Тема3. Принципы контроля.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Контроль и ревизия Не пропускать. (-0.5б) Экзамен(40 вопросов) РЕВИЗИЯ ВЫБЫТИЯ ОС 24.04. В понедельник домашка с темами для докладов.
Организация контроля на предприятиях по исполнению бюджетов (доклад) Контроль – обратная связь между субъектом и объектом управления. Защита интересов: как работников, как граждан. Знания контроля – способ защиты прав.
Пример: вы работаете на предприятии. Вам не платят зп. Действия – обращение в гос трудовую инспекцию, или в суд. (+компенсация морального ущерба). Плановые проверки – не чаще чем раз в 3 года.
При обращении в суд – суд выполняет требования только одного человека.
Аспекты: Возможности контролирующих органов Организация внутреннего контроля Наши возможности как работодателей в ходе общения с контрольно-ревизионными службами
ТЕМА1. Сущность и цели контроля. Контроль -18в. (фр- сверху записи в книгах, для сверки с др документами). Со второй половины 18 века – новое значение. Английское влияние. Контроль рассматривается как состовная часть управления, руководства,(власти и насилия). Теперьо это не просто человек сверяющий записи в регистрах. Теперь он имеет отношение к властвующим субъектам. В наст время: контроль, с т.з. теории права, а во вторых с т.з. теории управления. В первом случае контроль – как проверка соблюдения законодательства юр и физ лицами. А с т.з. теории управления – контроль одна из трех стадий управленческого процесса. 1. Определение целей 2. Организация выполнения принятого решения 3. Контроль исполнения решения. Контроль как функция управления позволяет своевременно выявить и устранить те условия и факторы, которые не способствуют эффективной работе и достижению поставленных целей.
Контроль помогает скорректировать деятельность предприятия или отдельных структурных единиц предприятия. Он выступает средством обратной связи между объектом управления и управляющей системой. И таким образом, контроль информирует управляющую систему о действительном положении объекта управления и фактическом выполнении управленческого решения. Согласно теории управления контроль объективно необходим, поскольку позволяет направлять деятельность эф управления в соответствии с идеальными моделями путем коррекции поведения подконтрольного объекта. (коррекция происходит: благодаря контролю происходит блокирование отклонений деятельности субъекта управления от заданной управленческой программы, для этого используются регуляторы, которыми обладает субъект управления по отношению к объекту управления, а иногда и без регуляторов). Предписания уполномоченного по правам человека не обязательны к исполнению. Цели контрольной деятельности:. С т.з. права –проверка соответствия деятельности подконтрольных субъектов предписаниям правовых норм. С т.з. теории управления целью контроля является с одной стороны проверка исполнения принятых управленческих решений, а так же выполнение хоз и фин планов. С др стороны предоставить возможность субъекту управления своевременно реагировать на происходящие изменения. И при необходимости корректировать ранее принятые управленческие решения. Цель валютного контрля – контроль внешних операций, устранение… Цель экспортного контроля – защита интересов РФ., контроль экспорта продукции военного назначения, контроль оружия массового поражения…
Функции контроля Базовые направления деятельности субъектов контроля в целях достижения результатов контрольной деятельности.
Обычно выделяют 3 основные функции контроля: 1. Предупредительная функция 2. Регулятивная функция 3. Оценочно-аналитическая функция Предупредительная функция имеет целью выявить нарушения действующего законодательства или нерационального использования ресурсов ещё до начала выполнения управленческого решения. Регулятивная функция имеет целью скорректировать выполнение управленческого решения с учетом меняющейся хозяйственной ситуации. И т.о. предотвратить потери и убытки. Оценочно-аналитическая ф-ция позволяет рассчитать эффект от выполнения или не выполнения управленческого решения и обосновать эффективность корректирующих мер.
Тема3. Принципы контроля. Это исходные положения на основе которых происходит организация контроля и его проведение. Считается, что контроль будет эффективным, если система контроля удовлетворяет базовым принципам. (эффективность снизится, если не удовлетворяет принципам) В 1997году произошло грандиозное событие – на международном уровне руководящие принципы контроля. 9 конгресс. Римская декларация руководящих принципов контроля. Контроль – это не сама цель, а неотъемлемая часть системы управления, целью которой является: · Выявить отклонения от принятых стандартов и нарушения принципов законности · Выяснить причины снижения эффективности и неэкономного расхода ресурсов на возможно более ранней стадии с тем чтобы принять корректирующие меры, · А так же привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб и осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем. Исходя из этого определения можно выделить 6 базовых принципа контроля. 1. Законность 2. Независимость 3. Объективность 4. Неотвратимость применения мер воздействия к нарушителю 5. Превенция 6. Гласность
Законность (уполномоченным органом) Объективность предполагает, что в ходе контроля используются методы обеспечивающие объективную оценку контролируемого субъекта. Выводы сделанные в ходе контроля не могут проводиться на субъективных выводах. Неотвратимость мер наказания к виновным – адекватное наказание. Для предотвращения подобных деяний в будущем.
