Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация правовых систем

Введение

 

Тема курсовой работы выбрана потому, что право и государство неразрывно взаимосвязаны друг с другом, но каждая страна строит правовую систему, беря во внимание свои индивидуальные особенности исторического развития. Поэтому правовые системы различных государств отличаются друг от друга и имеют свои характерные черты. Это отличие бывает очень значительным. Но также следует заметить, что отдельные страны оказывают на другие государства непосредственное влияние, имеющее как политический, идеологический, так и экономический характер. В результате этого внутри права одного государства сосуществуют различные правовые системы. В работе сделана попытка исследовать проблему о том, что в настоящее время известно пять правовых систем: романо-германская, англо-саксонская, мусульманская, обычное право Африки, право Индии.

Главной целью этой работы является изучение особенностей правовых систем современности, закономерности их становления и развития. В настоящее время эта тема очень актуальна, так как позволяет улучшить правовые системы, обогатить каждую из них. Так как правовые системы отражают социально-экономическое, политическое развитие и уровень культуры народа, то их изучение позволяет восстановить понятие об общественных отношениях, понять механизм общества исходя из прав и обязанностей.

Так же, уже продолжительное время ведутся ожесточённые споры о том, какая правовая система "лучше", какая является наиболее универсальной, будь то англосаксонская, романо-германская или мусульманская система права.

Сторонники каждой из систем приводят веские доводы в пользу своей правовой семьи. Для того чтобы решить вопрос какая же система является наиболее универсальной необходимо тщательно изучить каждую из них, сделать сравнительный анализ и, в конце концов, придти к определённому выводу: какой из правовых систем принадлежит будущее, какая займёт превалирующее положение в наступающем ХХI веке.


Понятие и структура правовой системы. Соотношение понятий "система права" и "правовая система"

 

В настоящее время в юридической литературе существует разнообразие определений понятия "система права". Так, например, В.И. Гойман, рассматривая систему права, говорит о ней, как о совокупности элементов находящихся между собой в определенной связи (соподчинении, координации, функциональной зависимости), организованных определенным способом в целях упорядочения собственных отношений. [1] Р.Х. Макуев подчеркивает, что система права представляет собой исторически обусловленную, объективно сложившуюся внутреннюю структуру права, возникшую при определяющей роли общественных отношений. [2] Однако, не вдаваясь в анализ всех определений, приведу, как мне представляется наиболее удачное определение понятия "система права", предложенное Р.А. Ромашковым: система права - это обусловленное объективными факторами внутреннее строение права, характеризующееся согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием правовых норм, объединенных по соответствующим основаниям в обособленные группы (правовые общности) [3].

Анализ содержания данного понятия позволяет выделить основные признаки, характеризующие это явление. Во-первых, это четкая иерархия структурных элементов. Во-вторых - целостность и единство элементов. В-третьих - объективно обусловленный характер.

В качестве структурных элементов системы права выступают отдельные нормы, институты, отросли и подотрасли права.

Юридическая норма как элемент системы права выступает в качестве регулятора конкретного вида общественных отношений. Стоит отметить, что юридическая норма является первичным элементом системы права.

правовой институт - это элемент системы права, представляющий совокупность правовых норм, регулирующих одну группу общественных отношений.

В.И. Гойман выделяет следующие основные признаки, раскрывающие понятия "институт права":

однородность фактического содержания, то есть каждый институт предназначен для регулирования относительно обособленной группы отношений;

юридическое единство правовых норм, то есть нормы, входящие в правовой институт образуют единый комплекс, что создает особый, присущий данному виду отношений правовой режим регулирования.

нормативная обособленность, то есть группировка образующих правовой институт норм в глава, разделах, частях нормативно-правового акта. Институт права включает такой набор норм (управомачивающих, обязывающих, запрещающих), который призван обеспечивать беспробельность регулируемых им отношений. [4]

По своему содержанию институты права бывают: отраслевые и комплексные (межотраслевые). Отраслевой институт образует норма одной отрасли права (например, институт собственности). В свою очередь отраслевые институты могут быть: просты и сложные. Простой институт включает с себя юридические нормы одной отрасли. Например, институт заключения брака (в семейном праве), институт залога (в гражданском праве), институт необходимой обороны (в уголовном праве).

Сложный институт имеет в своем составе ряд субинститутов. Например, институт ренты в гражданском праве включает в себя такие субинституты, как постоянная рента, пожизненная рента, пожизненное содержание с иждивением. Примером комплексного института является институт собственности, который выступает предметом регулирования конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых других отраслей права.

