Риторика как искусство и наука
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в теории современного красноречия возрождается древнее первоначальное ядро - концепт убеждения, рассматриваются формы и методы воздействия средствами устной и письменной речи. Цель обновленной риторики - определение наилучших вариантов (оптимальных алгоритмов) общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих. Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Первостепенное внимание теория красноречия всегда уделяла устному, «живому» контакту. Традиционно риторику считали также искусством, сравнивали с поэзией, актерской игрой на основе важности творчества, импровизации в речи, эстетического наслаждения, которое доставляет публичное «размышление вслух». Такие взгляды характерны, например, для Аристотеля, Цицерона, А.Ф. Кони. Многим дано от природы ораторское дарование, являющееся залогом успешной практики. Однако, по утверждению исследователей Е.А. Ножина, Н.Н. Кохтева, Ю.В. Рождественского и других, в каждом человеке заложен «ген» риторических способностей, которые можно и нужно развивать. Скорее всего, в риторике - важнейшей области культуры - наука и искусство составляют сложный сплав, единство. Цель данной работы - определить является ли риторика искусством. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть историю развития риторики; рассмотреть риторику как искусство и науку.
История развития риторики
В наши дни интерес к риторике как в России, так и за рубежом огромен. Возрождение этого интереса закономерно, поскольку любая либерализация общественной системы сопровождается усиленным вниманием к правам и свободам человека. среди которых свобода слова занимает далеко не последнее место. Потребность в искусном владении словом есть всегда, но насущной необходимостью оно становится именно в переломные, революционные моменты. Заметьте, расцвет ораторского искусства совпадает с расцветом древнегреческой и древнеримской республики, с эпохой Ренессанса, с великими революциями во Франции ХУШ в. и в России ХХ в. Сложна, захватывающе интересна и даже драматична история риторики. Каких только суждений, нередко самых противоречивых, не вызывала эта область знания и практики. И всегда отношение к риторике было поразительно эмоционально - от безудержного восхваления, почитания и прямого обожествления этой науки до страстного, уничижительного осуждения, когда риторика не только объявлялась чуть ли не главной причиной падения общественных нравов, но и вовсе запрещалась. Проследить, как развивалась теория публичной речи в разные исторические эпохи, и интересно, и поучительно, так как изучение истории языка открывает удивительные связи: реальная жизнь языка, как выясняется, напрямую связана с политикой, идеологией, экономическими преобразованиями. Всякое изменение в политической и идеологической сферах находит отражение в том, как люди мыслят и говорят. Но происходит и обратный процесс: инициативные мысли и слова вызревают в недрах стабильного общества для того, чтобы предложить новый стиль жизни и поступков, новую государственную политику. Если под этим углом зрения проанализировать историю русской риторики, то можно заметить, как вызревает это новое сознание - основа будущих перемен - в книгах и учебниках, по которым россияне учились пользоваться словом.
Оказывается, слово РИТОРИКА было известно на Руси, по крайней мере, с ХП века. В современном русском языке синонимами риторики часто называют слово красноречие, которое утвердил в русском языке Ломоносов. Но представим себе какая была ситуация в России последовательно по мере смены эпох. После смуты и воцарения юного 13-летнего царя Михаила Федоровича, первого в династии Романовых: страна приходила в себя после иноземного нашествия, когда требовалось восстановление не только хозяйства, но и создать науки и школьное образование. Честь создания первой собственно научной теории риторики принадлежит М.В.Ломоносову. Именно Ломоносов утвердил в русской науке слово "красноречие", под которым понимал "искусство убеждать, говорить красиво и уместно о всякой материи, предложенной ритору". Кончается золотой век Екатерины, уходит с исторической сцены Павел 1 и с воцарением Александра Благословенного начинаются государственные реформы. Кошанский определил "сущность риторики в работе мысли и нравственном чувстве. В МГУ под руководством Мерзлякова открывается кафедра красноречия и стихотворства. К середине ХIХ в. в русской науке сложилось парадоксальное положение: риторика достигла расцвета и развития: судебное красноречие - Кони, Пороховщиков. Белинский писал о той силе, которой обладал искусный адвокат, манипулируя сознанием слушателей; политическое красноречие - с возникновением Государственной Думы в 1905г. Россия всколыхнулась от политических дискуссий и полемики. Ярчайшая фигура - Петр Столыпин. С другой стороны, риторика и стиль, в котором писались учебники, критиковался со стороны "передовых", демократически настроенных ученых и журналистов. Целая кампания по ниспровержению риторики и как науки, и как учебной дисциплины в гимназиях была развернута публицистической деятельностью "неистового Виссариона". Так, риторику Кошанского тот же Белинский называл "пошлой и вульгарной", по его словам (1844 г.): "Риторика - вздорная наука и вредное знание... сущий вздор! Все ложное, пошлое, всякую форму без содержания, все это называют риторикой!"