Превенция – меры для предотвращения повторных нарушений закона. 2 вида: общая – целью которой является оказание воздействия на потенциально неустойчивых людей, и специальная превенция – методы применяемые непосредственно к преступнику, чтобы им не совершались повторные преступления. Гласность – напрямую связан с принципом превенции. Обнародование результатов контроля и методов наказания. Бессарабов: наделение контрольных органов соотв полномочиями. Между ними должны быть четко определены функции и обмен информации Скоординированность контролирующих органов. Тихомиров – принцип экономичности; сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны. Бурцев – принцип ответственности: 3 аспекта: · Ответственность контролеров · Ответственность контролируемых · Ответственность третьих лиц, кот представляют контролерам информацию. Означает, что контролер, контролируемый, 3ьи лица несут ответственность не абстрактно, а перед выше стоящим органом.
Внутренний контроль: Подконтрольность контролеров обеспечивается так называемым перекрестным контролем. Ступенчатый контроль – действие проходит нескольких контролеров, каждый из которых отвечает за определенную его часть. Принцип заинтересованности. – эффективный контроль, если каждый участник заинтересован в результате: Материальная заинтересованность в сохранности имущества у собственник.
16.02.2011
Стимул – чисто материальный, (увольнение, суд), незаконный стимул (угроза)..
Виды контроля Для того чтобы организовать контроль какого-либо аспекта деятельности предприятия необходимо классифицировать виды контроля. Основные классификации: 1. В зависимости от отношения субъекта контроля к объекту контроля: a. Внешний – объект и субъект в разных системах управления. (ех-государственный). Цель – защита интересов граждан организаций имли общества в целом от негативных последствий, которые могут наступить в связи с несоблюдением установленных правил осуществления деятельности или в связи с неисполнением субъектами отношений возложенных на них обязанностей
b. Внутренний – и субъект и объект входят в состав одной управленческой системы.(ех-юрист проверяя договор перед подписанием директора – осуществляет внутренний контроль). 2. Время проведения контроля: a. Предварительный –Г осуществляется до начала совершения какого-либо действия. Имеет целью проверить законность и целесообразность этого действия, в случае, если будет признан нецелесообразным – он д.б. заблокирован. b. Текущий – осуществляется в процессе совершения какой-либо операции, или целью либо прекратить совершение этой операции в случае, если происходит отклонение от заранее установленных критериев, либо корректировать какие-то действия, для ликвидации возникших отклонений, либо сделать что-то дополнительное из-за изменения обстановки. Разделяют: i. Направляющий ii. Фильтрубщий – цель заблокировать совершаемое действие c. Последующий – после завершения операции. Нацелен на проверку законности и целесообразности совершенной операции. Чтобы наказать виновных либо откорректировать дальнейшую деятельность организации. Большинство гос контроля относятся к последующему. 3. Периодичность проыедения контроля: a. Систематический – регулярно, по мере возникновения в нем необходимости. Привязано к факту осуществления действия подлежащего контроля. b. Периодический – регулярно, в соответствии с установленным графиком его проведения. (инвентаризация в конце года). c. Эпизодический (разовый) - проводится при возникновении каких-либо нарушений, либо без привязки к заранее установленному графику. 4. Сфера осуществления контроля: a. Территориальный - предполагает, что контролю подвергаются предприятия, зарегистрированные на какой-то конкретной территории или регионе. b. Отраслевой – проверки подлежать только определенные аспекты деятельности предприятия. (санитарный контроль, пожарный контроль). 5. Повторяемость контроля: a. Первичный - контроль в первый раз b. Повторный – проверяется уже один раз проверенная операция, когда проверяется деятельность контролера (проводится повторная проверка). c. Дополнительный – в дополнение к первоначально определенному первичному контролю. 6. Полнота охватат операций: a. Полный – проверяются все операции. (ех – комплексная ревизия) b. Частичный – проверяются не все операции.(отдельные аспекты подвергаются проверки либо часть проверяемого периода). 7. Методы применяемые в ходе контроля:
a. Сплошной – проверяются все операции подряд. b. Выборочный формируется выборочная совокупность, которая будет проверяться. 8. Степень необходимости контроля: a. Обязательный b. Инициативный 9. В зависимости от источников информации: a. Документальный – источникидокументы b. Фактический – не документы. 10. Возможность планирования a. Плановый b. Внеплановый 11. В зависимости от причины проведения: a. Абстрактный – без конкретной причины, (часто является плановым) b. Конкретный – в связи с поступлением информации о каком-то нарушении. 12. В зависимости от правовых последствий контроля: a. Консультативный – рекомендации по устранению недостатков, которые могут либо исполняться, либо нет. b. Утверждающий – предписания обязательны для исполнения, возможны штрафные или иные санкции. 13. В зависимости от субъектов контроля: a. Контроль государственный – проводится гос контр органами b. Со стороны фин кред организаций (банков) – кассу, валютный контроль. c. Контроль ведомственный d. Внутрихозяйственный e. Независимый ( внешний аудит) f. Контроль общественный. 14. Отрасли контроля: a. Финансовый b. Таможенный c. Правовой d. Санитарный e. И т.д.