Отрасль права является основным подразделением системы права, его главным элементом, объединяющим взаимосвязанные между собой институты права, регулирующие качество однородную область общественных отношений (например, отрасли уголовного права, конституционного права, гражданско-процессуального права и др.).

Крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права включают еще один компонент - подотрасль права.

Подотрасль права представляет собой комплекс правовых норм, регулирующих обособленную группу общественных отношений и входящий в отрасль права.

Если сравнивать понятия "система права" и "правовая система", то последнее шире по своему объему и включает в себя:

систему права (законодательство);

юридическую практику;

господствующую правовую идеологию.

Ну а сама система права подразделяется на нормы права, институты права, под отрасли и отрасли права. Основным элементом системы права является отрасль права, которая состоит из правовых норм, регулирующих данный, специфический, отличающийся от всех остальных вид общественных отношений. В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права. Это уже отдельный, обособленный комплекс правовых норм, часть отрасли права. Институты права регулируют один отдельный вид общественных отношений. Именно через институты образуется отрасль, а не непосредственно правовыми нормами. Более крупное объединение, входящее в состав отрасли - подотрасль права. Она складывается из родственных институтов, изучающих и регулирующих группы близких отношений определенного вида.

Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли:

Государственное (конституционное) право - это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия.

Административное право - регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно распорядительной деятельности органов государства.

Финансовое право - представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.

Земельное право - регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества.

Гражданское право - наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные не имущественные отношения.

Трудовое право - это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека.

Семейное право - отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения.

Гражданско-процессуальное право - регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров.

Уголовное право - представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется.

Уголовно-процессуальное право - объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам.

Конечно же, такая структура системы права существовала не всегда и, как и общественная жизнь, находится в постоянном изменении и развитии, пополняется новыми нормами, институтами, отраслями, становится более совершенной и эффективной.

Каждое из сегодняшних государств имеет свое право, и более того, право может служить признаком некоторых негосударственные образования. У разных стран оно сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для обществ с весьма различными структурами, правилами, верованиями.

То влияние, которое оказывает на жизнь общества отрасль права, не может быть игнорировано, оно многообразно и затрагивает как личную жизнь граждан, так и взаимоотношения государств. Каждое из этих правовых явлений обладает определенными функциональными свойствами. Отсюда возникло, было обосновано и утвердилось понятие "правовая система", охватившее широкий круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социально-культурные аспекты, вместе с многочисленными определениями понятия права, отражающими и раскрывающими его существенные черты.

Понятие "правовая система в широком смысле" требует за всем разнообразием признаков, отличающих национальное законодательство, видеть черты общего (универсального) права. Эти признаки могут иметь содержательный характер (например, институт прав человека), но могут быть формальными, например, сходство структуры законодательства. Ценность понятия "правовой системы" в широком значении заключается в том, что оно дает дополнительные аналитические возможности для комплексного анализа и характеристики права той или иной конкретной страны.

Понятие "правовая система", используемое в широком значении, тесно связано со сравнительным правоведением. Терминология здесь весьма разнообразна. Например, Р. Давид использует термин "семья правовых систем", К. - О. Эберт и М. Рейнстайн - "правовые круги", И. Сабо - "форма правовых систем", С.С. Алексеев - "структурная общность". Наиболее распространен термин "правовая семья"

По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье правовая система - это "вместилище, сосредоточение разнообразных юридических явлений". В.В. Бойцова под категорией правовая система понимает следующее: "категория "правовая система" служит для объединения национального права государств, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об их относительном единстве". На наш взгляд, данное определение не отражает всего смысла, заложенного в этом понятии.

В целом можно сказать, что правовая система - это часть целого, часть права, и если под правом понимается система общеобязательных, формально определенных юридических норм, установленных и обеспечиваемых государством, то под правовой системой - явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей. Правовая система общества - это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.

 

Классификация правовых систем

 

В основе классификации правовых систем на правовые блоки (семьи) лежат следующие критерии (признаки): исторические, идеологические, технико-юридические, стилевые, комплексно-юридические, культурно-правовые, религиозно-этнические, географические, расовые.

На основе различных критериев - идеологии (религия, философия, экономические и социальные структуры) и юридической техники, видов источников права, принципов его построения и других выделяются три основные правовые системы, которые принято называть "трихотомией". Ими являются романо-германская, англосаксонская (общее право) и социалистическая правовые системы. Ряд ученых (К. Цвайгерт, В. Грозфельд и другие) предполагают классификацию правовых систем на основе учета происхождения и эволюции правовой системы, природы источников права, особенностей юридического мышления, идеологических факторов. Такую классификацию принято называть "стилевой". На основе стилевой классификации выделяют следующие правовые группы (семьи): романская, германская, скандинавская, англо-американская, социалистическая, исламская и индуисская правовые блоки (семьи, группы).

