Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции государственного управления как основные направления деятельности органов исполнительной власти




1.3 Особенности государственного управления в современной России

Глава 2. Исполнительная власть как субъект государственного управления

Понятие и признаки исполнительной власти как субъекта государственного управления

Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти

Правительство как субъект государственного управления

Значение исполнительных органов власти в государственном управлении

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Государство по природе своей есть организация политической власти и управления. Власть и управление - две основные, неразрывно связанные функции государства. Власть как способность одних групп общества навязывать свою волю всему обществу существовала и существует постольку, поскольку является орудием управления людьми. В основе политического господства повсюду лежало отправление какой-либо общественной должностной функции, и политическое господство оказывалось длительным лишь в том случае, когда оно эту общественную функцию выполняло.

Государственное управление понимается как самая важная функция государства, которую оно должно выполнять в любой экономике Государственное управление стало возможным благодаря централизованной власти, воплощавшей общую волю объединившихся в политический союз (государство) людей. Непосредственными носителями власти выступали группы авторитетных лиц (они же и субъекты управления), которые избирались народом или власть наследовали.

Цель курсовой работы - раскрыть роль и значение исполнительной власти в государственном управлении. В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:

дать теоретическое обоснование государственного управления;

раскрыть понятие и сущность государственного управления;

-рассмотреть функции государственного управления как основные направления деятельности органов исполнительной власти;

-проанализировать особенности государственного управления в современной России;

рассмотреть исполнительную власть как субъект государственного управления;

дать понятие и признаки исполнительной власти как субъекта государственного управления;

раскрыть принципы организации и деятельности органов исполнительной власти;

рассмотреть правительство как субъект государственного управления

проанализировать значение исполнительных органов власти в государственном управлении.

Объект исследования - исполнительная власть в государственном управлении современной России.

Предметом исследования являются функции и возможности исполнительной власти, реализуемы посредством государственного управления в современной России.

Методология и методы проведенного исследования. Методологической базой исследования послужили основные положения теории государственного управления, теории человеческого капитала, новой институциональной теории государства, методы системного анализа, использовались также методы сравнительного анализа, статистико-аналитические и математические модели. Теоретической основой для написания курсовой работы послужили разработки различных школ и направлений науки в области государственного управления и методов управления. Структура и объем курсовой работы. Работа состоит из общей характеристики работы, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе формулируются теоретические обоснования государственного управления, раскрываются функции государственного управления как основные направления деятельности органов исполнительной власти, определяются основные особенности государственного управления в современный период. Во второй главе исполнительная власть рассматривается как субъект государственного управления. В заключении делаются общие выводы.


Глава 1 Теоретическое обоснование государственного управления

 

1.1 Понятие и сущность государственного управления

 

В научной и учебной литературе нет общепризнанного однозначного понимания категории "государственное управление". Известный ученый-государствовед профессор Г.В. Атаманчук определяет его как практическое организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу, Б.Н. Курашвили - как деятельность всего государственного аппарата по регулированию общественных отношений, по управлению как общественными, так и собственными делами.

Ряд авторов определяют понятие "государственное управление" как практическую организующую деятельность государства на основе и во исполнение законов, состоящую в осуществлении исполнительно-распорядительных функций непрерывно действующим аппаратом управления, другие - как организующую, исполнительно-распорядительную деятельность, осуществляемую на основе и во исполнение законов и состоящую в повседневном выполнении функций государства. Последнее определение в отличие от предыдущих, как видим, является более узким, во многом сводит государственное управление к исполнительно-распорядительной деятельности.

Близкую позицию в этом отношении занимает и профессор А.И. Радченко, который дает такое определение: "под государственным или муниципальным управлением понимается деятельность государственного или муниципального исполнительно-распорядительного органа по воздействию на объект управления для его перевода в состояние, необходимое для достижения цели соответствующего территориального образования, посредством принятия решений (правовых актов), организации и контроля исполнения этих решений (актов) и решений (актов) органов законодательной (представительной) власти".

По нашему мнению, государственное управление - специфический тип социального, которое представляет собой воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.

В определении понятия государственного управления должно быть теоретически выражено общее и специфическое, характерное для его сущности как политико-административного воздействия государственных властных институтов на общество. В соответствии с этим подходом можно сформулировать следующую дефиницию: государственное управление- это сознательное воздействие государственных институтов на деятельность общества, его отдельных групп, в котором, реализуются общественные потребности и интересы, общезначимые цели и воля общества.

