Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Полномочия президента России в области внешней политики




 

Следует отметить, что на всём протяжении своей истории Российское государство уделяло особое внимание внешней политике. Такое положение было обусловлено рядом факторов, связанных с собой ролью России в мире, с возлагаемыми на неё, с одной стороны, надеждами, а с другой - с необходимостью проводить гибкую дипломатию в отношениях с потенциальными противниками и быть готовой к возможному отражению агрессии.

Нынешний период развития Российского государства не является в этом плане исключением. Будучи преемником СССР и оставаясь по своему статусу великой державой, Российская Федерация проводит внешнюю политику в существенной степени обновлённую, соответствующую как национальным интересам, так и интересам международного сообщества в наступившем XXI столетии. Соответственно этому, Российское государство в современных условиях осуществляет такие внешние функции как обеспечение мира и поддержание мирового порядка; оборона страны; взаимовыгодное сотрудничество с другими странами; сотрудничество с другими странами в разрешении глобальных проблем современности. Указанные функции представляют основные направления деятельности Российского государства на международной арене; в них находит проявление социальное назначение государства. Через призму данных функций реализуются приоритетные цели и задачи внешней политики России, включая и такие как сотрудничества и укрепление связей со странами СНГ, широкое привлечение иностранных инвестиций в национальную экономику.

Процесс осуществления внешних функций государства предполагает наличие соответствующего механизма. Механизм осуществления внешних функций Российского государства включает в себя разнородные по своим задачам, правовому статусу, организации и другим признакам, но, одновременно, взаимосвязанные и взаимодействующие между собой элементы. Президент РФ занимает особое место в этом механизме. В соответствии с Конституцией РФ, он осуществляет руководство внешней политикой страны и как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях.

С учётом конституционных положений, исходя из направленности и форм осуществления Президентом РФ своих полномочий во внешнеполитической сфере, правомерно выделить следующие группы его полномочий в области осуществления внешних функций Российского государства: 1) по определению основных направлений российской внешней политики; 2) по представлению России в международных отношениях; 3) в области обороны страны. Характер данных полномочий, их круг и содержание- определяются особой ролью Президента в государственном механизме.

Вместе с тем, это не означает, что внешнеполитические полномочия главы Российского государства носят абсолютный характер. Он призван осуществлять руководство внешней политикой, вступая во взаимоотношения с другими органами государственной власти на основе общих конституционных принципов - разделения властей, верховенства закона, конституционной ответственности. Президент РФ в своей внешнеполитической деятельности нуждается в морально-политической и материальной поддержке Федерального Собрания.

Внешние функции Российского государства представляют собой основные направления деятельности Президента РФ на международной арене, отражают его социально-классовую сущность, в которой проявляются как новые реалии международной и внутригосударственной жизни, так и преемственность внешней политики бывшего СССР, продолжателем которого выступает Россия. Российское государство на современном этапе развития осуществляет такие внешние функции как обеспечение мира и поддержание мирового порядка; оборона страны; взаимовыгодное сотрудничество с другими странами; сотрудничество с другими странами в разрешении глобальных проблем современности. Через призму указанных внешних функций реализуются приоритетные цели и задачи Российской внешней политики, включая такие как развитие связей и укрепление сотрудничества со странами СНГ, широкое привлечение иностранных инвестиций в национальную экономику.

Механизм осуществления внешних функций Российского государства отличается сложной структурой находящихся в отношениях взаимосвязи и взаимодействия составляющих элементов. Особое место в рассматриваемом механизме занимает Президент РФ, который в соответствии с закреплёнными в Конституции РФ и федеральном законодательстве полномочиями, возглавляет данный механизм и координирует работу его звеньев.

Внешнеполитическая деятельность главы Российского государства основывается на общих принципах разделения властей, верховенства закона, конституционной ответственности, а также на специальных принципах единства внешней политики и поддержки внешнеполитического курса гражданским обществом. В целях совершенствования работы возглавляемого Президентом РФ механизма осуществления внешних функций Российского государства необходимы меры, направленные на активизацию внешнеполитической деятельности и повышение самостоятельности Правительства РФ, развитие научной составляющей данного механизма.


Заключение

 

В результате проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:

Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации - это закрепляемая нормами Конституции РФ и иных актов устойчивая и вместе с тем динамичная система элементов, выражающих правовую личность Президента, его положение в государстве, обществе относительно других субъектов права.

Полномочия Президента РФ целесообразно классифицировать по основанию их доминирующей связанности с конкретными функциями Президента РФ.

Проведённое исследование позволяет прийти к выводу о сложном и многогранном характере деятельности Президента РФ и возглавляемого им механизма по осуществлению внешних функций Российского государства. Анализ теоретических основ такого рода деятельности предполагает учёт взаимосвязи новых тенденций и перспектив развития Российской государственности и международной жизни в контексте динамично обновляющегося и, одновременно, носящего отпечаток преемственности Российского внешнеполитического курса. В этой связи правомерно вести речь об актуальности проведённого исследования полномочий Президента Российской Федерации в осуществлении внешних функций Российского государства.

Внешнеполитические полномочия Президента РФ подразделяются: 1) по определению основных направлений российской внешней политики; 2) по представлению России в международных отношениях; 3) в области обороны страны.

Полномочия Президента РФ в сфере обороны страны, будучи тесно связаны с иными внешнеполитическими полномочиями главы Российского государства, обладают спецификой. Они подвержены более жёсткому и детальному правовому регулированию, основываются, наряду с общими конституционными принципами, также на таких специальных принципах, как единство политического и военного руководства, подконтрольность военных структур главе государства, централизация государственного управления Вооружёнными Силами РФ; полномочия, связанные с применением мер по отражению агрессии или ликвидации её непосредственной угрозы, носят временный характер.


Список использованной литературы

 

1.  Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // РГ. 1993. - 25 дек.

2. Концепция внешней политики Российской Федерации //Международное право. - International law. -M.: 2001. №1. С.433

.   Постановление Конституционного Суда РФ от 06.07.99 № 10-П «По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции РФ» // СЗ РФ 1999, № 29, ст. 3773

.   Федеральный закон «О выборах Президента РФ» № 19-ФЗ от 10.01.2003 г.

.   Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

.   Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 1919.

.   Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215;

.   Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2710.

.   Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 3-е изд., с изм. и доп. М.: НОРМА (Издательская группа "НОРМА-ИНФРА-М"), 2001.

.   Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2004;

.   Президент - Правительство - исполнительная власть: Российская модель /Под ред. Шаблинского И. - М., 1997. - 68 с.

.   Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации /Под ред. Эбзеева Б.С. - Саратов, 2000. - 184 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...