Понятие социализации личности. Игровые методы в исследованиях нормы и патологии развития ребенка.
В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальным выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества. Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.
22. Развитие эмоций и чувств личности Развитие эмоций и чувств проходит путь от внешних социально детерминированных форм к внутренним психических процессов Сложный процесс формирования личности состоит из трех компонентов: влияния с социальной среды, планомерного воспитательного воздействия на личность через социальные институты, сознательного целенаправленного воздействия человека на самого себя, т.е. самовоспитание. Самые ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органическими потребностями ребенка. К ним относятся проявления удовлетворения или неудовлетворения при удовлетворении или неудовлетворении потребности в пище, сне и т.д. Наряду с этим начинают проявляться и такие элементарные чувства, как гнев и страх, которые изначально носят неосознаваемый характер. Несколько позже (примерно в 2 года) появляются проявления эмпатии, сочувствие и сопереживание. Ребенок может плакать, когда ему показывают изображения человека, плакат, когда ему читают книгу или она смотрит мультфильм, где рассказывается о страданиях человека или животных. Положительные эмоции у ребенка развиваются постепенно в процессе игры и исследовательской деятельности. Так, сначала у малыша вызывает удовлетворение момент достижения желаемого результата. Позже эмоции начинают играть функциональную роль, то есть ребенку доставляет удовольствие не только результат, но и процесс игры. У старших детей удовольствие и эмоции возникают в начале игровой деятельности, и ни результат, ни процесс игры уже не являются центральными в переживании.
Характерной особенностью проявления чувств в раннем возрасте является их аффективный характер. Эмоциональные состояния возникают внезапно, бурно протекают так же внезапно исчезают. Только в старшем дошкольном возрасте вместе с появлением сложных форм эмоциональной жизни у детей возникает способность контролировать своё эмоциональное поведение. Развитие негативных эмоций в значительной мере обусловлен неустойчивостью эмоциональной сферы детей и тесно связан с фрустрацией. Состояния фрустрации и способы их преодоления, которые часто повторяются в раннем детстве, закрепляются в некоторых случаях в виде безразличия, безынициативности, в других -агрессивности, зависти. Поэтому, для избежания подобных эффектов нежелательно при воспитании ребенка слишком часто добиваться выполнения своих требований прямым нажимом. Настаивая на немедленном выполнении требований, взрослые не дают ребенку возможности самим достичь поставленной цели и создают ситуацию фрустрации, что способствует закреплению упрямства и агрессивности у одних и безынициативности и безразличия - у др. Взрослым следует помнить, что большое значение при формировании такого эмоционального состояния, как агрессивность, играет наказание ребенка. Исследования показали, что дети, которых дома строго наказывали, проявляли во время игры большую агрессивность, чем дети, которых наказывали не слишком строго. Вместе с тем полное отсутствие наказаний неблагоприятно влияет на развитие характера личности. Дети, которых за агрессивное поведение во время игры наказывали, были менее агрессивными и вне игры, чем те, которых совсем не наказывали. Одновременно с формированием эмоций у детей постепенно формируются нравственные чувства. Зачатки нравственного сознания появляются под влиянием похвалы, поощрения, а также осуждение, когда ребенок слышит от взрослых, что можно, а чего нельзя делать. С начала ребенок руководствуется собственными интересами, общественное же полезность того или иного поступка начинает определять поведение ребенка несколько позже - в конце дошкольного периода.
В начале школьного обучения дети характеризуются достаточно высоким уровнем контроля за своим поведением, у них появляется чувство стыда за совершенные недостойные поступки У детей довольно рано проявляются зачатки эстетических чувств. Одним из ранних его проявлений является удовлетворение ребенка от прослушивания музыки. На конец первого года детям нравятся определенные вещи - игрушки и личные вещи ребенка. Это особенно касается ярких предметов. Большая роль при этом отводится занятиям по рисованию, музыке, посещению картинных галерей, театров, концертов и т.д. Ребенок еще не может адекватно оценить произведения искусства, а истинное понимание красоты приходит только в старших классах. С началом младшего школьного периода расширяющийся круг знаний и опыта ребенка, влияет на эмоции и чувства детей. У них появляется умение управлять своим поведением, сдерживать себя. Знакомство с отдельными научными дисциплинами, занятия в кружках, самостоятельное чтение книг, способствует формированию интеллектуальных чувств. Ребенка все больше привлекает познавательная деятельность, сопровождающаяся положительными эмоциями и чувством удовлетворения от познания нового. У детей школьного возраста меняются жизненные идеалы. Если у детей - дошкольников идеалом зачастую выступает кто-нибудь из родных, то у школьников идеалами начинают выступать другие люди, литературные герои, и исторические лица. Характеризуя процесс воспитания чувств, следует отметить, что он начинается с раннего детства. Важным условием формирования положительных эмоций и чувств является забота со стороны взрослых. Ребенок, обделённый любовью и лаской, сам вырастает холодным. Эмоциональная чувствительность формируется в процессе заботы о слабых (это могут быть братик, сестричка или животное). Чувства ребенка не должны ограничиваться только собственными переживаниями, а проявляться в конкретных поступках, действиях и деятельности. В противном случае ребенок вырастет сентиментальной, не способной воплощать свои чувства в жизнь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|