Отдельные авторы (А.Х. Саидов) выдвинули идею многофакторной классификации. В ее основу положены следующие критерии (факторы): исторический генезис правовых систем, система источников права, структура правовой системы. На основе данной классификации выделяют следующие правовые системы: романо-германскую, общее право, скандинавскую, латиноамериканскую, мусульманскую, индусскую, дальневосточную (Япония) и обычное право. [5]

К наиболее старым, "классическим" правовым семьям относятся 1) семья общего права и 2) романо-германская (континентальная), принадлежащие к западной юридической традиции.

Общее (англо-саксонское) право исторически сложилось в Англии. Общее право оправдывает свое название тем, что оно, во-первых, действовало на территории всей Англии (период его становления - X-XIII века) в виде судебных обычаев, возникавших помимо законодательства, и, во-вторых, оно распространялось на всех свободных подданных короля в гражданском судопроизводстве. Обобщая судебную практику в своих решениях, судьи руководствовались нормами уже сложившихся отношений и на их основе вырабатывали свои юридические принципы. Совокупность этих решений, точнее, принципов, на которых они основывались (прецедентов), была обязательной для всех судов и, таким образом, составила систему общего права.

Специфика общего права состоит в:

1) отсутствии кодифицированных отраслей права и 2) наличии в качестве источника права громадного количества судебных решений (прецедентов), являющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых другими судами. Кроме общего права, в структуру английского права входят статутное право (законодательство) и "право справедливости".

Норма общего права носит казуистический ( индивидуальный) характер, ибо она есть "модель" конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. Общее право приоритетное значение придает процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств, ибо они составляют одновременно механизм правообразования и механизм правореализации. При этом важным признаком общего права выступает автономия судебной власти от любой иной власти в государстве, что проявляется в отсутствии прокуратуры и административной юстиции.

В настоящее время наряду с общим правом в странах англо-саксонской правовой семьи широкое развитие получило законодательство (статусное право), источником которого являются акты представительных органов, что свидетельствует о сложных процессах эволюции данной правовой семьи. Однако исходные принципы организации правовая система, например, Англии сохраняет с XIII века до сих пор.

Романо-германская правовая семья. Исторические корни этой правовой семьи относятся к римскому праву (1 в. до н.э. - VI в. н. э). В качестве основного источника она использует писаное право, т.е. юридические правила (нормы), сформулированные в законодательных актах государства. Законодатель (орган государственной власти) в связи с этим должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, типизировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах общие модели прав и обязанностей для граждан и организаций. На правоприменителей (это наименование весьма точно для данной правовой семьи отражает роль и функции юристов), и прежде всего суд, возлагается обязанность точной реализации этих общих норм в конкретных судебных, административных решениях, что, в конечном счете, обеспечивает единообразие судебной или административной практики в масштабе всего государства.

Судья романо-германской правовой семьи не обязан следовать ранее принятому решению другого суда за исключением судебной практики Верховного и (или) Конституционного суда. Но и в этом случае высшие судебные инстанции не вправе создавать своими решениями новые нормы, а могут лишь толковать имеющиеся в нормативно-правовых актах. Судья, работающий в стране, входящей в зону романо-германской правовой семьи, решая юридическое дело, главным образом осуществляет лишь процесс квалификации - строит цепь умозаключений по методу силлогизма, где роль большей посылки играет норма, а меньшей - обстоятельства конкретного случая. Это, конечно, вовсе не свидетельствует об отсутствии в правоприменении творческого, самостоятельного начала. Чтобы правильно применить отвлеченную от конкретной ситуации норму, юрист должен глубоко вникнуть в природу этой ситуации: обстоятельства деяния и личность деятеля, например, с тем, чтобы применение права было справедливым, гуманным, целесообразным, т.е. отражало внутреннюю природу права. В этом смысле и в континентальной правовой семье судебная (правоприменительная) практика не может не иметь некоторого нормативного значения, то есть выступать в роли фактора "давления" либо корректировки законодательства, которое, однако, официально признается приоритетным либо даже единственным источником права.

Такое положение, когда семья общего права имеет черты, присущие семье континентального права (писаное право), а последняя использует некоторые механизмы англо-саксонской правовой семьи (судебная практика), свидетельствует о глубоких взаимосвязях мирового правового развития, известном единстве правового регулирования в рамках, в частности, европейской цивилизации.

