Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общеобразовательная школа как институт социализации и воспитания ребенка

В большей степени духовный кризис отражается на детях, которые в условиях переоценки ценностей оказались в своеобразном нравственном вакууме, отрицательно влияющем на личностное становление подрастающего поколения. Говоря об этих отрицательных тенденциях, фактически необходимо иметь в виду негативные факторы социализации, под которой исследователи понимают процесс развития личности под влиянием и во взаимодействии с социальной средой. Социализация имеет две стороны. Первая характеризуется процессами адаптации личности к общественным условиям, усвоением человеком социального опыта. Вторая сторона имеет в виду самореализацию личностью своих потенций, творческих сил в социуме и предполагает определенный результат деятельности человека, выражающийся в объективно значимом культурном элементе. Важной закономерностью в процессе социализации является обусловленность результатов самореализации личности в обществе результатами ее социальной адаптации. Если человек в ходе социализации усваивает отрицательный общественный опыт, то и результаты его самореализации будут носить асоциальный характер.

Отмечается возрастающая у молодежи западная ориентация в сфере культуры, образа жизни, искусства, чему немало способствуют средства массовой информации, по всем каналам внедряющие в сознание растущего человека новые и отнюдь не безупречные образцы поведения. И эти параметры уже неоднократно оговаривались в работе.

Детство - то один из самых ответственных периодов, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Ребенок стремится понять себя самого: осмыслить свои притязания на признание; оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное будущее; определиться в социальном пространстве, осмыслить свои права и обязанности. Естественно, что все эти признаки проходят эволюцию на протяжении становления ребенка от младшего школьника до выпускника учебного заведения (25, 29).

Непременным условием социализации подростка является его общение со сверстниками, которое складывается в общеобразовательной школе и различных неформальных подростковых объединениях. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников.

Приобретение социального опыта ребенка зависит от того, какие межличностные отношения складываются в обществе сверстников, во всех конкретных малых группах, в которые он входит. И этим подчеркивается важная роль социального окружения на развитие личности подростка и его социализацию.

Современная наука рассматривает социализацию как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве многоправного члена общества, проявляющего следующие качества: самостоятельность, инициативность, исполнительность, возложение личностью на себя определенной меры ответственности. В широком плане проблема социализации реализуется через всю систему воспитания и обучения. Чтобы сформировать творческую личность, обладающую познавательными потребностями и деятельностными качествами, необходима целенаправленная интеграция всех сил общества, требуется экономическое, социально-политическое, духовно-информационное воздействие образовательной и окружающей социокультурной среды. Именно в этой среде личность формируется, развивается, проявляет свою деятельностную сущность, отражая себя в мире и мир в себе.

Анализ научно-педагогической литературы по проблеме социализации подростков, а также реальное состояние этой проблемы в практике позволяют выделить некоторые устойчивые противоречия между:

- возрастающими потребностями и возможностями совершенствования процесса социализации подростков в межличностных отношениях и недостаточно эффективным использованием этих возможностей в педагогическом процессе;

- новыми требованиями жизнедеятельности подростков в межличностной среде и недостаточной научно-методической и практической разработанностью педагогических рекомендаций, обеспечивающих эффективность межличностных отношений подростков как средства их социализации.

Социализация личности представляет собой сложный непрерывный процесс взаимодействия человека с обществом. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, включается в различные виды деятельности, испытывает на себе разнообразные влияния окружающей среды, выполняет новые социальные роли. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит (19, 47).

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными (10, 23).

И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает, открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

Формирование человека как личности требует от школы постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку (26, 52).

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования (8, 12).

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития.

Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. Условие эффективности воспитания - самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности.

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека, с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка (5, 37).

Как указывал Л.С. Выгодский, учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником (1, 25).

Но социализация личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность во благе другого.

Основными функциями школы, как воспитательной организации в процессе социализации можно считать по А.В. Мудрику следующие:

· приобщение человека к культуре общества;

· создание условий для индивидуального развития и духовно ценностной ориентации;

· автономизация подрастающих поколении от взрослых;

· дифферентация воспитуемых в соответствиями с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества (18, 105).

Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие потребностно-мотивационной сферы определяют характер формирования конкретных черт и качеств личности, которые чаще всего и формируются в микросреде подростка, в том числе и в школе. К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе воспитания именно в стенах школы, относятся:

· ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим;

· честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность;

· наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость;

· инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим;

· способность размышлять, взвешивать и воля;

· готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избегание ненужного риска (6, 295).

Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств абсолютных. Самое лучшее качество должно уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится найти социально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись как целостностная личность, которая способна стать полноценным и полезным членом общества. Школа, являясь для ребенка, независимо от его возраста, является «колыбелью» для взращивания определенных качеств личности. Уже неоднократно подчеркивалось о рассогласованности требовании семьи и школы, школы и общества. Так вот, если взрослый может самостоятельно найти выход из многообразия предъявляемых требовании, то ребенок нет. Школа, как один из факторов социализации организует процесс направляемой и стихийной социализации одновременно, становясь ведущим источником информационного обеспечения для ребенка, поскольку в ней (школе) сосредоточено общение с взрослыми - педагогами и сверстниками – детьми. Соответственно осуществляется двухканальный обмен социальным опытом, передачей знании, умении, навыков, формирование определенного стереотипа или модели поведения ребенка.

Естественно, что помимо школы этот же опыт ребенок может получить и в других институтах социализации – улице, дома, молодежных кружках, секциях. Но это уже будет иная форма, трансформированная этими институтами, форма социализации, при которой социализация будет происходить уже при относительном направлении этих же институтов. К тому же временной отрезок, который проводят дети в школе, и, к примеру, в секции, отличается, да и объем информации, и виды деятельности ребенка более разнообразный. Менталитетом нашего народа сформирована точка зрения, направленная на то, что школа - основа допрофессиональной, или, если так можно выразиться предстартовой подготовки человека во взрослую жизнь. И ее требования, ее устои воспринимаются как наиболее правильные, пусть даже и в современном искажении.

В процессе стихийной социализации школа, как всякая социально-психологическая общность, влияет на входящих в нее людей в ходе реальной практики взаимодействия ее членов, которая по своему содержанию, стилю и характеру не идентична, а порой существенно расходится с декларируемыми устремлениями воспитателей. Знания и опыт реальной жизни, которые при этом стихийно получают воспитуемые в большой своей части оказываются «непрактичными» для взаимодействия в воспитательной организации с точки зрения ее основной функции - воспитания, но помогают адаптироваться в жизни общества.

На процесс самоизменения своих членов школа влияет в зависимости от ее быта, содержания и форм организации жизнедеятельности и взаимодействия, которые создают более или менее благоприятные возможности для развития человека, удовлетворения им своих потребностей, способностей и интересов. В то же время практика реальной жизни организации влияет на вектор самоизменения (просоциальный, асоциальный, антисоциальный), особенно в тех случаях, когда воспитуемые стремятся минимизировать свое пребывание в организации и реализуют себя вне ее рамок.

В относительно социально контролируемой социализации школа играет ведущую роль, ибо именно в них человек в большей или меньшей мере приобретает институциализированные знания, нормы, опыт, т.е. именно в них осуществляется социальное воспитание.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...