Методы контроля
Для того чтобы организовать качественный контроль на предприятии необходимо знать какие методы бывают: Общенаучные (анализ(раскладывает), синтез (объединяет), индукция, дедукция, аналогия, моделирование, конкретизация, системный анализ). Конкретные – стратегические приемы, которые можно разделить на 4 обобщенные группы: 1. Органолептические – основанные на получении информации от органов чувств. (инвентаризация, визуальное наблюдение, экспертная оценка, устный опрос). Экспертиза – привлечение к контролю доп специалиста, который обладает навыками или знаниями, которыми не обладает сам контролер. Устный опрос – предполагает получение сведений непосредственно от работников контролируемой организации и ряда др лиц. Применяется в тех случаях, когда требуется получить информацию не содержащуюся в документах, и кот невозможно получить иным способом. Либо на начальном этапе контроля, с целью определения направлений контроля. (выделения тех, которые контролировать усиленно). Для получения юр статуса для результатов контроля их необходимо оформлять в виде протокола опроса. Сведения полученные в ходе устного опроса считаются менее достоверными, чем те которые получены в ходе документального контроля. 9.03.11
2. Расчетно-аналитические. Они служат для определения величины ущерба, обнаруженного в ходе контроля предприятий, так же они служат для того, чтобы выявить нарушения путем сравнения цифровой информации (данных) содержащихся в различных документах. Позволяют определить наиболее существенные риски и соответственно спланировать предстоящую проверку. К ним относятся методы применяемые в эк анализе (факторный анализ, расчет средних величин, относительных величин, сравнение, группировка и др), так же контроль использует методы и приемы статистики (расчет индексов, трендов, корреляции и т.п.), методы эвристического анализа. Последний анализ предполагает использование методов, которые не являются на 100% надежными, поэтому есть вероятность недостоверности результата. Однако их применяют из-за того, что они дают выигрыш в простоте расчета, а значит и во времени для получения результата.
3. Документальные методы. Проводится по 2 основным направлениям: - информационное моделирование – предполагает построение условной модели, позволяющей определить потенциальные нарушения. А зная их, мы можем выбрать оптимальные методы контроля, позволяющие выявить реальные нарушения. В большинстве случаев при информационном моделировании происходит изучение правового регулирования участка деятельности, а так же существующего на предприятии документооборота. Т.о. выявляется потенциально слабое звено в документообороте и в дальнейшем применяются др методы контроля. - исследование документов. Включает в себя: · формальную проверку, т.е. проверку полноты заполнения реквизитов, а так же соответствие этих реквизитов друг другу. · Арифметическую проверку, предполагает пересчет итогов рассчитанных в документе. · Проверка по существу, т.е. проверка законности совершения самой операции. · Встречная проверка, т.е. направление запросов контрагентам предприятия, с целью получить подтверждения фактического совершения оформленной документом операции. (сверка взаиморасчетов). · Прослеживание, означает последовательное изучение всех документов, оформляемых в связи с завершением какой-либо операции. · Хронологическая проверка, предполагает изучение соблюдения хронологической последовательности оформления операций и выявления т.о. операций оформленных задним числом, либо с иным нарушением порядка последовательности оформления. · Логическая проверка, предполагает проверку соответствия документального оформления операции реальной логике её совершения. · Пр.
4. Методы связанные с обобщением и реализацией результатов контроля. Цель методов, относящихся к этой группе – обобщить выявленные нарушения, по возможности выявить виновников и разработать меры, позволяющие в дальнейшем пресекать или не допускать подобные нарушения. · Выявление и группировка недостатков и нарушений по центрам ответственности, по периодам, виновным лицам и т.д. · Аналитическая группировка, · Следственно юридическое обоснование, предполагает получение объяснений от должностных лиц с целью определить причины и виновников нарушений. · Систематизированное изложение недостатков, их причин и виновников в актах, служебных записках или иных документах, оформляемых по результатам контроля. · Выработка рекомендаций и принятие управленческих решений по результатам контроля · Контроль за выполнением принятых решений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|