Не возвращаясь здесь анализу социальных условии
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Элементы теории политического поля Памяти Жоржа Опта1 Для "политической науки" замалчивание условий, ставящих граждан, причем тем жестче, чем более они обделены экономически и культурно, перед альтернативой либо отказываться от своих прав, прибегая к абсентеизму, либо лишаться прав посредством их делегирования, означает то же, что для экономической науки замалчивание экономических и культурных условий "рационального" экономического поведения. Из опасения натурализации социальных механизмов, которые продуцируют и репродуцируют разрыв между "политически активными" и "политически пассивными агентами"1, и превращения в вечные законы исторических закономерностей, действительных лишь в пределах определенного состояния структуры распределения капитала, и, в частности, культурного капитала, необходимо помещать в основу всякого анализа политической борьбы экономические и социальные детерминанты разделения политического труда. Политическое поле, понимаемое одновременно как поле сил и поле борьбы, направленной на изменение соотношения этих сил, которое определяет структуру поля в каждый данный момент, не есть государство в государстве: влияние на поле внешней необходимости дает о себе знать посредством той связи, которую доверители, в силу своей дифференцированной отдаленности от средств политического производства, поддерживают со своими доверенными лицами2, а также посредством связи, которую эти последние в силу их диспозиций поддерживают со своими организациями. По причине неравного распределения средств производства того или иного в явном виде сформулированного пррпстдв.пения о социальном мире, политическая жизнь может быть описана в логике спроса и предложения: политичейкОЁ__ааде — это место, где в конкурентной борьбе, между агентами, которые оказываются в нее втянутыми, рождается политическая продукци'я"7""проблеыы, программы, анализы, ко.мме.нтарии, концепции,'События,"из которых и должны выбирать обычные граждане, низведенные до положения "потребителей" и тем более рискующие попасть впросак, чем более удалены они от места производства.
Монополия профессионалов Не возвращаясь здесь анализу социальных условии 'Опт, Жорж (Haupt, Georges). 1928-1978. Историк, социолог, учился в Ленинграде и Париже, преподавал в США, был руководителем семинара в Высшей школе социальных наук в Париже; основатель и директор Социалистической библиотеки, руководитель ее коллекции. — Прим. перев. 2 Доверитель — доверенное лицо (raandant — mandataire), лица, связанные друг с другом посредством мандата (cwi mandacum (лат.) — поручение), т.е. контракта, с помощью которого человек, называемый доверителем, дает другому человеку, называемому доверенным лицом, полномочия действовать от его имени. В статье эти юридические термины используются применительно к политически пассивным (доверители) и политически активным (доверенные лица) агентам. - Прим. перев. конституирования социальной и технической компетентности, необходимой для активного участия в "политике"2, следует напомнить, тем не менее, что эффект препятствий морфологического характера (размер политических объединений и численность граждан противодействуют всякой форме прямого управления) в определенной степени допиливается эффектом не владения_э_кономическим-_и_ культурным капиталом. Концентрация политического капитала в руках малого числа людей встречает" тем меньшее сопротивление, и, следовательно, тем более возможна, чем более исчерпывающе простые члены партий лишены материальных и культурных инструментов, необходимых для активного участия в политике, а_ именно свободного времени и культурного капитала.
В силу того, что продуктами^, предлагаемыми политическим полем, являют_ся инструменты восп.Е.иятия и выражения социального мира (или, если угодно, принципов дифференцированного видения деления), распределение мнений среди определенного населения зависит от состояния наличных инструментов восприятия_и_выражения и от ддс_тупа. который имеют к этим инструментам различные группы. Это означает, что политическое поле выполняет функцию своего рода цензуры, ограничивая универсум политического выступления — и, тем самым, универсум политически мыслимого — конечным пространством выступлений, способных быть произведенными и воспроизведенными в пределах политической проблематики как пространства принятия позиций, фактически реализуемых в поле, т. е. социологически возможных, исходя из зак_онов_, регулирующих вхождение в поле. Граница между тем, что является политически выразимым или невыразимым, мыслимым или немыслимым для какого-либо класса непосвященных ^определяетс_я_ч_ер^53 _ отношение между выраженными интересами этого класса __и_ способностью__выразить....э.