Близка к данному определению и позиция крупного государствоведа профессора Н.И. Глазуновой, согласно которой "государственное управление - это целенаправленное организующерегулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей".

Во многом схожее определение дается и Г.Л. Купряшиным, по мнению которого "государственное управление - это деятельность по реализации законодательных, исполнительных, судебных и иных властных полномочий государства в целях выполнения его организационно-регулирующих и служебных функций как в обществе в целом, так и в отдельных его частях".

В содержании сформулированного определения понятия зафиксировано единство общего, свойственного социальному управлению - сознательное, целенаправленное воздействие на социум, и специфического для государственного управления: особенный субъект, отличительные его цели, а также - объект управляющего воздействия. Субъект управления - государственные институты - организации специальных групп людей, наделенных необходимыми для управленческих действий властными полномочиями и действующих от имени общества и каждого гражданина на основе установленных правовых норм. Объект государственного управления - общество в целом или его отдельные группы, общественно-политические, экономические, культурные и прочие организации, их деятельность.

Управляющее воздействие государственных институтов - это целенаправленное воздействие на естественное состояние общества в интересах классов и других больших социальных групп, стремление придать ему организованное функционирование в соответствии с установленными нормами, обеспечить его адаптацию к изменяющимся условиям среды, а также возможное его совершенствование и развитие.

Сознательное воздействие на общество и его группы, на отдельных граждан с целью направления их поведения и деятельности в русло общественно политически необходимого и целесообразного - существенная черта государственного управления. По своему содержанию оно многогранно: это - деятельность, ориентированная на достижение разнопорядковых, разнокачественных целей; на организацию общественной системы и сохранение (воспроизводство) существующего состояния общественных отношений; это - перевод управляемого объекта из состояния статичного, традиционного в динамичное, прогрессивное, из малопредсказуемого - в предсказуемое, из остроконфликтного - в ситуацию разрешаемых конфликтов; это - обеспечение условий для расширения свободы общества и личности и т.д.

Так, перед государственным управлением современной России объективно стоят многие задачи глобального социально-политического и экономического характера, а также конкретного план - осуществления оптимальной для страны модернизации. Управление крупными социальными группами - классами и другими общностями, идентифицирующими себя с различными культурами (главным образом с русской православной и мусульманской), группами населения, ориентирующимися на западноевропейские либеральные ценности и приверженными советским социалистическим ценностям, связано с решением комплексных проблем. На первом плане - проблемы сохранения государственного единства.

Подводя итоги вышесказанному, можно выделить следующие свойства, присущие государственному управлению, на которые особое внимание обращает Н.И. Глазунова:

1. Субъект целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий - государство. Характер государственного управления в конкретное историческое время определяется характером, конституционными основами (принципами) развития государства. Государство как мозговой центр дает импульсы - приказы государственному управлению - своего рода "нервной системе" общественного организма.

2. Государственное управление опирается на властные полномочия и представляет собой способ реализации государственной власти, которая распространяется на все общество (и на другие сообщества в рамках проводимой государством международной политики). Законы, иные нормативные правовые требования, устанавливаемые государственной властью - общеобязательны, обеспечиваются авторитетом силы государства.

3. Специфику государственного управления составляют характер и объем охватываемых управлением общественных явлений. В центре государственного управления - решение общих дел, согласование действий всех граждан, защита совместного интереса, удовлетворение потребностей общества, а не отдельных граждан и социальных групп.

4. Комплекс методов и средств государственного воздействия составляют не только правовые, политические, экономические (регулирование, согласование, убеждение, стимулирование и т.д.), но и принуждение с помощью сил правоохранительных государственных органов. Государственная власть и управление в источнике имеют правовую и политическую обусловленность (легитимность), а в реализации - силу госаппарата, обладающего и средствами принуждения.

Заслуживает внимания и высказываемое данным автором положение о том, что в широком смысле государственное управление как система означает непосредственное осуществление государственной власти: принятие политико-государственных решений и их реализацию, контроль за соблюдением в обществе правозаконности и правосудие. Субъектом государственного управления выступают законодательные органы государственной власти, исполнительные органы государственной власти, органы суда и прокуратуры.

Государственное управление - это вместе с тем самоуправление по отношению к самому государству и социальной системе в целом, где действуют и стихийные регуляторы общественных процессов, не охватываемые рациональной деятельностью государства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...