Задачи физического воспитания в формировании личности
Как составная, органическая часть общей системы воспитания физическое воспитание направлено на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, укрепление здоровья, расширение границ творческого долголетия как важнейших условий формирования всесторонне, гармонически развитой личности, способной и готовой к высокопроизводительному труду. Реформа современной школы ставит задачу воспитать поколение, способное выполнить грандиозные планы развития нашей страны, переводу экономики на рельсы интенсивного развития. Владение физкультурными навыками - это не только признак общей культуры человека. Умелое использование средств физического воспитания благоприятствует интеллектуальному развитию и повышению культуры умственного труда. Переход школы на новое содержание образования, рост интенсивности учебно-познавательной деятельности обусловливают все более высокие требования, предъявляемые к организму детей. Занятия физической культурой в режиме учебного дня повышают функциональные возможности организма, умственную и физическую работоспособность детей. Обеспечивая нормальный рост и всестороннее развитие важнейших систем и функций организма, формирование жизненно необходимых двигательных навыков и качеств, физическое воспитание связано со всеми другими сторонами воспитания. Физическое воспитание активно содействует формированию таких социально ценных моральных качеств личности, как патриотизм, коллективизм, целеустремленность, стойкость, смелость, решительность. Расширяя диапазон творческих возможностей человека, физическая культура играет важную роль в трудовом воспитании, в подготовке к труду. Накопление детьми двигательных навыков, совершенствование физических качеств и укрепление здоровья помогают им успешнее овладевать трудовыми действиями. Высокая трудоспособность может быть обеспечена сочетанием напряжения с расслаблением. Этому можно научить еще в школе благодаря правильно организованному процессу физического воспитания.
Выполнение физических упражнений, четкость и гармоничность коллективных действий, красота и выразительность движений, свободное владение телом, хорошая осанка удовлетворяют и развивают эстетические, потребности детей. Недостаток движений ведет к излишней полноте. Ребенок становится малообщительным, замкнутым. Режим дня, рациональное питание, физические упражнения предупреждают многие болезни детей. Одна из важных задач физического воспитания - содействовать формированию у учащихся подтянутости, опрятности и навыков культуры поведения. Таким образом, физическое воспитание вносит существенный вклад в формирование всесторонне развитой личности. Игнорирование физической культуры ради учебных занятий, так же как и увлечение только спортом, приводит к дисгармонии в развитии человека. Поэтому физическое воспитание рассматривается в обществе как непременная часть воспитания, важная сфера культуры личности. В школе проводятся регулярные всесторонние медицинские осмотры учащихся. Школьный врач дает рекомендации и направления, если это требуется, для лечения ребенка специалистами или на лечебные процедуры в районной поликлинике, определяет, к занятиям в какой медицинской группе допустить ученика - в основной, подготовительной или специальной (для детей с ослабленным здоровьем). Физическое воспитание рассматривается при этом как одно из средств предупреждения заболеваний, охраны и укрепления здоровья. Одной из важнейших сторон физического воспитания в начальных классах является обучение движениям. В младшем школьном возрасте дети отличаются высокой пластичностью и большой возбудимостью нервной системы, легким образованием двигательных условных рефлексов. Успешному овладению движениями способствует интенсивное развитие двигательного анализатора. Обучение движениям будет полноценным, если удастся построить его с учетом определенных педагогических и методических требований.
В процессе физического воспитания необходимо стремиться на конкретных примерах показать образовательное, воспитательное и гигиеническое значение отдельных упражнений. Удовлетворение двигательной потребности детей, интерес и занимательность - существенные факторы повышения сознательности и активности детей на уроках физической культуры. Особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста требуют создания у них ясного представления об изучаемых движениях, поэтому нужно шире использовать средства наглядности. Чем меньше возраст детей, тем больше они склонны к подражанию и повторению. Например, имитация ходьбы охотников по глубокому снегу, накачивание автомобильных камер с помощью ручного насоса с шипящим выдохом, сидя на полу, гребля одним веслом или двумя. Воспитание двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость) у детей осуществляется в процессе обучения и совершенствования разнообразных двигательных действий при соответствующих возрасту и физической подготовленности детей дозировках нагрузки и отдыха. Воспитание двигательных качеств обеспечивается подбором необходимых упражнений и рациональной методикой занятий. На развитие физических качеств оказывают существенное влияние повседневные занятия физическими упражнениями (зарядка, гимнастика до занятий, физкультминутки, уроки физкультуры, игры на переменах).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|