Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Не возвращаясь здесь анализу социальных условии




Элементы теории политического поля

Памяти Жоржа Опта1

Для "политической науки" замалчивание условий, ставящих граждан, причем тем жестче, чем более они обделены экономически и культурно, перед альтернативой либо отказываться от своих прав, прибегая к абсентеизму, либо лишаться прав посредством их делегирования, означает то же, что для экономической науки замалчивание экономических и культурных условий "рационального" экономического поведения. Из опасения натурализации социальных механизмов, которые продуцируют и репродуцируют разрыв между "политически активными" и "политически пассивными агентами"1, и превращения в вечные законы исторических закономерностей, действительных лишь в пределах определенного состояния структуры распределения капитала, и, в частности, культурного капитала, необходимо помещать в основу всякого анализа политической борьбы экономические и социальные детерминанты разделения политического труда. Политическое поле, понимаемое одновременно как поле сил и поле борьбы, направленной на изменение соотношения этих сил, которое определяет структуру поля в каждый данный момент, не есть государство в государстве: влияние на поле внешней необходимости дает о себе знать посредством той связи, которую доверители, в силу своей дифференцированной отдаленности от средств политического производства, поддерживают со своими доверенными лицами2, а также посредством связи, которую эти последние в силу их диспозиций поддерживают со своими организациями. По причине неравного распределения средств производства того или иного в явном виде сформулированного пррпстдв.пения о социальном мире, политическая жизнь может быть описана в логике спроса и предложения: политичейкОЁ__ааде — это место, где в конкурентной борьбе, между агентами, которые оказываются в нее втянутыми, рождается политическая продукци'я"7""проблеыы, программы, анализы, ко.мме.нтарии, концепции,'События,"из которых и должны выбирать обычные граждане, низведенные до положения "потребителей" и тем более рискующие попасть впросак, чем более удалены они от места производства.

Монополия профессионалов

Не возвращаясь здесь анализу социальных условии

'Опт, Жорж (Haupt, Georges). 1928-1978. Историк, социолог, учился в Ленинграде и Париже, преподавал в США, был руководителем семинара в Высшей школе социальных наук в Париже;

основатель и директор Социалистической библиотеки, руководитель ее коллекции. — Прим. перев.

2 Доверитель — доверенное лицо (raandant — mandataire), лица, связанные друг с другом посредством мандата (cwi mandacum (лат.) — поручение), т.е. контракта, с помощью которого человек, называемый доверителем, дает другому человеку, называемому доверенным лицом, полномочия действовать от его имени. В статье эти юридические термины используются применительно к политически пассивным (доверители) и политически активным (доверенные лица) агентам. - Прим. перев.


конституирования социальной и технической компетентности, необходимой для активного участия в "политике"2, следует напомнить, тем не менее, что эффект препятствий морфологического характера (размер политических объединений и численность граждан противодействуют всякой форме прямого управления) в определенной степени допиливается эффектом не владения_э_кономическим-_и_ культурным капиталом. Концентрация политического капитала в руках малого чис­ла людей встречает" тем меньшее сопротивление, и, следовательно, тем более возможна, чем более исчерпывающе простые члены партий лишены материальных и культурных инструментов, необходимых для активного участия в политике, а_ именно свободного времени и культурного капитала.

В силу того, что продуктами^, предлагаемыми политическим полем, являют_ся инструменты восп.Е.иятия и выражения социального мира (или, если угодно, принципов дифференцированного видения деления), распределение мнений среди определенного населения зависит от со­стояния наличных инструментов восприятия_и_выражения и от ддс_тупа. который имеют к этим инструментам различные группы. Это означает, что политическое поле выполняет функцию своего рода цензуры, ограничивая универсум политического выступления — и, тем самым, универсум политически мыслимого — конечным пространством выступлений, способных быть произведенными и воспроизведенными в пределах политической проблематики как пространства принятия позиций, фактически реализуемых в поле, т. е. социологически воз­можных, исходя из зак_онов_, регулирующих вхождение в поле. Граница между тем, что является политически выразимым или невыразимым, мыслимым или немыслимым для какого-либо класса непосвященных ^определяетс_я_ч_ер^53 _ отношение между выраженными интересами этого класса __и_ способностью__выразить....э.ти„_интересы, которую ему обеспечивает его позиция в отношениях культурного и, тем самым, политического производства. "Намерение, — замечает Виттенштейн, — воплощается в самой ситуации, в обычаях и человеческих институциях. Если бы не существовало техники игры в шахматы, не могло бы сформироваться мое намерение играть в шахматы. Если я могу заранее замышлять конструкцию какой-s либо фразы, то это потому, что я могу разговаривать на' соответствующем языке"4. Политическая интенция конституируется лишь в соответствии с определенным; состоянием политической игры, точнее, универсума, методов действия и выражения, им предоставляемых в! определенный момент времени. В этом случае, как ив других, переход от имплицитности к эксплицитное™, от субъективного впечатления к. объективному выражению, к публичному проявлению в ходе выступления или коллективной акции конституирует собой акт инспштуционализации и, тем самым, представляет собой форму официального признания, легитимации: неслучайно, как отмечает Бенвенист, все слова, связанные с правом, имеют корень, который означает "говорить". И институция, понимаемая как то, что уже институировано, эксплицировано, производит одновременно эффект содействия и подтверждения законности и в то же время — ограничения и лишения прав. Принимая во внимание, что; по крайней мере, за исключением кризисных периодов, производство политически действенных и