Значительным своеобразием обладают правовые системы, основанные на традиционном и религиозном регулировании, где право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем более государства. Различают так называемые традиционные правовые системы (построенные на обычном праве) и религиозные правовые системы (мусульманское, индусское право). К странам традиционного права относят Японию, государства Тропической Африки и некоторые другие. В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения. Так, источниками мусульманского права являются Коран, сунна и иджма. Коран - священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами там есть и установления вполне нормативно-юридического характера.

Сунна - мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка и представляющая собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма - третий источник мусульманского права - комментарии ислама, составленные его толкователями - докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме.

Мусульманское право сформировалось в глубоком средневековье и с тех пор проделало существенную эволюцию с точки зрения развития своих источников. Характерные черты этого права - архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм во многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов - продуктов деятельности государства.

Другой широко распространенной системой религиозного права является индусское право. Оно распространяется практически на всех выходцев из Индии и так же, как мусульманское право, тесно связано с религией - индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности - почти две тысячи лет назад, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве индуизм выступает элементом государственно-правовых отношений современного, в частности, индийского общества. Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо - семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т.д.

Главной тенденцией развития как обычного (традиционного), так и религиозного (мусульманского и др.) права является усиление роли закона как источника права. Однако эта тенденция реализуется на фоне не снижающейся значения традиционных и особенно религиозных норм, и даже в известной мере - их возрождения в качестве ведущей нормативной системы общества, что весьма характерно для исламских государств.

Славянская правовая семья. Выделение славянской правовой семьи в качестве самостоятельной ветви правовой системы имеет определенную новизну и поэтому нуждается в дополнительном обосновании.

Особенностью приведенного варианта структуры правовых семей, включающей самостоятельную семью славянского права, является стремление отразить подход уже известных типологий, выделяющих в отдельную рубрику славянскую правовую семью, так и изменения юридической карты современной Европы. Из представленной классификации не выпадает (в отличие от некоторых современных трактовок) нормативный регион и соответственно правовая общность, образуемая странами в основном славянского этнического происхождения, относимыми в свое время к социалистической правовой семье. Конечно, здесь идет речь о государствах бывшего социалистического содружества - СССР, ГДР, Польше, Болгарии,. Венгрии, Чехословакии, Румынии, которые составляли, в частности, по мнению французского компаративиста Р. Давида, особую семью социалистического права.

Основанием для выделения этой правовой общности в качестве отдельной, специфичной правовой семьи были, в свое время, социально-экономические и идеологические критерии, находившие концентрированное выражение в понятиях " общественно-экономическая формация", "социальный строй общества", который с помощью права стремилась утвердить и развивать государственная (политическая) власть названных стран. В традиционной для нашей науки классификации правовых семей на семьи общего, романо-германского (континентального), традиционно-обычного, религиозного и социалистического права использовалось сразу несколько, довольно разнохарактерных критериев - от технико-юридических до социально-экономических и идеологических. Такая классификация соответствовала устоявшимся научным подходам и главное - государственно-правовым реалиям мира. Поэтому она была общепризнанной в советской юридической литературе. В настоящий период данная типология нуждается в определенных уточнениях, вытекающих из новой политической, социально-экономической и духовной ситуации, сложившейся в правовом мире в связи с распадом СССР, европейской социалистической системы, эволюцией общественно-политического строя стран, входивших в зону социалистического права.

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы, возникшие первоначально в континентальной Европе на основе древнеримского права, а также канонических и местных правовых обычаев. Они как бы продолжают римское право, являются результатом его эволюции и приспособления к новым условиям. Господствующая роль в таких системах принадлежит в первую очередь закону (кодексу).

Романо-германская правовая семья, существовавшая первоначально в странах континентальной Европы, затем распространилась на всю Латинскую Америку, значительную часть Африки, страны Востока, Японию. Этот процесс объясняется колонизаторской деятельностью многих европейских стран, а также высоким уровнем кодификации в этих странах в XIX в., которую можно было использовать как образец для создания собственного права.

Правовая система США. На территории Северной Америки английское право было распространено обосновавшимися там переселенцами из Англии. Обычаи и традиции местных индейцев игнорировались как нечто чуждое и нецивилизованное. Однако английское право претерпело в колониях довольно значительные изменения. Это было связано с новыми условиями и в первую очередь с тем, что в Новом Свете отсутствовал феодальный уклад. Потребность в регулировании новых отношений, складывавшихся в колониях, способствовала утверждению идеи о необходимости создания кодифицированного права.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...