Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмпирическое знание Теоретическое знание




1. Знание вырабатывает- 1. Знание возникает при
ся в сравнении предметов, анализе роли и функций неко-
представлений о них; в ре- торого особенного отношения
зультате в них выделяются внутри целостной системы,
общие свойства. отношение является генети­
чески исходной основой всех
проявлений системы.

2. При сравнении выделя- 2. В процессе анализа рас-
ется некоторая совокупность крывается генетически исход-
предметов, относимых к оп- ное отношение, всеобщее осно-
ределенному классу (на осно- вание, сущность целостной си-
ве формально общего свойст- стемы.

ва, без раскрытия внутренней их связи).

3. Знание, опирающееся 3. Знание, возникающее
на наблюдение, отражает как мысленное преобразова-
в представлении предмета ние предметов, отражает их
внешние его свойства. внутренние отношения и свя­
зи, «выходя» за пределы пред­
ставления.


       
   
 
 

4. Формально общее свой­ство рядополагается с особен­ным и единичным.
5. Конкретизация знаний состоит в подборе иллюстраций, примеров, входящих в дан­ ный класс предметов. 6. Средством фиксации знаний являются слова-тер­ мины.

 

4. Связь реально существу­
ющего всеобщего отношения це­
лостной системы и ее различ­
ных проявлений фиксирует­
ся как связь всеобщего и еди­
ничного.

5. Конкрегизация состо­
ит в выведении и объяснении
особенных и единичных про­
явлений всеобщего основания
целостной системы.

6. Знания выражаются
в способах умственной дея­
тельности, а затем в симво-
лознаковых средствах.

В.В. Давыдов приводит характеристику теоретического зна­ния, получаемого в результате содержательного абстрагирования и обобщения. Оно составляет основы развивающего обучения. Под­черкивается важность мыслительного действия анализа (и соот­ветственно синтеза), а не только сравнения и преобразования для установления генетически исходного основания и связи всех свойств для выявления и обработки обобщенного способа умст­венной деятельности. Еще одно не менее важное отличие теоре­тического знания состоит в том, что при его формировании вскрываются, устанавливаются связи всеобщего и единичного, связи внутри целостной системы, понимание ее сущности, что пред­полагает активную мыслительную деятельность (а не только представление). И третье, что необходимо подчеркнуть,— фор­ма существования теоретического знания. В теории В.В. Давы­дова это прежде всего способы умственной деятельности, обоб­щенные способы действий.

Такое понимание теоретического знания и основного направ­ления обучения как восхождения от абстрактного к конкретному основывается на иной, собственно психологической интерпретации существующих дидактических принципов. Так, В.В. Давыдов, рассмотрев общедидактические принципы сознательности, на­глядности, преемственности, доступности, научности, утвержда­ет другую, собственно психолого-педагогическую их природу [61].

Во-первых, принцип преемственности трансформируется в принцип качественного различия стадий обучения, каждая из


которых соотносится с разными этапами психического развития. Во-вторых, принцип доступности трансформируется в принцип развивающего обучения, наполняясь новым содержанием, «ког­да можно закономерно управлять темпами и содержанием раз­вития посредством организации обучающего воздействия». В-тре­тьих, принцип сознательности имеет новое содержание как принцип деятельности. При этом ученики получают сведения не в готовом виде, а лишь выясняя, устанавливая условия их про­исхождения как способов деятельности. Этот третий принцип по­служил основой (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов) для формирования новой модели обучения как преобразующе-воспроизводящей де­ятельности обучающихся. В-четвертых, принцип наглядности фик­сируется В.В. Давыдовым как принцип предметности. Реализуя этот принцип, обучающийся должен выявить предмет и предста­вить его в виде модели. Это существенная характеристика пре­образующе-воспроизводящей деятельности обучения, когда мо­дельное, знаково-символическое представление ее процесса и ре­зультата занимают значительное место.

Развивающее обучение в учебной деятельности на основе ус­воения содержания учебных предметов должно разрабатывать­ся в соответствии с ее структурой и особенностями. В.В. Давы­дов формулирует основные положения, характеризующие не только содержание учебных предметов, но и те умения, которые должны быть сформированы у учащихся при усвоении этих предметов в учебной деятельности:

«1. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный харак­тер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы.

2. Знания, конституирующие данный учебный предмет
или его основные разделы, учащиеся усваивают в процессе ана­
лиза условий, их происхождения, благодаря которым они ста­
новятся необходимыми.

3. При выявлении предметных источников тех или иных
знаний учащиеся должны уметь прежде всего обнаруживать
в учебном материале генетически исходное, существенное,
всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объ­
екта данных знаний.

4. Это отношение учащиеся воспроизводят в особых пред­
метных,
графических или буквенных моделях, позволяющих изу­
чать его свойства в чистом виде.


5. Учащиеся должны уметь конкретизировать генетиче­
ски исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в сис­
теме частных знаний
о нем в таком единстве, которое обес­
печивает мысленные переходы от всеобщего к частному и об­
ратно.

6. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения дей­
ствий в умственном плане к выполнению их во внешнем пла­
не
и обратно»
[63, с. 164] (выделено мною. — И.З.).

Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина — В.В. Да­выдова, внедренное в практику школьного обучения, получило всестороннюю интерпретацию в работах Л.И. Айдаровой, А.К. Марковой, В.В. Рубцова, А.З. Зака, В.В. Репкина, М.М. Ра­зумовской, Г.Г. Граник и др. Сама идея развивающего обучения кратко воплотилась в экспериментальных системах обучения Д.Н. Богоявленского, С.Ф. Жуйкова, М.Ф. Косиловой, И.Я. Кап-луновича, Б.Е. Хаева [подробнее см. 231], а также в опыте рабо­ты Т.В. Некрасовой, Г.Н. Кудиной, Р.Г. Мильруда и др. В пред­ставленной Л.В. Тарасовым «Новой модели общего образования. Экология и диалектика», по сути, также используются основные положения развивающего обучения Д.В. Эльконина, В.В. Давы­дова. Все это свидетельствует о том, что развивающее обучение действительно представляет собой управление учителем психиче­ским развитием ученика, обладая потенциальными возможнос­тями и перспективами широкого внедрения в практику обучения.

** *

Приобретение человеком индивидуального опыта в социаль­ном окружении, в специальных образовательных учреждениях есть результат сложного взаимодействия развития, обучения, вос­питания, где развитие — конечная цель обучения, а оно само (вку­пе с воспитанием) — условие и основа развития, которое имеет свои уровни, линии и направления. Развивающее обучение есть продуктивная реализация принципа опережающего развитие обучения, по Л.С. Выготскому.


 

2. Как связаны между собой содержание учебного предмета, про­
грамма, метод обучения и тип мышления ученика?

3. Что значит формула «восхождение от абстрактного к конкретно­
му» и как она связана с общим законом развития?

4. Каковы общие принципы развивающего обучения по Л.В. Зан-
кову и по В.В. Давыдову?

5. Чем различаются эмпирическое и теоретическое знания?

6. В чем заключается преимущество развивающего обучения по срав­
нению с традиционным обучением?

Литература

Возрастная и педагогическая психология. 2-е изд. / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.

Выготский Л.С. Детская психология. Ч. 2: Вопросы детской (воз­растной) психологии // Собр. соч. В 6 т. М., 1984. Т. 4.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.

Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.

Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997. С. 9-97.

Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии //Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1981.

Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение // Психологиче­ские основы развивающего обучения. М., 1996.


Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается разница между понятиями «научение», «уче­ние» и «учебная деятельность»?


т


ЧАСТЬ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...