Преодоление воинствующего экономизма
Великий русский мыслитель С.Н. Булгаков в своем труде “Философия хозяйства” отмечает, что только с помощью политэкономических решений и предоставления гражданам политических свобод, политики сдержек и противовесов продвинуть общество вперед невозможно. Мы являемся свидетелями, что исторический материализм не смог преодолеть воинствующий экономизм, обеспечить людей хлебом насущным. Нужна философская система социально-экономического развития, которая бы рассматривала народное хозяйство как философию хозяйства в самом широком смысле. Одна из главных задач новой социально-экономической системы – это преодоление воинствующего экономизма, обеспечение каждого члена общества куском хлеба. Работа С.Н. Булгакова – это философское обоснование различных систем хозяйствования. Разные этапы развития человечества могут различаться исходными данными, характеризоваться разногласиями, но всегда должны быть жизненным единением. Построение и реализация истинной философской системы, рассматривающей мир как хозяйство, сохранит человеческий род. Эту проблему ставили и пытались решить прагматизм, идеализм, мистицизм, экономический материализм и другие философские течения. Однако они все объединяются в философию хозяйства и представляют человеческий опыт. С.Н. Булгаков смещает акценты проблемы воинствующего экономизма от политэкономии в сторону философии для принятия решений власти и общества, показывает, что только с помощью философии хозяйства можно трансформировать воинствующий экономизм в невоинствующее мировоззрение. Обобщая труды С.Н. Булгакова, следует говорить о сочетании опыта религиозного и опыта логического, и если эту проблему не решить, то шансов выжить человечеству не будет. У России в силу многих предпосылок возможность вступить на путь целостного и гармоничного развития есть.
Принять двухполюсную социально-экономическую систему – значит отвести от человечества угрозу исчезновения. Философия хозяйства, опираясь на аксиомы жизни, продвинет человечество вперед и поднимет его на новый уровень жизни. Эта философская система не исключает индивидуальное мышление, она призывает признать очевидные аксиомы жизни ради спасения самого индивидуума, сохранения его мыслей и приобретения нового опыта. Эта философская система не убивает свободу мысли и творчества, в ней заложены сила внутренней интуиции и глубокое мироощущение. Сегодня господствует социальный детерминизм: предпочитают рассматривать связь науки с политикой, выдвигают проблемы нового социализма и навязывают капиталистическую форму хозяйствования, отрицаются религиозный опыт, т.е. насаждается мировоззрение, ведущее россиян и человечество к гибели. Основная цель, которая ставится в двухполюсной системе российскому классическому государственному устройству, – предоставить каждому члену общества экономическую свободу. Двухполюсная система дает основное методологическое положение истинной философии – гармоничное сочетание опыта религиозного и опыта логического при признании первичности религиозного опыта. Это должно стать основой государственной политики. Человеческая природа сама по себе двойственна и дисгармонична. Она представляет собой смешение двух враждебных начал – добра и зла. Человечество больно грехом, и эта болезнь отравляет всю природу человека. Ныне действующая философия социального детерминизма рассматривает воззрения на нравственную природу человека и природу зла с другой стороны: она настаивает на том, что человек есть воплощение гармонии, равновесия душевных сил и здоровья. На протяжении веков она проповедовала веру в просвещение, и человеческое сознание под ее влиянием не впитывало религиозный опыт. Возрождение, Ренессанс, Просвещение, XVIII в. в особенности настойчиво внушали веру в непогрешимость человеческих идеалов, и корень зла из сердца переместился в разум. Человек уверовал в свое могущество. В XIX–XX вв. произошло усиление роли разума, оно сопровождалось мощным развитием техники. Западная рассудочная философия сделала широкий шаг назад, исказив природу мысли человека. Она обескровила природу сознания, превратив человека в экономически зависимого раба. Современный западный человек, можно смело сказать, перешел в еще более опасную категорию – человека-робота, способного равнодушно нажать пусковую кнопку ядерного оружия.
