Общая характеристика социологической концепции П. Бурдье
Стр 1 из 20Следующая ⇒ Пьер Бурдье. Социология политики Москва.: Socio-logos, 1993 Оглавление ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОАНАЛИЗ ПЬЕРА БУРДЬЕ.. 1 Д. Шматке обращение К РУССКОМУ ЧИТАТЕЛЮ... 13 ФИЗИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВА: проникновение и присвоение. 14 СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ГЕНЕЗИС "КЛАССОВ". 26 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ И КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ.. 55 ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ. 93 ДЕЛЕГИРОВАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕТИШИЗМ... 135 МЕРТВЫЙ ХВАТАЕТ ЖИВОГО Об отношениях между историей овеществленной и историей инкорпорированной. 154 ПОЛИТИЧЕСКИЙ МОНОПОЛИЗМ И СИМВОЛИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ.. 184
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОАНАЛИЗ ПЬЕРА БУРДЬЕ Пьер Бурдье (1930 г. р.) — один из крупнейших французских социологов нашего времени. Его профессиональная биография складывалась как постепенное восхождение к вершинам социологического Олимпа, к широкому его признанию научной общественностью и формированию отдельного социологического течения, называемого "школой Бурдье". Закончив в 1955 г. Высшую педагогическую школу (Ecole normale supérieure) по специальности "философия" (учителями Бурдье были Альтюссер и Фуко), он начал преподавать философию в лицее небольшого города Мулен, но в 1958 г. уехал в Алжир, где продолжил преподавательскую работу и начал исследования как социолог. Именно Алжиру, алжирским трудящимся и мелким предпринимателям посвящены его первые опубликованные социологические труды: "Социология Алжира" (1961), "Труд и трудящиеся β Алжире" (1964). Затем последовал переезд вначале в Лилль, а потом в Париж, где в 1964 г. Бурдье стал директором-исследователем в Высшей практической исследовательской школе (Ecole pratique de hautes études}. В 1975 г. он основал и возглавил Центр европейской социологии, имеющий обширные международные научные контакты и программы, а также журнал "Ученые труды в социальных науках" ("Actes de la recherche en sciences sociales"), который в настоящее время является, наряду с ФранЦузским социологическим журналом ("Revue française de sociologie"), одним из ведущих социологических журналов Франции.
==7 Важнейшим этапом на пути признания заслуг Пьера Бурдье стало его избрание в 1981 г. действительным членом Французской академии и получение им почетного поста заведующего кафедрой социологии в Коллеж де Франс. В настоящее время Бурдье является автором 26 монографий и многих десятков статей, опубликованных в крупнейших научных журналах Франции и других стран. Его работы переводятся на все европейские языки и имеют широкий резонанс в международ ном научном сообществе. Общая характеристика социологической концепции П. Бурдье Социология Пьера Бурдье носит глубоко критич ный и рефлексивный характер. Его диалектичное и πϋ рой парадоксальное мышление направлено на критику не только социальной или политической реальносп переживаемого периода, но и на саму социологию Kaï инструмент познания социального мира. Именно поэ тому в работах Бурдье большое место занимает социоло гая социологии. Начиная со своих первых книг: "Социология Алжира" ["Sociologie de l'Algérie"} (1961) "Педагогическое отношение и коммуникация" ["Rappof pédagogique et Commumcaiion"}(l965), "Ремесло социоло га" ["Le Métier de sociologue"} (1968) и кончая одной и последних - "Ответы" {"Réponses"} (1992), Пьер Бурды постоянно анализирует онтологический и социальные статус социологии в современном обществе, свободу ι предопределенность в выборе предмета и объекта исследований, независимость и политическую ангажированность социологов. ==8 Обращая внимание социологов на необходимость применения социологического анализа к самой социологии как одной из областей социального универсума, подчиненной тем же законам, что и любая другая область, Бурдье отмечает, что деятельность социолога направляется не одними лишь целями познания, но и борьбой за собственное положение в научной среде. "Значительная часть социологических ортодоксальных работ, — пишет он, — обязана своим непосредственным социальным успехом тому факту, что они отвечали господствующему заказу, часто сводящемуся к заказу на инструменты рационализации управления и доминирования или к заказу на "научную" легитимацию спонтанной социологии господствующих."*
Для Бурдье характерно глубокое пренебрежение междисциплинарным делением, накладывающим ограничения как на предмет исследования, так и на применяемые методы. В его исследованиях сочетаются подходы и приемы из области антропологии, истории, лингвистики, политических наук, философии, эстетики, которые он плодотворно применяет к изучению таких разнообразных социологических объектов как: крестьянство, искусство, безработица, система образования, право, наука, литература, брачно-родственные союзы, классы, религия, политика, спорт, язык, жилище, интеллектуалы и государственная "верхушка" и т. д. Когда проводят границу между эмпирической социологией и теоретической, то обычно говорят, что эмпирическая социология изучает реальные факты и явления, интерпретируемые в рамках абстрактной модели, которая и является теоретической социологией. __________ Bourdieu Р. Choses dites. Paris: Minuit, 1987. P. 61. ==9 Эмпирическая социология, базируясь на конкретных данных, a priori интегрирована в наблюдаемую ею социальную реальность, тогда как теоретическая социология в своих рассуждениях старается встать на некую объективную "сверхрефлексивную" позицию, расположенную как бы над обществом. Подобное деление на эмпирическую и теоретическую социологию абсолютно неприменимо к работам Бурдье. Отвергая "непрактическую", невовлеченную в социальную жизнь стратегию теоретического исследования как "наблюдения за наблюдателем", автор выстраивает свои работы как человек, чьи интересы инвестированы в действительность, которую он изучает. Поэтому главное для Бурдье — зафиксировать результат, произведенный ситуацией наблюдения на само наблюдение. Это означает решительный разрыв с традицией, утверждающей, что теоретику "нечего делать с социальной действительностью, кроме как объяснять ее"*.
Отход от подобной "неинвестированной в социальную жизнь" стратегии исследования означает, во-первых, экспликацию того обстоятельства, что социолог не может занимать некую уникальную, выделенную позицию, с которой ему "видно все" и весь интерес которой сводится только к социологическому объяснению; во-вторых, социолог должен перейти от внешнего (теоретического) и незаинтересованного понимания практики агентов к пониманию практическому и непосредственно заинтересованному. "Социолог противостоит доксософу тем, что ставит под сомнение вещи, кажущиеся очевидными... Это глубоко шокирует доксософов, которые видят политиче __________ Ibid. P. 75-76. ==10 скую предвзятость в факте отказа от подчинения, глубоко политического, выражающегося в бессознательном принятии общих мест в аристотелевском смысле слова: понятий или тезисов, которыми аргументируют, но о которых не спорят."* Логика исследований Бурдье в корне противоположна чистому теоретизированию: как "практический" социолог и социальный критик он ратует за практическую мысль в противовес "чистой" мысли или "теоретической теории". Он неоднократно подчеркивает в своих книгах, что теоретические определения не имеют сами по себе никакой ценности, если их нельзя заставить работать в эмпирическом исследовании.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|