Несмотря на развитие судебного и политического красноречия общее состояние риторики как науки об общественной речи было в упадке. Отсутствие риторического образования в стране не позволяло руководить общественным сознанием и противостоять влиянию новой материалистической философии с ее модными и увлекательными идеями. Это время отмечено серьезными преобразованиями в жизни России. Готовилась отмена крепостного права, на престол с 1855г. воцарился 27-летний Александр Освободитель. Одновременно с этим силу набирала пропаганда марксистских идей. Начало Первой мировой войны, неудачные действия правительства и императора Николая II, отсутствие убедительного объяснения народу происходящего вели к тому, что коммунистические идеи критики царской власти, построения нового общества одержали верх. Приход к власти коммунистов во многом объясняется риторической победой партии большевиков. Лидеры РСДРП были блестящими ораторами. Советская власть предлагала в 20-е годы "учить говорить весь народ". Огромное значение имела, конечно, кампания по ликвидации безграмотности. В первое десятилетие советской власти пишется огромное количество книг об ораторском искусстве, умении говорить с трибуны и убеждать массы. Поэтому звучали такие современные призывы обучаться "живому слову" - будто они были написаны в начале ХХ! века, а не восемьдесят лет назад: "Владеть словом необходимо, разумеется, не только общественному работнику, но и дельцу, и практику, и специалисту-ученому". Только "общественного работника" сегодня назвали бы специалистом по связям с общественностью, а дельца - бизнесменом. В общественном настроении сложилась парадоксальная ситуация: пламенные речи на заводах и фабриках, доверие к "отцу народов", сложившееся как в результате запугивания, так и благодаря формам новой массовой информации. Именно так, формами массовой речевой пропаганды формировались культ личности и тоталитарный режим, где мастерство свободного слова, воздействующего на умы и души сограждан, было более чем опасным.
Советский образ жизни во многом объяснялся и характером речи и стилем общения, и информированностью общества. Советские идеалы необходимо было отстаивать в информационно-психологической войне с Западом. Советский человек не мог противостоять Западу именно риторически! Речи по "бумажке", безынициативно и незаинтересованно, неискренность говорящего, навязывание сверху рождали внутренний протест. Теоретически риторика отсутствовала. Впрочем, советская филологическая наука не стояла на месте: именно в Советском Союзе родилась культура речи - учение о нормах речевого общения в разных областях лингвистического знания фонетика, лексика, грамматика. Демократическая перестройка, начатая в 1985 году реформами М.С.Горбачева, внесла элементы нового стиля мысли и речи. Плюсы - люди начали свободно высказываться. Минусы - всякое свободное суждение должно быть осмысленным и ответственным. Отсутствие серьезной и продуманной программы переустройства России порождало не только безответственные поступки, но и демократически сниженный стиль общения, который выразился в вульгарной и грубой "свободе" речи. 90-е годы - период перехода к новому образу жизни. 90-е годы - это и новый этап развития риторики, связанный с НИТ, новым информационным обществом. Отечественная риторическая традиция, научная и практическая, была прервана на долгие годы. Именно к этой традиции возвращаемся мы сегодня. Поэтому современная риторика в России не столько рождается заново, сколько возрождается на новом уровне.
Риторика как искусство и наука риторика общение речевой активность История знает как традиционный, так и нетрадиционные подходы к определению предмета риторики. Первый принадлежит античной эпохе, широко распространен и общеизвестен. Вторые - разнообразны, скоротечны и, как правило, неудачны. И все же мы выбираем второй путь и идем по одной из его узких тропинок, надеясь, что читатель и время по достоинству оценят нашу попытку. Итак, начнем с общеизвестного. В традиционном понимании риторикой называют ораторское искусство, искусство убеждать с помощью слов. Его синоним - красноречие. «Красноречие - это служанка убеждения», - сказал Коракс, который еще в V в. до н.э. открыл в Сиракузах школу красноречия и написал первый (к сожалению, не дошедший до нас) учебник риторики. «Красноречие, - учил великий греческий философ Платон, - мастер убеждения». Итак, риторика - искусство. Но она не была никогда только искусством. Она была и наукой, и недаром «отец риторики» Марк Фабий Квинтиллиан (35-96 н. э.) называл ее и «ars benedicendi» («искусство хорошо говорить») и «bene dicendi scientia» («наука хорошо говорить»).