Западная рассудочная философия Декарта, Спинозы, Канта провозгласила религию человекобожия (человек человеку бог), и ученые стали рассматривать человека только как продукт общественной среды: одни – экономической, другие – социально-политической. О личности, в сущности, перестали думать. Вера в гармонию человеческой природы и возможность решить проблемы развития человеческой личности только через образование и воспитание завело человечество в нравственный тупик и толкает его к гибели. Сегодня, в конце XX в., мы наблюдаем, как идея самосознания и самооправдания через разум и разумное поведение подвели человечество к краху – третьей мировой войне. Мы были свидетелями того, как цинично отдавали приказы об убийствах ни в чем не повинных людей президент США Б. Клинтон и руководство НАТО. Да, они образованны и, по западным меркам, воспитанны. Им присущи гордость, самолюбие, стремление к славе – все, кроме чувства стыда, основного нравственного качества. Поэтому они считают себя вправе решать судьбы других, хладнокровно обрекать людей на гибель. Их жизнь подчинена не духовности, а животным побуждениям, и их животная потребность породила зло. Эти люди из надменных человекобогов в считанные часы стали человекозверями. Поэтому построение истинной философской социально-экономической системы – весьма актуальная задача для России. Благодаря своим масштабным особенностям она способна сбалансировать духовную и социальную сущность общества, укрепить народное хозяйство, поддержать гармоничные отношения с Западом и Востоком и объединить народы России на основе их культуры и колоссальных духовных сил. Этот путь объединения отвечает чаяниям всех народов Великой России и позволяет возродиться российскому обществу.
Сегодня необходимо преодолеть воинствующий экономизм. Надо отметить, что экономическая мысль празднует в России бенефис, и это настораживает, так как экономическая наука развивается не в соответствии с потребностями народного хозяйства и усложняющейся жизни, а находится в крайней точке экономического материализма, в самой его неэффективной фазе – монетаризме. Монетаризм становится духовной составляющей общества, голосуя деньгами или акциями, воинствующий экономизм вытесняет культуру, творчество и подавляет свободу, делая россиян рабами. По словам С.Н. Булгакова, экономический материализм поэтому не может быть просто отвергнут, он должен быть положительно превзойден. Для повышения качества жизни, преодоления воинствующего экономизма и укрепления политической власти следует предусмотреть два бюджета: бюджет развития с торгово-финансовой системой и бюджет жизнеобеспечения с финансовой системой естественного монополизма, при первичности исполнения бюджета жизнеобеспечения. Поэтому главным мерилом российского классического государства в условиях двухполюсной системы в XXI в. станет не богатство и политическая свобода, а экономическая свобода всем гражданам России. Государство в соответствии с данной системой развития объединит отдельные личности в единое целое, и человеческое общежитие обретет возможность согласованной деятельности. Функциональное значение государства сместится в сторону обеспечения гарантированной жизнедеятельности человека, который обретает реальную экономическую и социальную свободу. Государственная власть при этом качественно усиливается, и общество вместо мнимой насильственной и политической стабильности приобретает реальную политическую и социальную стабильность, которая будет способствовать гармоничному развитию общества.
Геополитические интересы России должны строиться на отсутствии врага (или вероятного противника). Это политика истинного мира, и она дает возможность сохранить геополитические интересы России и других стран. Эта политика многополюсного мира, отказа от применения силы в международных спорах. Россия всегда строила свои взаимоотношения с другими странами прежде всего на основе духовных и социально-экономических связей. Материальные блага и сила денег отступают на второй план, культ силы угасает. Применение силы ограничивается защитой достоинства человеческой личности и служит для охраны духовных ценностей и свободы. Утверждается закон человеческой жизни, противоположный культу силы, происходит замена ценностей. Человечество отойдет от страданий и трагизма жизни. Российское общество, опираясь на Русское Православие, на Совет России – внегосударственный и надгосударственный орган и на классическое российское государство, разрывает замкнутое материальное пространство человеческой жизни. Противостояние между духовными ценностями и материальными благами преодолевается в пользу активной составляющей эволюционного развития российского общества, в котором человек создает свою историю через подлинное творчество и через человеческий дух. В двухполюсной системе есть два великих символа социальной жизни людей – символ хлеба, с которым связана сама возможность жизни, и символ свободы, с которой связано достоинство жизни. В двухполюсной системе через труд всех и каждого можно накормить людей, не отнимая свободы. Это то самое соединение хлеба и свободы, о котором мечтали великие русские мыслители. Этот социальный вопрос невозможно реально разрешить бесконечными речами политиков. И даже предоставлением политической свободы всем гражданам. При капиталистической и социалистической формах собственности форма рабства одна: отсутствие свободы личности. В первой из них присутствует формальная свобода, в другой властвует идеология, которая видит в экономике первичную реальность человеческой жизни. Эта идеологическая надстройка убивала свободу личности, дух, совесть, мысль, слово. Сейчас россияне преодолевают последствия тоталитарного капитализма и социализма через творческие процессы жизни, ценой неимоверных усилий, находясь под двойным гнетом прошлого и тяжелого настоящего.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|