Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из истории становления жанра русского народного хора

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЖАНРА РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРА

Русский народный хор, имеющий древнюю историю, как вид хорового искусства возник из самодеятельного музицирования. Хоро­вое пение издавна*было излюбленной формой массовых развлечений на народных гуляниях и празднествах. Да и не только на народных празд­нествах. Трудовые процессы способствовали коллективному хоровому пению:.на сельских полевых работах, в тяжелом «артельном», в том числе и бурлацком, лямочном труде, на долгих посиделках, за домаш­ней работой. Где бы ни исполнялась хоровая песня, она непосредствен­но выражала раздумья, настроения большой массы людей.

Одной из своеобразных национальных форм общественных гуляний на открытом воздухе издавна стали хороводные игры и песни. Они со­провождались или движением по кругу или театрализованным дейст­вием. Именно эта форма хорового массового исполнения, прежде все­го молодежи, где сочетались и пение, и пляска, и игра, и инструмен­тальное сопровождение, и породила синтезированное искусство рус­ского народного хора.

Хороводы.и игры имели место не только в крестьянском быту, но и в молодежных гуляниях городских окраин, а позднее, в XVIII—XIX ве­ках, и рабочих, фабричных поселков. Ниже мы отметим, как эта фор­ма народных развлечений почти целиком перешла из быта на концерт­ную эстраду.

V Наряду с массовым хоровым пением, особое место в истории хоро­вого исполнительства занимает бытовая песенная «артель» или ан­самбль. Обычно такой ансамбль состоит из спевшихся певцов одной местности.или одной семьи (семейный ансамбль). В них прежде всего объединяются знатоки народной песни и мастера-импровизаторы.

Нередко такие ансамбли достигали совершенного исполнения. До­статочно вспомнить группы певцов Воронежской, Рязанской, Смолен­ской губерний — первых исполнителей хора крестьян, созданного М. Е. Пятницким, и в особенности знаменитую Аринушку Колобаеву с дочерьми, а позднее известный ансамбль Анастасии Лебедевой из села Александровки Чигольского района Воронежской области, пинеж-ских певиц во главе с А. Булановой и многих других.

Многие жанры ^русских песен и могли возникнуть только в группе поющих «артелью». Так, например, протяжная лирическая песня обыч­но исполняется несколькими певцами, многоголосно, она как бы тре­бует широкого, распевного мелодического развертывания и обрамления подголосками. Такие песни по самой своей музыкальной природе пред­полагают хоровое, «артельное» исполнение.

Певческие ансамбли мастеров пения были желанными гостями и на семейных торжествах, сопровождая национальные обряды — свадь-

 

 

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЖАНРА РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРА

Русский народный хор, имеющий древнюю историю, как вид хорового искусства возник из самодеятельного музицирования. Хоро­вое пение издавна*было излюбленной формой массовых развлечений на народных гуляниях и празднествах. Да и не только на народных празд­нествах. Трудовые процессы способствовали коллективному хоровому пению:.на сельских полевых работах, в тяжелом «артельном», в том числе и бурлацком, лямочном труде, на долгих посиделках, за домаш­ней работой. Где бы ни исполнялась хоровая песня, она непосредствен­но выражала раздумья, настроения большой массы людей.

Одной из своеобразных национальных форм общественных гуляний на открытом воздухе издавна стали хороводные игры и песни. Они со­провождались или движением по кругу или театрализованным дейст­вием. Именно эта форма хорового массового исполнения, прежде все­го молодежи, где сочетались и пение, и пляска, и игра, и инструмен­тальное сопровождение, и породила синтезированное искусство рус­ского народного хора.

Хороводы.и игры имели место не только в крестьянском быту, но и в молодежных гуляниях городских окраин, а позднее, в XVIII—XIX ве­ках, и рабочих, фабричных поселков. Ниже мы отметим, как эта фор­ма народных развлечений почти целиком перешла из быта на концерт­ную эстраду.