Скажем об этом подробнее. Как и все другие виды искусства, риторика уже при зарождении нуждалась в эстетическом освоении мира, в представлении об изящном и неуклюжем, красивом и уродливом, прекрасном и безобразном. У истоков риторики стояли артист, танцор и певец, восхищавшие и убеждавшие людей своим искусством. Но одновременно молодая риторика базировалась и на рациональном знании, на отличии реального от нереального, действительного от мнимого, истинного от ложного. И мы можем по праву говорить, что в создании риторики участвовал не только артист, но также и логик, философ, ученый. И более того, уже древние остро ощущали, что, как всякое искусство, риторическое мастерство дается талантом. Но они также хорошо понимали, что мастерство развивается во многих опытах, совершенствуется благодаря знаниям, которые многократно умножают талант и сокращают число опытов, и что сумму таких знаний дает наука. Наконец, в самом становлении риторики было и третье начало. Оно объединяло оба вида познания - эстетический и научный. Таким началом была этика, учившая различать честное и нечестное, справедливое и несправедливое, то, что достойно или что не достойно быть. Итак, риторика была триедина. Она была искусством убеждать с помощью слов, наукой об искусстве убеждать с помощью слов и процессом убеждения, основанным на моральных принципах. В соответствии с древними традициями риторику делят на пять частей: «Изобретение мыслей» («Inventio»), «Расположение мыслей» («Compositio»), «Украшение мыслей» («Ornamenta»), «Запоминание» («Memoria») и «Произнесение речи» («Exercituum»). Четвертый и пятый разделы иногда объединяют, называя их «Подготовкой речи» («Preparatio»). Такое деление дает, например, Цицерон (106-43 до н.э.), у которого читаем: «Все силы и способности оратора служат выполнению следующих пяти задач: во-первых, он должен приискать содержание для своей речи; во-вторых, расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод; в-третьих, облечь и украсить все это словами; в-четвертых, укрепить речь в памяти; в-пятых, произнести ее с достоинством и приятностью. Из определения риторики как «искусства убеждать с помощью слова» с полной очевидностью следует, что данное искусство может проявляться не только там, где, согласно закону и обычаю, один человек поставлен в положение оратора, другой - слушателя. Не только там, где есть устная речь, звучащая с трибуны. Не только в парламентах, академиях, судах, школах, университетах и церквах. Убеждающая речь звучит и на рынке, и в транспорте, и дома, и на садовых скамейках. При этом и здесь она далеко не всегда проста и безыскусственна: говорят, что за день от одной торговки зеленью можно услышать столько риторических фигур, сколько не произнесет за год иной академик. Убеждающая речь присутствует в коротких записках, в письмах, и, конечно же, она всегда налицо в газетной и журнальной публицистике. Она широко отражена в художественной литературе, причем не только в авторской речи, но и, что особенно важно, в диалогах персонажей. Убеждающая речь может звучать и в тех случаях, когда, по выражению А. Т. Твардовского, «…получают все права и бывают кстати большей частью те слова, что не для печати». Понимая риторическую речь как убеждающее слово и используя всевозможный опыт «убеждающих слов», мы должны взять из первого раздела риторики («изобретение мыслей») - все то, что непосредственно относится к убеждению, т. е. теорию аргументации, теорию доводов. При этом мы должны ограничить свой интерес к той части раздела, которая звалась топикой и была посвящена классификации различных форм отражения действительности (отдельных топик, тем) как источников аргументации. Точнее, мы должны взять оттуда только то, что касается общей риторики, т. е. общие топики (темы), отдав частные, специальные частной риторике. Мы должны, далее, проявить максимум интереса ко второму разделу («расположение мыслей»), изучая его как средство концентрации внимания на решающих аргументах. Понимая риторику как науку об убеждающем слове, мы должны сосредоточить особое внимание на том разделе, который называется «украшением речи», и, напротив, передать в частные риторики все, что непосредственно не связано со словом, а именно - содержание четвертого и пятого разделов («подготовка» и «произнесение речи»). Итак, в чем главный смысл риторики? И кто ее настоящие герои? Великие художники слова? Наверное, нет. Или, может быть, гениальные обманщики? Конечно, нет! Мы думаем, что лучше всего сравнить риторику с офтальмологией. Оратор - это добросовестный врач, который возвращает людям временно или частично утраченное ими зрение. И наконец, последнее. Каким бы - просто точным или точным и ярким - ни было слово, оно должно привлечь и удержать внимание там, где его нужно напрячь, и расслабить там, где нужен временный отдых. «Когда внимание притуплено, - писал Гельвеций, - идеи и образы выступают перед нашим умом менее ясно и производят на нас слабое впечатление». По выражению Толстого, фразы языка, лишенного должной выразительности, «…скользят по воображению, не затрагивая сложнейшей клавиатуры нашего мозга». «Внимание, - сказал К.