Функциональные подсистемы производственной системы предприятий
Исследование производственных систем может осуществляться на основе структурного и функционального подходов. Структурный или объектный подход характеризуется разделением производственной системы на составляющие элементы (объекты) по определенным признакам и сложившимся связям между ними. В рамках такого подхода формируется производственная структура, когда основным элементом является рабочее место, на котором выполняется производственная операция как основной элемент производственного процесса. На основе структурного подхода формируются иерархические уровни и соответственно вертикальные связи в производственной системе. Функциональный подход предлагает выделение функциональных подсистем, в основе которых лежит их роль в реализации целей системы или определенный вид деятельности. Наибольшее применение функциональный подход получил в 70-х годах в рамках ситуационной теории менеджмента. Он дает представление об основных рычагах и механизмах, приводящих в действие систему и обеспечивающих ее сбалансированную работу в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Любое предприятие (организация) состоит из совокупности взаимосвязанных систем, каждая из которых имеет определенную функцию и действует в соответствии с задачами организации и играет важную роль в ее выживании. Несмотря на отсутствие единого подхода к функциональному структурированию организации, чаще всего его основой является ресурсный подход. Так, например, в составе организации выделяются: подсистема техники, подсистема человеческих ресурсов и подсистема управления. Если организация рассматривается не только как форма устройства общественного производства, но также как форма социально специализированной деятельности людей, то в качестве функциональных подсистем чаще всего выделяют производство; финансы; персонал; менеджмент; НИР. Выделение функциональных подсистем служит основой формирования горизонтальных связей в производственной системе предприятия. В соответствии с функциональным подходом в производственной системе предприятия выделяются подсистема основного производства, подсистема вспомогательного производства и подсистема обслуживания[5]. В рамках подсистем осуществляются определенные виды деятельности, самостоятельность и определенность целей и содержание которых позволяет объединить их в следующие функциональные подсистемы:
1. Подбор, расстановка, повышение квалификации, управление профессиональным продвижением кадров. Эта подсистема реализуется отделом кадров и входящей в его состав службой подготовки и повышения квалификации кадров. Подбор и расстановка кадров в соответствии со знаниями, опытом и способностями, а также дальнейшее повышение их квалификации, имеет важное значение, так как уровень профессиональной подготовки, особенно управленческих кадров, в значительной степени определяет успешную работу предприятия. 2. Внутризаводское стратегическое и тактическое планирование и прогнозирование. Для реализации этой подсистемы на предприятии создается планово-экономический или планово-производственный отдел. Основной направленностью этого подразделения является планирование производства и реализации продукции, развития предприятия, себестоимости, прибыли и рентабельности производства, труда и заработной платы, финансов, материально-технического обеспечения и социального развития коллектива. 3. Техническое развитие предприятия и техническая подготовка производства. Эта подсистема реализуется специально создаваемыми службами главного конструктора и главного технолога, которые занимаются конструкторской и технологической подготовкой производства, включающих:
· решение задач по проектированию новых и совершенствованию ранее освоенных видов продукции; · обеспечение производства необходимой документацией по этой продукции; · проектирование новых и совершенствование уже освоенных технологических процессов; · опытную проверку и внедрение технологических процессов. 4. Организация и управление основным производственным процессом. Эта подсистема реализуется непосредственно в цехах основного производства. Управленческий персонал цехов и участков, участвующий в этом процессе организует и управляет процессом выполнения производственных программ с заданным ритмом и необходимого качества. 5. Организация и управление обслуживающими процессами. Эта подсистема охватывает вспомогательное и обслуживающее производства и реализуется ремонтно-механическим, инструментальным, энергетическим, транспортным и складским хозяйствами. Она включает решение задач обслуживания и ремонта всех видов оборудования и оснастки, обеспечения инструментами, всеми видами энергии, транспортное и складское обслуживание. 6. Оперативно-производственное планирование и диспетчеризация. Реализация этой подфункции возложена на производственно-диспетчерскую службу предприятия, которая осуществляет объемное планирование, обеспечивая тем самым рациональное построение производственной программы для предприятия и его цехов, оперативно-календарное планирование путем разработки календарных планов производства и календарно-плановых норм и диспетчерский контроль за производством, благодаря чему поддерживается ритмичность и равномерность выпуска продукции[6]. 7. Управление качеством продукции. Основной целью этой функциональной подсистемы является реализация трех основных составляющих системы качества продукции: · обеспечение качества; · управление качеством; · улучшение качества. Ее выполняет отдел технического контроля, который в рамках системы качества осуществляет контроль за качеством сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, параметров технологических режимов, на всех стадиях производства; участвует в разработке и осуществлении мероприятий по повышению качества продукции и предупреждению брака.
8. Организация труда, нормирование и материальное стимулирование. Эта подфункция реализуется отделом труда и заработной платы, подразделением, на которое возложена работа по разработке и внедрению рациональных форм организации труда на рабочих местах, систем обслуживания рабочих мест, внедрению прогрессивных приемов и методов труда, расчету технически обоснованных норм для всех категорий работающих и их внедрению, выбору оптимальных режимов труда и отдыха и созданию благоприятных условий труда на рабочих местах, а также применению рациональных форм и методов оплаты труда и материального стимулирования. 9. Организация материально-технического обеспечения и сбыта продукции. Эта подфункция реализуется соответствующим отделом, работники которого планируют потребности во всех видах материально-технических ресурсов, заключают договоры на их поставки, осуществляют приемку, размещение, хранение и их отпуск цехам и участкам предприятия, контролируют их использование. 10. Учет производства и реализации продукции и услуг, осуществление финансовой деятельности предприятия. Как правило, эту подфункцию реализуют бухгалтерия и финансовый отдел предприятия. Бухгалтерия занимается учетом материальных и денежных ценностей, расчетом заработной платы для всех категорий работающих, учетом производства и результатов хозяйственной деятельности, ведением бухгалтерской отчетности и т.д. Целью деятельности финансовой службы предприятия является управление процессами образования доходов (накопительная функция), осуществление расходов (распределительная функция), анализ и контроль за результатами производственно-хозяйственной деятельности предприятия. 11. Организационно-техническое и хозяйственное обслуживание производства. В рамках этой подфункции решаются вопросы обеспечения всех руководителей, структурных единиц предприятия и их работников всем необходимым для эффективного выполнения своих функций и обязанностей. Деятельность хозяйственной службы направлена на обеспечение работников канцелярскими принадлежностями, вычислительной и компьютерной техникой, мебелью и оргтехникой, расходными материалами, всеми видами связи, а также на поддержание чистоты и порядка в помещениях[7].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|