ти„_интересы, которую ему обеспечивает его позиция в отношениях культурного и, тем самым, политического производства. "Намерение, — замечает Виттенштейн, — воплощается в самой ситуации, в обычаях и человеческих институциях. Если бы не существовало техники игры в шахматы, не могло бы сформироваться мое намерение играть в шахматы. Если я могу заранее замышлять конструкцию какой-s либо фразы, то это потому, что я могу разговаривать на' соответствующем языке"4. Политическая интенция конституируется лишь в соответствии с определенным; состоянием политической игры, точнее, универсума, методов действия и выражения, им предоставляемых в! определенный момент времени. В этом случае, как ив других, переход от имплицитности к эксплицитное™, от субъективного впечатления к. объективному выражению, к публичному проявлению в ходе выступления или коллективной акции конституирует собой акт инспштуционализации и, тем самым, представляет собой форму официального признания, легитимации: неслучайно, как отмечает Бенвенист, все слова, связанные с правом, имеют корень, который означает "говорить". И институция, понимаемая как то, что уже институировано, эксплицировано, производит одновременно эффект содействия и подтверждения законности и в то же время — ограничения и лишения прав. Принимая во внимание, что; по крайней мере, за исключением кризисных периодов, производство политически действенных и
восприятия и выражения__является
соответственно, подчиняется требованиям ограничениям, свойственным функционированию политического поля, мы видим, что последствия цензовой логики, которая фактически управляет доступом к выбору предлагаемых политических продуктов, усиливаются эффектом олигополистической логики, которая управляет их предложением. Монополия производства, предоставленная корпусу профессионалов, т. е. малому числу производственных объединений, в свою очередь контролируемых профессионалами, принуждение, довлеющее над выбором потребителей, которые тем полнее подвержены безусловной преданности известным ярлыкам и безоговорочному делегированию прав своим представителям, чем более они лишены социальной компетентности в политике и инструментов, необходимых для производства политических выступлений и акций, — все это делает рынок политики несомненно одним из наименее свободных__рын-ков. " ~
Путы __рынка,_„тяготеют прежде всего над членами доминируемых классов, у которых нет иного выбора, кроме отказа от прав или самоотд.ечения....в пользу партии, этой перманентной"орУанизацийТ которая должна создавать представление о
всегда стоящего перед опасностью впасть в прерывность атомизированного существования (с уходом в частную жизнь и поиском путей личного спасения) или в ограниченность борьбы за сугубо степени, чем члены доминирующих классов, которые могут удовлетворяться ассоциациями, группами давления или партиями-ассоциациями, испытывают необходимость в партиях, как перманентных организациях, ориентированных на завоевание власти и предлагающих своим активистам и избирателям не толькодоктрину, но и программу идей и действий и требующих, как с^лёдствк[е', глобальной и предвосхищающей приверженности. Как отмечает Маркс в "Нищете философии", зарождение срциадь.но^_^гоуппы_можно отсчитывать с того момента, когда члены ее ^представительных групп начинают бороться не только в защиту экономических интересов доверителей, но и ^в__ защиту и за развитие самой ор_ганиз^ации_^ Но как не видеть, что если существ^оНанйе"'какой-либо перманентной организации, относительно ''независимой""' от' корпоративистских " и 'конъюнктурных интересов, является условием перманентного и чисто политического^ представления 'б"Т<лассе, то она же содержит в себе угрозу лишения прав для "любых" рядовых членов класс_а? Антиномия ""установленного революционного порядка", как говорил Бакунин, совершенно совпадает с антиномией реформаторской церкви, как ее описывает Трельч. Fides implicita, полное и глобальное делегирование полномочий, посредством которого самые обездоленные массово предоставляют выбранной ими партии своего рода неограниченный кредит, позволяет свободно развиваться механизмам, стремящимся лишить их всякого контроля над аппаратом. В результате это приводит к тому, что, по странной иронии, концентрация политического капитала нигде не противоположного случая
бывает._..._ __._ _............. "намеренного (и'~~'йал"овероятного) вмешательства, как в партиях, которые ставят своей целью борьбу против концентрации за исключением столь высокой, экономическр.г.о_кадитала. Доминирующие лица в партии, чьи интересы так или иначе связаны с существованием и устойчивостью этой институции и со специфическими прибылями, которые она обеспечивает, находят в.свободе, предоставляемой им монополией на производство и навязывание институционализированных политических интересов, .возможность _под видом.интересов своих.доверителей выставлять^_сври интересы._д.оверенных__диц_ При этом ничто не может служить полным доказательством, что таким образом"универсализированные и облеченные в плебисцитную форму интересы доверенных лиц не совпадают _ с невыраженными интересами^ _дрв..авиделей^, поскольку первые обладают монополией _на инструменты пр.оизводс.тв.а...... политических (т. ~ё. политически выраженных и признанных) интересов вторых. В бунте против двойного бессилия — перед политикой, всеми предлагаемыми ею чисто серийными мероприятиями, и перед политическим аппаратом — коренится не что иное, как форма активного абсентеизма, иначе говоря, аполитичность, которая зачастую принимает форму антипарламентаризма и может _обернуться__ __любыми формами
.бонапартизма^, буланжизма_ и голлизма, в основе своей являясь неприятием монополии политиков и политическим эквивалентом тому, чем в прежние времена было религиозное восстание против монополии священнослужителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|