирование. В данную группу умений можно включить и рефлексивные умения. Рефлексия – это не просто знание или понимание субъектом педагогической деятельности себя, но и выяснение того, насколько и как другие знают и понимают “рефлектирующего”, его личностные особенности, эмоциональные реакции. Это способность к самоанализу проделанной работы, оценке результатов, соотнесению их с поставленной целью.

Группа специальных умений включает в себя умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из бросового материала, показывать кукольный театр и проявляется в творчестве. Чем больше таких специальных умений в арсенале педагога, тем интереснее и содержательнее жизнь детей.

Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и с коллективом, с родителями, с коллегами по работе, с администрацией образовательного учреждения. Они проявляются в установлении педагогом быстрого контакта с разными людьми в различных ситуациях, нахождении общего с ними языка, толерантности, оптимизма. Эти умения помогают воспитателю, учителю расположить к себе, вызвать сопереживание, что важно для сплочения детей, коллектива родителей, педагогического коллектива. Организация общения требует от педагога владения технологией осуществления коммуникаций: владение словом, правильная дикция, правильное дыхание, мимика и жестикуляция, умение управлять своим телом, регулировать свое психическое состояние, владеть техникой интонирования для выражения разных чувств.

Межличностное взаимодействие в педагогическом процессе включает внутреннюю (педагогическое отношение) и внешнюю (педагогическое общение) стороны.

Типы педагогического отношения педагога к детям:

* Устойчиво-положительный тип (характеризуется ровным, душевным отношением к детям, заботой о них, помощью при

затруднениях). Преобладает положительная оценка ребенка, искренность, такт. Такой педагог действует больше убеждением, чем принуждением. Словом, улыбкой, жестом, мимикой, пантомимой, он дает понять ребенку, что тот для него небезразличен.

* Пассивно-положительный тип (проявляется в нечетко выраженной эмоционально-положительной направленности во взаимодействии с детьми). Такой педагог нередко проявляет сухой, официальный тон в обращении с воспитанниками.

* Неустойчивый тип (характеризуется ситуативностью поведения педагога при общей эмоционально-положительной направленности). Такие педагоги нередко попадают под власть своих настроений и переживаний, их оценка ребенка и манера поведения в значительной степени зависят от сложившейся ситуации.

* Открыто-отрицательный тип (характеризуется негативным отношением к детям, педагогической работе). Всем своим поведением педагог как бы подчеркивает, насколько он выше детей, создает атмосферу постоянной напряженности, сосредотачивает свое внимание на отрицательных поступках, фактах плохого поведения. Между детьми и педагогом такого типа может возникнуть психологический барьер, когда дети вообще перестают воспринимать требования.

* Пассивно-отрицательный тип (характеризуется скрытой отрицательной направленностью педагога к детям, к педагогической деятельности). Педагог умеет создать внешние признаки хорошей организации работы, однако на самом деле к работе и детям безразличен.

В ходе педагогического общения со стороны педагога возможно осуществление осознаваемого и неосознаваемого, прямого и косвенного педагогического воздействия. Важна и форма общения.

* Для демократичной формы характерен широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к детям, разъяснение вводимых правил поведения, требований, оценок. Личностный подход к детям у таких педагогов преобладает над деловым; для них типично учесть индивидуальные особенности воспитуемых, отсутствие предпочтения одних детей другим, стереотипности в оценке детей, их поведения.

* Авторитарная форма имеет ярко выраженные субъективные установки, избирательность по отношению к детям, стереотипность и бедность оценок. Руководство детьми характеризуется жесткой регламентированностью. Педагоги значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, в работе преобладает деловой подход, вводимые требования, правила поведения вообще не разъясняются или разъясняются редко.

Каждая форма общения и воздействия оказывает особое влияние на развитие личности ребенка. Воспитанники педагога - “демократа” значительно чаще проявляют стремление к творчеству, оригинальности, самостоятельности, коммуникабельности, нежели дети, воспитывающиеся у “автократа”. Пагубное воздействие авторитарности может выразиться и в депривации (подавлении через отсутствие стимуляции) потребности детей в эмоциональном контакте со взрослыми, которая так необходима ребенку. В общении с детьми авторитарный стиль не просто нежелателен, а недопустим.

Таким образом, данные личностные качества и умения как профессионально значимые и обязательные, реализуясь в деятельности педагога, обеспечивают ему успешность в профессиональной сфере, что подтверждают практические исследования.

В рамках курсового проектирования студентами Бийского педагогического колледжа осуществлено исследование базовых личностных качеств воспитателей одного из детских дошкольных учреждений г.Бийска. Изучались личные дела воспитателей, проводились целенаправленные наблюдения за работой воспитателей на занятиях, при проведении режимных процессов, на праздниках и развлечениях, использовались диагностические методы: тесты и опросы на выявление эмпатических способностей, уровня общительности, интеллектуального развития, на определение уровня профессионализма педагога в целом и др.

Работа проводилась поэтапно. Первый этап: сбор общих сведений о воспитателях детского дошкольного учреждения - в каком образовательном учреждении проходили профессиональную подготовку, по какой специальности (так как нередко в детских садах работают воспитатели, не имеющие специального образования), повышают ли уровень профессиональной компетентности (т.е. продолжают ли обучение на заочном отделении или в вечерней школе, прошли курсы повышения квалификации), какой педагогический стаж в сфере педагогической деятельности, разряд, квалификационная категория. На втором этапе проведена диагностика уровня сформированности педагогических умений и личностных качеств воспитателей. Были предложены следующие тесты: “Оценка эмпатических способностей” (А. Мехрабиен, П. Энштейн); “Оценка уровня общительности” (Ф. Ряховский); “Сформирован ли у вас педагогический такт?” (М. И. Станкин), “Тест измерения уровня интеллекта” (Р. Амтхауэр), “Проверьте, какой вы педагог” (М. И. Станкин) и др. Заключительный этап: сопоставление результатов диагностики и общих сведений о воспитателях, вывод о том, что базовые личностные качества определяют успешность профессиональной деятельности. Так, исследовав личностные особенности педагога, отмечалось: у опытного, творческого, общительного, чуткого воспитателя складываются хорошие, доверительные отношения с детьми, их родителями и коллегами по работе; все виды деятельности, начиная с режимных моментов и заканчивая занятиями, праздниками, у них проходят

методически верно, а главное – творчески, интересно и необычно. Такую профессиональную деятельность можно считать успешной. Если же у педагога не достаточно сформированы те или иные педагогические умения и личностные качества, то наблюдаются определенные пробелы в работе: либо воспитатель испытывает трудности в общении с детьми, либо возникают сложности при построении и организации воспитательно-образовательного процесса. Поэтому необходимой рекомендацией таким воспитателям будет только одно – совершенствовать свои умения и личностные качества, заниматься самообразованием, и тогда есть реальный шанс стать хорошим, грамотным педагогом.

Каков педагог, таковы его воспитанники, поэтому результативность профессиональной деятельности напрямую зависит от личностных особенностей педагога. Подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими, способность найти верное применение своим силам и возможностям в коллективном педагогическом творчестве обеспечат ее успешность.

 

ВОПРОС 18

18. Мотивационные факторы и их влияние на стимулирование профессиональной деятельности

Мотивирование — это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством пробуждения в нем определенных мотивов.

Существуют два подхода к изучению теорий мотивации профессиональной деятельности.

Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивом их проведения, а следовате<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...