восприятия и выражения__является

легитимных
форм
монополией и

соответственно, подчиняется требованиям ограничениям, свойственным функционированию политического поля, мы видим, что последствия цензовой логики, которая фактически управляет доступом к выбору предлагаемых политических продуктов, усиливаются эффектом олигополистической логики, которая управляет их предложением. Монополия производства, предоставленная корпусу профессионалов, т. е. малому числу производственных объединений, в свою очередь контролируемых профессионалами, принуждение, довлеющее над выбором потребителей, которые тем полнее подвержены безусловной преданности известным ярлыкам и безоговорочному делегированию прав своим представителям, чем более они лишены социальной компетентности в политике и инструментов, необходимых для производства политических выступлений и акций, — все это делает рынок политики несомненно одним из наименее свободных__рын-ков. " ~

JrooSe ссионалов и,

Путы __рынка,_„тяготеют прежде всего над членами доминируемых

классов, у которых нет иного выбора, кроме отказа от прав или

самоотд.ечения....в пользу партии, этой перманентной"орУанизацийТ

которая должна создавать представление о

непрерывности класса,-"

всегда

стоящего перед опасностью впасть в прерывность атомизированного существования (с уходом в частную жизнь и поиском путей личного спасения) или в ограниченность борьбы за сугубо

степени, чем члены доминирующих классов, которые могут удовлетворяться ассоциациями, группами давления или партиями-ассоциациями, испытывают необходимость в партиях, как перманентных организациях, ориентированных на завоевание власти и предлагающих своим активистам и избирателям не толькодоктрину, но и программу идей и действий и требующих, как с^лёдствк[е', глобальной и предвосхищающей приверженности. Как отмечает Маркс в "Нищете философии", зарождение срциадь.но^_^гоуппы_можно отсчитывать с того момента, когда члены ее ^представительных групп начинают бороться не только в защиту экономических интересов доверителей, но и ^в__ защиту и за развитие самой ор_ганиз^ации_^ Но как не видеть, что если существ^оНанйе"'какой-либо перманентной организации, относительно ''независимой""' от' корпоративистских " и 'конъюнктурных интересов, является условием перманентного и чисто политического^ представления 'б"Т<лассе, то она же содержит в себе угрозу лишения прав для "любых" рядовых членов класс_а? Антиномия ""установленного революционного порядка", как говорил Бакунин, совершенно совпадает с антиномией реформаторской церкви, как ее описывает Трельч. Fides implicita, полное и глобальное делегирование полномочий, посредством которого самые обездоленные массово предоставляют выбранной ими партии своего рода неограниченный кредит, позволяет свободно развиваться механизмам, стремящимся лишить их всякого контроля над аппаратом. В результате это приводит к тому, что, по странной иронии, концентрация политического капитала нигде не противоположного случая

бывает._..._ __._ _.............

"намеренного (и'~~'йал"овероятного) вмешательства, как в партиях, которые ставят своей целью борьбу против концентрации

за исключением

столь высокой,


экономическр.г.о_кадитала.

Доминирующие лица в партии, чьи интересы так или иначе связаны с существованием и устойчивостью этой институции и со специфическими прибылями, которые она обеспечивает, находят в.свободе, предоставляемой им монополией на производство и навязывание институционализированных политических интересов,

.возможность _под видом.интересов своих.доверителей выставлять^_сври интересы._д.оверенных__диц_ При этом ничто не может служить полным доказательством, что таким образом"универсализированные и облечен­ные в плебисцитную форму интересы доверенных лиц не совпадают _ с невыраженными интересами^ _дрв..авиделей^, поскольку первые обладают монополией _на инструменты пр.оизводс.тв.а...... политических (т. ~ё.

политически выраженных и признанных) интересов вторых. В бунте против двойного бессилия — перед политикой, всеми предлагаемыми ею чисто серийными мероприятиями, и перед политическим аппаратом — коренится не что иное, как форма активного абсентеизма, иначе говоря, аполитичность, которая зачастую принимает форму антипарламентаризма и может _обернуться__ __любыми формами

.бонапартизма^, буланжизма_ и голлизма, в основе своей являясь неприятием монополии политиков и политическим эквивалентом тому, чем в прежние времена было религиозное восстание против монополии священнослужителей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...