Занятие № 6. Тема: «Реформаторская педагогика и инновационные процессы в зарубежной школе (XIX в. – 90-е гг. XX в.)
Содержание семинарских занятий
Тема 1. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древневосточной цивилизации. Образование и педагогическая мысль в Древней Греции, Риме.
Вопросы:
1. Развитие воспитания и обучения в Древнем Китае:
- воспитание в семье, храмовые и светские школы. Педагогическая мысль в Древнем Китае;
- философские и педагогические идеи Конфуция;
- воспитание и школа в древней Индии. Кастовое воспитание, различные типы светских и религиозных школ. Педагогические идеи в письменных памятниках древней Индии (Веды);
- воспитание и школа в древнейших государствах Ближнего Востока (Египет, государства Месопотамии, Иудея и др.);
2. Воспитание и школа в Античном мире:
- характеристика состояния развития экономики, культуры, науки;
- воспитание в гомеровскую эпоху (9–8 век до н.э.);
- условия и причины становления различных систем воспитания в древнегреческих полисах.
3. Система воспитания в Афинах (семья, мусические и грамматические школы, гимназии, эфебия, лицей).
4. Система воспитания в Спарте. Развитие в Древней Греции философской и педагогической мысли (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).
5. Воспитание и обучение в Древнем Риме. Воспитание в семье, тривиальные, грамматические, риторские школы. Вопросы воспитания в сочинениях римских мыслителей (Сенека, Цицерон, Квинтиллиан). Возникновение христианства.
Тема 2. Образование, воспитание, развитие педагогической мысли в эпоху средневековья в Европе, Византии, Киевской Руси
Вопросы:
1. Просвещение и педагогическая мысль в Византии:
- влияние традиций античной культуры на развитие образования и образовательных учреждений в Византии;
- взгляд христианства на человека и его воспитание;
- миссионерская и просветительская деятельность Кирилла и Мефодия среди славянских народов и создание ими славянской письменности.
2. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси:
- воспитание и обучение у древних славян;
- воспитание и обучение в Киевской Руси.
Тема 3. Образование, воспитание, развитие педагогической мысли и становление педагогики как науки в эпоху Возрождения в Западной Европе (14–17 вв.)
Вопросы:
1. Школа и педагогическая мысль в Западной Европе в средние века и эпоху Возрождения
- влияние церковной культуры на образование
- реформация и ее влияние на образование и воспитание
- контреформация
2. Школа и педагогика в Средние века.
- монастырские школы.
- Фома Аквинский.
- средневековые университеты.
3. Витторио да Фельтре и его «Школа радости».
4.Педагогические идеи и сочинения Франсуа Рабле и Эразма Роттердамского.
5. Дидактиктические взгляды Я.М.Коменского.
- понятие природосообразности
- возрастная периодизация учения
- организация школьного обучения
- нравственное обучение и дисциплина
- Я.А. Коменский о педагоге
- значение педагогической теории Я.А. Коменского для развития педагогики.
Тема 4. Образование и воспитание в Европе в эпоху Просвещения (18 в.)
Вопросы:
1. Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы начала 18 века.
- движение за обновление школьного образования и методов обучения
2. Школьное образование в Англии
- эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка
3. Педагогическая мысль во Франции
- французские просветители
- социально–политические и философские взгляды Ж.-Ж. Руссо.
- естественное и свободное воспитание. Возрастная периодизация в обучении и воспитании. Руссо об искусстве наставника, воспитательных факторах и об отрицательном воспитании.
- основные педагогические взгляды К.А.Гельвеция.
- основные педагогические взгляды Д. Дидро. Роль ощущений в обучении и воспитании. Место природных задатков в обучении и воспитании.
- метод элементарного образования И.Г. Песталоцци. Опора на знание человеческой психики. Роль задатков способностей в обучении и воспитании.
Тема 5. Развитие образования и ведущих педагогических идей в Западной Европе и России середины 19 в.- начала 20 в.
Вопросы:
1. Школа и педагогика в Западной Европе середины девятнадцатого-начала двадцатого веков.
- основные педагогические взгляды И.Ф.Гербарта. Гармоничное воспитание и пути достижения гармонии. Универсальные методы обучения по И.Ф. Гербарту (описательный, аналитический, синтетический).
- основные педагогические взгляды И.Г. Дистервега. Природосообразность и культуросообразность как два основных принципа обучения и воспитания.
- Социально-политические и философские взгляды Р.Оуэна. Роль среды в воспитании личности. Система дошкольных учреждений и начальных школ. Роль религии в обучении и воспитании.
2. Исторические ретроспективы и тенденции развития реформирования образования в России.
- религиозно-нравственное воспитание
- В.Г. Белинский о разумном и добром воспитании
- идея «климатологического» воспитания А. Герцена
- педагогические взгляды и дидактическая система Н.И. Пирогова
- философские и естественно-научные основы педагогической системы К.Д. Ушинского. К.Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве. Идея народности в воспитании. Труд и его воспитательное значение. Цели и средства нравственного воспитания. Дидактическая система К.Д. Ушинского, его взгляды на урок и методы обучения. Критика теорий формального и материального образования, классической школы.
- оригинальная педагогическая теория Л.Н. Толстого. Яснополянская школа и свободное воспитание. Педагогические взгляды Л.Н. Толстого на соотношение воспитания и образования. Религиозно-нравственное воспитание в педагогических взглядах Л.Н. Толстого.
Занятие № 6. Тема: «Реформаторская педагогика и инновационные процессы в зарубежной школе (XIX в. – 90-е гг. XX в.)
План:
1. Свободное воспитание.
2. Экспериментальная педагогика.
3. Педоцентризм.
4. Трудовая школа.
5. Школа действия.
Задания и спорные суждения
Литература
- Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студентов вузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 2004.
- Джуринский, А. Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 1999.
- Дидактический материал и методические рекомендации для самостоятельной работы по курсу «Философия и история образования». Ч. 1 / Сост. С. А. Воронина.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2002.
- История воспитания и образования в России XVIII века. Ч. 2: Материалы для самостоятельного изучения / Сост. Д. И. Латышина.– М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1992.
- История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. А. И. Пискунова.– 2-е изд., испр., доп.– М.: Сфера, 2001.
- История отечественного образования (IX–XIX вв.). Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. Д. М. Забродина.– М.: Исследоват. центр пробл. качества подгот. специалистов, 2003.
- Коджаспирова, Г. М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова.– М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
- Латышина, Д. И. История педагогики. История образования и педагогической мысли / Д. И. Латышина.– М.: Гардарики, 2005.
Воспользуйтесь поиском по сайту: