Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Единство государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и приоритет его экономических мер

Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности.

К ним относятся методы:

- таможенно-тарифного регулирования, т.е. применения импортных и экспортных тарифов;

- нетарифного регулирования, т.е. использования квотирования, лицензирования и т.п.

Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства. Одним из видов таможенного тарифа являются экспортные пошлины.

В мире существуют две основные методики установления уровня пошлин. Согласно первой, величина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения товара (вес, объем, площадь). Такие пошлины называются специфическими. Специфическими пошлинами обкладываются сырьевые товары (стандартные, большие по объему товарной массы). Экспортные пошлины, как правило, являются специфическими, которыми облагаются, главным образом, сырьевые товары.

Вторая методика основывается на следующем: пошлина устанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара. В результате чего, такая пошлина называется адвалорной. Данный вид пошлины применяется к товарам, которым присуще дифференциация производимой продукции (машинотехнические изделия).

Наряду с двумя упомянутыми методиками установления уровня таможенных пошлин, существует третья (промежуточная), смысл которой заключается в том, что таможенный орган, непосредственно применяющий ставки таможенных пошлин в виде их наложения на товар, имеет право самостоятельно выбирать между специфической и адвалорной пошлинами в зависимости от того, какая из них выше. В результате чего, данный вид пошлины получил название комбинированной (альтернативной).

Указанные пошлины, с учетом их устанавливающих методик нашли свое отражение в ст.4 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".[1] При этом законом провозглашается, что ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации.

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации и являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации.

Цель экспортной пошлины - обеспечить или увеличить дополнительное количество валюты для пополнения государственной казны. Специфика экспортной пошлины заключается в удорожании стоимости товара на мировом рынке, где конкуренция может быть значительной. Как правило, экспортные пошлины применяются для сырьевых товаров, по которым страна обладает монопольным преимуществом или в случаях, когда государство стремится ограничить вывоз такого товара. С другой стороны применение экспортных пошлин вызвано в связи с ограничением поставок на мировой рынок сырьевых товаров, по которым государство обладает монопольным природным преимуществом, что влечет за собой увеличение цен на такие товары и повышение доходов в бюджете государства и прибыли национальных производителей

Нетарифные меры являются инструментом административного регулирования внешнеэкономической деятельности. Они нормативно закреплены.[2]

В соответствии с разделом I Закона основными целями таможенного тарифа являются:

- оптимизация товарной структуры импортных поставок в РФ;

- поддержание экономически обоснованного отношения (стоимостного и физического) экспорта и импорта, валютных поступлений и расходов на территории РФ;

- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров и услуг в РФ;

- защита экономики РФ от негативного воздействия иностранной конкуренции;

- содействие созданию условий для эффективной интеграции РФ в мировую хозяйственную систему

К мерам нетарифного регулирования включают:

- лицензирование;

- квотирование;

- сертификация;

- разрешительная система;

- система экспортного контроля;

- иные ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и

транспортных средств.

Некоторые специалисты также относят к нетарифным мерам понятия таможенной блокады и эмбарго. Лицензирование - это разрешение на ввоз, вывоз или транзит товаров, свободное перемещение которых через таможенную границу РФ не допускается. Лицензии выдает Министерство экономического развития и торговли РФ. Сертификация - деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям

Квотирование - введение количественных и стоимостных ограничений ввоза и вывоза товаров на определенный срок по отдельным видам товаров, странам или группам стран. В РФ экспорт и импорт товаров осуществляется, как правило, без количественных ограничений[3] (ст.15 ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"). Квотирование импорта применяется как защитная мера в случае, когда возникает угроза причинения ущерба производителям подобных конкурирующих товаров на территории РФ, а также в качестве ответной меры на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров. Лицензии выдаются на основании квот на определенное количество товара и действуют в течение указанных в них сроков.

В таможенный орган представляются надлежащим образом оформленные лицензии. Экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности

Разрешительная система-это представление в таможенные органы при производстве таможенного оформления и контроля разрешений различных государственных органов. Ограничением на ввоз (вывоз) товаров называется установление особых требований к ввозу или вывозу некоторых товаров. Ограничения на ввоз и./или вывоз товаров могут быть установлены в виде количественных ограничений или в виде особого порядка их оформления при ввозе /вывозе.

Под таможенной блокадой понимается приостановление выполнения таможенного оформления, задержки товаров на таможенных складах и т.д. Цель - нарушение внешнеэкономических связей блокируемого государства. Эмбарго - запрещение или ограничение ввоза в свою страну или вывоза в другие страны товаров, работ, услуг. Применяется как репрессивная форма, как средство экономического или финансового давления.

 Эти методы установлены законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Другие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти РФ и ее субъектов не допускаются.

Существуют еще методы регулирования, которые могут частично использоваться в России.

Широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта – добровольные экспортные ограничения, когда страна – импортер устанавливает квоту, а страны – экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. Конечно, на деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жесткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование).

В особую группу мер, которые использует государство, регулируя отношение страны с мировым хозяйством, относятся так называемый активный протекционизм или различные формы стимулирования экспорта.

Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.

  Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотации производителю при его выходе на внешней рынок) и косвенными (путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.).

Среди них можно отметить: льготное государственное кредитование экспорта (уменьшение ставок и удлинение сроков кредита), государственное страхование экспортных кредитов, прямое субсидирование экспорта и различные налоговые льготы для экспортеров. Используют также различные формы информационного и организационного содействия экспорту продукции национальных предприятий, обеспечение торгово-экономической информацией, развитие транспортной и информационной инфраструктуры, организации ярмарок и выставок и т.п.

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО применение экспортных субсидий запрещено. Если они все-таки используются, то импортирующим странам разрешено принимать ответные меры путем взимания компенсационных импортных пошлин.

Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг, когда экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене, ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера. Демпинг может являться, во-первых, следствием государственной внешней политики, когда экспортер получает субсидию; во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, т.е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводит антидемпинговые пошлины, чему должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого факта демпинга и ущерба от него.

Еще одной формой внешне торговой политики, связанной с монополизацией рынка, является международные картели – монополистические объединения экспортеров, которые путем обеспечения контроля за объемами производства ограничивают конкуренцию между продавцами с целью установления выгодных цен. Такого рода картели создавались неоднократно на рынках сырьевых и сельскохозяйственных товаров, характеризующихся низкой эластичностью спроса по цене и ограниченным числом продавцов.

Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» декларирован приоритет экономических мер регулирования внешнеторговой деятельности. К основным формам экономического регулирования экспортных и импортных операций в условиях рыночной экономики следует отнести таможенно-тарифное регулирование, внутреннее налогообложение, а также регулирование обменного курса национальной денежной единицы. Однако решающая роль в организации регулирования данного вида деятельности все же принадлежит таможенным тарифам.

Переход в основном к экономическим методам регулирования внешнеэкономической деятельности потребовал глубокой проработки таможенного законодательства РФ. Первым и основным законом является Закон РФ «О таможенном тарифе», принятый 21 мая 1993 года. Поскольку этот закон не является актом прямого действия, то его практическое исполнение регулируется дополнительными нормативными документами государственного таможенного комитета РФ.

Закон устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ – важного инструмента внешнеэкономической политики страны и государственного регулирования соответствующих секторов внутреннего рынка РФ в его взаимодействии с мировым рынком, а также правила обложения пошлинами товаров, пересекающих таможенную границу РФ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...