V Наряду с массовым хоровым пением, особое место в истории хоро­вого исполнительства занимает бытовая песенная «артель» или ан­самбль. Обычно такой ансамбль состоит из спевшихся певцов одной местности.или одной семьи (семейный ансамбль). В них прежде всего объединяются знатоки народной песни и мастера-импровизаторы.

Нередко такие ансамбли достигали совершенного исполнения. До­статочно вспомнить группы певцов Воронежской, Рязанской, Смолен­ской губерний — первых исполнителей хора крестьян, созданного М. Е. Пятницким, и в особенности знаменитую Аринушку Колобаеву с дочерьми, а позднее известный ансамбль Анастасии Лебедевой из села Александровки Чигольского района Воронежской области, пинеж-ских певиц во главе с А. Булановой и многих других.

Многие жанры ^русских песен и могли возникнуть только в группе поющих «артелью». Так, например, протяжная лирическая песня обыч­но исполняется несколькими певцами, многоголосно, она как бы тре­бует широкого, распевного мелодического развертывания и обрамления подголосками. Такие песни по самой своей музыкальной природе пред­полагают хоровое, «артельное» исполнение.

Певческие ансамбли мастеров пения были желанными гостями и на семейных торжествах, сопровождая национальные обряды — свадь-

 

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЖАНРА РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРА

Русский народный хор, имеющий древнюю историю, как вид хорового искусства возник из самодеятельного музицирования. Хоро­вое пение издавна*было излюбленной формой массовых развлечений на народных гуляниях и празднествах. Да и не только на народных празд­нествах. Трудовые процессы способствовали коллективному хоровому пению:.на сельских полевых работах, в тяжелом «артельном», в том числе и бурлацком, лямочном труде, на долгих посиделках, за домаш­ней работой. Где бы ни исполнялась хоровая песня, она непосредствен­но выражала раздумья, настроения большой массы людей.

Одной из своеобразных национальных форм общественных гуляний на открытом воздухе издавна стали хороводные игры и песни. Они со­провождались или движением по кругу или театрализованным дейст­вием. Именно эта форма хорового массового исполнения, прежде все­го молодежи, где сочетались и пение, и пляска, и игра, и инструмен­тальное сопровождение, и породила синтезированное искусство рус­ского народного хора.

Хороводы.и игры имели место не только в крестьянском быту, но и в молодежных гуляниях городских окраин, а позднее, в XVIII—XIX ве­ках, и рабочих, фабричных поселков. Ниже мы отметим, как эта фор­ма народных развлечений почти целиком перешла из быта на концерт­ную эстраду.

V Наряду с массовым хоровым пением, особое место в истории хоро­вого исполнительства занимает бытовая песенная «артель» или ан­самбль. Обычно такой ансамбль состоит из спевшихся певцов одной местности.или одной семьи (семейный ансамбль). В них прежде всего объединяются знатоки народной песни и мастера-импровизаторы.

Нередко такие ансамбли достигали совершенного исполнения. До­статочно вспомнить группы певцов Воронежской, Рязанской, Смолен­ской губерний — первых исполнителей хора крестьян, созданного М. Е. Пятницким, и в особенности знаменитую Аринушку Колобаеву с дочерьми, а позднее известный ансамбль Анастасии Лебедевой из села Александровки Чигольского района Воронежской области, пинеж-ских певиц во главе с А. Булановой и многих других.

Многие жанры ^русских песен и могли возникнуть только в группе поющих «артелью». Так, например, протяжная лирическая песня обыч­но исполняется несколькими певцами, многоголосно, она как бы тре­бует широкого, распевного мелодического развертывания и обрамления подголосками. Такие песни по самой своей музыкальной природе пред­полагают хоровое, «артельное» исполнение.

Певческие ансамбли мастеров пения были желанными гостями и на семейных торжествах, сопровождая национальные обряды — свадь-

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...