Методология исследования: психодиагностический инструментарий, методы математико-статистической обработки полученных данных
Для достижения поставленных задач был подобран соответственный психодиагностический инструментарий: · Опросник ПЭА (А.Н. Волковой); · Опросник «Шкала любви и симпатии» (З.Рубин, модификация Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алешина); · Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко); · Оксфордский опросник счастья (OHI, Oxford Happiness Inventory). Данный психодиагностический инструментарий позволяет оценить присущий человеку уровень счастья, а также оценить влияние уровня субъективного ощущения счастья на удовлетворенность браком и взаимоотношения в браке. Рассмотрим психодиагностический инструментарий более детально исходя из особенностей шкал. Опросник ПЭА (А.Н. Волковой). Опросник предназначен для оценки степени понимания, эмоциональной привлекательности и уважения партнеров в браке. Опросник состоит из 45 утверждений, которые касаются взаимоотношений между партнерами в браке. В текст опросника заложены три шкалы: понимание, эмоциональное притяжение и авторитетность (уважение). Каждая шкала включает по 15 вопросов-утверждений. Опросник «Шкала любви и симпатии» (З.Рубин, модификация Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алешина). Шкалы: шкала любви, шкала симпатии, общий уровень эмоциональных отношений в диаде Тест предназначен для определения, что преобладает во взаимоотношениях: любовь или симпатия. Изначально шкалы любви и симпатии З.Рубина представляли собой 2 набора высказываний, в каждый из которых входило 13 пунктов, затем по мере работы над созданием методики количество утверждений было уменьшено до 9. При составлении шкал опросника З.Рубин исходил из определенных теоретических представлений о внутренней структуре измеряемых феноменов.
В частности, важными для измерения представлялись три компонента любви: привязанность, забота и степень интимности отношений. Шкала симпатии регистрирует: степень уважения, степень восхищения и степень воспринимаемого сходства объекта оценки с респондентом. В окончательный вариант методики, адаптированной Л.Я.Гозманом и Ю.Е.Алешиной, включены 14 пунктов. Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко). Тест предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком. Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д. Данная методика не только констатирует картину существующих супружеских отношений, но и дает возможность понимания субъективного мира, исследуемого во всей его сложности. Оксфордский опросник счастья (OHI, Oxford Happiness Inventory). Методика Оксфордский опросник счастья предназначена для измерения уровня счастья в целом. Опросник применялся в большинстве проводившихся в Оксфорде исследований. В научных исследованиях было установлено, что счастье — единый фактор человеческого опыта, однако оно состоит по крайней мере из 3-ех, отчасти независимых, факторов: удовлетворенности жизнью, положительных эмоций и отсутствия отрицательных эмоций. Для обработки результатов исследования применяются методы первичной и вторичной статистической обработки. Первичные методы статистической обработки: Среднее значение: Дисперсионный анализ. Дисперсионный анализ в исследовательских работах выполняет несколько существенных функций: во-первых, показывает, насколько частные значения отклоняются от средней величины. Следует иметь ввиду, что когда мы оперируем средними значениями для описания результатов, указание отклонение необходимо, для полного понимания сущности значений. Во-вторых, данное значение используется для ряда других расчетов, в том числе для вычисления линейной корреляции. Вычисляется по формуле:
Линейная корреляция. Данный показатель позволяет утверждать, как один показатель влияет на другой. Например, влияние уровня успеваемости подростков на уровень агрессивности. Коэффициент линейной корреляции по Пирсону вычисляется по такой формуле: t-критерия Стьюдента. При выполнении исследований любого уровня зачастую появляется необходимость сравнения средних величин между собой. При использовании данного критерия прежде всего необходимо определить степень погрешности исследования, но нужно помнить, что уровень погрешности на уровне 5% для любого научного исследования, включая диссертацию, является приемлемым. Итак, данный критерий вычисляется по следующей формуле: Таким образом, психодиагностический инструментарий и методы статистической обработки полученных результатов позволяют в полной мере реализовать поставленные задачи и достигнуть цель работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|