Д. Ушинский, - есть именно та дверь, через которую проходит все то, что только входит в душу человека из внешнего мир». Метафору великого педагога можно развить: внимание - это и двери, и окна. Там, где они закрыты, царит темнота, там нет ни изображений, ни искусства изображать. Необходимо понять: одно из лучших средств управления вниманием - это усиление выразительности речи. Именно по этой причине мы должны изучать особые средства усиления выразительности в курсе общей риторики. Заключение
В заключение необходимо отметить, риторика является искусством. Невозможно переоценить ее роль в политике, коммерции и в повседневной жизни. Одной из основных задач человека, который хочет добиться успеха, становиться привлечение как можно большего числа людей на свою сторону. Слушателям не главное, что скажет оратор. Они хотят получить заряд энергии, которая поддержит их на жизненном пути. Поэтому оратор должен не жалеть энергию, а делиться ею с окружающими. Также оратор должен быть убежден в той идее, с которой выступает перед аудиторией. Оратор должен быть актером, и как каждый актер знать "Систему Станиславского". Первое, что должен сделать оратор, готовясь к выступлению, определить свою сверхзадачу и задачи, которые помогут воплотить ее. После разработки задач необходимо создать образ (в котором Вы предстанете перед аудиторией): манеры говорить, жесты, мимику, характер. Выступление должно начинаться задолго до выхода на трибуну и завершаться намного позже ухода с нее. Выступление состоит из трех частей: вступления, доказательства и заключения. Вступление должно включать в себя краткое содержание той идеи, правильность, которой будет доказана во второй части речи. Существуют различные виды вступления. И его выбор зависит от сверхзадачи и аудитории, в которой оратор выступает. Основная часть выступления доказательство. Оно может быть логическим, когда оратор логически доказывает аудитории правильность идеи. Информационное доказательство опирается на фактический и справочный материал. Эмоциональное доказательство требует от оратора большой самоотдачи и актерского мастерства. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты отсылочное доказательство. В заключении оратор подводит итог, кратко повторяет ключевые мысли своей речи, еще раз излагает главную идею выступления, а также может призвать слушателей к конкретным действиям по ее реализации. При публичном выступлении удобно опираться на заранее заготовленные тезисы короткие предложения, отмечающие тот или иной логический поворот в изложении содержания речи. При публичном выступлении нельзя забывать о голосовой акустике: градуировании вектора звуковой волны в вертикальной плоскости в зависимости от расстояния до аудитории, динамике вектора в трехмерном пространстве ("универсальная восьмерка"). Если оратор выступает с трибуны, он должен учитывать ее высоту при градуировании вектора. Также нельзя забывать о "эффекте мортиры" субъективном ощущении слушателя того, что сзади него находятся люди лояльные оратору. Немалое значение имеет и тембр голоса. Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии. Почти всегда при публичном выступлении оратору необходимо отстаивать свою точку зрения перед оппонентами. При этом надо не оправдываться, а обвинять; не объяснять, а декларировать; слышать оппонента так, как наиболее выгодно. Разгромленного оппонента необходимо дожимать на протяжении всей дискуссии. При опровержении чужой идеи нужно говорить кратко, не забывать об интонационной гамме. Свою идею нужно повторять как можно чаще для того, чтобы она отложилась в подсознании слушателей. Таким образом, чтобы выполнить свою задачу и донести до слушателя слово, выступающий должен обладать значительным диапазоном разнообразных знаний (например, безупречное владение устной речью: голосом, интонацией, мимикой, жестом, соблюдение всех требований культуры речи; умение отвечать на вопросы аудитории, вести диалог, беседу. Пренебрегать этими знаниями - значит не понимать особенностей ораторского искусства как сложного вида деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|